размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 28

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.28:1-8 – По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Сей последний день Евангелист называет единою от суббот: это потому, что вообще дни седмицы называли субботами, а первый день – единым; почему воскресный день и оказывается единою от суббот, то есть первым из дней недели, ближайший к этому первому дню – вторым (от суббот), следующий – третьим и так далее. Господь воскрес в ту пору, когда камень лежал еще на гробе. По воскресении же Господа приходит и Ангел, чтоб отвалить сей камень и открыть женам вход во гроб. Землетрясение было для того, чтоб пробудились стражи и поняли необычайность случившегося, то есть чудо воскресения. Господь воскрес тридневен. Но каким образом насчитываются три дня? В восьмом часу пятка Господь был распят; с этого часа до девятого была тьма: это (время тьмы) считай за ночь. Затем, с девятого часа опять был свет; это считай за день. Вот – как бы сутки (день и ночь). Далее, ночь пятка и день субботы составляют вторые сутки. Потом следовала ночь субботы и утро воскресенья. Утро принимается в счет за целый день; вот третьи сутки. (Мф. 12:40). Об Ангеле Матфей говорит, что он сидел на камне, между тем как Марк свидетельствует, что он, отвалив камень, сидел внутри гроба на правой стороне. Не противоречат ли они друг другу? Нет: Ангел сначала, надобно полагать, явился сидящим на камне, а потом, когда жены входили во гроб, он предварил их и снова явился уже сидящим на правой стороне внутри гроба. Ангел не стыдится называть Господа распятым, потому что крестом, доставившим нам все блага, Он хвалится, как некоторым победным оружием.

Мф.28:9-10 – Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Господь возглашает женам: радуйтесь. Так как женский пол осужден был на скорбь, то Господь воскресением Своим доставил женскому полу радость и благословил жен. Впрочем, некоторые говорят, что они намеренно ухватились за ноги Его, чтоб удостовериться, действительно ли Он воскрес, и не мечта ли это, или не дух ли; а они и думали было, что это дух. Итак, в этот раз обе Марии прикоснулись к ногам Его. Если же Иоанн говорит, что Мария Магдалина хотя и пыталась прикоснуться, но не была допущена, то это было потому, что она хотела всегда пребывать с Ним так же, как и прежде. Или лучше, она потому не допущена была прикоснуться ко Христу, что это было излишне; ибо после того, как она, по сказанию Матфея, уже прикоснулась к ногам Его, что была за нужда прикасаться в другой раз? И поэтому, как желающая излишнего, она не допускается.

Мф.28:11-15 – Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. Стражи возвестили обо всем, именно, что произошло землетрясение, что камень отвалился сам собою, что сами они от страха были как мертвые. Но иудеи не вразумляются и тем, о чем свидетельствовали им воины; напротив, еще заражают воинов страстью, то есть сребролюбием, и советуют им сказать то, что всего нечестивее и безумнее, то есть что Господь украден. Но, безумные вы! как могли украсть ученики, когда они от страха сидели взаперти и отнюдь не смели выйти и показаться? Если же бы украли, то как решились бы впоследствии умирать за Него, проповедуя, что Он воскрес? как согласились бы страдать за ложь?

