размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Марка, Глава 13

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мрк.13:1-4 – И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Он предрекает, что тем не менее из всего этого не останется даже камня на камне. Против этого некоторые говорят, что много уцелело остатков от древнего города Иерусалима, и таким образом пытаются представить Христа лживым. Но это напрасно: ибо если и сохранились некоторые остатки (что, впрочем, несправедливо): то до всеобщей кончины не останется камня на камне. Впрочем, история свидетельствует, что Элий Адриан раскопал самые основания города и храма, так что чрез него исполнилось пророчество и о том, что не останется камня на камне.

Мрк.13:5-10 – Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.Были Иуда (Галилеянин) и Февда, кои выдавали себя за помазанников Божиих. Услышите, говорит, о войнах: это те войны, о которых и Иосиф (Флавий) повествует, и которые были пред разрушением Иерусалима. Иудеи в то время возмутились и перестали платить дань римлянам, а разгневанные римляне пошли на них войною и делали постоянные нападения. Но это еще не конец Иерусалима, ибо римляне еще оказывали человеколюбие. И не одни войны были, но и другие Богом посланные казни, – голод и землетрясения, которые ясно показывали иудеям, что Сам Бог ведет с ними брань. Всё же это было только начало болезней, то есть предстоявших им бедствий. Благовременно вводит речь о них, что их будут предавать в судилища: это для того, чтоб от общих бедствий они получали некоторое утешение в своих собственных бедах. Во свидетельство им, то есть: чтоб быть им безответными и видеть свое осуждение уже в том самом, что, истязуя вас, они не могут преодолеть истины. А чтоб ученики не подумали, будто беды и скорби воспрепятствуют проповеди Евангелия, Господь говорит, что во всех народах подобает прежде проповедану быть Евангелию, а потом уже предан будет запустению Иерусалим. (Рим. 10:18). И это обстоятельство послужило к большему осуждению иудеев, то есть, что проповедь распространилась всюду еще прежде разрушения Иерусалима. Ибо, видя, что проповедь сия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились: потому и осуждению тем большему подвергнутся.

[И.Л. – Самое большое сопротивление проповеди сегодня оказывают пастыри церкви, и в первую очередь в лице архиереев. Идет патриаршее служение. Около двух десятков архиереев прислуживают патриарху. Молча появляются из алтаря, молча стоят посреди храма в отдельном загоне, в тяжелых ризах, и молча снова удаляются, как будто бы идет театр «мимов». Люди спрашивают: «Что, они у вас разговаривать не умеют?» На стомиллионную аудиторию по телевидению показывают, как патриарху посреди храма застегивают пуговички, засупонивают как боевого коня на сражение, и люди снова спрашивают: «Он что, сам одеваться не умеет?» Разве какая-то душа случайно зашедшего во храм грешника может от этого обратиться и принять Христа своим Спасителем? Разве непонятно, что всё это не имеет совершенно никакого отношения к вере Христовой, к тому, что Дух Святой отобразил на страницах Библии, о чем говорят святые толкователи, как блаженный Феофилакт? Они день и ночь криком кричали: «Дайте людям проповедь, проповедь и еще раз проповедь!» И, притом, не просто пересказ-чтение чужих проповедей, но живое, грозное, обличительное слово Живого Бога. 1Кор.14: 20-21, 24-25 – «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь… Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог».]

Мрк.13:11-13 – Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Действительно, прежде нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них Апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, говорит, будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастии. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет.

Мрк.13:14-17 – Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Под мерзостью запустения разумеется статуя того, кто подверг город (Иерусалим) запустению. Ибо мерзостью называется всякий идол; мерзостью же запустения назван он потому, что его поставили внутри недоступного святилища храма, когда Иерусалим был взят и чрез то подвергся запустению. Впрочем, еще Пилат внес ночью в храм изображение Кесаря, и через то был виною великого мятежа в народе. С этого времени начались и войны и запустение Иерусалима. Хорошо сказал: находящиеся в Иудее (все вообще, а не Апостолы), – ибо Апостолов не было тогда в Иудее, но, как сказано, они еще прежде войны были изгнаны из Иерусалима или, лучше, сами ушли из него, будучи движимы Духом Святым. Итак, да бегут оставшиеся в Иудее. А кто будет на кровле, пусть ни за чем не возвращается в дом свой: рад должен быть и тому, если спасется хотя нагой. Но горе будет тогда женам, имеющим детей и беременным. Потому что первые, имея детей и будучи удерживаемы любовью к ним, не могут убежать, да и во чреве имеющим неудобно будет бежать по причине бремени чревоношения. Но я думаю, что здесь указуется и на детоядение, ибо осаждаемые иудеи во время голода поднимали руки даже на детей своих.

Мрк.13:18-20 – Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Если бы бегство случилось зимою, то трудность времени препятствовала бы желающим бежать. Если бы Он скоро не окончил войны римлян, не спаслась бы никакая плоть не осталось бы ни одного иудея. Но избранных ради, то есть уверовавших из евреев и имеющих уверовать впоследствии, война кончилась скоро. Ибо Бог, предвидя, что по пленении многие из евреев уверуют, – ради сего не попустил до конца погибнуть иудейскому народу. Но можно разуметь это и в нравственном отношении. Так, мерзость запустения есть всякое помышление сатанинское, стоящее на месте святом – в разуме нашем. В сем-то случае сущие в Иудее да бегут в горы, то есть, исповедуясь, пусть восходит на горы добродетелей (Иудея значит «исповедание, проповедь»). А кто стоит уже на высоте, пусть не сходит с нее. Ибо когда какой-либо страстный помысл станет в нас, тогда надлежит посредством исповеди спешить на высоту добродетели и не сходить с сей высоты. И делающий доброе пусть не возвращается взять прежнюю совесть, – ветхую одежду, которой он совлекся. Горе же бегущему зимою: ибо должно нам бежать от греха с теплотою, то есть с покаянием, а не с холодностью, неподвижно, – что и означает бегство зимою.

Мрк.13:21-26 – Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Господь кончил речь о Иерусалиме, далее начинает говорить о пришествии антихриста. Слово тогда надобно разуметь не так, что, когда начнет сбываться вышесказанное о Иерусалиме, тогда не верьте, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, – но знай, что это есть особенное свойство Писания. Христос говорит: тогда не прельститесь, – то есть не в то время, как опустошен будет Иерусалим, но во время пришествия антихриста. Не прельститесь, говорит, ибо многие станут называться именем Христа, дабы соблазнить и избранных. По пришествии же антихриста вся тварь изменится: звезды померкнут от преизбытка света Христова, и Ангельские силы поколеблются, то есть ужаснутся, смотря на такой переворот в мире и видя сорабов своих судимыми. И тогда-то узрят Господа, как Сына человеческого, то есть во плоти: ибо видимое в Нем есть тело Его. Но хотя Он придет и в теле, и как Сын человеческий, однако с силою и славою великою.

Мрк.13:27-31 – И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом сретить Господа. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных – зима после жатвы. Род сей, то есть род верных или христиан не прейдет, как всё это будет, – все сказанное о Иерусалиме и пришествии Антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо Апостолы не продолжают жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом Апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет, – Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, – эти непоколебимые по-видимому стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо всё, что Я сказал, будет.

Мрк.13:32-37 – О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы сказал: Я знаю, но не скажу, – они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом, и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни, как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, – исполнять и то и другое, ибо многие, хотя бодрствуют, но проводят ночи не в молитве, а в худых делах. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние.