размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 4

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.4:1 – Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. Сим учит нас, что после крещения особенно надобно ожидать искушений. Отводится Духом Святым: ибо Он ничего не делал без Духа. Отводится же именно в пустыню, дабы показать нам, что диавол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и без помощи других. Посему нам не должно оставаться без совета и полагаться только на себя.

Диавол называется так, т.е. клеветником, потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал ему: Бог завидует вам. Он и ныне клевещет на добродетель.

Мф.4:2 – И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Постится, дабы показать, что пост есть такое же сильное оружие против искушений и диавола, как пресыщение служит источником всякого греха. Постится столько времени, сколько Моисей и Илия; а если бы – больше, то воплощение Его показалось бы призрачным. Когда уступил природе, тогда и взалкал, дабы алканием дать случай диаволу подступить к Себе и сразиться с Собою, и таким образом поразить его и низложить, а нам даровать победу.

Мф.4:3 – И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Слышал этот разбойник голос с неба: сей есть Сын Мой, – но вот видит, что он взалкал, и недоумевает, как может алкать Сын Божий. Почему, желая удостовериться, искушает Его. Словами «если Ты Сын Божий», он льстит Ему, надеясь тем что-нибудь выкрасть у Него. Знай, что послушаться диавола, в чем бы то ни было, грех. Притом диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба. Посему Христос и не послушал его.

Мф.4:4 – Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Это свидетельство заимствовано из Ветхого Завета. Именно так говорит Моисей. И евреи питались манною не как обыкновенным хлебом: так как она, по слову Господню, удовлетворяла всякой нужде их и заменяла всё, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли хотел иудей, яйца ли, сыра ли, молока ли, мяса ли – манна удовлетворяла всякое требование вкуса его.

[И.Л. – «Всяким словом» Священного Писания от Бытия до Откровения – так должны понимать новозаветные люди. Библия – это животворящий источник жизни, вдохновения, спасения, это ответ на все наши вопросы по вкусу каждого человека, любого состояния, возраста, эпохи. На каждом богослужении священник обязан выходить с Библией в руках перед народом, иначе, по Слову Божию и толкованию святых отцов, его нужно называть не учитель, а губитель. Иоанн Златоуст говорит, что если ты был в церкви и ничему не научился, т.е. если не было живой вдохновенной проповеди о Спасителе, ты напрасно ходил в церковь. И когда придешь из храма, то не спеши сесть за стол, но сначала напитай домашних тем, чем накормил тебя пастырь в доме Божием, перескажи им его проповедь. «Всяким словом» – это значит 77 книг полной Библии, это 1526 страниц, это 96 часов спокойного медленного чтения. Если человек приобретает специальность за пять лет, то, чтобы стать христианином, оправдать полученное в крещении звание, нам не хватит и тысячи жизней. Иис.Нав.1:8 – «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Мудрые кулинары могут приготовить изысканные яства для самых знатных людей. Духовную пищу приготовляют стоя на коленях перед Автором Библии, прося у Него откровения, умения разрешить таинственный смысл Божественного Писания. Не только пастыри, но и все, живущие на земле, поддерживают жизнь в себе разнообразным питанием, витаминами, тем более бессмертная душа нуждается в разнообразной пище. Она должна знать, как поступить в любой ситуации и как защитить истинную веру. Какое горе ждет того, кто не может защитить истинность веры Христовой и этим приносит вред всей церкви, как говорит Афанасий Великий, патриарх Александрийский. Приготовлять пищу, пусть даже самую простую, должен уметь каждый. Каждый христианин, чтобы сохранить свою жизнь, должен знать Священное Писание всё, а не выборочно. Через Слово Божие мы познаем волю Творца. Иоанн Златоуст говорит, что если ты не читаешь Библию, ты не знаешь волю Создателя, а не зная Его законы, ты поневоле нарушаешь их, а нарушая заповеди Божии, ты погибаешь – и это всё от того, что ты не читаешь Священное Писание.]

Мф.4:5 – Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма. Это была боковая, выдавшаяся часть храма, представлявшаяся крылом.

Мф.4:6 – И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Словами «если Ты Сын Божий» хочет возбудить тщеславие. Я не верю голосу с неба, как бы так он говорит, покажи мне, Сын ли Ты Божий. Проклятый! Неужели потому, что Он Сын Божий, Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно низвергнуть беснующихся, а Богу – спасать. А то, что написано: на руках понесут Тебя, написано не о Христе, но о святых, которые нуждаются в Ангельской помощи. Христос же, как Бог, не нуждается в ней.

Мф.4:7 – Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Христос кротко отражает его, научая и нас побеждать демонов кротостью и смирением.

