размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 9

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.9:1-2 – Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Своим городом называет Капернаум, ибо Христос жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете воспитался, а Капернаум был всегдашним местом Его жительства. Расслабленный сей не тот, о котором говорит Ин.5:5, потому что последний лежал при Овчих воротах в Иерусалиме, а первый в Капериауме; тот не имел человека, а сего несли четверо, как говорит Мрк.2:3, и притом спустили сквозь кровлю, о чем, впрочем, Матфей умолчал.

И видя Иисус веру их, – веру или принесших расслабленного, так как Он часто чудодействовал и ради приносящих, или же – вместе и веру его самого. Называет чадом, – или как создание Божие, или за веру его. Желая же показать, что главная причина расслабления были грехи, сначала отпускает грехи, а потом исцеляет от недуга и тело.

Мф.9:3-5 – При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Тем, что знает помышления их, Он показывает Себя Богом. Ибо никто иной не знает помышлений. Обличает же их, как бы так говоря: вы почитаете Меня богохульником за то, что присваиваю Себе право отпускать грехи, что подлинно великое дело. Вы думаете, что Я прибегаю к сему для того, чтобы не быть обличенным во лжи, но Я исцелением тела удостоверю вас и в исцелении души, – делом легчайшим, но почитающимся у вас труднейшим, докажу и отпущение грехов, которое на самом деле важнее и труднее, а только вам кажется легчайшим потому, что оно невидимо.

Мф.9:6-8 – Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Повелел ему нести одр свой, дабы не почли случившегося мечтою, и дабы чудо видел вместе и народ, который почитал Христа простым человеком, хотя и большим всех.

Мф.9:9 – Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Призвал его не в одно время с Петром и Иоанном, но когда увидел в нем готовность веровать. Так и Павла призвал после, когда, т.е. было благовременно. Ты же подивись Евангелисту, который так откровенно обличает свою жизнь, тогда как прочие скрыли самое имя его, назвав именем Левия. А что он обращен одним словом, это было дело Божие.

Мф.9:10-11 – И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? В великой радости по случаю посещения Христова Матфей созвал мытарей – друзей своих, и Христос для пользы их ел вместе с ними, хотя за это и порицали Его. Так фарисеи, желая отвлечь от Него учеников, осуждали сие общение в пище с мытарями.

Мф.9:12-13 – Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Я пришел ныне, говорит, не как Судия, но как Врач, посему терплю и смрад. Обличает их еще и как невежд: вы, говорит, доныне не научились, так хотя теперь пойдите и узнайте, что милосердие к грешникам для Бога приятнее жертвы. Я пришел призвать не вас, оправдывающих самих себя, тогда как нет ни одного человека праведного. Я пришел призвать грешников, впрочем не с тем, чтобы оставались грешниками, а чтобы покаялись.

Мф.9:14 – Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, – они говорят: почему Твои ученики не постятся? Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь Добродетель, они не хотели знать.

Мф.9:15 – И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Настоящее время, говорит, т.е. пока Я нахожусь с моими учениками, есть время радости. Женихом называет Он Себя Самого, как обручающий Себе новый сонм вместо умершей древней синагоги. Сынами брачными называет Апостолов. Будет, говорит, время, когда Я пострадаю и вознесусь, тогда они, подвергаясь гонениям, будут поститься, будут в алчбе и жажде. А чтобы показать, как слабы были тогда ученики Его, Он присовокупляет:

Мф.9:16-17 – И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. Ученики, говорит, еще не так крепки, чтобы можно было налагать на них тяжкие заповеди, но еще требуют снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили и с первого раза не налагали тяжких заповедей. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи – слабость учеников.

Мф.9:18-19 – Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. Видно, и этот имел веру, только не большую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как говорил сотник, но и придти и возложить руку. Он говорил, что дочь его уже умирает, тогда как, по сказанию Луки, она еще не умирала. Так говорит он или гадательно, потому что оставил ее при последнем издыхании, или чтобы преувеличением беды побудить Христа к милосердию, т.е. скорее идти и не презреть его.

Мф.9:20-22 – И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. Будучи нечиста по своей болезни, эта женщина не смела подойти явно, из опасения, чтобы не воспрепятствовали ей. Впрочем, скрываясь от людей, она была уверена, что получит исцеление, если только прикоснется к краю одежды Его. Но Спаситель обнаруживает ее не от того, что искал славы, а чтобы обнаружить веру ее для нашей пользы и для возвышения веры в начальнике синагоги. Дерзай, – говорит Он ей, потому что она оробела, как похитительница дара; дщерью же называет ее как верную. Показывает также, что если бы она не имела веры, не получила бы и благодати, хотя одежды Его и святы. Сказывают, что эта жена устроила каменное изображение Спасителя во весь рост Его, и что у ног сего изображения росла трава, помогавшая кровоточивым женам. Во время Юлиана нечестивцы разбили это изображение.

Мф.9:23-24 – И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Так как девица не была еще замужем, то по закону оплакивали ее брачными свирелями. Христос говорит, что она спит, потому что для Него, могущего воскресить ее, смерть была не более, как сон. Не дивись, что смеялись над Ним: этим они более свидетельствуют о чуде, – что Он воскресил действительно умершую. Смерть девицы была признана всеми, чтобы никто не мог сказать, что с нею только случился сильный болезненных припадок или просто обморок.

Мф.9:25-26 – Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той. Где народ и молва, там Иисус не творит чудес, научая тем и нас совершать все духовное не иначе, как в безмолвии. Он берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу. Если и тебе случится быть умерщвленным грехами, то и ты воскреснешь, когда Он возьмет тебя за руку при деятельности, изгнав из тебя толпу нечистых страстей и сует житейских.

