размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Титу, Глава 3

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Тит.3:1 – Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело. Везде Апостол желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно, если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестью, или к чему-нибудь другому, вредному для души.

Тит.3:2 – Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Хотя и худо кто поступает, – не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо или ложно – не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть. И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым.

Тит.3:3 – Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. В Послании к Коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: и мы осуждены на то же (ср. Лк.32:40). Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву – разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили ещё различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложество, брак с матерью или сестрой и прочие бесстыдства; ибо различно забавляется нами диавол. Жили в злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такой жизнью; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.

Тит.3:4 – Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным.

Тит.3:5 – Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом. Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а всё сделала благодать Его.

Тит.3:6 – Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь, – так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух всё исправил. Откуда это видно? Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он Посредник и Податель всех благ.

[И.Л. – Священное Писание говорит о том, что в лице согрешившего Адама всё человечество мертво. И если при творении человека душа его по своей природе была христианкой, то у современного человека она язычница, умершая во грехах и дурных наклонностях, и Сын Божий, придя на землю, искупил нас и от смерти, и из ада. Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Грубейшая и смертельная ошибка, которую совершают почти все священнослужители Православной церкви, состоит в том, что они пытаются «ремонтировать» этого мертвеца, поправлять его через частую исповедь и причащение. Они учат, что человек согрешил, он окаянный грешник: «как свинья лежит в калу, так и я служу греху». А священники, как духовные врачи, якобы, имеют власть лечить эту свинью и сделать её Ангелом. Библия же учит, что все мы до встречи со Христом, до личного уверования в Него, до личного принятия Его в своё сердце как Спасителя, – полностью и навсегда погибшие мертвецы.  Лук.15:24 – «Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Еф.2:1 – «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим». Еф.2:5 – «И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Поэтому главная, центральная проповедь у священников должна быть о рождении свыше, и они должны на каждой проповеди повторять эти слова:  Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Священники должны полностью переучиться и со лжеправославия перейти в истинное христианство.

«Уста Христовы словом воскрешали мёртвых: дочь Иаирову, сына вдовицы, четверодневного Лазаря, которые были мёртвы телом. Проповедующий же слово Божие и учащий покаянию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждаёт об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва, ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстаёт плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живёт вечно. Если хочешь убедиться на деле, что сказанное – истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, а что творил Лазарь по воскресении своём, Писание об этом умолчало; воскресил Бог душу в Павле – и что сотворила душа Павла? Своим учением он пробудил многие силы» свт. Димитрий Ростовский.]

Тит.3:7 – Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Опять благодатью, а не по заслугам. Это научает смиренномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных Он спас благодатью, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поскольку живём надеждой.

Тит.3:8 – Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: Кто даровал такие блага, дарует и эти. Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Чтобы старались быть прилежными, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянной заботой имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, сиротах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: быть прилежными к добрым делам, – не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь. Забота и покровительство в добрых делах, или сами добрые дела.

Тит.3:9 – Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Говорит о глупых состязаниях, в которые вовлекают верующих иудеи. О родословиях, которые они составляют для себя, производя свои родословия от патриархов и гордясь ими. Удаляйся вместо: избегай. Ибо никак не должно, оставляя необходимые дела, тратить время на суесловие и бесплодные споры. Какая польза спорить там, где нет надежды, чтобы кто-либо пленён был во Христа. Но как же выше он заповедал заграждать уста противящимся? Когда они причиняют другим вред, тогда им должно заграждать уста. Ради же их пользы – совсем не берись говорить им: ничего не успеешь, потому что они неисправимы.

Тит.3:10-11 – Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён. Как же Павел в другом месте говорит: не даст ли им Бог покаяние (2Тим.2:25)? Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осуждён сам собой, то есть безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя.

Тит.3:12 – Когда пришлю к тебе Артёму или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зачем Апостол, поручив Титу такой большой остров, опять вызывает к себе, отвлекая от должности? Это для его же пользы, чтобы лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему. Никополь – город во Фракии, расположенный на Истре.

Тит.3:13 – Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Так называет человека опытного в законах иудейских: таков был Зина; и Аполлос был красноречив и силён в Писаниях. Им ещё не были вверены Церкви, чтобы ни в чем у них не было недостатка, то есть: позаботься, чтобы они в изобилии имели всё необходимое, именно – пропитание и одежду.

Тит.3:14 – Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать не нуждающимися упомянутых, но я не желаю, – для того, чтобы наши, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, упражняться в добрых делах, то есть заботиться о нуждающихся – и в деньгах, и в словах, и во всём другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и Себя, и учеников, однако Он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам, не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные – для нас источник прощения грехов и дерзновения пред Богом.

Тит.3:15 – Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь. Или любящих его верно и нелицемерно, или любящих его верных, то есть христиан. Молитвенно благожелательствует, да сохранится в них дар Божий, или человеколюбие всегда пребудет с ними, сохраняя их благодатью. Или да пребудет всегда благодать с ними, более всего нуждающимся в ней, ограждая и души их и тела во Святом Духе. Ему слава во веки. Аминь.