размер шрифта

Поиск по сайту



Первое послание к Коринфянам, Глава 7

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


1Кор.7:1 – А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Исправив беспорядки разделений, блуда, любостяжания, теперь постановляет правила о браке и девстве. Ибо коринфяне в письме к нему спрашивали: должно ли воздерживаться от жены, или нет? Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек, а не священник только (как некоторые худо понимают это), вовсе не касался жены и оставался девственником. Но безопаснее и к нашей немощи ближе вступать в брак. Посему присовокупляет следующее.

1Кор.7:2 – Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами во избежание блуда побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но – целомудренно.

1Кор.7:3 – Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она – долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

1Кор.7:4 – Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Теперь доказывает, что любовь друг к другу, действительно, есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит, супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа: раба, поскольку не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж; а госпожа потому, что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены.

1Кор.7:5 – Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. То есть против воли мужа не должна воздерживаться жена, равно и муж не должен воздерживаться против желания жены. Ибо воздерживаться одному против воли другого – значит лишать себя, подобно как и о деньгах говорится; но воздерживаться по воле – совсем другое дело, когда например, оба (и муж, и жена) по согласию определят известное время для взаимного воздержания. Изъясняет, что значит его выражение: на время, то есть когда придет время пребывать в молитве, то есть молиться особенно усердно. Ибо не сказал просто: для молитвы, но: для упражнения в молитве. В самом деле, если бы Апостол находил в супружеском сожительстве препятствие к обыденной каждодневной молитве, то как в другом месте сказал бы: непрестанно молитесь (1Фес.5:17)? Итак, чтобы ваша молитва была пламеннее, удержитесь, говорит, друг от друга, потому что совокупление хотя не оскверняет, но мешает благочестивому занятию. Я говорю, чтобы вы опять соединялись; но не полагаю сего законом, а предписываю для того, чтобы не искушал вас сатана, то есть побуждая к блудодеянию. Поскольку же не диавол сам по себе бывает виновником блудодеяния, но преимущественно наше невоздержание, то Апостол прибавил: невоздержанием вашим, ибо в нем заключается причина и того, что диавол искушает нас.

1Кор.7:6 – Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит Апостол, как позволение, то есть из снисхождения к вашей немощи, а не как повеление непреложное.

1Кор.7:7 – Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Везде, где только Апостол предписывает какой-либо трудный подвиг, обыкновенно самого себя ставит в пример. Посему и здесь говорит: желаю, чтобы все и всегда воздерживались. Пребывание в девстве, говорит, есть дарование от Бога; однако этот подвиг требует и наших сил. Как же он называет его дарованием? В утешение коринфян, которым он словами невоздержанием вашим (ст.5), нанес чувствительный удар. Между тем заметь, что и самый брак он почитает дарованием, ибо сказал: каждый имеет свое дарование от Бога, один так, то есть дарование пребывать в девстве, другой иначе, то есть дарование жить в супружестве.

1Кор.7:8-9 – Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу.

1Кор.7:10 – А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Поскольку Господь в ясных словах дал закон не разводиться, разве только по причине прелюбодеяния (Мф.5:32), то Апостол говорит: не я, но Господь. Прежде же сказанное не было буквально узаконено Господом. Впрочем, и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: думаю, и я имею Духа Божия (1Кор.7:40).

1Кор.7:11 – Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей. Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем.

1Кор.7:12-13 – Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Что ты говоришь? Если муж неверующий, то пусть остается с женой; а если блудник, то не должен оставаться с нею? Но неверие хуже блудодеяния? Точно хуже; но Бог взыскивает более за грехи против ближних, чем против себя. Ибо сказано: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде, примирись с братом твоим (Мф.5:24). И десять тысяч талантов, Ему должных, Он простил, но за того, кто должен был сто динариев, Он не оставил обиды без отмщения (Мф.18:34). Так и в настоящем случае: грех неверия, который оскорбляет Самого Бога, Он оставляет без внимания, но грех прелюбодеяния наказывает, как грех против жены. Некоторые, впрочем, так объясняют: человек, говорят, остается в неверии по неведению, которое, может быть, и кончится, как и сам Апостол (ст.16) говорит: почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? – а блудодеяние совершается вследствие явного развращения. Кроме того, блудник уже сам прежде отделил себя, ибо, отняв свои члены у жены, сделал их членами блудницы; между тем, как неверный не сделал никакого греха против плотского единения, или, лучше сказать, чрез это единение он, может быть, соединится и по вере. Не говорю уже о том, что и порядок жизни извратится, и Евангелие подвергнется поношению, если верная половина отделится от неверной. Между тем, рассматриваемую заповедь Апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей, это видно из слов Апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: если какой брат имеет. Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: согласна, то есть если пожелает.

