размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 13

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.13:1В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Еще о Варнаве упоминает прежде; так как Павел еще не прославился, – не совершил еще никакого знамения. Но следует заметить, что и Павел и Варнава причтены были к лику Апостолов. Манаил, совоспитанник Ирода четверовластника. Вот что значит характер каждого, и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества.

Деян.13:2-8Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Что значит: служащим? Это значит: проповедующим. Кем же рукополагается Павел? Лукием и Манаилом, а вернее – Духом Святым. Хиротонисуется же он, чтобы проповедовать со властью. Гал.1:1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых. Это в том отношении, что не человек призвал его и обратил. Рукополагали не так, как диаконов; но возложили на них руки после предварительного поста и молитвы, так что из этого можно заключить, что Варнава и Павел чрез такое рукоположение получили высшую иерархическую степень, чем диаконская. В Селевкии они не останавливаются, зная, что жители ее могли стяжать много пользы от соседнего с нею города; а спешат исполнить неотложное. Удивительно в проконсуле то, что он, быв ранее увлечен уже магией волхва, пожелал послушать Апостолов. Но обрати внимание и на волхва: когда Апостолы проповедовали прочим людям, он не очень негодовал; вознегодовал же особенно тогда, когда они пришли к проконсулу.

Деян.13:9-12Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. Здесь вместе с рукоположением Савла меняется и имя его. Переименован же он для того, чтобы и с этой стороны быть не ниже Апостолов. А что касается преимущества, какое имел корифей учеников Христовых Петр, так и Павел, кажется, пользовался таким же уважением и имел случай снискать даже большее расположение. Никакого рода лести, говорит, не оставалось, которого бы ты не имел. Верно сказал: всякого коварства, потому что волхв был льстец и лжец. А сыном диавола называет его потому, что он делал дьявольское дело. Не с нами, говорит, воюешь и сражаешься, но развращаешь пути Господни правые. И будешь слеп, не видя солнца до времени. Тем же средством, каким был обращен сам, хотел и его обратить. Итак, это было не наказание, но врачевание; потому что Павел почти что говорил: не я творю это, но рука Божия. А выражение: до времени, очевидно было словом не наказывающего, а обращающего; потому что, если бы оно было словом наказывающего, то Павел сделал бы его слепым навсегда; а здесь не то, но – до времени, чтобы подействовать на проконсула; так как дает этим знать, что от самого волхва зависит получить снова зрение: нужно изменить образ жизни на лучший. Искание вожака – доказательство слепоты. Нужно было посредством такого именно наказания вразумить того, кто прежде был увлечен магией. Таким образом наказания как бы вразумляли и волхвов.

Деян.13:13-15Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Иоанн, нарицаемый Марк, сопутствовал им в евангельском шествии от Палестины до Пергии памфилийской. Потом, когда Апостолы ускорили свое шествие и с твердым, непреклонным духом стали вооружаться на подвиги, Марк, как человек слабый и не решавшийся на такое путешествие и на те подвиги, опасности и борьбу, какие представлялись в каждом городе, отстав от Апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, так как оно было трудно для него. Павел и Варнава возвратились в Иерусалим с обильными плодами веры и благовествовали находившейся в Иерусалиме церкви об обращении и покаянии язычников; и когда все стали воздавать Павлу и Варнаве хвалу за их полные успеха подвиги, Марк опечалился, смутился душою и, быть может, подумал: если бы и я был с Апостолами, то и я сделался бы участником в их славе, и снова пожелал выступить вместе с Апостолами на проповедь. В синагоги они входили в одежде иудейской, чтобы не встретить сопротивления и не быть выгнанными, и достигали таким образом во всем своей цели.

