размер шрифта

Поиск по сайту

Оглавление




Проповедь сказанная на собрании содружества 18.05.2025
Автор — Вячеслав Семёнов

Бодрствование

1. ВВЕДЕНИЕ

Цель человеческой жизни – быть в Царствии Божием, вернувшись в то райское состояние, которое было утеряно Адамом в раю. Все добрые дела и какие качества мы приобретаем: смирение, послушание, милосердие, терпение и т.д. это всего лишь условия для достижения этой заветной цели, быть спасённым в вечности, с Богом.

И нельзя сказать, что какая-либо добродетель и качество не играет ключевого значения в достижении спасения. Без слушания слов Божьих – нельзя уверовать, не уверовав – невозможно покаяться и родиться свыше, не родившись свыше - невозможно стяжать Духа Святого, а без Духа Святого – невозможно иметь все необходимые качества, добродетели и исполнять все заповеди в полноте. А не имея этих качеств – спасение под сомнением. Ибо в Откровении сказано, что «...не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» - Откр.21:27. Поэтому сегодня я хотел бы рассмотреть во свете святой Библии одно из важнейших состояний христианина, без которого невозможно представить, чтобы он мог дойти до конечной цели. Без сохранения себя в этом состоянии – человек непременно и обязательно теряет всё достигнутое, что уже получил и то, что думал получить. Это состояние – называется бодрствование!

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На просторах интернета, я нашёл такое определение, которое очень точно описывает это состояние. Бодрствование – это такое состояние, в котором человек способен реагировать на внешние обстоятельства.

Если просто сказать – бодрствовать, это значит не спать. А противоположное – спать. Когда человек спит, он не видит и не слышит, что происходит вокруг, и соответственно не может адекватно реагировать. Проспал говорят, урок.

В святой Библии (77 книг) слово «бодрствовать» в различных формах упоминается 42 раза и что интересно, когда я каждое отдельное упоминание этого слова стал рассматривать, то насчитал, что оно упомянуто 21 раз в плотском смысле и 21 раз в духовном. Точно пополам.

Что значит в плотском смысле, ну например, когда Господь молился в Гефсиманском саду: Матф.26:40 - «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?». Другими словами, в позднем часу, ученики после Тайной вечери, возможно наевшись не разумели важности происходящих событий и скорбь конкретной живой души Господа, и банально даже после просьб Учителя уснули, т.е не бодрствовали. И в этом их Господь упрекает. Происходило событие, от которого зависела судьба всего человечества и вселенной, и конечно Господь хотел бы, чтобы хотя бы самые близкие его ученики – друзья, хотя бы через бодрствование и молитву оказали Ему малейшую поддержку в надлежащем страшном и великом подвиге. Но плотская – невозрождённая от Святого Духа природа человека не способна была осознать тайн Божьих, и Господь остаётся один, как об этом и сказал Исаия: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего» - Ис.63:5.

Итак, давайте разберём, что говорит святая Библия о бодрствовании, мы не будем брать все 42 места, но возьмём только некоторые:

1. 2Ездр.8:58 - «Бодрствуйте и берегите их, доколе не сдадите старшим священникам и левитам и родоначальникам Израильским в Иерусалиме, в сосудохранилища дома Бога нашего». После восстановления второго Храма, персидский царь Артаксеркс - личный друг священника и книжника Ездры, а также советники царя,вельможи и Израильтяне передали священникам и левитам золотые, серебряные и медные сосуды для Храма, для священного использования. Им надлежало 3 дня идти до Иерусалима, а груз был очень дорогой, поэтому нужно было назначать караулы, дозоры не спящие, которые бы день и нощно охраняли сосуды в пути... Бодрствование – для охраны священного имущества от воров и разбойников.

2. Пс.126:1 - «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж».

Если Бог не поможет, то даже если охрана не спит – ничего не поможет. Другими словами, надо знать волю Божью. Всё что противоречит Его воле, чтобы ты не делал – по итогу всё будет напрасно. Говорят, что Вавилонские стены были высотой до 100 метров, поверить в это трудно, но вот город пал и нет там камня на камне.