1Кор.7:14 – Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова Апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо Апостол не сказал: бывает свят, но: освящается, то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. 6:16); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж – нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В этом общении не оказывается никакой нечистоты. Ибо оно есть законный брак. Посему-то верующая половина и не делается нечистой. Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты. То есть не нечисты. Излишним выражением святы Апостол изгоняет страх подобного подозрения.

1Кор.7:15 – Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие. Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и Бог не хочет этого: к миру призвал нас Господь. Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу. Снова обратившись к тому увещанию, что не должна оставлять жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь. Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность – совершенно убедить своего мужа, а с другой – для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние.

1Кор.7:16-17 – Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Откуда знать тебе, спасешь ее, или нет? Это совершенно неизвестно. Но если неизвестно, то не должно расторгать брак, потому что, если ты не спасешь ее, не повредишь себе, а если спасешь, то и себе и другим принесешь пользу. Апостол как бы так сказал: не должно быть развода под предлогом неверия, но каждый поступай так, как благоволил о нем Бог. Ты призван, имея жену из неверных. Оставь ее при себе, и за неверие не изгоняй ее. Так я повелеваю по всем церквам. Это сказал для того, чтобы коринфяне тем охотнее послушались его, когда и другим вместе с ними повелевает то же самое.

1Кор.7:18 – Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Вероятно, многие, стыдясь обрезания, каким-нибудь лекарством приводили обрезанный член в первобытный вид, наращивая на нем кожицу. С другой стороны, некоторые, находя в обрезании что-то важное, обрезывались по обращении к вере. Посему говорит, что это нисколько не содействует вере.

1Кор.7:19 – Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. Везде, говорит, вместе с верой требуется исполнение добродетели, а все прочее или мало или вовсе не требуется.

1Кор.7:20-21 – Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. – В том звании, в котором призван, то есть в каком роде жизни, и в каком чине и состоянии ты уверовал, в том и оставайся; ибо под призванием разумеет приведение к вере. Рабом ли ты принял веру? не беспокойся и не смущайся; ибо рабство вовсе не вредит тебе, так, что если бы ты мог сделаться свободным, – то лучшим воспользуйся, жертвуй собой для пользы другим.

1Кор.7:22 – Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит, ты, который уверовал в состоянии рабства, ты – свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой – раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он – раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает Апостол наставления рабам и свободным.

1Кор.7:23-24 – Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, – нет; это видно из последующих его слов: в каком звании кто призван и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. Пред Богом присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.

1Кор.7:25 – Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: кто может вместить, да вместит (Мф.19:12). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к нему и таким, которому можно вверять тайны.

1Кор.7:26 – По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.

1Кор.7:27-28 – Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Словами соединен ли ты с женой? показал, что брак, как узы, приносит с собой неприятности. Разводом называет не воздержание по согласию, но развод без достаточной причины; ибо если супруги воздерживаются по согласию, то это не развод. Сказав не ищи жены, дабы не подумали, что заповедует безбрачие, прибавляет: впрочем, если и женишься, не согрешишь. Смотри, между тем, как неприметно побуждает к девству, называя брак узами, а девство разрешением и свободой.

Под девой здесь разумеет не ту, которая посвящена Богу (ибо, если эта выйдет замуж, то, без сомнения, согрешит, так как чрез это, кроме Жениха своего – Христа введет к себе прелюбодея), но еще безбрачную отроковицу. Итак, если таковая выйдет замуж, не согрешит; потому что брак не заключает в себе ничего нечистого.

