-
Бодрствование
Вячеслав Семёнов
-
Дружественность
Игорь Дыбунов
-
Церковь
Владислав Ковачёв
-
О слепорождённом
Вячеслав Семёнов
-
О самарянке
Георгий Кадушкин
-
О слепорождённом
Павел Горбуленко
-
Любознательность
Гарик Симонян
-
Синодальный перевод
Николай Сироткин
-
О власти и начальстве
Анатолий Семёнов
-
Заповеди блаженства
Евгений Болсуновский
-
Исцеление слуги сотника
Константин Тестов
-
Не откладывай покаяние
Гарик Симонян
-
Дисциплина
Александр Шатский
-
На воскресное чтение 1Кор.4:9-16
Дмитрий Вихров
-
Проповедь на воскресное чтение Мф.18:23-35
Николай Сироткин
-
Разговор Иисуса Христа с богатым юношей
Гарик Симонян
-
Сомнение
Гарик Симонян
-
Возложение рук. Апостольская преемственность.
Георгий Коробейников
-
Открытое исповедание Христа
Александр Номаконов
-
Лк.5:1-11
Анатолий Семёнов
-
О труде христианина
Андрей Петров
Автор — Анатолий Семёнов
О власти и начальстве
Введение
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня рассмотрим вопросы, касающиеся начальства и власти в целом. В частности, иерархия и взаимоотношения христиан в семье, на работе и в государстве. Каким должно быть отношение христианина к начальству и к власти. Данные вопросы будем рассматривать во свете святой Библии.
Основная часть
Как мы знаем, верному христианину, чтобы не ошибиться, на любой возникающий вопрос необходимо искать ответ в Священном Писании с толкованием святых отцов Церкви, уметь слышать совесть свою и испрашивать ответы у Бога в молитве.
Для начала дадим определение власти и начальству. Общими словами власть – это право и возможность распоряжаться чем-нибудь или кем-нибудь. Власть устанавливает свои законы и правила, контролирует и принуждает подвластных к их соблюдению, наказывает за не исполнение. Начальник – это производное от слова начало, власть. Начальник – это власть держащий, должностное лицо управляющее чем-либо или кем-либо. Распоряжения начальника обязательны для исполнения подчинёнными. Начальник наделён определёнными правами и обязанностями, у него своя зона ответственности. Он в свою очередь также отвечает перед вышестоящим руководством за всё, что ему подчинено.
Во всей святой Библии не менее 750 раз упоминается о начальстве, это только однокоренные слова. Однокоренных слов слову «власть» не менее 168-и. И множество раз говорится о власти и начальствующих другими словами, имеющими такое же смысловое значение – синонимы.
Власть и начальство на земле установлено Богом от начала сотворения мира. Бог дал власть человекам над всей землёй и над всем живым на земле, а люди должны повиноваться Богу.
Быт.1:26 – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Мы видим, что Бог Создатель всё устроил для человека на земле. И человека Он создал по образу и подобию Своему. После грехопадения человек утратил богоподобие, т.е. свою святость, и сейчас снова обрести подобие Божие возможно только, приняв искупительную жертву Иисуса Христа, исполнив все заповеди Спасителя.
Почему же человек образ Божий? Человек был создан с душою бессмертною, свободным в воле своей, имеющим разум. прп. Ефрем Сирин об этом толкует так: «Потому господство, какое принял человек над землёй и над всем, что на ней, есть образ Бога, обладающего горними и дольними».
Установил Господь Бог власть и начальство, иерархию и в отношениях между людьми, в семье, в государствах, в Церкви Христовой.
1Кор.11:3 – «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог».
Богом установлено, что жене глава – муж, а мужу, верному христианину – глава Иисус Христос. Бог – глава Христу, так как Сын рождён прежде всех век от Отца. И по человечеству, тоже Иисусу Христу глава – Бог. Иисус Христос, Сам называет Отца Своим Богом.
Ин.20.17 – «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
В семье дети подчиняются как отцу своему, так и матери. Еф.6:1 – «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Кол.3:20 – «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу».