Мф.28:16-20 – Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. То явление, о котором говорит Матфей, было после тех, о которых говорит Иоанн, ибо Господь часто являлся им в продолжение сорока дней, то приходил, то опять уходил, а не всегда и не везде был с ними. Итак, верховные ученики вместе со всеми прочими последователями Господа поклонились Ему. Впрочем, могло быть и то, что и все сомневались, как действительно говорит о том Лука. Судя по всему этому, ты должен понимать так: пришедши в Галилею, ученики поклонились Ему; но эти же поклонившиеся в Галилее, прежде, как говорит Лука, сомневались, когда  были в Иерусалиме. Крестом Своим Я победил уже имеющего державу смерти. Подчинение бывает двоякое, – одно невольное, по которому все мы – рабы у Бога и по неволе, не исключая и демонов; другое подчинение – произвольное; в таком смысле, например, Павел был раб Христов. Прежде, когда все оказывали одно только непроизвольное подчинение, Спаситель имел власть над всем только как бы в половину; но после креста, когда Богопознание стало доступно для всех, и когда все покорились добровольно, Христу прилично было сказать: ныне Я получил всякую власть. Прежде Я имел власть только отчасти, когда служили Мне только невольно, поскольку Я Творец, но ныне, когда люди служат Мне свободно и разумно, – Мне дана уже всякая и всецелая власть. Кем же она дана Ему? Очевидно, что Он Сам ее принял, смирив Себя до смерти и распятия. Иначе, если бы Он не смирился и не сразился с врагом посредством креста, то и не спас бы нас. Имя у трех есть одно – Бог, следовательно Троица есть един Бог. Сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а присовокупивши, что должно учить и соблюдать заповеди, показал нам деятельную добродетель. Знай, что и о кончине века Он напомнил для того, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит: все мирское – горе ли то или благополучие – будет иметь конец; посему ни в горе не отпадайте, потому что оно преходит, ни благами не обольщайтесь, потому что они кончатся. Впрочем, не к одним Апостолам относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди, потому что Апостолы имели жить не до кончины века. Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим образом, ибо речение – до, где ни встречается в Писании, не исключает того, что будет после.

Возблагодарим же Господа, пребывающего с нами здесь, нам ныне доставляющего всякое благо и еще совершеннейшим образом желающего пребывать с нами в бесконечные веки. Ему подобает всякое благодарение и слава и честь во веки веков. Аминь.

[И.Л. – Если бы кто-то сказал Апостолам, не говорю Христу, что придет такое время, когда называющие себя служителями Христовыми намертво забудут Его слова и всё богословие сведут к ритуалу, к бряцанию кадилом, к чудесам от икон, к бесконечным, просто безумным канонизациям, предвосхищающим Суд Божий, и церковь превратят не в кладбище, а в скотомогильник, то могли ли бы поверить в это служители Слова? Если сегодня в любой православный храм зашел бы Апостол Павел, тарсянин, и, постояв хотя бы десять минут у порога, послушал бы какое-то невнятное бормотание из-за иконостаса, непрерывное движение людей по храму, и увидел бы, чем торгуют и зачем вся эта торговля в храме, то не спросил ли бы он: «Что за вера исповедуется здесь?» Признать то, что есть сегодня, за евангельское не смогут даже при всём желании и сами священники. И если бы Апостол зашел бы в крестильные помещения, предварительно побыв среди пришедших креститься и посмотрел бы, как это совершается, то не спросил ли бы он, во имя какого бога это происходит? Но признать творимое в крестильнях, где любого пришедшего с улицы, прикоснувшись мокрой ладонью к его голове, объявляют христианином – признать это за евангельское – кто дерзнет на это? Измыслена совершенно новая религия под именем православия. Святые каноны вселенских соборов и апостольские правила повелевают тщательно проводить катехизацию, оглашать, то есть учить Слову Божию готовящихся ко крещению не менее трех лет. И только после тщательного рассмотрения, разбора этой личности оглашенного, епископ должен решать допускать его до крещения. Чтобы крещение было действительным, нужно три условия. Если хотя бы одно из них будет нарушено, крещение будет как не состоявшимся, хотя бы внешне всё было соблюдено. Человек должен уверовать, принять Христа в свое сердце как своего Спасителя, и твердо обещать служить Богу доброй совестью (1Пет.3:15). Руками законно рукоположенного и не запрещенного священника должен быть трижды полностью погружен в воду с произнесением соответствующих слов. И всё это должно быть совершенно бесплатно. Все три условия сегодня полностью «узаконенно» нарушаются. Идет купля-продажа извращенного таинства. Ясно, что Бог, бодрствующий над словом Своим, без наказания не оставит всех участников этого беззакония. Иер.1:12 – «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Наум.1:3 – «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его». Зах.11:17 – «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет».]