размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 18

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.18:1-6 – После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. Был приведен Духом в Коринф; и в Коринфе должен был он оставаться, потому что афиняне, несмотря на то, что любили слушать новости, не внимали истине, так как заботились не о существе дела, а о том, чтобы всегда быть в состоянии сказать что-нибудь. Итак, Павел признал достаточным бросить там только семя. При Нероне Павел достиг совершенства, а при Клавдии загоралась война против иудеев, и они, как люди опасные, изгонялись из Рима. Поэтому Промысл устрояет, что он был отведен туда узником, чтобы не быть изгнанным ему, как иудеянину. Потому остался у них, что нашел пристанище у них удобным, так как оно было для него удобнее многих царских чертогов, как и для атлета палестра более полезна, чем мягкие ковры, и для воина необходим железный меч, а не золотой. Кровь ваша на главах ваших. Думаю, что Павел говорит следующее: «каждый, кто отступает от Христа, Который есть жизнь, представляется убивающим себя самого, так как переходит от жизни к смерти и через наносимое себе самому убийство проливает некоторым образом собственную кровь». Итак, он говорит следующее: «за то, что чрез неверие вы убиваете себя самих, отвечать пред судом будете вы же сами, так как я невиновен в этом». Отсюда можно заключить, что самоубийца наказывается Богом, как убийца.

[И.Л. – Апостол Павел, пришедший с опозданием в виноградник Господень, торопился, наверстывал упущенное. Все Апостолы усвоили простую истину, что новые христиане рождаются только от Слова Божия – не от богослужения, не от таинств, не от святых мест. Главное – это высеять семя. И это семя – Слово Божие. И все сеятели – от Единого Бога. Доколе сеялось семя, росли общины, как у Климента Римского – 75 церквей за один год. Никаких слов, подобных нынешним, – «прихожанин», «причастник», «паломник» и др. – Слово Божие не знает. И какими бы талантами человек не обладал, все таланты содействовали сеянию слова: кому-то сказать о Христе, а далее утешить, помочь материально. Что высевают сегодня священнослужители, не знающие Библию, какое семя растет? Враг тоже сеет, и притом тогда, когда служители спят. Мф.13:25 – «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел».]

Деян.18:7-11И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию. Это тот самый Крисп, о котором говорит Павел: 1Кор.1:14 – Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия. Наконец, Господь говорит Павлу то, в чем он особенно нуждался, потому что ничто его так не печалило, как неверующие.

Деян.18:12-18Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. И, однакож, ничего не осмелились сделать, но привели его к проконсулу. А он изгнал их из судилища. Кажется мне, это был один из гуманных людей. Что же касается того, что они били Сосфена, так это или потому, что и он, как и начальник синагоги Крисп, предан был более Павлу, или уже они так далеко зашли в неистовстве, что, забыв свои планы, вместо Павла стали бить Сосфена, или же били его потому, что хотели убить Павла, а Сосфен не позволил им. Били Сосфена, поступали противозаконно в виду самого начальника, говоря этим: если всякий делает то, что хочет, если закона более не существует, так вот и мы бьем его. Проконсул же не останавливал их, но позволял им бить друг друга. Если бы они поступили так не по отношению к себе самим, а по отношению к кому-нибудь из другой нации, то он, конечно, образумил бы их. Так как иудеям казалось, что он учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди, то и здесь, и в храме иерусалимском делает это с высокою целью. 1 Кор. 9:20 – Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных. Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы, потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно; но вместе это был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно.

[И.Л. – Господь Христос отождествляет проповедь Апостолов со Своими словами: Лк.10:16 – «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». Как страшно слышать и видеть сегодня православных людей, прихожан, священников и архиереев, которые не просто не проповедуют, ленятся, но активно бунтуют против проповеди и препятствуют распространению благовестия. Они не принимают проповедь ни в устной форме, ни в письменной, и так научают своих прихожан. 1Фесс.2:16 – «Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца».]

Деян.18:19-21Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Акилу и Прискиллу оставил в Ефесе, без сомнения, с тем, чтобы они учили, так как, пробыв с Павлом так много времени, они научились многому. Будучи пророком, и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов: если будет угодно Богу, – потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами: если Господу угодно будет; потому что, если кто будет обещать с самоуверенностью, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: Лк.12:20 – Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Деян.18:22-23Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Посещать верующих и укреплять их было всегдашним правилом Павла, чтобы, если найдет их ослабевшими, облегчить их бремя наставническим назиданием.

