размер шрифта

Поиск по сайту



Первое послание к Тимофею, Глава 6

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


1Тим.6:1 – Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Учи их, говорит, и увещевай, чтобы они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами. Ибо не думай, что ты свободен, потому что ты – верный, ты свободен духовным естеством, свободно приступаешь к Господу, но раб телом. Самая свобода, говорю, состоит в том, чтобы служить о имени Христове. А неверный, если увидит гордящегося раба, будет поносить учение, как располагающее к возмущениям. Если же увидит, что раб с любовью повинуется, то скорее будет удивляться учению, которое исправляет и рабские, трудноисправимые обычаи.

1Тим.6:2 – Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай. Нельзя так, – что поскольку ты братом стал иметь господина в силу крещения, то тебе можно небрежно относиться к нему; напротив, в этом самом находи побуждение служить и рабствовать ему ещё с большим усердием, потому что он и сам верный и возлюбленный, то есть брат вместо господина. Затем, вспомни, что он ещё и благодетель тебе, беспокоится и печётся о тебе, чтобы накормить тебя, чтобы одеть и всякой другой удовлетворить твоей потребности и нужде, так что у него много прав на тебя, кроме того, что он купил тебя. Сказав: возлюбленные, Апостол изгоняет страх, имея который к господам, слуги часто впадают в ненависть к ним, – и вместо него вводит любовь. Таким образом, говорит, ещё более должны служить те, которые получают благодеяния, то есть рабы. Чтобы сделать удобный переход в речи, он прибавляет это, между тем в выражении они верные и возлюбленные должно подразумевать слово: господа. Или просто можно понимать так, как говорится в тексте: и благодетельствуют им, то есть господа, которые заботливо стараются благодетельствовать рабам. Учителю нужна не одна только власть, что выражено словом: учи, но и кротость, что заключается в настоящем выражении: увещевай. Ибо он врач, а врач берёт иногда мягкостью, а иногда и строгим принуждением.

1Тим.6:3 – Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии. Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души – то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (Мф.11:29). Он назвал блаженными нищих духом (Мф.5:3); Он вывел мытаря оправданным за смиренномудрие (Лк.18:15). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится.

1Тим.6:4 – Тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Итак, состязание есть болезнь, ибо где нет веры, там всё больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, – причём более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаёмся состязаниям, – начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует.

1Тим.6:5 – Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Переливанием из пустого в порожнее обыкновенно назывались досужие разговоры. Или потому, что как паршивые овцы, когда трутся между здоровыми, заражают и их своею болезнью, так и инакоучащие трутся беседами своими с другими и растлевают их. Видишь ли, что словопрения рождают постыдную корысть? И справедливо. Ибо эти спорщики, привлекая к себе большее число учеников, пользуются ими, и всё больше и больше подвизаются в спорах, чтобы всё более и более их привлечь к себе. Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: удаляйся, то есть после первого и второго вразумления (Тит.3:10). Ибо тех, которые бьются из-за прибыли и денег, когда и чем можно убедить? Поэтому удаляйся от тех людей, которые неисправимы.

1Тим.6:6 – Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Те спорщики, говорит, не почитают приобретением быть благочестивым. Но и в благочестии есть приобретение, только не такое, как те полагают, а гораздо высшее. В нём приобретение не тогда, когда имеешь, а когда не имеешь, ибо оно научает довольству. А довольство есть великое и прочное богатство. Посему пусть не унывают благочестивые, как неимущие.

1Тим.6:7 – Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Апостол показывает, что приобретение, к какому стремятся те, не имеет никакого значения. Ибо оно остаётся здесь и не сопутствует нам туда. Поэтому, что нужды нам до лишнего, если мы ничего не понесём с собой туда?

1Тим.6:8 – Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Он определяет здесь, в чём должно полагать довольство, и говорит: в том, чтобы иметь столько, сколько достаточно только для пропитания, а не для наслаждения; следует одеваться тем, что защищает тело, а это исполнить может и простая одежда.

1Тим.6:9 – А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Апостол убеждаёт доказательством, взятым из этого мира. Я не касаюсь, говорит, будущего, но посмотрите на то, что здесь происходит. Не сказал: богатеющие, но желающие обогащаться. Ибо может всякий, даже имея богатство, хорошо распоряжаться им, потому что презирать его и раздавать бедным не есть дело хотящих обогащаться. Впадают в искушение и в сеть, так как погрешают против веры, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся. Разве, в самом деле, не бессмысленно кормить обезьян и кошек, в своих дворцах запирать диких зверей и рыб, украшать лошадей золотом, поднимать воду на кровлю, любоваться блестящими зеркальными полами в доме? Это бессмысленно и вредно, вредно душевному благу и истощает блага чувственные. А многие погибали от того, что добивались незаконной власти. Так что подняться наверх становится для них невозможным. Разумеется, как сказано, и здешняя погибель, и будущая.