Скорбями называет заботы и печали, сопряженные с браком. А мне, продолжает, вас жаль, как детей, и желаю, чтобы вы были свободны и беспечальны. Брак – узы; и те, которые находятся под его игом, не имеют власти над собой, как сказано выше.

1Кор.7:29 – Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие. Чтобы к словам его будут иметь скорби по плоти кто-нибудь не прибавил: «но вместе и удовольствие», пресекает всякую надежду на удовольствие, поставляя на вид тесноту времени. Ибо все спешит к разрушению, и приблизилось Царство Христово, и наконец мы должны явиться ко Христу. Итак, если и есть какое удовольствие в брачной жизни, то оно непрочно и кратковременно.

1Кор.7:30-31 – И плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. Если и имеющие жен должны быть как не имеющие, то что за польза связываться браком и возлагать на себя бремя? Что же значит: как неимеющие? Значит: не прилепившиеся к браку и жене и не истощающие всех попечений на них. Таким же образом никто не должен слишком озабочиваться и другим чем-либо: ни печальными обстоятельствами, на которые намекнул словом плачущие, ни радостными, которые означил словом «радоваться», ни договорами, которые выразил словом «покупать». И для чего, говорит, перечислять то и то? Просто пользующиеся миром сим не должны злоупотреблять им, то есть прилепляться к нему со всем усердием и пристрастием; ибо употребление излишнее и выходящее из пределов должного есть злоупотребление. То есть проходит и разрушается. Зачем же привязываться к тому, что разрушается? Названием образ показал, что вещи настоящего мира только мелькают пред глазами, чрезвычайно легки и не имеют в себе ничего твердого и существенного.

[Из проповедей И.Л. - И если бы сегодня к этому списку добавлять, то можно сказать: получающие диплом, должны быть, как не получающие; приобретающие квартиру, как не приобретающие и т. д. – вот какое должно быть отношение. А человек в разных ситуациях смотрит на себя по-разному: вчера у меня этого не было, а сегодня – есть, и сразу отношение людей ко мне меняется. Причём, если человек раньше и не думал быть политиком, то получив миллиарды, он сразу решил захватить и это. Мы видим в Библии, как Аман получив огромное богатство и знатность, но не остановился на этом, но пожелал ещё и под Артаксеркса подкопать и Мардохея уничтожить. Есф.3:1-2,6 - «После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все служащие при царе, которые [были] у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые [были] во всем царстве Артаксеркса, [как] народ Мардохеев». Он не знал, что будет завтра и чем это всё обернётся для него. Он стал виновником большого еврейского праздника - Пурима, который так пышно и красиво празднуется сегодня у евреев. Если бы не Аман, то ничего бы этого не было. Поэтому на всё надо смотреть так: Бог дал, Бог взял. У русских на эту тему есть свои пословицы: «Нашёл - не радуйся, потерял - не скорби» и др. Ты должен быть выше всего того, что происходит, потому что всё быстро меняется. Человек привыкает к себе и не замечает, как он стареет; а когда у других смотрит старые фотографии, то удивляется: «Так это ты?» Да давно ли это было: ты сидел маленький на коленях у родителей, потом стал взрослый... А теперь глянь на себя - что от этого осталось? Я часто вспоминаю, как мы с мамой пришли однажды в ложок, а там росли такие красивые цветы. Мне даже удивительно, что дикие цветы могут так пышно цвести: и фиолетовым, и жёлтым, и белым; у нас даже сейчас таких красивых цветов кажется нет. И мы перед тем как косить траву, долго на них любовались. Скосили, а потом два дня дождь лил и мы не могли прийти; а когда пришли, то увидели, что на земле лежит что-то грязное, тусклое и даже не коричневое, а чёрное. Мы думали, что не туда пришли, ложком ошиблись, пошли дальше, а там ещё и не кошено. Вернулись назад и долго вдвоём дивились: неужели это те самые красивые цветы? Всё дождём прибило, сгнило.

