размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 20

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.20:1-7 – Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Иисус есть Царство Небесное, и Он подобен человеку, ибо принял и образ наш. Он есть и Домовладыка, ибо владычествует над домом, то есть над церковью. Сей-то Домовладыка Христос исшел из недр Отчих и нанимает делателей в виноградник, то есть для исполнения заповедей и исследования Писаний. Каждого из нас Он нанимает для возделывания виноградника, то есть своей собственной души, но нанимает одного утром, то есть в юном возрасте, другого в третьем часу, то есть около двадцати пяти лет, иных в шестом и девятом часу, то есть лет тридцати от роду и вообще в мужеском возрасте, а в единонадесятом часу – старцев, ибо многие, и в старости уверовавши, получили спасение.

[И.Л. – Господь ищет делателей на ниву Свою. Господь всё делает в этом направлении руками людей, желающих сотрудничать с Ним. Нужно постоянно молиться о таких архиереях, епископах в церкви, которые пережили рождение свыше, у которых была встреча со Христом, о тех, которые воистину крещены Духом Святым, которые любят Слово Божие и дело проповеди Его ставят на первое место, превыше всего. Тогда они будут искать подобных служителей и на низшие должности, а не держать возле себя людей по признаку личной преданности. Если нет проповеди в каком-либо приходе, нет духовного рождения, архиерей должен бить тревогу и вникнуть, почему вымирает вера в людях, почему наступила демографическая катастрофа в духовном плане. Сегодня говорят только о физической беде с рождаемостью, и из великих наций русская нация сегодня быстрее всего исчезает с лица земли. Православная церковь сегодня находится как бы в резервации, но уже не от безбожных властей, а от невозрожденных епископов, и это страшно. Может случиться, что православная вера вообще исчезнет, и останутся только единицы верных Евангелию. Святые мужи об этом не раз говорили.]

Мф.20:8-16 – Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Вечер есть кончина века: при кончине все получают по динарию, то есть благодать Св. Духа, которая обновляет человека по образу и соделывает его причастником Божеского естества. Более потрудились жившие до пришествия Христова, ибо тогда смерть еще не была разрушена, диавол не был сокрушен и грех еще был жив; а мы, по благодати Христовой оправданные крещением, получаем силу побеждать своего врага, уже наперед низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию те, которые в юности уверовали и последовали Христу, понесли более труда, чем обратившиеся в старости, ибо юноши в борьбе со страстями испытывают тяжесть от собственных движений гнева и чувственного вожделения, а старые остаются спокойными, однако же все удостаиваются одного дара Св. Духа. – Эта притча научает нас, что если кто и в старости покается, то сподобится Царства Небесного. Праведникам уготованы столь многая и столь неизреченные блага, что они могли бы возбудить и зависть.

Мф.20:17-21 – И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Сыны Зеведеевы думали, что если Господь пойдет в Иерусалим, то сделается царем земного царства, так как часто слышали от Него слова: восходим во Иерусалим. Посему они увлеклись человеческими помыслами и заставили мать подойти к Иисусу, стыдясь явно приступить к Нему сами, хотя тайно и подошли к Нему.

Мф.20:22 – Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. Оставивши мать сынов Зеведеевых, Господь говорит с самими сыновьями ее, дабы показать, что Он знает, что они заставили мать говорить с Ним. Он говорит им: вы не знаете, чего просите, ибо то, чего вы просите, превыше ума, превыше самих Ангельских сил, вы стремитесь к славе, а Я призываю вас к смерти. Так говорил Он им, желая отклонить их от таких помыслов. А предлагает вопрос не по неведению, но желая, чтобы ответом они по необходимости обнаружили свою тайную болезнь и постарались исполнить обещание. Чашею Он называет свои страдания и смерть, вместе с этим показывая и то, что как легко выпить чашу, так можно нам не бояться идти на смерть за Христа; кроме сего показывает и то, что Он Сам с радостью идет на смерть. Как тот, кто испивает чашу вина, скоро засыпает, отягченный питием, так и испивающий чашу страдания погружается в сон смертный. Смерть свою Он называет крещением, потому что ею Он совершил очищение наших душ. Они дали обещание, не понимая того, что говорят, и обещая все, только бы получить желаемое.

