размер шрифта

Поиск по сайту



Второе послание к Коринфянам, Глава 6

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


2Кор.6:1 – Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Мы говорит, споспешествуем и вам и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. Умоляем вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, дабы вы не зря приняли благодать Божию. Ибо что пользы – получить свободу от грехов благодатью Божией, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится тщетной. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь.

2Кор.6:2 – Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время Суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.

2Кор.6:3 – Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение. Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода – не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упрёку, а ещё более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело моё и служение моё не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо её называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.

[И.Л. – Даже богоборческий режим хорошо понял значение проповеди, и не просто проповеди по школьному учебнику, а проповеди по вдохновению, проповеди касающейся душ человеческих. Сатанинско-людоедский режим в нашей стране официально разрешал молиться, превратив религию в культ. Они не боялись ни богослужения, ни треб, ни праздников, но они пристально наблюдали как змей, чтобы не было проповеди, и чтобы ни одна душа не возродилась для Христа через проповедь. Откр.12:4 – «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца». Главное порицание и обвинение шло против проповеди. Как же священнослужителям не понять этого ныне, чем это объяснить? Только одним, что они мертвые и невозрождённые, только тем, что их не коснулась благодать призывающая и благодать обращающая. Мёртвый не может родить живого.]

2Кор.6:4 – Но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. Это гораздо выше: не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал: показываем себя, но являем себя, то есть на деле показываем себя таковыми. Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть чрез терпение, и не просто чрез терпение, но чрез великое терпение. Ибо недостаточно перенести одну какую-нибудь беду или две, но должно терпеть до конца. Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия. В тесных обстоятельствах. Этим словом означается голод или просто искушения.

2Кор.6:5 – Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах. И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко. То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место. Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.

2Кор.6:6 – В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви. Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь. То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов. Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отовсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует. Показывает, как он сделал всё это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святого. Здесь разумеются также и дары духовные, ибо ими доказываем, что мы служители Божии, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания в Духе Святом, то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им, как должно. Но Павел не таков. В нелицемерной любви. Вот источник всех благ, вот причина, посему пребыл в нём Дух.

2Кор.6:7 – В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке. То есть не извращая слова Божия. Ничего, говорит, нет моего, но всё это совершилось в силе Божией, или в знамениях и чудесах и в наказующей и благодеющей силе. Оружия правды в левой руке означают всё прискорбное, а в правой – всё ограждающее и поставляющее нас в безопасность. В левой руке – скорбные, по мнению многих, ибо и Господь повелел молиться и о том, чтобы не впасть в искушение, а в правой – радостные. Итак, Павел в том и в другом показал себя безукоризненным, не падая духом в скорбях, и не превозносясь в радостях, но всё это делая оружием правды.

2Кор.6:8 – В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны. Истолковал нам, что оружия в правой и левой руке означают славу и бесчестие. Как же слава служит оружием правды? Тем, что слава учителей привлекает многих к благочестию. Что же? Есть ли это добродетель Павла? Конечно, потому что он, находясь в славе, не гордился, а бесчестие, соделывающее терпение, делало его искусным и способствовало успеху его проповеди. И перенесение порицания есть великий подвиг. Ибо оно сильно возмущает душу. Поэтому и Господь называет блаженными тех, которые терпят поношение. В пытках тело разделяет муки вместе с душой, а в порицании вся тяжесть падает на душу. Поэтому оно и для Иова было тяжелее всех прочих ударов. Почитают обманщиками по причине порицаний, но мы верны, что доказывается благохвалениями.

[И.Л. – Для тех, кто боится начать проповедовать чисто по Евангелию и боится более всего своего епископа или священника, Апостол Павел и блаженный Феофилакт подтверждают, что всякое гонение за проповедь будет делать её более прочной и плодоносной.]

2Кор.6:9 – Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем. Для одних были уважаемы и знаемы, а для других недостойны и того, чтобы знать их. То есть как приговорённые и осуждённые на смерть, и, по мнению устрояющих нам ковы, умершие; но силой Божией мы живы. Попускает это, говорит, Бог для того, чтобы вразумить нас; ибо ещё прежде будущих наград, в настоящей жизни немало происходит пользы от наказания. Это взято у Давида, который говорит: строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс.117:18).

