размер шрифта

Поиск по сайту



Первое послание к Фессалоникийцам, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


1Фес.2:1 – Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный. Велики, говорит Апостол, ваши подвиги, только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру, без них она была бы тщетной.

1Фес.2:2 – Но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Избежав опасностей в Филиппах, мы снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять всё приписывает Богу, сказав: дерзнули в Боге нашем, то есть одушевляемые Им.

1Фес.2:3 – Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. То есть наше учение – не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь; я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что моё учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. Я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды.

1Фес.2:4 – Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаёмся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди. То есть мы делаем всё это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны, или потому, что Он постигает сердца и даёт венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить.

1Фес.2:5 – Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог Свидетель! Так как он пред этим похвалил их, то чтобы похвала не сделалась подозрительной, он говорит: никогда я не льстил вам (что свойственно обманщикам), и теперь не льщу. И не по страсти к деньгам мы проповедовали. Того, что я не льстил вам, и вы Свидетели, а что я не корыстолюбив – Бог Свидетель, ибо вам это неизвестно.

[И.Л. – Какие основные причины того, что сегодня молодые люди поступают в семинарии, избирая профессию священника пожизненно? Знают ли они, что это самый скорбный путь, какой только возможно придумать, и самый ненадёжный для спасения? И путь самый славный, если они будут верны слову Господню и ревностны в деле проповеди Евангелия. Какая основная мысль двигает священниками с Украины и Белоруссии, заполонившими Сибирь? Они не по страсти к деньгам прибыли в холодные края? В первоАпостольской церкви, как толкует Феофилакт, были такие деятели, которые по страсти к деньгам проповедовали. Нам это трудно понять – как за проповедь можно получать деньги. Очевидно, что тогда не платили ни за требы, ни за заказные молебны, и служитель ценился только за проповедь, и таковых прихожане питали. По крайней мере, паства могла насыщаться духовно даже и от таких корыстолюбцев. Но чему могут научиться сегодня пасомые, если свирепствует корысть и трусость, трусость и корысть – это основная язва сегодняшнего, советского православия. Если проповедь в Духе Святом, истинная и огненная совершенно отсутствует, а корыстолюбие буйно цветёт и плодоносит, то какой страшный ответ придётся давать руководителям церкви!  Мих.3:3,5 – «Едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел... Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну». Иер.23:14-17 – «Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придёт на вас беда"». «И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: «вы дайте есть народу вашему». И пастырство должно на совести своей держать обязательство – питать народ истиной. В церкви должна неумолчно идти проповедь слова Божиего. Молчащее пастырство – что за пастырство? А оно много молчит, чрезмерно много. Но нельзя сказать, чтобы это происходило оттого, что нет веры в сердце; так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же, однако, это не оправдывает его» свт. Феофан Затворник.]

1Фес.2:6 – Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Не сказал: мы терпели бесчестие, или: не пользовались честью, чтобы не показалось им это упрёком, но: мы не искали почестей, хотя этого действительно и требовала проповедь. Ибо, если царских послов мы удостаиваем большой чести, то гораздо более должны почитать посланников Божиих. Посему, как же мы будем делать что-либо ради славы, когда в качестве учителей мы не желали почестей ни от вас, ни от других?

1Фес.2:7 – Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Или: в чести, славе и довольстве, или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас. Тихи, то есть кротки, необременительны. Или: тихи среди вас, то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение среди вас имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения. Здесь Апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребёнку? Ищет ли она денег от малюток? – Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били её.

1Фес.2:8 – Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. То есть привязанные к вам, и заботящиеся о вас. Посему, не только, говорит Апостол, мы не брали ничего от вас, но восхотели, то есть сильно желаем истощить для вас даже души свои, если нужно будет. Посему подавать благовествование – дело драгоценнейшее, но отдать душу – гораздо труднее и есть дело необыкновенной любви – таков его вывод. Чтобы не показалось, что он ведёт речь обо всем этом потому, что трудился для них, и поэтому должен пользоваться почётом от них, говорит: делаю это не по чему другому, как по любви. Ибо я не ищу вознаграждения, но делаю всё ради самого долга.

1Фес.2:9 – Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Не сказал: помните благодеяния наши, но труд, и не просто, а и изнурение, то есть труд с большим старанием. И не только днём, но и ночью. Вот каково усердие и какова забота, – чтобы не соблазнить кого! Словами чтобы не отяготить никого из вас показывает, что фессалоникийцы находились в бедности.