[И.Л. – Слова «благовествовать» и «проповедовать» – это основные слова, характеризующие деятельность Апостолов. Конечно же, Апостолы любое дело начинали с молитвы и заканчивали благодарственной молитвой. Но нигде ни одним словом Новый Завет не обмолвился о богослужениях Апостолов или их учеников, чтобы они богослужение ставили в основу своей деятельности. Деяния Апостолов наглядно и очень зримо показывают, что даже встречаясь друг с другом Апостолы и благовествовали и проповедовали. И ясно, что каждая встреча приносила что-то новое, радостное, неизвестное. И главный разговор их был о том, как души обращаются ко Христу. Деян.21:20 – «Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона». Деян.15:12 – «Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников». Главным знамением и чудом было обращение через проповедь ко Христу. Что могут сегодня рассказать архиереи друг другу, что могут рассказать священники, съезжающиеся на исповедь или на епархиальное собрание? Их разговор – о чем угодно, но только не о проповеди, и тем более не об обращении через проповедь, не об успехе благовестия.]

Деян.13:16-24Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. Павел проповедует здесь в первый раз, и посмотри, с каким благоразумием: те места, где идет речь о Боге Слове, обходит и останавливается на местах, не упоминавших о семени Давида, как сам он говорит, когда пишет римлянам: Рим. 15:20Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании. Посмотри: и Варнава уступает Павлу, как и Иоанн уступает везде Петру. Хотя Варнава пользовался большим уважением, но он поступал так, имея в виду общую пользу. Напомнив о древних событиях, указывает, как и Стефан, на бывшие тогда великие благодеяния Божии. Нужно заметить, что слова эти в книге Царств находятся не в том виде, как здесь; там только пророчески сказано Самуилом Саулу: 1Цар.13:14 – Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом. Из этих слов Павел составил такое положение: они сказаны были потому, что у иудеев был обычай читать в субботу закон Моисеев и пророков и после чтения обращаться с речью к народу и объяснять прочитанное. Поэтому начальники синагоги и предлагают бывшим с Павлом говорить в синагоге. Имя Давида было особенно любимым иудеями именем, поэтому говорится, что воцаряется царь от его племени. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. Под явлением разумеет воплощение.

Деян.13:25-37При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Иоанн не просто свидетельствует, но отрицает от себя самую славу, которую все приписывали ему. Не одно и то же – отказываться от чести, когда никто не оказывает ее, и тогда, когда ее предоставляют все. Указывает здесь на именитое происхождение иудеев. Некоторым образом извиняет их: распяли, говорит, не зная, кто Он; потому что злодеяние совершено вследствие неведения. Говорит, что смертная казнь была желательна им. Выводят на сцену Пилата, чтобы с одной стороны сделать общеизвестным страдание, с другой – подвергнуть себя большему обвинению, как предавших Христа мужу иноплеменному. Испросили, говорит, позволение на убиение, хотя Пилат как бы не желал этого. Да не смущает тебя то, что об Иисусе говорится, что Он воскрешен Богом; потому что если Иисус есть не иной Кто, как воплотившееся Слово, а Слово, по свидетельству Писания, – Христос, Божия сила и Божия премудрость, есть сила Отца, которою Он совершает всё, – то следует разуметь, что Иисус Сам воскресил Себя. И если говорится, что Он воскрешен Отцом, так говорится в том смысле, что Отцу, как такому Началу и такой Причине, которые – вне времени, приписывается всё. Чем они никак не могли бы быть, если бы не подкрепляла их сила Божия. Итак, сказав выше, что Слово положено было во гробе, Павел, – чтобы кто не подумал, что он назвал Слово бесплотным, – снова называет Его Иисусом и ни на один момент не допускает в воплотившемся Слове разделения, по соединении двух естеств. А от Отца Сын рождается, как признают это даже еретики, безвременно. Тело Господа и Спасителя Христа называется нетленным и бессмертным; потому что ясно, что оно обладало свойством нетления со времени самого воплощения, так как Христос был безгрешен. Тот, Кого воздвиг Бог, не видел истления, но место гроба соделал местом нетления, потому что восставший собственною силою Христос поистине воссиял, как Начальник нетления, дабы и мы восстали из гробов и вышли в сретение Ему, когда, в день ожидаемого воскресения, Он придет во второй раз со славою, на облаках.