Мф.4:8-9 – Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Диавол явился Ему в чувственном виде, посему чувственно же показывал Ему с горы и все царства, подставляя их пред очами Его в призраке. По своей гордости он признает мир своею собственностью. Так и ныне он говорит любостяжательным, что они, поклоняясь ему, будут иметь все это.

Мф.4:10 – Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе то, что принадлежит единому Богу, и говорит: всё это дам Тебе, будто свое собственное. Познай отсюда, как полезно Писание: Господь им заградил уста врагу.

[И.Л. – В эти три искушения диавол вложил все соблазны мира: чрево, чудо и авторитет. Спаситель каждый раз отвечает текстами Священного Писания. Ни на одно слово Христа, сказанное из Библии, диавол не дает ни одного слова возражения. Почему? Если змей всё еще сомневается, кто перед ним – действительно ли воплотившийся Сын Божий, и это сомнение разрешится только при распятии и воскресении, то относительно Слова Божия противник неба уверен, что Иисус из Назарета, плотник и сын Марии, приводит слова Того, Кто сбросил его с неба, Кто лишил его звания херувима осеняющего. В каждом слове Божием враг видит Автора этих слов, чувствует Его присутствие и не выказывает никакого сомнения относительно истинности этих изречений. Этим же методом отвечать цитатами из Библии пользуются все святые при разговоре с диаволом, и ни разу сатана не опровергает этих слов, как будто они прожигают его, и опрокидывают, и делают безмолвным. Люди изучают различные науки, искусство риторики, умение побеждать соперника, но ничто не может сравниться с чистым Словом Божиим, с его силой и неотразимостью. Никто хуже православных не знает Библию, ее содержание. Это же почти полностью касается и пастырей. Доколе Библия не будет стоять на первом месте в сознании людей, пока Евангелие не займет центральное место в разуме, до тех пор называющие себя верующими будут поражаемы диаволом, и за эту ненаученность понесут ответственность те, кому вверены эти овцы. Люди придумали различные обереги, надписи, священные предметы, и особенно 90 псалом, чтобы отбиться от диавола, предполагая, что он всего этого боится. Но вот здесь видим, что лукавый сам читает этот псалом Давида и пользуется им, как своим оружием, даже против Христа.]

Мф.4:11 – Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. Господь победил три искушения: пресыщения, тщеславия и любостяжания. Это главные из страстей, следовательно, кто победил их, тот тем удобнее преодолеет прочие. Посему и Ангелы служили Ему, дабы мы знали, что и нам после победы готовы будут служить Ангелы, так как Христос всё сие творил и показывал для нас: потому что Ему, как Богу, Ангелы служат всегда.

Мф.4:12-13 – Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Иисус удаляется, научая нас чрез это, чтоб мы не ввергали себя в опасности. Удаляется в Галилею, т.е. покатую и наклонную страну, потому что язычники уклонились в грех. Поселяется в Капернауме, который значит: «дом утешения», ибо Он сошел, чтобы язычников соделать домом Утешителя. Завулон – значит «ночной», а Неффалим – «широта»; потому что язычники жили в ночи и широко, ибо ходили не тесным путем, но широким, ведущим к погибели (Мф. 7:13,14).

Мф.4:14-16 – Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Называется путем моря, потому что лежит на пути к морю. Свет великий – означает Евангелие. И закон был свет, но малый. Тень смертная есть грех, так как она есть подобие и образ смерти, ибо как смерть объемлет тело, так грех – душу. Свет воссиял нам: ибо мы не искали его, но он сам воссиял для нас и просветил нас, сидящих во тьме.

