размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Римлянам, Глава 10

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Рим.10:1 – Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Намереваясь нанести иудеям удар, предваряет его коротким словом, дабы не подумали, будто последующая речь его происходит от неприязни к ним, и говорит о желании сердца, то есть о хотении своем, о сильном желании, даже о молитве своей за иудеев, чтобы они не только освободились от наказания, но и спаслись. Как же, говорит, быть мне неприязненным к вам, когда я молюсь Богу о спасении вашем?

Рим.10:2-3 – Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Сначала, казалось бы, благоприятствует и угождает иудеям, ибо сказав о них: имеют ревность по Боге, но не по рассуждению, показывает, что они достойны больше милосердия, нежели наказания. Ревнуют они, говорит, о законе, данном им от Бога, однако ревнуют не по разуму, не желая познать того, что закон престал и упразднился. Но далее показывает страсть их к спорам и любоначалие. Они старались поставить собственную праведность, то есть праведность от закона, составляемую из собственных их дел и трудов, которая, как павшая уже, не может стоять, и таким образом и своей праведности не поставили, и праведности Божией не покорились. Это и есть знак самохвальства и любоначалия, даже неразумия – усиливаться поставить то, что не может стоять, и в этом проводить все время. Праведностью Божией называется здесь та, которая от веры, которая не зависит от трудов наших, но всецело есть дарование Божие.

Рим.10:4 – Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Так как по истине назвал праведностью ту праведность, которая от закона, то, дабы, с одной стороны, уверовавшие из евреев не сказали: значит, мы сделались преступниками, когда оставили эту праведность, а с другой – не уверовавшие не могли сказать, что хотя теперь не выполнили они праведности по закону, однако могут совершенно выполнить ее после, Апостол, устраняя ту и другую мысль, говорит: конец закона Христос. Чего желал закон и не совершил, то совершил Христос, то есть оправдание человека. Поэтому не говори, уверовавший из евреев, что ты сделался преступником закона, напротив, ты познал волю закона, совершившуюся посредством веры во Христа. С другой стороны, и ты, не уверовавший еще иудей, не надейся сам совершить праведность по закону, совершитель ее Христос. Итак, если хочешь получить праведность, прими Христа верой и будешь иметь всё.

Рим.10:5 – Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. Подтверждает сказанное: чего не совершил закон, то совершил Христос, и говорит: Моисей рассуждает об оправдании человека посредством дел. Но как не было ни одного человека, который исполнил бы дела, то оправдание по закону невозможно.

Рим.10:6-9 – А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Познав, что дела закона не могут оправдать человека, научись, как без труда и легко оправдываемся мы во Христе: для этого требуется вера от сердца и исповедание от уст. Но нужно пространнее объяснить сказанное: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну? Апостол заимствовал это у Моисея (Втор.31:11-14), но в том смысле, какой уразумел по своей высокой мудрости. Моисей в буквальном смысле говорит так: заповедь Божия лежит, иудей, перед очами твоими, так что тебе нет нужды ни всходить на небо, чтобы найти ее, ни сходить в бездну, ни переходить чрез море, чтобы там взять ее: она близ тебя, в устах твоих и в уме твоем: Бог все показал тебе посредством закона. Так, кажется, говорит Моисей буквально, но Апостол отнес это ко Христу. Не сомневайся, говорит он, и не спрашивай в уме своем: как Христос сошел с небес и воплотился? или как, умерши, восстал из бездны, то есть из преисподних мест? Но веруй, что Он сошел и воплотился, и что, быв погребен, восстал чрез воскресение, ибо Бог воздвиг Его. Поэтому, и смотря на достоинство Воздвигшего, удобно можно веровать. Что же легче этого, когда ты имеешь спасение в устах своих? А дабы кто, по причине самой удобности, не почел дело веры достойным презрения, показывает, что помышления неверия противны самой вере и что их должно отражать с твердостью. Не говори, внушает, того или другого в сердце своем, то есть никаких сомнений не допускай в мыслях своих.

Рим.10:10 – Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Сердце имеет нужду в устах. Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания, ибо тогда вера сияет и многих пользует. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него.

[И.Л. – Это место Писания и толкования разве по-другому звучит на церковнославянском языке, или другой смысл на другом языке? Почему же эти слова не претворили в жизнь на Руси за тысячу лет. Андрей Боголюбский велел водить иностранцев по храмам, «да видят поганые, како веруют православные». И это не частное мнение воина Андрея? Слово Божие на Руси не проповедовалось никогда как должно. «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» Тысячетелетия православных учили молчать в храмах и в монастырях, и зорко следили за тем, чтобы никто не проповедовал Евангелие. Было время, когда в храмах запрещали проповедовать даже пресвитерам. Какой дух додумался до этого? «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» Вера, основанная не на Священном Писании, может подвигнуть на величественные подвиги и даже на жертвенность. Но «что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» 1275 монастырей было на Руси, в которых учили молчать перед революцией. 57000 храмов было на Руси перед революцией, в которых учили молчать. И наконец пришли острошлемные «витязи» со страшными звездами и, уже не основываясь на Библии, довели до совершенства этот призыв к молчанию: кто будет что-либо говорить о Христе – ГУЛаг и смерть. Безбожная сатанинская власть стала открывать храмы в 1943 году и отпускать из заключения священников и архиереев под непременное условие полного подчинения безбожной власти и полного молчания. И вот теперь стали прорастать новые герои веры, которые в открытую возвестили миру забытый лозунг: «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» И сегодня Дух Божий вновь тревожит души людей этим предупреждением: «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?»]