1Фес.2:10 – Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими. Бог – достоверный Свидетель, но так как людям неизвестно, свидетельствует ли об этом Бог, призывает во Свидетели и тех, к кому обращено слово. Всё что должно исполняя, ибо это значит свято, вместо выражения: со страхом Божиим. И праведно. То есть ни у кого не вымогая денег. И безукоризненно. Не оскорбляя и не давая повода к соблазну. Тогда как у неверных Апостол назывался безбожным и обманщиком, пустословом и совершенно безрассудным.

1Фес.2:11 – Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих. Опять называет их Свидетелями – знак, что он говорит без всякой надменности.

1Фес.2:12 – Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё Царство и славу. Удивительно, как он никого не оставил без утешения, но каждому высказал то, что нужно! Просили же о том, чтобы мужественно переносили всё. Следовательно, я, говорит, не искал славы. Выше Апостол уподобил себя кормилице, теперь уподобляет отцу, показывая свою любовь, власть и свою простоту. Ибо какой отец держит себя гордо пред детьми? Умолять (в славянском тексте – свидетельствовать) – это уже знак очень строгого наставления. Следовательно, я, говорит, не льстил. После того как сказал: как отец, прибавил и слово: умоляли («свидетельствующе»). Ибо не строго, говорит, но как отцы (свидетельствующе) поступать достойно Бога. Смотри, как он, повествуя о прежде случившемся, учит и убеждает. Ибо, если Бог призывает нас в Царство, то должно переносить всё.

1Фес.2:13 – Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих. Здесь Апостол хвалит и фессалоникийцев. Нельзя сказать, говорит он, что мы одни поступаем во всём безукоризненно, а вы показали нечто несообразное с тем, чему я вас наставлял, ибо вы слушали нас не с таким расположением, с каким слушают людей, но внимали нам так, как будто наставлял вас Сам Бог. Слышанным словом Божиим Апостол называет проповедь, в которую веруют чрез посредство слышания. Как веровать в Того, о Ком не слышали? (Рим.10:14). Откуда видно, что вы приняли проповедь мою, как слово Божие? Из действий, говорит, ваших, то есть она обнаруживается в делах. Если бы вы не так приняли её, то не перенесли бы так мужественно стольких испытаний. Ибо, как сам Апостол перенесенными опасностями доказывает, что он не льстец и не обманщик, так и их мера открывается из того, что они перенесли бедствия.

[И.Л. – Каждая проповедь, как пастыря, так и мирянина должна быть по Слову Божию, точно и во всём соответствовать написанному в Библии. Сегодняшние проповеди в храмах, если их подвергнуть тщательной ревизии согласно Слову Божию, не выдерживают никакой критики, – они говорятся от своего ума, от чрева. Если подвергнуть анализу по Слову Божию речи патриарха, священников, статьи в епархиальных газетах и журналах, то приходится констатировать, что вышеуказанные авторы Библию и не знают, и не любят, и  в ней совершенно не нуждаются. Поэтому пастыри сегодня устремились к экзотическому, внешнему, старомодному, к возобновлению прежней России. Снова многотысячные шествия на иордани, концерты в филармониях певческих церковных коллективов. Совсем непонятно какое отношение это имеет к Богу, к Слову Божию? Почему эти лукавые делатели одели священные ризы, а выполняют работу артистов и шоуменов? Сегодня действия пастырей нужно рассматривать от обратного, в противовес тому, что говорит блаженный Феофилакт: «Откуда видно, что вы НЕ приняли проповедь мою, как слово Божие? Из действий, говорит, ваших, то есть она обнаруживается в делах». Духовный уровень т.н. «полноты церковной», тех кто приходит на исповедь, тех кто ни дня не был в числе оглашенных, тех кому лишь мокрой ладонью провели по голове, считая это за крещение, – их духовный уровень абсолютно не отличается ничем от мирских культурных людей. Центральная глава Библии – третья глава Евангелия от Иоанна, сердце Священного Писания, в Православной церкви совершенно неизвестна и бездействует. Отсюда наступила духовная демографическая катастрофа: духовная смертность чудовищно превышает духовное рождение. Выход здесь только один – в покаянии всех пастырей перед Богом и перед народом, начиная с патриарха, за пренебрежение проповедью по Слову Божию. И тогда можно будет сказать: «Откуда видно, что вы приняли проповедь мою, как слово Божие? Из действий, говорит, ваших, то есть она обнаруживается в делах». В этом и только в этом духовное возрождение русской нации и всей России. Тогда и миряне будут знать Писания и будут защищать истину православной веры. А сегодня эта тёмная ненаученная масса т.н. православных тысячами и сотнями тысяч растекается по самым изуверским сектам. По мнению Златоуста каждому мирянину необходимо сделаться апо­логетом христианского учения, чтобы не дать мес­та постыдному торжеству над ним еретиков и не­верных: «Если бы вы внимали Писанию, этому ду­ховному оружию, и каждодневно упражнялись в нём, я не стал бы убеждать вас избегать борьбы с ними (язычниками и еретиками), а напротив даже советовал бы сразиться с ними; потому что истина сильна. Но так как вы не умеете пользоваться Пи­санием, то я боюсь за эту борьбу, боюсь, чтобы они, застав вас безоружными, не низложили вас».]

