размер шрифта

Поиск по сайту



Первое послание к Фессалоникийцам, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


1Фес.1:1 – Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол Павел в письме к фессалоникийцам ставит наряду с собой и Тимофея. Между тем, в Послании к Ефесянам он не делает этого, хотя Тимофей и был им известен. Мне кажется, это потому, что он имел намерение немедленно послать его к ефесянам, почему и излишне было писать послание от лица того, кто должен был доставить его. Здесь же не так: Тимофей недавно возвратился из Фессалоник, поэтому справедливо ставит его наряду с собой. Но впереди Тимофея он помещает Силуана, вероятно, потому, что этого по смирению требовал сам Тимофей, подражая учителю Павлу, который причисляет к себе своих учеников. Здесь Павел не называет себя ни Апостолом, ни рабом, как обычно делает это в других посланиях, потому что фессалоникийцы были новообращённые и ещё не узнали его близко. Поэтому и не следовало напоминать им о своём достоинстве. Хотя фессалоникийцев было немного, и они ещё не соединились тесно между собой, однако он называет их церковью, ободряя самым именем, так как имя церкви по большей части означает множество. Так как были церкви эллинские и иудейские, то он, отличая эту церковь от тех, говорит: которая есть в Боге Отце. Великое достоинство – быть в Боге. Ибо если кто раб греха, тот не в Боге. Заметь: предлог в относится и к Отцу, и к Сыну. Желает им, чтобы всё более и более они преуспевали в дарах Божиих, но имели бы и мир, не гордясь друг перед другом.

1Фес.1:2 – Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших. Тотчас за похвалой следует хвала Богу. Ибо тем, что благодарит Бога за них, он показывает, что они исполнили всё, чем прославляется Бог. Но вместе с тем учит и смирению, так как Богом всё совершается. Что он благодарит Бога – это следствие их добродетелей, а что вспоминает их в молитвах – это по своей любви к ним.

1Фес.1:3 – Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим. Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это доказательство его горячей любви. То есть вашего постоянства. Ибо дело веры в том, чтобы твёрдо стоять, а не на словах только хвалиться верой. Просто любить – нет труда, но любить истинно – труд великий. Ибо если кто-нибудь всё переносит для любимого человека, как же это не труд? А фессалоникийцы действительно много пострадали из любви к Павлу, как это можно видеть из книги Деяний (Деян.17:5). Много, говорит, вы перенесли продолжительных испытаний, и перенесли, подкрепляемые надеждой. Ибо с полным убеждением верили приготовленным наградам, так как Бог допустил им в начале подвергнуться испытаниям для того, чтобы кто не сказал, что проповедь утверждаётся просто и лестью, но чтобы видно было, что тут действовало не человеческое убеждение, а сила Божия, покоряющая души. Можно понимать это двояко: или вспоминая пред Богом и Отцом нашим, или разуметь дело веры, которое пред Богом. Значит, не думайте, что вы трудитесь бесполезно; напротив, всё – пред Богом, и Он воздаст награду.

1Фес.1:4 – Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия. Вспоминаем, говорит, вас, потому что знаем, что вы избраны Богом: ибо вы предпочтительно пред многими другими избраны за веру. Откуда же это видно, святой Павел? Слушай, говорит, что следует далее.

1Фес.1:5 – Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. Из того, говорит, видно ваше избрание, что Бог прославил проповедь среди вас. Ибо мы не просто так проповедовали, но были и знамения, потому что Бог благоволил, чтобы вы уверовали как избранные Ему и предуставленные. То есть в знамениях, бывших ко благу людей благомыслящих и к наказанию неблагомыслящих. И во Святом Духе. Или в мудрости духовной, а не внешней, или в том, что Дух Святой подаваем был уверовавшим. И со многим удостоверением. То есть в бедствиях и страданиях. Как знамение и подаяние Святого Духа были для полного убеждения уверовавших, так и страдания за проповедь составляют большое подтверждение её. Вы, говорит, Свидетели того, как мы обращались среди вас и с какой великой готовностью проповедовали, но и это для вас. Поскольку вы избранные, то мы так ревностно и трудились для вас. Ибо чего кто не потерпит за возлюбленных Божиих? Здесь он касается и своих подвигов, хотя прикровенно, так как желает сначала похвалить их.

1Фес.1:6 – И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого. Укрепляет их как похвалой, так и напоминанием о том, что они не уступили ему в опасностях. Смотри, какая похвала – сделаться сразу подражателями учителю, и не только ему, но и Господу! Как же они стали подражателями Господу? Тем, что и Он Сам, претерпевши великие страдания, радовался: ибо Он для того и пришёл добровольно, чтобы сказать Отцу: прославь Сына Твоего (Ин.17:1). Вы приняли слово не просто при скорбях, но и при многих, то есть с опасностями. И это можно видеть в Деяниях Апостолов. Однако эту скорбь, именно опасности, вы принимаете с радостью. Объясняя, как можно радоваться в скорби, сказал: с радостью Духа Святого. Дух не дал вам страдать: страдание было в них, как в телесных, а радость подавалась от Духа. Ибо как отроки были орошаемы в огне Духом прохлаждающим, так и вас в опасностях радовал Дух, указывая вам на будущее воздаяние. Смотри: тогда кто-либо делается подражателем Господу, когда переносит опасности с радостью Святого Духа.