[И.Л. – Апостол Павел не только убеждает своего друга ученика и соратника Тимофея, но умоляет его и всех, кто будет следовать за Христом, такими словами: 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Какие простые и ясные слова, не требующие никакого толкования: «Ежедневно, ежечасно проверяй свою веру, так ли веришь, как Господь заповедовал. Иначе ни о каком спасении речи быть не может».  2Кор.13:5 – «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». Наша вера, наша жизнь по вере должны ежедневно как перфокарта накладываться на ту веру, которая была дана Христом, на то, как веровали Апостолы. И должно сходиться один к одному, как говорит Иоанн Златоуст. Если есть тысячи отверстий на перфокарте, и одно не совпадет, то это уже не даст конечного результата, который запрограммирован. Неужели трудно нам, православным, сверить свою веру с книгой Деяния Апостолов? То что у нас есть, то чем мы занимаемся дома и в храме похоже ли на то, что описывает книга Деяния Апостолов? «Вникать», «испытывать», «исследывать» самих себя – пастыри должны этим заниматься день и ночь. Предпринимая поездки по вверенной им епархии, по благочинию, по приходам, архиереи и священники должни непрерывно заниматься наставническим назиданием. Наставническое назидание – это не богослужение, не каноны, не акафисты и требы, чем сегодня занимаются практически сто процентов священнослужителей. Наставническое назидание – это научение, наставление, исправление, увещания и укоры, церковные наказания за отступления от Слова Божия. Не случайно Иоанн Златоуст говорит, что чтобы обратить душу ко Христу нужны тысячи талантов, а чтобы крестить человека не нужно ни одного таланта – достаточно быть законно рукоположенным и не запрещенным. Сегодня желающие принять крещение толпами приходят в храмы, и ничего не знающие в течение нескольких минут получают звание христианина без наставнического назидания. Здесь нет ни духовного рождения, ни жизни во Христе, ни спасения. Наставническое назидание – оно не только укрепляет уже обратившихся ко Христу, не только делает их более стойкими в гонениях, но и приобретает новые души. В духовных училищах, семинариях и академиях сегодня же должен быть введен главнейший предмет, называемый «проповедь и наставническое назидание», а экзамены сдавать по этим предметам на практике – на миссионерской работе среди неверующих и еретиков, и судя по результатам переводить в следующий класс.]

Деян.18:24-25 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Некоторые утверждают, что Аполлос этот есть Аполлос, епископ коринфский, о котором Павел пишет: 1Кор.16:12; 2:6 – Что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно; ...я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

Деян.18:26-28 – Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Если Аполлос крещен был только крещением Иоанновым, то каким образом он пламенеет Духом? Дух Святый не сообщался таким образом. И если его последователи нуждались в крещении Христовом, то гораздо более нуждался в нем он. Итак, что сказать на это? Мне кажется, он из числа ста двадцати, крещенных вместе с Апостолами; или, если не так, то и с ним было то же, что и с Корнилием. Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов, так как верующий крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и омывается от предшествовавших крещению заблуждений. Если же крещенные Иоанном не имели Святого Духа, то каким образом Аполлос, крещенный только Иоанновым крещением, пламенел Духом? Но в таком случае, если он и пламенел Духом, всё же не имел Святого Духа, потому что ни говорил разными языками, ни пророчествовал; иное дело пламенеть Духом и иное – иметь Святого Духа. Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал Апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголать слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо под руководством Духа чрез освящение и наставление внешнее, так как от чувственного следует заключать к невидимому. Обличать пред людьми – значит показывать дерзновение, обличать твердо – значит являть силу, а обличать на основании Писаний – значит свидетельствовать о своем знании; ни дерзновение ничего не достигает без силы, ни сила без дерзновения.

[И.Л.Еф.5:11 – «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». 2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Тит.1:9 – «…противящихся обличать». Тит.1:13 – «Обличай их строго, дабы они были здравы в вере». Тит.2:15 – «Говори, увещевай и обличай со всякою властью». Там, где нет обличения, нет животворящей струи и света, там происходит гниение и превращение в затхлое болото. Есть целые общества, которые основаны на осуждении других, и этим живут целые столетия, не допуская обличительного гласа в своей среде о самих себе. Это мертвое царство сна и обряда.]