Деян.13:38-41Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам. Смотри, как не договаривает о сущности дела, об обетованном семени. Не привел свидетельства, на которое они могли бы полагаться в том, что отпущение грехов совершается чрез Иисуса; а это не подлежало сомнению. И великого удивления достойно было то, как Израиль, зачисленный в сонм детей Божиих и наименованный первородным, – тот Израиль, ради которого погиб Египет, – предается вавилонянам, предается не только мечу их, но даже и плену, и рабству, и всевозможным страданиям. Дело так и столь величественно, что покажется даже невероятным, если кто сообщит вам об нем.

Деян.13:42-48При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Ты видел мудрую сообразительность Павла. Чтобы привязать и расположить к себе язычников, а также, чтобы сообщением им всего вдруг не рассеять их внимания, он высказал сначала несколько намеков и не разрешил их, и этим вызвал в язычниках желание послушать его в другой раз. Сказал, что возвещается вам оставление грехов; а как совершится это оставление, не объяснил. Не крестил же их тотчас, потому что это было не благовременно. Столь велика нетерпимость зависти! Многие совершенно изнемогают и умирают от того, что видят других в чести. А такого рода люди способны противиться не только человеку, но и воле Божией. Не говорит: оставляем вас, – но выражается так, что допускает возможность своего возвращения в Антиохию. Итак, род Господень в сущности есть весь вообще род человеческий, но Израиль есть особенно близкий род Его. И так как Он пришел к Израилю, а прочие народы просветил чрез Апостолов: «язычников озарю чрез Тебя просвещением и дарую всем спасение», – потому что это именно означается словами: «до концов земли», «и положу конец договорам, сделанным отцам их». Слово «завет» объясняется многими, как договор, условие. Хотя они предназначены или предопределены были в жизнь вечную по предведению, но уверовали по собственному желанию, по собственной воле. Предведение же Божие не уничтожает свободы нашей воли. Павел стал им не вдруг по рождении и не в юности, но спустя довольно времени, когда у него составилось понятие о своем значении и своих доблестях.

Деян.13:49-52 – И слово Господне распространялось по всей стране. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. А ученики исполнялись радости и Духа Святаго. Иудеи же не ограничились чувством зависти, но прибегнули и к действиям. Видишь, на какой гнусный поступок склонили женщин? Стараются преградить людям путь ко спасению при содействии женщин, в подражание древнему обольстителю – дьяволу, который орудием для преграждения людям входа в рай избрал Еву. Не без причины поступили так, но потому, что были изгнаны иудеями. Учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия. Страдание учителя не отнимает дерзновения у ученика, но делает его более бодрым.

[И.Л. – «Учителей гнали, а они радовались». Страдания, как возмездие за грех, всегда угнетали людей. И только христианство возвело страдание за благовестие, за любимого Иисуса в радость. Их гнали не за недостачу в церковной кассе, не за аморальный образ жизни, не за противление епископам, а за учительство, за благовестие. Воистину прав сказавший, что в вечности будет и вечная радость и вечное мучение, но радоваться за то, что тебя мучают за Христа – это счастье дано только благовестникам в этой земной жизни. Как много есть в мире героев, с которых люди пишут образ того, кому можно подражать. Дух Святой через Апостола Павла говорит только об одной категории лиц, которым нужно подражать – это не чудотворцы, не затворники, не патриархи, но – проповедники, которые несли людям благую весть о Христе. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Читающий эти строки, хотел ли ты бы принять награду от Бога, радость неизбывную – быть гонимым как проповедник? Начни сегодня свидетельствовать об искуплении во Христе Иисусе, о благодати призывающей и обращающей, и ты будешь гоним своими же собратьями.]