О повиновении детей родителям и власти родителей над детьми много говорится в Святом Писании, в том числе и в Ветхом Завете. Втор.5:16 – «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
Бог даже позволяет родителям в целях воспитания применять телесные наказания в отношении своих детей, для их исправления. Потому что человеколюбие Божие превосходит любовь родителей к своим детям. Пс.88:33 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Детей родителям даёт Бог и задача родителей не только вырастить, но и научить детей вере христианской, евангельской, предпринять всё возможное, чтобы показать путь спасительный, в Царствие Небесное. Для этого родителю дана возможность с рождения, или даже с утробы материнской, наставлять и поучать своего ребёнка о Боге, о Спасителе, о добре и зле, о святости и о грехе, о жизни земной и вечности. Власть родителям над своими детьми дана достаточная для воспитания, и Бог не снимает с родителей ответственность. Здесь можно вспомнить повествование в Ветхом Завете о первосвященнике, которого звали Илий, бывшим сорок лет судьей Израиля. Два его сына были не послушны отцу, как сказано: 1Цар.2:12-13 – «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу…». Илий не употребил должной строгости в воспитании детей, и сыновья выросли не имеющими страха Божьего, и за грехи они сами были наказаны, отец их Илий и весь их род. Сказал Господь Илию через Самуила 1Цар.3:13-14 – «Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек». Какое страшное наказание положил Бог всему дому Илиева, несмотря ни на должность и звание, ни на многолетнее служение Богу. Наказание постигло дом Илия за то, что имея власть над детьми, он не употреблял её в должной мере и не отвращал сыновей от нечестия их, а только укорял их и увещевал не делать греха.
Также неумолимо страшны слова Господа, в том числе и к священству, служителям Господа Бога: Иер.48:10 – «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!»
Бог устанавливает власть над народами, власть которую эти народы заслуживают. Сам Господь Бог также меняет власть по Своему усмотрению, как Царь царей и Господь господствующих. Иер.27:5 – «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простёртою мышцею Моею, и отдал её, кому Мне благоугодно было».
Пророк Даниил так сказал о Создателе: Дан.2:21 – «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным».
Книга Екклесиаст повествует нам, что над всеми начальствующими есть выше начальствующие, а страна процветает по радению руководителя государства. Заботливый и мудрый правитель, который печётся о благосостоянии народа, угоден Богу. Ек.5:7-8 – «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране».
Бог, давая власть людям, требует от начальников быть усердными в начальствовании. Рим.12:8 – «увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием».
Священное Писание, Иисуса Христа не раз называет Начальником. Иисус Христос является источником и началом духовной и физической жизни для всего сущего.
Деян.3:14-15 – «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели»
Деян.5:31 – «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».
Так как Бог устанавливает всякую земную власть, значит ли это, что христианин должен подчиняться этой власти, какова бы она не была? И где та грань повиновения мирской власти и когда должно повиноваться только власти Божественной?
Когда Фарисеи с иродианами, искушая Иисуса Христа, задали Ему вопрос: «позволительно ли давать подать кесарю?» они по просьбе Иисуса Христа дали Ему динарий. Иисус Христос, видя их лукавство, ответил им: Мф.22:20-21 – «И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Бл. Феофилакт Болгарский толкует: «что в житейских отношениях и во внешних делах должно подчиняться царю, а во внутренних и духовных – Богу».
Из ниже приведённых стихов Святого Писания следует, что христианин должен быть покорным и власти земной и человеческому начальству, и даже в гонениях не может призирать начальства. Люди, постоянно недовольные своей жизнью, своим положением – ропотники неугодны Богу.
Рим.13:1 – «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
Рим.13:4 – «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
1Пет.2:13-15 – «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,» 1Пет.2:17-18 –Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым».
2Пет.2:9-10 – «то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших».
Не должно верному христианину подчиняться власти там, где это противоречит заповедям Божиим. Невозможно оправдаться, исполняя одну заповедь, и нарушая другую. Нечистому нет места в Царствии Небесном. Откр.21:27 – «И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». 1Кор.6:9 – «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?»
