размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Марка, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Предисловие

Св. Евангелие от Марка написано было в Риме спустя десять лет по вознесении Христовом. Сей Марк был ученик и последователь Петров, которого Петр называет даже сыном своим, разумеется, духовным. Назывался он также и Иоанном: был племянник Варнавы: сопутствовал Апостолу Павлу. Но большею частью находился при Петре, с которым был и в Риме. Посему верные в Риме просили его не только проповедовать им без Писания, но и изложить для них дела и жизнь Христа в Писании: он едва согласился на это, однако написал. Между тем, Петру открыто было Богом, что Марк написал Евангелие. Рассмотрев сие Евангелие, Петр засвидетельствовал, что оно истинно. Потом послал Марка епископом в Египет, где он своею проповедью основал в Александрии церковь и просветил всех живущих к полуденной стране. Отличительные черты этого Евангелия – ясность и отсутствие всего неудобовразумительного. Притом, настоящий Евангелист почти сходен с Матфеем, кроме того, что короче, а Матфей пространнее, и что у Матфея в начале упоминается о рождестве Господа по плоти, а Марк начал с пророка Иоанна. Отсюда некоторые не без основания видят следующее знаменование в Евангелистах. Бог, седящий на херувимах, которых Писание изображает четвероличными (Иез.1,2), преподал нам четверообразное Евангелие, оживляемое одним Духом. Итак, у каждого из Херувимов одно лицо называется подобным льву, другое – подобным человеку, третье – орлу, а четвертое – тельцу; так и в деле евангельской проповеди. Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти, так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале было Слово, и Слово было у Бога. Евангелие от Матфея имеет лице человека, потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом, потому что оно начинается с пророчества об Иоанне, а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу, потому что начинается со священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа, тогда приносили в жертву и тельца.

Мрк.1:1-2 – Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Иоанна, последнего из пророков, Евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков, из Малахии 3:1, Исаии 40:3: глас вопиющаго в пустыне и прочее. Это – слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя, посредством крещения, души иудеев к принятию Христа. Пред лицом Твоим значит: близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи ко Христу, так как и пред царями шествуют преимущественно родственные особы. Глас вопиющего в пустыне, то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. Путь означает Новый Завет, а стези Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить.

[И.Л. – Интересно было бы посмотреть на священников, которые решились бы проповедовать прямо по Слову Божию. Вообразим, что такое всё-таки где-то случится в третьем тысячелетии хотя бы один раз. Батюшка решился бы изъяснять священное Писание как блаженный Феофилакт и дошел бы до этого места, где говорится о Библии – Ветхом и Новом Завете. Непросто говорить об этих путях и стезях, если по ним сам никогда не ходил. Стоит только начать проповедовать прямо по толкованию Феофилакта на это место, и другие его собратья прозовут его баптистом и сектантом. Приходилось не раз встречаться с такой ситуацией, когда за проповедь одного священника остальные ополчаются на него и просят архиерея или убрать его, или запретить. Когда Феофан Затворник со своей огромной ученостью и знанием языков дошел до перевода Симеона Нового Богослова, то перо выпало из его рук. С великой скорбью пишет он об этом, что отложил сей труд и не решился довести его до русской паствы во избежание соблазна. Какого соблазна? Того, что, прочитав этого подвижника, простые люди, если поверят ему, то тотчас же и признают свое неверие и потеряют всякую надежду на спасение. Так пусть уж остается всё так, как и есть. И остаются эти стежки-дорожки нехоженными, а пастыри оказались не руководителями и поводырями для слепых, а сами ослепли, не читая Библии. Путь в Царство Небесное один – Святая Библия, и так понимали все святые отцы, а сегодня на тысячу православных, проходивших всю жизнь в храмы, при всём желании и розыске не обрящешь ни единого, кто знал бы толкование святых отцов церкви на Новый Завет. Книги толкования сегодня издаются и продаются свободно, но авторитет их для православных, как и авторитет Библии – на нуле. Всё подменили новыми канонизациями, явлениями державных икон, крестными ходами, мироточениями и многим другим, о чем в Библии нет ни единого слова. И значит пастыри ведут свою паству не по путям и стезям, проложенным Господом, а непроходимыми дебрями, где нога Господа не ступала ни разу. Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Иер.6:16 – «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»».]

Мрк.1:3-4 – Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: для отпущения грехов? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? к отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел перед царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.