Рим.10:11-13 – Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Сказав, что сердцем веруют, а устами исповедуют, приводит из Писания свидетельства о вере и исповедании или призывании. Когда говорит: всякий верующий, указывает на веру, оправданный которой не будет постыжен; а когда говорит: всякий, кто призовет, указывает на исповедание, соделывающее спасение. Итак, теперь всякий – иудей ли или язычник – может быть принят Богом. Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его, иначе сказать: это Царь, богатый золотом и серебром. Посему, если богатство Его составляют самые верующие, то не отчаивайся, думая, что согрешил так, что не можешь быть прощен. Он примет тебя, чтобы и тебя сделать участником в Своем богатстве.

Рим.10:14-15 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Выше сказал, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Теперь укоряет уже иудеев за то, что не призвали имени Господня. Почему же не призвали? Потому что не уверовали. А почему не уверовали? Потому ли, что не слыхали? Нет, слышали. Потом возражение: как могли услышать без проповедующего? Следует опять ответ: нет, были проповедующие, многие таковые посланы были к ним. Из чего же видно, что эти посланные были проповедниками? В ответ на это приводит слова пророка: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Ис.52:7). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Поэтому неверие есть собственная вина тех, которые не приняли проповедников.

[И.Л. – Какие печальные для православного слуха слова читаем мы здесь. Как могут быть блаженными люди, не исполняя слов, написанных здесь блж. Феофилактом?]

Рим.10:16 – Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Апостол сказал, что пророки свидетельствуют, что этих благовестников послал Бог. Посему, дабы кто не возразил: если они были от Бога, то следует, чтобы все послушались их, утверждает, что, действительно, не все послушались благовествования, но от этого нет никакого вреда истине. Об этом за много лет говорит Исаия: кто поверил слышанному от нас? (Ис.53:1). Слово кто употреблено здесь вместо: «немногие» поверили слышанному от нас.

Рим.10:17 – Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Слова эти находятся в связи с предыдущим и представляют как бы вывод из чего-то, прежде сказанного. Но ими Апостол высказывает и нечто другое. Иудеи непрестанно искали чудес, даже желали видеть воскресение. Поэтому говорит, что вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания, ибо слышание это не простое, не обыкновенных речей, но глаголов Божиих. Посему если ищешь чудес, которые происходят от Бога, то верь и словам, которые говорят от Бога.

[И.Л. – Сколь необычно читать такие слова для современного православного человека, воспитанного на акафистах и канонах, на поездках по монастырям и поиске чудес и мироточивых икон. Как всё запутали в вопросе спасения! «Вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания».]

Рим.10:18 – Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Кто-нибудь мог спросить: что же из того для иудеев, если благовестники были посланы, а иудеи не слышали? Апостол отвечает: вся вселенная слышала; как же не слышали те, у которых Апостолы провели столько времени и от которых произошли? Возможное ли это дело?

[И.Л. – Если вся вселенная слышала проповедь о рождении свыше, о принятии верою Христа своим Спасителем, о личном сознательном уверовании, придя в возраст – значит слышали все... кроме православных. Священники заморили свою паству, приучив их стоять мертвыми столбами на длинных непонятных богослужениях. Люди идут в храм отстоять службу. Но Слово Божие предупреждает, что цель прихода в храм в первую очередь состоит в следующем: Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». Сегодня люди даже и не думают, что они худо делают, что богослужение поставили на первое место, отменив проповедь.]

Рим.10:19 – Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. Опять новое возражение: если Апостолы проповедовали, но иудеи не поняли, ужели не заслуживают они извинения? Решает и это возражение. Они, говорит, должны были понять, что проповедуется Христос, если не из другого чего, то по крайней мере из того, какой чести удостоились язычники. Они видели, что идолопоклонники вдруг удостоились таких благ, и потому должны были проникнуться к соревнованию и заключить, что это тот самый народ, о котором сказал Моисей. Не только величие чести достаточно было к тому, чтобы подвигнуть иудеев к соревнованию, но и то, что удостоился чести народ, до того низкий, что не стоит даже почитаться народом. Раздражу вас, сказано, народом несмысленным. Что неразумнее язычников, поклонявшихся деревьям и камням?

Рим.10:20 – А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Сказав, что Моисей говорит первый, упоминает и о другом пророке, который говорит то же яснее и более открыто. Исаия смело говорит, то есть усиливался высказать истину во всей наготе и лучше подвергнуться опасности, нежели молчать. Меня нашли не искавшие Меня и которые не вопрошали обо Мне (Ис.65:1). Кого Моисей называл народом несмысленным, тех Исаия наименовал неищущими и невопрошающими, то есть невеждами и врагами знания. Итак, из всего этого иудеи должны были понять, что одни отвергнуты, другие приняты.

[И.Л. – Когда говоришь о проповеди Библии, то православные смотрят на тебя с большим подозрением. Ты не только рискуешь быть непонятым, но тебя с легкостью объявляют врагом православия. Но проповедь Библии да прозвучит через каждого, в первую очередь в среде православных. «Лучше подвергнуться опасности, нежели молчать».]

Рим.10:21 – Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. Дабы иудеи не имели права сказать Богу: Ты найден язычниками, а с нами не хотел обращаться, пророк присовокупляет: Я целый день, – то есть во всякое время, – простирал руки Мои, – то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виноваты, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться.

[И.Л. – Совершенно неожиданно для нас самих мы получили глубокое внутреннее  убеждение, что нужно издать Новый Завет с толкованием святых отцов, с комментариями, и отныне уже никто не скажет, что они не замечали, не выделяли эти слова в Писании и в толковании блаженного Феофилакта. Это слова о крайней необходимости проповеди Евангелия, проповеди о Жертве, принесенной Сыном Божиим, о пролитой за наши грехи пречистой крови Его, проповеди живой и вдохновенной, которую должны нести в мир все христиане. Отныне о всех читающих это будет сказано: они слышали, и знали, но не хотели покориться.]