В семье и в отношениях с другими людьми, с соседями и на работе, и везде необходимо по возможности сохранять мир со всеми. Но это должно быть до того момента, пока нет явного препятствия в вере твоей. Евр.12:14 «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Рим.12:18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».
Нам надо помнить, что всё в этой жизни временно, и власть и начальники.
С правителей и начальников будет больший спрос, а со свщенноначальников ещё более, т.к. именно им, в первую очередь, Бог вменил в обязанность заботиться о духовном состоянии людей, что, несомненно, должно быть на первом месте, быть важнее других аспектов жизни человека. Св. Иоанн Златоуст говорит, что «большая часть начальствовавших явятся получить великое наказание за деяния своей жизни». За вверенное многое, много и спросится.
Христианину, нет необходимости в том, чтобы стремиться стать самому большим начальником или иметь властных друзей, и совсем противопоказано нам дружить с нечестивыми, творящими беззаконие и мерзость, даже если они начальники во властных структурах. Христианин, верный Господу своему, отдаётся воле Божьей и уповает на Бога, а не на власть держащих. Пс.145:3-5 – «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его».
Заключение
Видим, что всякая земная власть от Бога даётся. Анархию наш Создатель на земле не устанавливал. Анархия – это безначалие и безвластие, приводящее к беспорядку и хаосу. При анархии, не может долго существовать ни одно государство, ни общество, ни организация любая. Это касается и семейных взаимоотношений. Всё это не означает, что глава семьи, начальник или руководитель государства не должен или не может советоваться с людьми, над которыми он поставлен главою, а даже наоборот. Мудрый начальник рассмотрит советы, а затем примет решение и возьмёт ответственность за результат на себя. С людьми, особенно компетентными в каких-либо вопросах, держать совет необходимо. Пр.11:14 – «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует». Пр.15:22 – «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся».
Для христианина, вообще, особенно в вопросах касающихся спасения, полезно советоваться с духовными братьями, наставниками и духовным отцом. И во всех делах, советником его обязательно будет совесть. И, конечно же, Господь Бог. На всякое дело в молитве испрашиваем благословение Господа, чтобы разрешил наши сомнения и указал путь верный и безопасный. Ик.1:5 – «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему». Советником, пророк Исаия называет Иисуса Христа. Ис.9:6 – «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Бог, наш Создатель, грозный и милосердный ведает сердца людей, по Своему усмотрению назначает и свергает правителей земли, приближает к Себе угодных и удаляет неверных. 2Тим.2:20 – «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении». Бог использует власть держащих по Своему усмотрению. Немало царей и правителей, начальников разных уровней возвысил Бог, поставил над народами, чтобы правили они для славы имени Его. И многих правителей Бог низверг и на них показал силу Свою великую.
Богобоязненный правитель и начальник, который ходит пред Богом, может быть угоден Владыке. Напротив, безбожник, не имеющий страха Божьего, не принёсший истинного покаяния, будет осуждён на вечную погибель, и возможно наказан и в этой жизни. Это касается и священства. Мф. 24:13 – «претерпевший же до конца спасётся».
Будем же бдительны, будем исследовать себя и сверять жизнь свою по Священному Писанию, чтобы быть всегда готовыми для сражений с духами злобы поднебесной. Еф. 6:11-17 – «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Толкователи объясняют, что мы не с людьми воюем, а с грехом и демонами, духами злобы, которые поработили людей и через них пытаются и нас погубить.
Иисус Христос, милосердный Господь наш, добровольно претерпевший распятие на кресте, омыл кровью Своей святой грехи наши, уверовавших в Него и исполняющих повеления Его. Господь Бог, Судья праведный по милости Своей избрал нас, призвал на служение Ему, там, где Он нас поставил, теми талантами, которые Он нам вручил. Благодарим Господа Бога нашего за всё, и всё принимаем от Него, как от Отца любящего, и желающего нам наследовать Царствие Небесное.
Троице святой, Богу нашему хвала, слава, честь и поклонение, Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков! Аминь!