Мф.20:23-24 – И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Я знаю, что вы пострадаете и умрете, и это действительно так случилось: Иакова убил Ирод, Иоанна осудил Траян за свидетельство истины. Если найдется человек, который, испивая чашу мучения, будет иметь и все прочие добродетели, то он получит дар, потому что дар приготовлен для трудящегося, подобно тому, как и венцы приготовляются для ратоборцев. Так, если бы при открытии конского состязания, в присутствии раздаятеля наград царя, явился кто-либо не участвовавший в ристании и сказал ему: дай мне венец, хотя я и не участвовал в ристании, – то царь сказал бы ему: я не могу дать венца даром, он приготовлен для того, кто бежал и одержал победу (Евр.1:13). Так говорил им Господь, имея в виду степень их понятий, ибо они не знали, что когда Господь сказал и о седении на двенадцати престолах, то разумел будущую славу, имевшую открыться им за добродетель.

Мф.20:25-28 – Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Когда десять увидели, что Христос обличил тех двух, то и они стали негодовать и чрез то обнаружили в себе желание той же чести. Ибо они были еще несовершенны и двое желали возвыситься над десятью, а десять завидовали двум. А так как десять пришли в смущение, услышав такие слова от Иисуса Христа, то Иисус, желая успокоить, призывает их к Себе, ибо при нем были и беседовали с Ним только сыны Зеведеевы. Он обращает речь ко всем, зная, что первенстволюбие имеет нужду в строгом обличении, и говорит им горькие слова, причисляя их к язычникам и неверным, если они хотят искать славы, и таким образом стыдит их следующею речью: некоторые люди, имея начальство, величаются тем, как будто им самим принадлежит нечто великое, но любить начальство есть страсть языческая, а Мои ученики узнаются по смирению и за смирение приемлют честь. Посему, кто хочет быть большим, тот должен служить и последнему, ибо в этом состоит высочайшее смирение. Это Я показал на Себе Самом, когда, будучи Владыкою и Царем Неба, смирил Себя Самого, чтоб послужить для вашего спасения, и притом – так, что и душу Мою готов отдать для избавления многих, то есть всех, ибо все суть многие.

Мф.20:29-34 – И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. Слепцы, слыша о Христе, познали Его и, узнавши, что Он проходит мимо, воспользовались этим временем. Они веровали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. Исцеляет Он их прикосновением, дабы мы знали, что всякий член Его Святой плоти есть член животворящий и Божественный. Правда, Лука и Марк говорят об одном слепце, но от сего не выходит разногласия, потому что они упомянули об известнейшем слепце. Или иначе: Лука говорит, что Иисус прежде входа в Иерихон исцелил слепого, а Марк, что после выхода из Иерихона, Матфей же для краткости упомянул об обоих вдруг. Обрати внимание и на то, что слепые были язычники, и исцелены от Христа мимоходом, потому что Христос пришел главным образом не для язычников, а для Израильтян; и как слепцы познали Иисуса по слуху, так и язычники уверовали во Христа от слышания. Запрещающие же слепцам призывать имя Иисусово суть гонители и мучители, которые покушались запрещать проповедь церкви. Но она еще более исповедовала имя Христово, а потому и получила исцеление, узрев ясно истинный свет, и стала последовать Христу, подражая Ему в своей жизни.

[И.Л. – Люди могут переменить свою жизнь, уверовать во Христа только через проповедь Евангелия. Священник на исповеди должен не просто слушать перечисление грехов, но в первую очередь расследовать, как этот человек оказался в церкви, было ли у него истинное обращение ко Христу, рождение свыше. Вера не может быть спасительной, если она передается просто по наследству. От еврея может родиться еврей и от еллина еллин, но от христианина христианин родиться не может. Он должен им стать лично сам, уверовав во Христа, приняв Его в свое сердце как лично своего, им избранного Спасителя. Большинство, свыше 90% прихожан православных храмов обращены не через Священное Писание, а через посещение храма, через сновидения, чудеса, болезни, через завещание родителей, через чтение каких-то книг, далеко не православных. Этим людям всё нужно начинать сначала и уверовать через Евангелие, не быть альпинистами на чуждых горах, но взойти ко Христу через Голгофу. В современной литературе практически не встречается описания случаев рождения свыше православных пастырей, их встречи со Христом, как это было у Савла. Доколе не будет установлен абсолютный, непререкаемый авторитет Библии, до тех пор в людях будет не евангельская вера, а основанная на вымыслах и предрассудках, на обрядоверии. Такая вера, конечно, ни в какой рай не вводит, ибо она не евангельская, не Христова.]