размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 25

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.25:1-12Фест, прибыв в область, через три дня отправился из Кесарии в Иерусалим. Тогда первосвященник и знатнейшие из Иудеев явились к нему с жалобою на Павла и убеждали его, прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и злоумышляли убить его на дороге. Но Фест отвечал, что Павел содержится в Кесарии под стражею и что он сам скоро отправится туда. Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его. Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, возвратился в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, повелел привести Павла. Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря. Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом? Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься. Вот ясное и открытое показание: я, говорит Павел, соблюл себя чистым во всем, не согрешил ни против Бога, ни против закона, ни против человека, ни против церкви (храма), то есть я никогда не бесчестил храмов иудейских, построенных из камней, хотя знаю и проповедую, что Бог живет не в рукотворенных храмах; также никогда не оскорблял совести иудеев поношением их иерея, хотя более уже не внемлю и архиереям иудейским. Хочу идти в Рим к кесарю и там принять суд. Требую, говорит, этого от тебя.

[И.Л. – Проповедник должен очень много знать и постоянно учиться, в первую очередь исключительно хорошо знать Священное Писание, т.е. Ветхий завет и Новый завет, почти на память; исключительно хорошо знать толкование Священного Писания по святым отцам, и лучше всего запомнить толкование по блаженному Феофилакту; очень хорошо знать все каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов; разбираться во всех современных религиях, и особенно тех, с представителями которых приходится беседовать; быть в курсе основных мировых событий и знать их трактовку по Священному Писанию. Для отъезжающего на миссионерский труд нужно быть хорошим врачом, земледельцем, строителем и портным. И только после этого, если не вслух, то перед Богом ты можешь сказать относительно своей проповеди:  знаю и проповедую. Не случайно, во времена, когда молодой Савл сидел у ног Гамалиила, в тогдашнем университете изучалась одна дисциплина: богословие. Если они проходили какое-либо место Писания, где духовное сравнивается с видимым, телесным, то это телесное ученик должен был знать так, как знает учитель. Пс.88:38 – «Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах». Чтоб узнать твердость луны, человечество потратило три тысячи лет, прежде чем получило образцы лунной поверхности. И теперь мы можем подтвердить верность Божию, верность в Его обетованиях и относительно нашего спасения – оно твердо как луна. Изучив это ты можешь сказать: знаю и проповедую. И так во всяком деле.]

Деян.25:13-15 – Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Агриппа был или наместником царя в провинциях восточных и потому назывался царем, или, быть может, он был и сам царем на востоке, тогда как Нерон владычествовал на западе и имел резиденцию в Риме. Название «кесарь» по-римски будет значить «император»; так как все римские императоры, пока были императорами, назывались кесарями; однакож, названия эти не были собственными их именами. Да и Ирод был наместником царя, поэтому и сам назывался царем.

Деян.25:16-18Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека. Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал. Итак, ясно, что Пилат, выдав Иисуса иудеям, сделал это с злодейскою целию; так как он и суд Божий, и закон римский презрел для того, чтобы, предав кровь неповинную на смерть, угодить убийцам, хотя за такой противозаконный поступок и подвергался ответственности пред императором римским, который и послал его начальником в пределы Иерусалима. Клеветники возводили на него обвинение, но не доказали его; потому что их клевета и дерзость казались подозрительными, а разбирательство дела не подтвердило ничего.

Деян.25:19-24Но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Затрудняясь в решении этого вопроса, я сказал: хочет ли он идти в Иерусалим и там быть судимым в этом? Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю. Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел. И сказал Фест: царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого всё множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить. Естественно говорит: о некоем Иисусе, так как был человек со властию и не обращал внимания на Господа. Разбор такого дела поставил в недоумение судию; так как дело было выше его понимания.

Деян.25:25-27 – Но я нашел, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его к нему. Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать. Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него. Августом, равно как и кесарем, называет императора; его же называет и господином. Наконец сам судия свидетельствует о Павле, что он был невинен; однако, он не освободил Павла. Господь устроил, что Павел нарек кесаря (а нарекших кесаря необходимо было посылать в Рим), чтобы исполнилось предсказание самого Павла (19:21). Наблюдай, как Павел, оставив всё: и родителей, и воспитателей – приходит в Рим чистым от всякого подозрения.