[И.Л. – Сегодня абсолютно везде упор делается на необходимость крещения, но проходит оно без всякой подготовки. Феофилакт же четко показывает, что проповедь ведет и к отпущению грехов и ко крещению Христову.]

Мрк.1:5-6 – И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея, теперь же скажем только о том, что там опущено, именно, что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мёд, производимый пчелами, то есть пророками, но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мёд, но не трудились над ними и не исследовали их.

[И.Л. – Эти последние слова блаженного толкователя сказаны прямо о православных, какими они были во все века. Запад не породил и сотой доли ересей, как православный Восток, и вся причина только в одном, что не вкушали мед Писания и не трудились над исследованием Библии, не искали ответа прямо от Господа в Слове Божием. Как в древнем Израиле Слово Божие было утеряно, и только случайно нашли его сборщики денег глубоко в ящике под слоем мусора, так и у нас Слово Божие скрыто под человеческими вымыслами, а народ оставлен блуждать и неподготовленным подходить к лжекрещению или совсем уходить в ереси. 2Пар.34:14 – «Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея». ]

Мрк.1:7-8 – И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Я, говорит, недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы разрешил ремень, то есть узел на ремне обуви Его. Понимают, впрочем, и так: все приходившие и крестившиеся от Иоанна разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у него и не нашел сего ремня, то есть греха.

Мрк.1:9-11 – И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святого, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поелику Он был больше самого Крестителя (Мф.11:11). Без сомнения, для того приходит, чтоб Иоанн объявил о Нем народу. Так как многие стеклись туда, то благоволил придти, чтоб засвидетельствовать пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить всякую правду, то есть все заповеди закона. Так как послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедью, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), – но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святого Духа тотчас изречено и свидетельство. Так как Отец говорил свыше: сей есть Сын Мой, – то, чтобы слышавшие не подумали, что он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются и нам, когда мы крещаемся.

Мрк.1:12-13 – Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение, или лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему, ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя.

Мрк.1:14-15 – После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем, терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как-то: покайтесь, и: приблизилось Царствие Божие. Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит: покайтесь, с тем, чтоб отклонить от грехов, а Христос говорит: покайтесь, – с тем, чтобы отстали от буквы закона: почему и присовокупил: веруйте в Евангелие, – ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил закон. Господь сказывает, что исполнилось время закона. Доселе, говорит, закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется Царством Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.

[И.Л. – Эта фраза «веровать по Евангелию» есть знамя, единственный девиз детей Божиих во все века Церкви. Кирилл Иерусалимский даже свои архиерейские слова просил свою паству проверять Словом Божиим: «Если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне». Эти слова может сказать только тот, кто знает Библию очень и очень хорошо, как «Отче наш», и паству свою всегда учит по Библии, и овцы на этой злачной пажити могут отличать голос пастыря от голоса наемника. За последние полторы тысячи лет кто из святых в православии произнес эти слова еще хотя бы раз? Иоанн Златоуст постоянно подчеркивал необходимость изучения Библии, чтобы быть христианином.]

Мрк.1:16-20 – Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. Петр и Андрей сначала были учениками Предтечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Иисуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли в след за Ним, ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих Апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала за Господом. Приметь же и сие, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Петр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, – что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание: ибо был богослов по превосходству.

Мрк.1:21-22 – И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. Откуда пришли в Капернаум? Из Назарета, и притом в день субботний. Когда обыкновенно собирались для чтения закона, тогда пришел учить и Христос. Ибо и закон для того повелевал праздновать субботу, чтобы люди занимались чтением, собираясь для сего вместе. Учил же Господь обличительно, а не льстиво, как фарисеи: убеждал делать добро, а непокорным угрожал мучением.

Мрк.1:23-28 – В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее. Злые духи называются нечистыми, потому что любят всякие гнусные дела. Выйти из человека бес почитает погибелью для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Посему Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтоб очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.

Мрк.1:29-31 – Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. К вечеру в субботу, как обычно было, Господь пошел в дом учеников для принятия пищи. Между тем, та, которая должна была послужить при сем, одержима была горячкою. Но Господь исцеляет ее, и она начинает служить им. Эти слова дают знать, что и ты, когда Бог исцеляет тебя от болезни, должен употребить здоровье свое на служение святым и на благоугождение Богу. Одержим бывает своего рода горячкою и человек гневливый и от гнева становится дерзок на руку. Но если слово удержит его за руку и он кротко прострет ее, то прежде палимый гневом начинает служить слову.

[И.Л. – Каких только способов борьбы с грехом ни придумал человек! Путь же указанный Господом – слово Его. Ин.15:3 – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». 2Тим.3:16 – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Знание Слова Божия удерживает человека от колебания, совращения, делает его способным исцеляться через слово. Об этом сказано в Библии не сотни, а тысячи раз, и однако же, Библия не пользуется в православии никаким авторитетом, и что ждет за это и пастырей, и народ!]

Мрк.1:32-34 – При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Бесам не позволял говорить для того, чтобы научить нас не верить им, хотя бы они говорили и правду. Иначе, если они найдут кого-либо вполне доверяющего им, то чего не сделают, проклятые, примешивая к правде ложь! Так и Павел запретил пытливому духу говорить: сии человеки рабы Бога Всевышнего, – святый муж не хотел слышать отзыва и свидетельства из нечистых уст.

Мрк.1:35-39 – А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. После того, как исцелил больных, Господь уходит в уединенное место, научая тем нас, чтобы мы не на показ делали что-либо, но, если сделаем какое добро, спешили бы скрыть его. И молится Он также для того, чтобы показать нам, что всё, что ни делаем доброго, должно приписывать Богу (Иак.1:17). Сам по Себе Христос даже не имел нужды в молитве. Далее, когда народ искал и сильно желал Его, не отдается ему, хотя принимает это с благосклонностью, но идет и к другим, нуждающимся в исцелении и наставлении. Ибо не должно ограничивать дела учения одним местом, но надобно всюду рассеивать лучи слова. Но смотри, как Он соединяет с учением деяние: проповедует, а потом изгоняет и бесов. Так и ты учи и вместе твори дела, дабы слово твое не было тщетно. Иначе, если бы Христос не показал вместе и чудес, то слову Его не поверили бы.

[И.Л. – Наши рассуждения – только из области воображения. Мы можем предположить, и даже с уверенностью, что язык и рука блаженного Феофилакта были движимы Духом Святым, и что эти слова должны непременно исполняться ежедневно вчера, и сегодня, и до последнего дня. Но на практике мы видим, что православные пастыри с Библией в руках не идут ни в народ, ни на амвон, и не толкуют Священное Писание, потому что не знают его совсем. Из тех, кто слушает их неевангельские, хотя и редкие проповеди, в дальнейшем будут выходить такие же мертвые пастыри, ибо ученик не выше учителя. Значит, слова, сказанные Феофилактом, исполняем не мы, православные. Тогда кто же? Ведь они должны быть непременно выполнены. Отсюда и рождение разных ересей и сект, потому что каждый, чье сердце горит любовью к Господу и к Слову Его по своему разумению, слабому и греховному, начинают толковать Библию, даже не зная о существовании 19 правила Шестого вселенского собора, запрещающего толковать Библию вопреки святых отцов. Пс.118:11 – «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». В каком бедственном состоянии находится православная церковь среди бушующего моря, когда погашен светильник – Слово Его, животворящее мертвых. Пс.118:105 – «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». О, если бы слова Феофилакта приняли сегодня как повеление и благословение!]

Мрк.1:40-42 – Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. Благоразумен был прокаженный и веровал; посему не сказал: если попросишь у Бога, – но, веруя в Него как в Бога, сказал: если хочешь. Христос прикасается к нему в знак того, что ничего нет нечистого. Закон запрещал прикасаться к прокаженному как к нечистому, но Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования закона должны упраздниться, и что они имеют силу только над людьми, – прикасается к прокаженному; тогда как и Елисей столько боялся закона, что и видеть не хотел Неемана, прокаженного и просившего исцеления.

Мрк.1:43-45 – И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. И из сего научаемся также не выставлять себя напоказ, когда оказываем кому добро. Ибо вот и Иисус Сам велит очистившемуся не разглашать о Нем. Хотя Он и знал, что тот не послушается и разгласит, однако, научая нас не любить тщеславия, велит никому не говорить. Но с другой стороны, всякий облагодетельствованный должен быть признательным и благодарным, хотя бы благодетель его и не нуждался в том. Так и прокаженный разглашает о полученном благодеянии, не смотря на то, что Господь не велел ему. Христос посылает его к священнику, потому что по повелению закона прокаженному не иначе можно было войти в город, как по объявлении священническом об очищении его от проказы, в противном случае он должен был изгоняться из города. В то же время Господь велит ему принести и дар, как по обыкновению приносили очистившиеся: это во свидетельство того, что Он не есть противник закона, напротив, столько дорожит им, что заповедуемое в законе и Он повелевает исполнять.