1Тим.6:10 – Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Не щадит он живых, не щадит и мёртвых, но и их грабит, восстает на родителей и братьев и Божие достояние святотатственно крадёт. Изгони сребролюбие – и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдаёт себя непотребству. Сребролюбие, приковывая к себе всё внимание человека, не позволяет ему видеть путь истины. Ибо как сребролюбец будет веровать Евангелию, вводящему нищету? Невозможно это. Ещё в этой жизни они пригвоздили себя. В самом деле, сколько испытывают они огорчений? Сколько плачут? И прекрасно сказано: подвергли (по-славянски – пригвоздиша). Ибо заботы о богатстве подобны терновнику, как и сказал Господь (Мф.13:22). Откуда кто ни прикоснётся к нему, до крови уязвляет себе руки, причиняет себе раны и болезнь.

1Тим.6:11 – Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Великое достоинство! Правда, все люди – Божии, но преимущественно праведные, – не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. Если ты – человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога, но что? То и другое делай с напряжённым усердием. Не сказал: отступи и приступи, но: убегай сего и преуспевай в правде, чтобы никого не ограбить, как делают хотящие обогатиться. Благочестии. Разумеет догматы. Вере. Которая не допускает исследования. Любви. То есть в правильном образе жизни, ибо основанием его служит любовь. От любви происходит терпение и кротость. Ибо любовь всё переносит и долготерпит.

1Тим.6:12 – Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими Свидетелями. То есть за веру стой непоколебимо и непобедимо – силой слова и безукоризненной жизни. Вот и высокая награда за подвиг – это вечная жизнь. Ибо к надежде на вечную жизнь ты призван. Здесь Апостол хвалит его дерзновение и мужество, как исповедавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаемся Христу. Обрати внимание, что требуется не одно только исповедание, но и терпение, чтобы всё время оставаться верным своему исповеданию, чтобы не отступить от него даже во время сильного гонения.

1Тим.6:13 – Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе. Умножая страх и делая ученика более непоколебимым, он призывает во Свидетели Бога, показывая, что это не человеческие завещания, с той целью, чтобы, имея всегда в мысли, он воспоминанием об этом приводил в сотрясение свою душу. Всё животворящим. Здесь содержится ободрение среди опасностей и воспоминание о воскресении; как бы так говорит Апостол: не бойся смерти, ибо ты раб Бога, Который может всё оживотворить. И пред Христом Иисусом, засвидетельствовавшим. Ещё от примера Учителя берёт наставление. Как Он свидетельствовал, так и мы должны подражать Ему. Будучи вопрошен от Пилата: итак, Ты Царь? – Он отвечал: Я на то родился и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин.18:37). И многое другое. Он засвидетельствовал и исповедал.

1Тим.6:14 – Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа. То есть чтобы ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя. То есть до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: даже до явления, чтобы больше ободрить его, напомнив и о страшной оной славе.

1Тим.6:15 – Которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих. То есть в приличное, предопределённое время. Поэтому не печалься, что оно ещё не наступило. И это Апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания, чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он единый сильный. Всё это сказано о Сыне. А слово единый Апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.

1Тим.6:16 – Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. Господь один имеет бессмертие по существу; Ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию. Неужели Он местом определяется? Или одно – свет, а другое – Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может. То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу. Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, – то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение Апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во Свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.

1Тим.6:17 – Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения. Есть и иные богатые, но не в нынешнем веке, а в будущем, – это праведные. Ибо богатство возбуждаёт надменность и тщеславие. Тотчас смиряет их. К чему, говорит, гордиться тебе опорой неверной, легко крушимой, нестойкой? То есть воздух, воду, свет, перемены года, времена и всё прочее дал с большею щедростью, хотя своекорыстие всё приписывает себе, что получает. Отсюда научись, что Бог обогатил человека, давши ему всё безраздельно. Поэтому напрасно кто-либо печалится тем, что беден.

1Тим.6:18 – Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. Из общего наставления увещавай их благодетельствовать вытекает и следующее: если хочешь обогатиться, обогатись в благотворении. Были щедры. Это относится к деньгам. И общительны. Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей.

1Тим.6:19 – Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. Где есть основание, там всё твёрдо и неподвижно. А так как блага добродетели и будущего века постоянны, то Апостол и упомянул при сем обосновании. Ибо совершение добрых дел, которое он назвал основанием, может доставить наслаждение оной жизнью.

1Тим.6:20 – О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Всё, мной тебе заповеданное, храни, так как это суть заповеди Господни, ничего из того не убавляй. Именно, нечистых и грязных. Следовательно, бывает пустословие и не скверное. Святой Иоанн Златоуст разумеет под сим словом новизны – в учении, написав, как кажется, это слово. Ибо где нет веры, а всё есть плод человеческих разумений, там нет знания и ложно употребляется это название. Заметь, что бывают прекословия, на которые не должно даже отвечать, напротив, избегать их и не сходиться с людьми, готовыми на прекословия.

1Тим.6:21 – Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. Тот, кто следует одним человеческим разумениям, неизбежно не попадаёт в такт и в цель веры. Ибо вера не допускает умопостижений. Думаю, что всё это Апостол говорит об известных в то время гностиках, которые были исполнены всякой нечистоты, которую он и назвал скверным пустословием. Из них представителем этой ереси был Николай, один из семи диаконов. В запечатление всего благожелает ему благодати, коею подаётся и хранится всякое благо. Её да будем причастными и мы все, не погубляя полученных от неё благ, но ею сохраняя их и славя Христа, благодатей Подателя, со Отцом и Святым Духом, Тому слава во веки веков. Аминь.