 Сир.14:19 –“Как зеленеющие листья на густом дереве — одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови — один умирает, а другой рождается”. И имеющие должны быть, как не имеющие. Ты женился – это же большое дело: тебя везде приглашают, ты стал самостоятельный, родители тебе наследство дают и т.д.. А ты должен быть таким же, как будто и не женился: 1Кор.7:29 - «...имеющие жён должны быть, как не имеющие». Вы найдите хотя бы одного мужчину, который хотя бы одну неделю так жил, как Апостол Павел пишет; и найдите хотя бы одну женщину, которая бы имела мужа, а жила бы как не имеющая мужа. Нам кажется это словосочетание простым, а на самом деле выполнить это всё - не просто. Раньше столько молодёжи у нас было активной, а как поженились – нигде никого и нет. Стали как варёные какие-то; и всё они что-то дома делают, всё для семьи зарабатывают, делами «по уши» затаренные, а на дело Божие нигде их нет. А казалось бы: теперь не надо ходить на свидания, цветы под фонарный столб носить ей - бери её под руку и иди на благовестие. А вот не тут-то было - у неё уже свои требования, она в чужом доме осмотрелась, застолбила своё место и дальше требует то, другое, третье. Он бедный на двух работах работает, из командировок не вылазит и всё равно не хватает. А посмотри на это с другой стороны и ты увидишь: как быстро всё это проходит. Если бы мы научились жить так, как жили Апостолы! Как Диоген, уж нам так не жить: он от всего отказался. Он был язычник и таких, как он, называли циниками. У него была только одна железная кружка и жил он в бочке брошенной. Однажды Диоген выглянул из бочки и увидел, что мальчик ладошками почерпнул воду и пьёт. Он посмотрел на кружку и забросил её: «И ты лишняя». Вот как люди могут жить! Всемирный завоеватель Александр Македонский решил увидеть этого мудреца и приехал к нему: «Проси у меня всего, чего хочешь!» - «Ваше императорское величество, я вас только об одном попрошу: отойдите на шаг в сторону - вы солнце мне загородили, а я от него греюсь», - вот чего он только попросил. Имеющие должны быть, как не имеющие и это относится абсолютно ко всему. И если такими могут быть неверующие люди, то тем более христиане.]





1Кор.7:32 – А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. А каким образом могли бы мы быть без забот? Если бы оставались безбрачными. Поэтому прибавляет следующее.

1Кор.7:33 – А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею. Как это, Павел, желая, чтобы мы были беспечальными и для сего внушая нам безбрачие, ты опять говоришь: неженатый заботится о Господнем? Ибо вот, и здесь также заботы. Но не такие, говорит, какие соединены с браком: заботы о Господнем спасительны и усладительны, а заботы о мире вредны и тягостны. В самом деле, не есть ли тягость и прискорбие стараться угодить жене и особенно такой, которая любит украшения и требует золота, и жемчуга, и других пустых вещей? Это и располагает жалких мужей к несправедливости и душевредным распоряжением вещами. То есть они различаются между собой, и не одну и ту же имеют заботу, но разделены в своих попечениях: одна печется о таких предметах, а другая о других. Коль же скоро заботы у них различны, то должно выбирать те из них, которые лучше и легче.

1Кор.7:34 – Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, – не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой – спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой.

Из проповедей И.Л. [Хотите не заботиться? – не женитесь. Хотя, кажется, наоборот. Ну, я один, вроде бы ни постирать, ни сварить. Да у меня, может, и квартиры бы не было. И всё-таки слово Павла остаётся в силе. Мф.19:12 – «Кто может вместить, да вместит». Молодёжь надо убеждать, уговаривать не жениться. Не женитесь! А если вы уже решили жениться, то тщательно смотри, приноравливайся. Если её берёшь, то сначала с тёщей познакомься поближе, узнай её. Как правило, дочь недалеко от матери. Конечно, очень похожи, если только она уверовала. Если дочь уверовала, а мать неверующая – разница большая. Решительно не подходит в таком случае это правило. А если ты хочешь про него узнать, то посмотри, какой характер у свёкра, похожее откроется и в муже.]