Мф.9:27-28 – Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Как Богу, слепцы говорили Ему: помилуй нас, – а как человеку, – взывали: Сын Давидов, – ибо всем иудеям было известно, что Мессия произойдет от племени Давидова. Заставляет слепцов идти за Собою до самого дому, – потому что хотел обнаружить твердость их веры и обличить иудеев. А чтобы показать, что всё зависит от веры, спрашивает их, веруют ли они. Исцеляет их в доме, наедине, чуждаясь славы. Он всюду дает нам уроки смиренномудрия.

Мф.9:29-31 – Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Видишь ли смирение Христа? как запрещает Он разглашать о Себе! Но они разгласили, впрочем, не по ослушанию, но по чувству благодарности. Ежели в иных случаях оказывается, что Христос говорил: иди и поведай славу БожиюЛк.8:39, – то здесь нет нимало противоречия. Он хочет, чтобы о Нем не говорили ничего, но проповедовали славу Божию.

Мф.9:32-33 – Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. Эта немота была не естественная, но от демона, посему и приводят его другие: сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона. Удивленный народ ставит Христа выше пророков и патриархов, ибо Он исцелял со властью, а не так, как те – по молитве. Но посмотрим и на фарисеев, что говорят.

Мф.9:34 – А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. – Слова крайнего безумия! ибо никакой демон не изгоняет демона. Положим, впрочем, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского или посредством магии. Как же Он исцелял болезни, отпускал грехи и проповедовал Царство Божие? Демон поступает напротив: он производит болезни и отвращает от Бога.

Мф.9:35 – И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Будучи человеколюбив, Господь не дожидается, когда придут к Нему, но Сам ходил всюду, чтобы никто не имел причины оправдываться и говорить, что никто не приходил учить нас. Он привлекает их и делом и словом – уча и чудодействуя.

Мф.9:36 – Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Люди были в замешательстве от глада слова учения. Они не имели пастыря, так как начальники их не только не исправляли, но еще развращали их, между тем как истинному пастырю свойственно радеть о пастве и полагать за нее свою душу.

Мф.9:37-38 – Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Жатвою называет народ, требующий попечения, а делателями тех, которые должны учить, но которых тогда не было в Израиле. Господин же жатвы есть Сам Христос, как Господь пророков и Апостолов. Это видно из того, что Он поставил двенадцать Апостолов, и не испросив от Бога.

[И.Л. – Говоря о своих современниках, Иоанн Златоуст замечает: «Двенадцать Апостолов заквасили евангельской проповедью весь мир, всю вселенную». Сознайтесь же, насколько худы мы, что если нас столь много, а город почти весь неверующий. Вопрос о делателях встал с первого дня, но так и не разрешился доныне. При жизни Христа это имело объяснение, потому что Дух Святой еще не сходил на землю, но со дня Пятидесятницы, и особенно с начала гонений в Иерусалиме, проповедь о Христе, благая весть о спасении, дарованном Богом, как пожар разрасталась не только в Иерусалиме, но и во всей Римской империи. Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Проповедь о Христе включает в себя признание каждого самим себя грешником, погибшим бесповоротно и навсегда. Человека нельзя исправить никакими таинствами, требами и богослужениями и никакими святынями. Истинные делатели на ниве Господней всю свою проповедь иногда сжимают до трёх слов: Мрк.1:15 – «Покайтесь и веруйте в Евангелие», 1Ин.4:8 – «Бог есть любовь». В более расширенном варианте это звучит так: Рим.5:8 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», Еф.5:14 – «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Ин.3:16 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Деян.4:12 – «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Все эти стихи из Священного Писания нужно выучить наизусть и знать их полное растолкование. Каждого из этих стихов достаточно делателю на ниве Божией, чтобы успешно жать пшеницу и бороться с плевелами. Житие святого евангелиста Марка должно побуждать архиереев решительно и быстро находить достойных для рукоположения. Горе, когда вместо пастыря будет волк-наемник. Если пастырь сам не родился свыше, не руководим Духом Христовым, кого он может привести ко Христу? Вся деятельность Апостолов заключалась исключительно в проповеди, в соделывании святых из грешников, чтобы из волков получились овцы, из Савла – Павел. Об этой нужде церкви должен молиться каждый, принявший Христа в свое сердце. Если душа не возродилась от Духа Святого, не имела личной встречи со Христом, то никакие семинарии, академии, рукоположения ничего не дадут. И чем выше такой будет подниматься по иерархической лестнице, тем более будет возноситься умом, переполняться тщеславием, интеллигентским снобизмом, всезнанием, а нужно только одно: любить Бога, любить людей. Кто не проповедует о Христе, об этой небесной амнистии грешникам, тот не любит Христа и благую весть. Быть делателем на ниве Господней – это небесное призвание уже в звании оглашенного. Исцеленный Христом бесноватый тут же отправился в город и возвестил всем, что он здрав, а свиньи утонули, погибли. Господи, Иисусе Христе, сжалься над несчастной Россией. Тысячу лет уже она взывает к Тебе в лице святых своих, избранных Твоих: «Господи, вышли истинных служителей, любящих слово Твое, и чтобы выше проповеди ничто не стояло в их жизни и в нашей. Пробуди пастырей, чтобы они искали Тебя, слова Твоего, чтобы не внешний блеск, ритуал богослужения, а живая проповедь на родном русском языке обращали людей к Тебе. Вышли истинных делателей на ниву Твою».]