[И.Л. – «Вы приняли слово» – эти слова Апостола Павла и блаженного Феофилакта можно тысячекратно повторять во всех их трудах. Какой пастырь сегодня говорит эти слова своей пастве в храме или в ином месте? Речь идёт не просто о слове, но о Библии, о проповеди Христа: «Вы приняли слово». И далее нам бесконечное число раз внушают страницы Священного Писания, что это божественное слово и есть именно тот талант, который преступно зарывать. Это принятое слово есть ключ к сердцам людей, чтобы они могли принять Христа, уверовать в Него и быть спасёнными. Эти слова «Вы приняли слово» относятся только к нам, пасомым, или к пастырям тоже? Константинопольский святитель упрекает нас: «Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берёт в руки христианскую книгу, вникает в её содержа­ние и испытует Писание? Никто не может сказать этого о себе. Шашки и игральные кости (и телевизоры. – И.Л.) можно найти у весьма многих, а книги [св. Писания] ни у кого или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая их в шкафы, и вся забота у них только о тонкости кожи [на которой писаны кни­ги], о красоте письма, а не о чтении»; «Никто не говори мне этих холодных и достой­ных всякого осуждения слов: я привязан к судилищу, произвожу дела общественные, упражняюсь в ремес­ле, имею жену, воспитываю детей, правлю домом, – я человек мирской; не моё дело читать Писание, но тех, кто отказались от мира, заняли вершины гор и ведут такую жизнь постоянно. Что ты говоришь, человек? Не твоё дело внимать Писанию – потому, что ты ок­ружен безчисленными заботами! Нет, твоё дело больше, нежели их: они не столько имеют нужды в помощи Божественного Писания, сколько обращаю­щиеся среди множества дел. Ибо монахи, удалив­шись от торжища и его смятений, и водрузив кущи в пустыне, и не имея ни с кем никакого общения, но любомудрствуя безпрепятственно в этой мирной ти­шине, как бы сидя в пристани, наслаждаются вели­кою безопасностью: а мы, которые волнуемся как бы среди моря и имеем случаи к безчисленным грехам, во всякое время нуждаемся в постоянном и непре­рывном утешении от Писания... Невозможно, невоз­можно спастись, не пользуясь постоянно духовным чтением»; «Возьми в руки книгу; читай всю историю; понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз; если же при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чём говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю, снесись с ним о сказанном, покажи ве­ликое усердие; и Бог, видя, что ты приложил такое старание, не презрит твоей неусыпной заботливо­сти. Но, если человек не изъяснит тебе искомого, Он Сам откроет несомненно». Читая эти слова златословесного пастыря, мы сделаемся повинными смерти, если не исполним их, ибо зарывший талант выбрасывается во тьму внешнюю. Итак, вы слышали и вы приняли это слово.]

1Фес.1:7 – Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Хотя Павел пришёл к ним после других, однако, говорит, вы так просияли, что сделались учителями принявших веру прежде вас. И в этом подражание Павлу, так как и он пришёл последним, но превзошёл всех. Смотри же, не сказал: вы будете образцом для тех, кто уверует, но: вы для верующих уже стали образцом, как должно веровать, – именно с теплотой и готовностью на опасности. Ахаией он называет Грецию. Слава о вашей добродетели сделала то, что проповедь стала известна всем и вы показали себя учителями всех. Выражение пронеслосьговорит как бы о трубе, громко звучащей и слышимой на большое расстояние.

[И.Л. – Если бы на Русь в 988 году принесли в чистом виде Евангельское учение, то проповедь стала бы известна всем и вы показали бы себя учителями всех. Если бы священники знали, что такое родиться свыше, и что такое Евангельская вера, то ряды революционеров не пополнялись бы бывшими семинаристами, и первая Красная армия не состояла бы из одних православных, потому что каждый свидетельствовал бы о победителе смерти – Иисусе и ничего бы не боялся, проповедь стала бы известна всем и вы показали бы себя учителями всех.]

1Фес.1:8 – Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать. Ваш пример, говорит Апостол, наполнил словом и учением Македонию и Грецию, и всякое место удивлением, что в такое короткое время вы показали такую веру. Как бы говоря о чём-то одушевлённом, Апостол употребил слово: прошла. Настолько сильна и действенна слава о вашей вере, что люди и не ждут, чтобы мы сказали что-нибудь о вас; напротив, всякий раз, как мы начнём говорить, чтобы и их привести к подобному же соревнованию, они предваряют нас своими рассказами о ваших подвигах.

1Фес.1:9 – Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному. То есть что наш приход к вам был соединён с тысячей смертей, и, однако, ничто вас не возмутило против нас. Напротив, и сами вы, подвергшись из-за нас опасностям, не отвергли нас, а обращались с нами так, как будто насладились бесчисленными благами. Это был вторичный вход. Ибо Апостол, отправившись из Фессалоник в Верию, был преследуем, а пришедши оттуда к фессалоникийцам, так был принят ими, что они готовы были положить за него души свои. То есть вы обратились легко и с большей готовностью. Здесь же очень кстати вставил и увещание, искусно напомнив им, от чего и к чему они перешли и чтобы достойно сего и жили.

1Фес.1:10 – И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. И это особенность того же метода, потому что в виде повествования учил ждать Сына Божия. Ибо самое лучшее утешение для скорбящих – то, что Страдавший воскрес и находится на небе, что Он придёт и избавит нас, скорбящих, от грядущего гнева, то есть от наказания, как действительно благоугодивших Ему верой и непорочной жизнью. А причиняющих нам скорбь он не пощадит. Так как бедствия над головой, а блага в будущем, то Апостол приписывает им великую веру, как ожидающим и твёрдо надеющимся на будущее.