1Кор.7:35 – Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Я беседовал, говорит, о девстве, зная, что это состояние полезно для вас, так как оно свободно от печали и забот, и доставляет душе больше выгод; не для того беседовал об этом, чтобы принудить вас против вашей воли оставаться в девстве, (ибо узами назвал принуждение).

Для того, говорит, чтобы вы жили благоприлично и в чистоте; ибо что может быть благоприличнее и чище девства? И для того еще, чтобы вы, будучи свободны от неприятностей брака, без развлечения служили Господу и предстояли Ему всегда, возложив на Него все свои заботы (1Пет.5:7).



1Кор.7:36 – Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Если кто, говорит, будучи действительно немощен по душе, почитает бесчестным оставить девой свою дочь, особенно если она перешла зрелый возраст, то пусть, говорит, и так будет. Как же? Пусть делает, как хочет, то есть если хочет отдать ее замуж, пусть отдает, ибо не согрешит. Однако лучше блюсти деву, как говорит далее.

1Кор.7:37-38 – Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Заметь, как сначала удивляется тому, кто соблюдает свою девицу: называет его твердым и стойким и делающим свое дело с рассуждением; ибо говорит: непоколебимо тверд в сердце. Значит, кто выдает свою девицу замуж, тот не тверд. Словами не будучи стесняем нуждою показывает то, что отец имеет власть дать дочери своей мужа, и никто не может принудить его не отдавать ее замуж. Итак, честь ему, если оставляет дочь свою незамужнею; поэтому и выхваляет его Апостол, ибо хорошо, говорит, поступает. Но и тот, кто выдает свою дочь замуж, также хорошо поступает; ибо выдавать замуж не грех; а всё, что не грех, добро. Но гораздо лучше не выдавать замуж, ибо это совершенство в добром.

1Кор.7:39-40 – Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. Жена связана законом, то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. Только в Господе, то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. По моему совету прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. Думаю, говорит, и я имею Духа Божия. В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: имею, но: думаю, что имею, то есть полагаю, догадываюсь.

Из проповеди И.Л [33 том. Поэтому знай, куда идёшь. Вы знаете, что такое венец? Говорят, венчается раб Божий. Это терновый венец скорбей и печали. Ты уже будешь угождать не своим прихотям, а будешь думать, как угодить жене, а жена, как угодить мужу. И Златоуст говорит, какая бы она ни была говорливая, хотя бы была она диктором на радио, но теперь молчи. Молчанием врачуется, покоряется Слову Божию. Самое главное лекарство у жены против мужа, это её молчание, кротость, смирение.

Да кто же сомневается, что Апостол Павел имел Духа Святого? Но почему он так рекомендовал вдовам? Да потому, что от Господа замужество отвлекает. Люди многие говорят: «Она же верующая, будем жить ради Христа, вместе пойдём проповедовать». Мы слышали такие замыслы, только ничего из этого не получилось. Ну а всё-таки, в теории это возможно? - Да, если жена займёт своё место. У нас в церкви женщины всегда стоят слева. Слева - это более низкая сторона, а правая сторона принадлежит Господу. Когда Давид проклинает врага, то говорит: Пс.108:6 - «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его», – чтобы Бога рядом с ним не было. А жена стоит рядом с мужем слева, как шашка у казака. У неверующих, когда отвергли церковный брак - всегда стали ставить женщину справа. На всех фотографиях так - сами у родственников посмотрите. Сейчас показывали, что при венчании невеста в храме стояла слева, как и положено по закону. Но только венчание закончилось, как она тут же перескочила на правую сторону и её сфотографировали там. Мне говорят, что в этом ничего такого нет. Отвечаю: Есть, и это означает, что она будет его гнуть и гнуть под себя. Ты никого не обманешь. Скажи, зачем она перескочили на ту сторону?» Я читал рассказ в «Огоньке», как мужа с женой фотографировали. Она побежала одеть вязаную кофточку, а затем вернулась, да не на ту сторону встала. Муж как глянул на неё, так эта Ульяна мгновенно оказалась на левой стороне; т.е. она впопыхах не разобралась, где нужно встать. Это закон, данный нам Богом.]