размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Филимону, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Христос не отвергает ни раба, ни господина, приходящих к Нему. Ибо один Господь всех – Он, а больше Отец. И это видно как из многих других, так и из этого послания, в котором Филимон – господин, а Онисим – раб: оба, чтобы не сказать больше – возлюбленные Павла; Филимон с самого начала был замечательнейшим мужем; фригиец по происхождению, верный по образу жизни, помогающий святым в нуждах и творящий милостыни. Онисим – сначала бежавший невольник: он украл деньги из дома Филимона и бежал. Будучи в Риме, он услышал проповедь Павла и от него, находящегося в узах, оглашенный и крещенный, сам сделался достойным удивления человеком. Посему Апостол, считая не полезным, чтобы Филимон печалился по случаю дурного поступка и бегства Онисима, и желая залечить рану его сердца, которую он получил от раба, посылает Онисима к нему с этим одобрительным посланием. Некоторые, однако, говорят, что не следует причислять это послание к прочим, так как оно касается маловажного дела; но посмотри, сколько пользы от него. Во-первых, оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. (Мф.18:10). Во-вторых, что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаиваться за себя, и особенно тем, которые выросли на свободе. В-третьих, не должно под предлогом благочестия отторгать рабов от господ, если они не желают. В-четвёртых, не должно с презрением относиться к рабам добродетелным и не стыдиться их, когда Павел называет чадом своим Онисима. Посему, кто же не удостоит причислить к прочим посланиям и это, заключающее в себе столько полезного.

[И.Л. – Творец установил известный всем способ размножения, который зависит не от знания человека (этому никто никогда и не учил), но это всё заложено в природе от низшего до высшего, и называется это зачатием и рождением. В духовном плане всё это происходит точно так же. Иоан.3:3,7 – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». 1Кор.4:15 – «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». В этом способе размножения от проповеди не было ничего нового для людей духовных. Порядок был всегда один и тот же: оплодотворение словом – зачатие, плодоношение, которое может и затянуться, и рождение. В это входит осознание себя окончательно погибшим грешником, вера в то, что Бог никому и никогда не прощает ни одного греха без наказания: Рим.6:23 – «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»; и согласие вынесшего себе приговор человека на то, что за его грехи, именно за его, уже принесена плата – смерть Сына Божия, взявшего на Себя его грех. Как заключительный акт рождения – отход из воды, околоплодной жидкости, и первый вскрик – это троекратное погружение во святом крещении и начало благовестия другим. Если бы Апостол Павел был православным в нашем понимании, то он бы занимался, как любой сегодняшний батюшка, придуманным требоисполнительством. И этим бы занимался, будучи арестованным. Как он мог бы родить из волка ягнёнка, из шакала агнца, из гиены тельца? Конечно, Онисим мог приходить к Павлу, питаться от него (благотворительной деятельностью и тогда умели заниматься), и Павел научил бы его приходить на исповедь и причащаться, т.е. там, в камере проповедника тарсянина была бы маленькая монашеская келья, очень похожая на сегодняшние монашеские кельи. Но без проповеди Евангелия не было бы ни рождения свыше, ни этого послания. Интересно, когда сегодняшние батюшки читают это послание, почему они себя не ставят на место Павла – что бы они там делали. Павел духовно не был ущемлённым от этого ареста, он так же продолжал молиться, писать послания, проповедовать и духовно рождать. Трудно ли сделать заключение сегодняшним священникам, что они ничуть не похожи и не приближаются к образу Апостола Павла, а он простирает к ним закованные в кандалы руки и говорит: 1Кор.4:16 – «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Мы не видим ни разу, чтобы Павел проводил богослужение в храме и хоть чуточку был похож на сегодняшних требоисполнителей. Он знал три слова: Христос, Евангелие, проповедь. И это осталось нам в четырнадцати его посланиях. Итак, любому должно быть видно, что то, что сегодня называется православием, есть абсолютно новая, придуманная людьми религия, имеющая мало общего со Словом Божиим. Поэтому Онисимами-ворами переполнена страна, батюшек сажают за постыдные дела или совращение малолетних, или присвоение чужого имущества, и даже встречаются главари рэкетиров в рясах. Как говорит патриарх: «Каких бандитов напринимали в церковь».]

Флм.1 – Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Тотчас с самого начала научает господина не стыдиться своего раба, сделавшегося сорабом. Ибо ради Христа всё прекрасно, даже узы, которым и сам он радуестя, так что и называется по ним. Этим он сильно упрашивает, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие. Как бы недовольным себя почитая к упрошению, он присоединяет в вопросители и Тимофея, чтобы Филимон склонился на просьбу многих.

 Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Если он возлюбленный, то окажет милость. Если он сотрудник, то не задержит своего раба, а опять пошлёт на служение проповеди, которой и сам он служит. Ибо и раб исполнит такое дело господина, если опять будет возвращён.

[И.Л. – Сегодняшним пастырям неведомо это словосочетание: служение проповеди. Им известно служение алтарю, служба, обедня, служение Родине… Но служение проповеди, т.е. как быть слугой у проповеди Евангелия, быть исполнителем поручений Христа в проповеди, быть глашатаем святой проповеди, живой и рождающей, – это современным батюшкам совершенно неизвестно. И отсюда легко сделать заключение, что вся их жизнь, всё служение их – не по Евангелию, а по вымыслам человеческим.]

 Флм.2 – И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви. Может быть, Апфия была супругой Филимона, а Архипп – другом. Если он совоинственник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый Архипп, о котором в послании к Колоссянам пишет: Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе (Кол.4:17).

И домашней твоей церкви. Церковью называет Апостол всех верующих в доме Филимона, включая сюда и рабов. Обрати внимание на смиренномудрие, – он увещевает и их, чтобы они содействовали ему в просьбе.

Флм.3 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.

Флм.4 – Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, – и вспоминаю я всегда, когда молюсь, – столько раз и благодарю Бога за твою добродетель.

Флм.5 – Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, т.е. верных, то должен полюбить и Онисима, ибо и он есть уже верный, – чтобы чрез то явить себя любящим и Господа. Видишь ли, какие понудительные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?

Флм.6 – Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Благодарю, говорит Апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна, – деятельная и живая в познании тобою всякого доброго дела, т.е. чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил: у вас, чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: в познании всякого дела благого и теперь в вас, т.е. в тебе уже сущего. Сказав: общение веры, св. Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, Апостол говорит: память о тебе творю, моляся, дабы общительное и благоподатливое расположение твоё никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо у вас, то есть, которое есть у тебя.

Во Христе Иисусе. Ко Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь, если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.

Флм.7 – Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, т.е. твоего человеколюбивого и общительного расположения сердца. Потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Весьма мудро Апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он рассудит, что если даёт другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: даёшь святым, но упокоеваешь сердца святых, то есть что они вседушевно принимают твоё человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.

Флм.8-9 – Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокаиваются тобою, тем более я о Христе, т.е. как родивший тебя по Христу, я имел дерзновение повелевать тебе не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. Что должно, или – повелевает тебе потребное, т.е. чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или – что ты почитаешь всех святых: посему и я, соответственно тому, что потребно, т.е. что падаёт на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я молю. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолить тебя. Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу старцу, т.е. имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему ещё другое, более важное преимущество, – это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения!

Флм.10-11 – Прошу тебя о сыне моём Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ещё не упомянул имени того, за кого он хадатайствует. Предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит, я родил его, т.е. огласил благовестием, и уверовавшего повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах: в узах. Смягчивши, таким образом, сердце его, он, наконец, упоминает имя. Знает, что признание во грехе погашает гнев, поэтому и говорит так. Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребён. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то, конечно, и Филимону. Вместе с тем даёт понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне. То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передаёт ему, он ещё более утоляет его гнев.

[И.Л. – Сегодняшние священники могут сказать: это мой прихожанин, я его крестил, я его исповедую и причащаю, это мой духовный сын, дочь. Но сказать, что я родил его, т.е. огласил благовестием, он не может, потому что чистой, без всякой примеси проповеди нет почти нигде. Слово «почти» означает исключительную редкость, когда пастырь может сказать: я родил его, т.е. огласил благовестием. И отсюда вывод, что практика служения, обращения людей к православию – совершенно неправильна, ложна, и это худо. Как в плотской жизни дети рождаются не только у начальников, но и у подчинённых, а не рождаются только у евнухов, кастратов, так точно и в духовной жизни. Каждый христианин должен в конце жизни, подводя итог её, сказать: Ис.8:18 – «Вот я и дети, которых дал мне Господь», я родил их, т.е. огласил благовестием.]

Флм.12 – Ты же прими его, как моё сердце. То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

Флм.13 – Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование. Обрати внимание на мудрость Апостола, как он понемногу слугу поставил на место господина. Дабы он вместо тебя послужил мне. Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль.

Флм.14 – Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно. И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему, однако Апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему неужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел. Чтобы доброе дело твоё было не вынужденно, а добровольно. Не сказал: по нужде, но: добровольно. Как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя, однако ж многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочёл, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным.