2Кор.6:10 – Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Хотя по внешности, говорит, кажемся скорбящими, но наслаждаемся совершеннейшей радостью; ибо не так бывает, чтобы иногда радовались, а иногда нет, но всегда радуемся. Апостол многих обогатил как духовным, так и чувственным богатством. Ибо, имея домы всех открытыми для себя, он был богатейшим и мог оделять и питать других, как, например, святых в Иерусалиме. То же показывает и далее. Не привязанный ни к чему в здешней жизни, имеет всё. Если бы возможно было, говорит, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал.4:15). Как же такие люди могли жалеть для него имущества? Перечислил же всё это с той целью, чтобы не смущались чем-либо из того, что кажется прискорбным.

2Кор.6:11 – Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Перечислив свои подвиги и по порядку повествования показав коринфянам, как должно подражать ему, хочет, наконец, обличить их, как не слишком любящих его. Но прежде сего показывает им собственную любовь, и говорит: всегда желаю говорить и беседовать с вами, и притом свободно и смело; ибо это значат слова: уста наши отверсты. Говорит же так потому, что хочет сделать им облегчение, показывая, что смелость в речи есть признак величайшей любви. И не на устах только высказываю любовь, но и сердцем, имею его расширенным для вас. Ибо пламень любви и уста мои отверз, а сердце моё расширил, и сделал его пространным, чтобы дать место всем вам. Поэтому и присовокупляет следующее.

[И.Л. – Для православных придумана особая форма, образ спасения: долу потупленный взор, молчание, «ничего не вижу и ничего не слышу – я спасаюсь». «Только бы кого не осудить», «нужно следить за собой, быть терпеливым и ни во что не вмешиваться». И такой образ православного ковался тысячу лет: шаг влево, шаг вправо считается изменой православию. О какой уж смелой проповеди может идти речь? А вот вселенский проповедник, еврей Павел, и его толкователь – грек Феофилакт – говорят о другом: что кто не проповедует, в том нет любви к ближнему. А проповедующий всегда показывает смелость в речи, и это есть признак величайшей любви.]

2Кор.6:12 – Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. Вы, говорит, не тесно помещаетесь в сердце моём, сердце пространном, сколько бы вас ни было. А в ваших сердцах великая теснота, и вы не можете просторно поместить меня, хотя я один. То есть я в высшей степени люблю вас, а вы хотя любите меня и имеете меня в сердцах своих, но тесно, не просторно.

2Кор.6:13 – В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. Такую же взаимность и равенство дружбы покажите и вы, и вы распространитесь так же, как распространился я. Показывает, что так и должно быть; ибо говорит: говорю, как детям. Ничего великого не прошу, когда, будучи отцом, желаю быть любимым от детей, ибо это обязанность детей.

2Кор.6:14 – Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Дабы не показалось, что говорит это для своей пользы, показывает, что нуждается в их любви для их пользы, говоря как бы так: любить меня – значит, чтобы вы не смешивались с неверными и не уклонялись на их сторону. Не сказал: не смешивайтесь, но: не преклоняйтесь под чужое ярмо, то есть не оскорбляйте справедливости, склоняясь и приобщаясь к тем, к кому не следует. Ибо слово преклоняйтесь употребляется в том случае, когда говорится о неправильных весах, когда одна весовая чашка перевешивает другую. Здесь делает различие не между собой и неверными, но между добродетелью и благородством коринфян и низостью неверных. Как отец, видя сына, находящегося в связях с людьми порочными, говорит ему: какое общение между твоим благородством и их скверностью; так и Апостол говорит: вы сущая правда, а они беззаконие: итак, что общего у вас с ними?

2Кор.6:15 – Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Желая всеми способами побудить их отстать от неверных, не сказал: какое общение у находящихся во свете с пребывающими во тьме, или: у последователей Христа и чад Велиара, но на место лиц поставил самые вещи – свет и тьму, что гораздо больше выражает; также Христа и Велиара, что означает отступника. Чрез это сделал речь свою более грозной. Здесь напомнил о лицах, дабы не показалось, что обвиняет только зло или похваляет добродетель.

2Кор.6:16 – Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими? Дабы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий. Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живёт в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нём; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.

2Кор.6:17 – И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Выйдите из среды неверных и отделитесь, то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом.

2Кор.6:18 – И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение.

[И.Л. – Всюду, где говорится о спасении через крещение, говорится об этом таинстве, как о завершающей стадии рождения свыше, принятия Христа в своё сердце, полного перехода на сторону Христа. Сегодняшние же «крестители» всё сводят только к самому акту крещения, совершенно не научив ничему предварительно людей. И такое отношение к крещению, и само крещение есть ложь.]