1Фес.2:14 – Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев. Чтобы кто-нибудь не понял под церквами в Иудее синагог иудейских, то он поэтому прибавил: во Христе Иисусе, чтобы яснее показать, что говорится о церквах верующих. Утешение великое! Ибо, если иудеи, ревнители отеческого закона, уверовавши однажды, столько потерпели, то сколько более должны вы? Немалое доказательство истины Евангелия в том, что иудеи охотно страдают за то, что прежде сами преследовали.

1Фес.2:15 – Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся. И что удивительного в том, что они оскорбляли своих соплеменников, когда они и Господа убили? Смотри, какое утешение – быть общником Христу в страданиях! Поэтому и Павел всегда в искушениях указывает это. Но скажет кто-нибудь, что они Господа не узнали. Что же? Разве они не узнали собственных пророков, книги которых они носят повсюду? Как же они убили и их? Отсюда очевидно, что они ничего не делают как ревнители истины, но скорее неистовствуя против истины. И нас изгнали. Апостолов, учителей ваших. Поэтому вам, ученикам, должно всё переносить, имея пред глазами эти примеры. Ибо, как могли угодить Тому, Чьего Сына они убили, а прежде ещё убили и пророков?

1Фес.2:16 – Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. Ибо, если должно проповедовать спасение всей вселенной, а они противятся этому, то они общие враги вселенной. Только чрезвычайной зависти свойственно препятствовать общему спасению. Это, говорит, древним пророкам, потом Христу, а наконец и нам делали они и делают, чтобы показать, что спешат достигнуть полной меры грехов, крайнего их предела. То есть для них уже не будет более того, что было прежде, не будет возвращения из плена и не овладеют они своею землею, но до конца так и останется на них гнев Божий. Слово гнев с артиклем показывает, что они заслужили его, что он предназначен и предсказан. Утешив фессалоникийцев указанием на то, что они имеют многих соучастников в искушениях, теперь утешает также указанием на то, что притеснители их будут наказаны.

1Фес.2:17 – Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше. Здесь Апостол говорит о любви. Выше он сказал: как отец детей (ст.11) и: как кормилица (ст.7), а здесь: быв разлучены (в славянском тексте – осиротевше), что свойственно детям, ищущим родителей. Это для того, чтобы мы поняли из этого, как он сильно любил их. Но в то же время намекает и на печаль, в которой он находился по причине разлуки. И нельзя сказать, говорит, чтобы мы оставались в разлуке долгое время, напротив, сравнительно короткое и малое, так что можно считать почти за один час. И притом не сердцем, говорит, мы разлучены были, а лицом. Но и нося вас постоянно в сердце, мы испытываем скорбь, что лишены возможности видеть вас телесно. Заметь и то, что у сильно любящих есть потребность лично видеть любимых, от чего их любовь ещё более усиливается. Больше всего заботился видеть оставленных на короткое время. Обрати внимание на любовь: не для чего-нибудь другого, говорит, желаю прибыть, как для того, чтобы видеть ваше лицо.

1Фес.2:18 – И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Именно так, ибо это не было дело Божие. В Послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим.1:13 и 15:22); и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян.16:6); и в Послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа (2Кор.1:22). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию. Смотри, как он гордится своею любовью, показывая, что он любил их больше всех, почему и говорит: я Павел, то есть хотя и другие со мной желали придти к вам, но я даже не решался.

1Фес.2:19 – Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Это ли не слова пламенеющих нежнейшей любовью матерей, разговаривающих с малыми детьми? Ему недостаточно было слова венец, чтобы показать свою пламенность, но он присовокупил и похвалы. Ибо на вас, говорит, я надеюсь, что ради вас сподоблюсь великого дерзновения пред Христом, и радости ради того самого, что вы и ныне есть, и тогда будете для меня венцом похвалы, то есть венцом блестящей славы. Фессалоникийцы ли одни твоя надежда, святой Павел? Нет, не они одни. Поэтому и сказал: и вы, показывая, что были и другие.

1Фес.2:20 – Ибо вы – слава наша и радость. Как славно привести такую церковь ко Христу, и притом столь благоискусную!