Флм.15 – Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда. Так как Онисим убежал со злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, он убежал по устроению Божию. Похвально также, он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокаивает гнев. На время отлучился. Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом – был и с Филимоном. Посему он только то время отстутствовал, какое провёл до знакомства с Павлом, а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе. Чтобы тебе принять его навсегда. То есть будешь пользоваться им.

Флм.16 – Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностью, ничто; тем более время бегства. Так вместо раба прими брата; вместо непотребного – возлюбленного; и по плоти, т.е. и в мирских вещах – он достоин любви, как услужливый, и в Господе, т.е. в делах духовных.

Флм.17 – Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. То есть, если ты сознаёшь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы Апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?

Флм.18 – Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Не сказал: украл, но – мягче: обидел, или должен. Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником.

Флм.19 – Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Превосходно говорит это, написав с духовной благодатью и как бы так говоря: для большей уверенности, что уплачу долг, служит моё собственноручное письмо. Чтобы не показалось укорным Филимону, что Апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и даёт собственноручно расписку, – ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен, – Апостол приведенными словами даёт разуметь, что надеется на него, и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностью, но сверх того и самим собою ты должен мне.

Флм.20 – Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой моё сердце в Господе. От сердечной речи Апостол опять перешёл к более важному, умоляя: «дай мне воспользоваться от тебя», т.е. да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, которые в Господе. Упокой, говорит, мою любовь к тебе, или моё сердце ради Христа. Ибо не мне оказывашь благодеяние, а Христу.

Флм.21 – Надеясь на послушание твоё, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твоё послушание. Какое железо не размягчат эти слова?

Флм.22 – А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Филимону могло придти на мысль: если б не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперёд врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель, а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придёт Апостол и осудит его, если он не примет Онисима. Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Двум вещам научаемся из сего: первое – сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.

Флм.23 – Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса. Этот Епафрас был отправлен к Павлу колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из Колоссян. Узником называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдаёт с Павлом, то Филимон неужели не окажет милость для него Онисиму. Узник же, говорит, не ради человеческого чего-либо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.

Флм.24 – Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нём, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как, действительно, и пишет об этом Павел в послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2Тим.4:10). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так никому не должно надеяться на самого себя, но, кто стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: сотрудник, показывает, что и они вместе со мною просят тебя, и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам. Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущегося кратким и не требующего объяснения послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без исследования, но во всём, как изреченном от Духа, искать духовного некоего смысла и извлекать пользу. И конечно, Утешитель, изрекший всё Писание, тем, которые доброго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному благоведению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложной сластью мира. Кто из нас – раб, да облагородит себя верою и добродетелью, а кто господин, да возревнует, видя рабов святыми и Апостолами, не оказаться ниже их в Царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшего, Христа, истинного Бога нашего. Ему слава, и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[И.Л. – Если бы священники, исповедуя своих прихожан, будучи сами духовно рождёнными и зная, какой ущерб человеку от того, что он не читает Писания, спрашивали бы исповедующихся: сколько времени они отдают изучению Священного Писания, какое место Писания они читали вчера и третьего дня, – то перед ними открылась бы жуткая картина: их подопечные безнадёжно мёртвы, потому что они заморены голодом и духовно не питаются. Слово Божие есть пища. Опытные врачи говорят: скажи мне, чем ты питаешься, и я скажу – кто ты. Судя по пище, православных даже с большой натяжкой нельзя признать христианами. И не случайно, что именно в России появились политические партии с убийственной, просто сатанинской, человеконенавистнической программой, у которых прямо в одной строке написано, что они за православие, но против христианства. Этим извергам современное православие – как елей: здесь и патриотизм, и борьба против евреев, черносотенство, монархизм, т.е. все атрибуты человекоубийства и лжи. Но они люто ненавидят Библию и проповедь Евангелия, поносят Христа и Богородицу за их национальную принадлежность к евреям. Эти политические чудовища – порождения современного «православия». 3Ездр.5:8 – «Дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ». Эти люди исповедуются и причащаются, батюшки любят их. Плач.4:3 – «И чудовища подают сосцы и кормят своих детёнышей, а дщерь народа моего стала жестока, подобно страусам в пустыне». Современная православная церковь, исключив авторитет Библии и живую проповедь, стала жестока, подобно страусам в пустыне. Священники должны непрерывно устанавливать авторитет Библии, приучать людей исследовать её, чтобы паства их находила пользу в каждой строчке Писания. В Писании ничего не следует оставлять без исследования.]

Флм.25 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.