размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 23

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.23:1-5Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Говорит уже не к народу и не к толпе. Не сознаю себя, в своих поступках, ни в чем виновным пред вами и достойным этих уз. Преступая же закон, то есть будучи виновен в беззаконии, как бы говорит: будучи достоин весьма многих наказаний. Да, Павел принимает вид, что не знает; но это было не вредно, а полезно для слушателей. Но я очень убежден, что Павел действительно не знал, что Анания – архиерей; так как Павел прибыл недавно во Иерусалим, с иудеями не обращался и видел Ананию среди многих других лиц. Да среди многих и разнообразных лиц архиерей был и незаметен. Стеной же подбеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который, как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его была полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону.

Деян.23:6-8Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Опять говорит по-человечески, но всюду богат благодатью. Не обманывает, однако, и здесь, потому что по предкам он фарисей. А так как иудеи не хотели сказать, за что обвиняют его, то он считает себя вынужденным высказать это сам: за чаяние воскресения мертвых меня судят, – и оправдывает себя самым обвинением их и их клеветою. Саддукеи же, будучи несмысленны, не знали, быть может, даже Бога; поэтому не верят даже тому, что будет воскресение. Однакож, саддукеи не признают трех положений: воскресения, бытия Ангела и бытия духа. Но дух и Ангел – одно и то же; кроме того слово обои (и то и другое) говорит и о трех предметах. Писания людей некнижных и рыбарей не следует измерять мерою изящной внешней отделки, какою отличаются сочинения писателей специалистов; от этого рождаются ереси.

[И.Л. – К данному изречению блаженного Феофилакта на протяжении прошедшей тысячи лет сколько некнижных людей прислонилось и утешилось! Апостол Павел подтверждает: 1Кор.1:26 – «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Со стороны книжных и ученых людей исходит мнение, что им, грамотным и мудрецам, ученым мужам, открыто многое, и они могут богословствовать в изящной форме. Но Господь иногда посрамляет и мудрых совершенно незнатными людьми, как это мы видим в житиях святых. Очень часто человеческая мудрость, человеческие знания убивают духовное, просветленное, и остается одна надменность, кичливость, превозношение, снобизм. Блаженный Иероним восхищался Цицероном, изящностью его слога по сравнению с непривлекательным и грубым слогом Библии. Как доказать такому грамотному, защитившему диссертацию, профессору богословия, что он неправ? Какие действенные методы есть у Бога, чтобы укротить человеческую гордыню? Оказалось, только один способ: Бог посылает Ангела, который истязает его плетью и наставляет на путь истинный (15 июня). Желающие привлечь людей на сторону Христа спрашивают, какой самый доступный и простой нужно избрать в беседе с людьми – прямо читать им Библию или пересказывать содержание своими словами? На основе сорокалетноего опыта отвечаю: только на основании Библии и, в первую очередь, Евангелия, цитируя и, еще лучше, читая вместе с собеседником, прося его кое-что заучить наизусть с точным запоминанием названия книги, главы и стиха. И только после этого разъяснять по толкованию святых отцов простыми и ясными словами, близкими к словам Священного Писания. Подавляющее число ересей в церкви Христовой в продолжении двадцати столетий исходили от людей грамотных, изящных в словесности. «Писания людей некнижных и рыбарей не следует измерять мерою изящной внешней отделки, какою отличаются сочинения писателей специалистов; от этого рождаются ереси». ]

Деян.23:9-10Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость. Боялся, чтобы не растерзали Павла; так как он сказал, что он – римлянин, и дело было недалеко от опасности. Наконец воины похищают его, думаю, как свою собственность.

Деян.23:11-13В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме. С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие. Но Он не являлся Павлу прежде, чем последний не впал в опасность (так как Господь укрепляет нас и посредством скорбей), и по явлении Своем соизволяет спасти жизнь его человеческими средствами.

Деян.23:14-15Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. Итак, ныне же вы с синедрионом дайте знать тысяченачальнику, чтобы он завтра вывел его к вам, как будто вы хотите точнее рассмотреть дело о нем; мы же, прежде нежели он приблизится, готовы убить его. Вместо того, чтобы сказать, они сказали, что отрекутся от веры в Бога, если не сделают того, что задумали. Таким образом, давали ли они ложное обещание, – они под клятвою, как обманщики; удалось ли бы им убить Павла, – они снова подвергали себя проклятию, как убийцы, или предавал их анафеме Бог.

Деян.23:16-24Услышав о сем умысле, сын сестры Павловой пришел и, войдя в крепость, уведомил Павла. Павел же, призвав одного из сотников, сказал: отведи этого юношу к тысяченачальнику, ибо он имеет нечто сказать ему. Тот, взяв его, привел к тысяченачальнику и сказал: узник Павел, призвав меня, просил отвести к тебе этого юношу, который имеет нечто сказать тебе. Тысяченачальник, взяв его за руку и отойдя с ним в сторону, спрашивал: что такое имеешь ты сказать мне? Он отвечал, что Иудеи согласились просить тебя, чтобы ты завтра вывел Павла пред синедрион, как будто они хотят точнее исследовать дело о нем. Но ты не слушай их; ибо его подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его; и они теперь готовы, ожидая твоего распоряжения. Тогда тысяченачальник отпустил юношу, сказав: никому не говори, что ты объявил мне это. И, призвав двух сотников, сказал: приготовьте мне воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли в Кесарию. Приготовьте также ослов, чтобы, посадив Павла, препроводить его к правителю Феликсу. По Божию устроению было то, что иудеи не заметили, как он мог слышать. Снова спасается Павел вследствие человеческой предусмотрительности; так как он всех, даже сотника оставляет в неведении, чтобы не обнаружилось дело. Не следует ставить в осуждение Павлу того, что он боялся опасности; это свидетельствует лишь о слабости его природы, так как он был человек, и должно служить в похвалу его воли; так как и страшась ударов и смерти, он не сделал из-за страха этого ничего недостойного себя.

Деян.23:25-35Написал и письмо следующего содержания: «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков. А как до меня дошло, что Иудеи злоумышляют на этого человека, то я немедленно послал его к тебе, приказав и обвинителям говорить на него перед тобою. Будь здоров». Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду. А на другой день, предоставив конным идти с ним, возвратились в крепость. А те, придя в Кесарию и отдав письмо правителю, представили ему и Павла. Правитель, прочитав письмо, спросил, из какой он области, и, узнав, что из Киликии, сказал: я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители. И повелел ему быть под стражею в Иродовой претории. Вот и письмо, написанное в защиту его и в обвинение иудеев. Посмотри: Павел признается невинным не иудеями, а иноплеменниками, как и Христос Пилатом.