[И.Л. – Весь смысл всей истории, которая была между доисторической вечностью и послеисторической вечностью, заключается в слове Благовестие. В раю произошло крушение, нарушена гармония, пала вершина творения через происки врага. Через ложь вошло убийство, ибо диавол есть лжец и человекоубийца (Ин.8:44), и всё человечество в лице первой четы Адама и Евы погрузилось во тьму, в тень смертную. Диавол есть владыка смерти, имеющий ее силу. Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Бог открылся людям как Создатель, Зиждитель, и наконец открывается как Отец милосердия и Искупитель. Мы узнаем из Библии, что у Бога есть определенные свойства, неизменные и вечные. Бог постоянен всегда и во веки. Он не может поступить против своих свойств, присущих ему, таких как любовь, справедливость. Божья справедливость требует наказания за грех. Бог никогда никому не простил и не может простить грех просто так, без наказания, иначе Он будет Бог изменяемый, противоречащий Своим свойствам. Рим.6:23 – «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Ни один грех, ни одно преступление, ни одно нарушение заповедей Божиих никуда бесследно не исчезает. Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Каждый грех должен быть оплачен смертью. Человечество, начиная с Адама, стало врагом Богу. Примирение происходит через Сына Божия, Непорочного Агнца, взявшего добровольно на Себя все преступления, все отступления, все нарушения всего мира от Адама и до последнего, живущего при Антихристе. Ин.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». 1Ин.1:7 – «…Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Христос занял место грешника на кресте. Каждая душа, поверившая в это, усваивает жертву Искупителя лично для себя, присваивает ее. В этом личном присвоении заключена безмерная благодарность искупленной души: «Он умер за меня, Он занял мое место на кресте, вместо меня Он пошел в ад. Он – мой Искупитель, Он меня выкупил из плена и смерти. Он ждет меня. Я его раб, слуга. Он весь – сладость и любовь». И всё это я узнаю из Евангелия, из этой радостной вести, единственно которую можно назвать с большой буквы Благой. Она от Благого Бога, от Благого Бога Сына, от Благого Бога Отца и от Благого Духа Святого. И эту благую радостную весть нужно нести всем, как самое ценное сокровище. Об этом мы должны греметь нашими сердцами и языками громче, чем колоколами. Если бы благая весть звучала в храмах сегодня как при Апостолах, какие слезы сожаления и раскаяния вызвало бы это в пастве, что так долго они находятся в тени смерти из-за отсутствия живой вдохновенной проповеди об Иисусе Сладчайшем.]

Мф.4:17 – С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Иисус начал проповедовать со времени заключения Иоанна, потому что ждал, чтобы сперва Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему надлежало идти, подобно как рабы приготовляют путь своим повелителям. Будучи равен Отцу, Господь имел в Иоанне Своего пророка, так же, как Отец Его и Бог имел пророков до Иоанна. Впрочем и сии были пророками как Отца, так и Сына. Царство Небесное есть и Христос и добродетельная жизнь. Ибо когда кто живет на земле, как Ангел, не небесный ли он? Итак в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем по Евангелию.

[И.Л. – Искупленное чадо Христа, всем сердцем поверившее в то, что Иисус умер именно за него, принесшее покаяние за всё прошлое и принявшее крещение для оставления грехов, омывшееся от скверны в святой купели, из мертвых ставшее живым, не может не проповедовать, будь это даже совершенно неграмотная, больная столетняя старушка. Деян.22:16 – «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса». Одно из самых страшных наказаний для возрожденной души – никому не рассказывать о Искупителе Иисусе Христе. Деян.5:28 – «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Мы во всем должны подражать нашему Господу Христу, смотреть на Него через слово Его, чтобы уподобиться Ему во всем. Евр.12:2 – «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Наш Господь сразу после крещения, как говорит Матфей, начал проповедовать. Мы дети Его, и если мы искуплены Им, то не должны никого на земле слушать так, как нашего Спасителя. Если нас не учат в храме Евангелию, то мы обязаны изучать его самостоятельно по толкованию святых отцов. Нужно собираться вместе с единоверцами, читать Слово Божие с толкованием блаж. Феофилакта, и жизнь наша будет стремиться идти по евангельскому пути.]

Мф.4:18-19 – Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Симон Петр и Андрей были ученики Иоанна, и еще при жизни Иоанна видели Христа и слышали о Нем от Иоанна: вот Агнец Божий. Но когда увидели, что Иоанна связали, они опять возвратились к рыбарской жизни; там Иисус, идя около моря, уловил их.

Мф.4:20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Они и прежде, при жизни Иоанна, слушали Христа, но оставили Его, а теперь, увидев Его, тотчас опять последовали за Ним.

Мф.4:21-22 – Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Питать отца и притом честными трудами – великая добродетель. Они были бедны, и посему, не имея возможности купить новых, чинили старые. Сам Заведей, кажется, не уверовал, и потому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца? тогда, когда он препятствует в добродетели и благочестии. Увидев, что первые последовали за Христом, и они – сыны Заведеевы – подражая им, тотчас пошли за Ним же.

Мф.4:23 – И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Ходит в синагоги еврейские для того, чтоб видели, что Он не враг закона… Начинает с знамений для того, чтобы поверили Его учению. Недуг есть долговременная болезнь, а язва – непродолжительное расстройство в теле.

Мф.4:24-25 – И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Вопрос: Почему Христос не спрашивал о вере никого из приведенных? Ответ: Потому, что это самое уже было делом веры, что их привели издалека. Лунатиками (месячными) называет беснующихся. Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, дабы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие, как и заблуждались Манихеи.