3. Прит.8:34 - «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!». Здесь речь о Премудрости. Чтобы получить плоды Премудрости, надо не мало потрудиться. «у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» - что за ворота или двери такие, откуда можно научиться премудрости? Нигде не нашёл ответа, ни один святой отец не обмолвился, ни Лопухин к конкретному месту Писания. Но ответ всё-таки есть, как мне думается:

Ин.10:1-5 – Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам;

Как толкуют святые отцы Дверь – это Священные Писания, блажен человек кто бодрствует у святой Библии, ибо черёз неё мы наполняемся премудростью Божьей. «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:2).

У Христа одно из имён – Премудрость. Премудрость воплотилась по Священному Писанию. А если бы не так – то это был бы вор и разбойник.

Таким образом бодрствовать необходимо и при обращении со Словом Божьим – не упускать и одной буквы, и как говорит Златоуст – всё в Священном Писании несёт величайших смысл.

Нередко бывает, что читаешь какие-нибудь новости в полном внимании, и можешь сохранять внимание несколько десятков минут, но только берёшь святую Библию в руки, так сразу глаза закрываются и клонит в сон. Прямо реально хочется спать. Невольно думаешь, не беснование ли это?

Итак, здесь можно понимать бодрствование как в прямом смысле – не засыпать как читаешь Писание, так и в более глубоком, т.е не терять внимание, быть на страже при обращении с Писанием, ибо это слово не временное, а вечное и ни какого-то человека, а самого Бога, который учёл всё и ничего не сокрыл, что необходимо для спасения.

Также стоит не забывать, что первичнее Писаний – совесть. Это те самые врата/двери премудрости Божьей, которые заложены в человека с рождения. И здесь надо бодрствовать, чтобы не пропустить голос совести, различить его.

Что ещё можно назвать вратами премудрости? Окружающий нас мир – это огромный естественных источник премудрости Божьей. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» - (Рим.1:20). Внимательное отношение к Богом созданному миру – есть немалый учитель премудрости, ибо Он всё сотворил премудро. У меня всегда вызывают благоговения люди, которые с бережностью и вниманием относятся к природе. Да и ничего человек принципиально нового изобрести не может, кроме того, что так или иначе уже используется природой.

4. Премудрость особенно необходима царям и начальствующим, так как они занимаются управлением жизнями многих людей. Царь Соломон просил у Господа премудрости, и Он ему её дал и никого мудрее Соломона из простых людей на земле не было. Будущих правителей надо отбирать, выращивать с самого детства, научая их всей мудрости, которая известна. Слышал, что в Англии элиты своих детей учат на Ветхом Завете. Видимо если учить на Новом Завете – то они всё отдадут, все колонии распустят.

Человек, который долго и упорно бодрствует и умственно трудиться, чтобы решить какую- то задачу, то если Господь ему позволит, он изобретает то, что облегчает жизнь человека. Премудрость даёт такую возможность. «Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот» (Прем.Сол.6:15). Помышлять о премудрости – уже есть совершенство разума. О премудрости начинаю только сейчас помышлять по-настоящему, до этого всё как-то на привычке, подражании, интуиции и чувствах двигалось. Деятельность шла впереди рассуждения. Благо мне попался мудрый наставник, который не позволял мне совершить критических ошибок.

5. «И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда» - Сир.34:15. Виноград в данном контексте – это знания, мудрость, собиратели винограда – это все труженики в учении и мудрости, и вот Иисус сына Сирахов как-бы прошёл после всех мудрецов Израиля, пророков, царей и собрал то, что они как бы упустили, оставили и не написали. Это примерно 190-180 гг. до Р.Х. Бодрственно потрудился, т.е труд его был сопряжён с бдением, лишением себя сна. Сколько требуется внимание и времени, чтобы собрать по крупицам различные действительно необходимые знания.

6. Песн.5:2 - «Я сплю, а сердце мое бодрствует; [вот], голос моего возлюбленного, который стучится: "отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои - ночною влагою». Это обращается душа ко Христу. Оказывается, можно спать телом, но душой всегда пребывать перед Господом, бодрствовать. Где бы ни был ты, как бы тебе ни было трудно, но повторяй: со мною Господь. Чувствуешь, что иссякают силы, близится смерть, но знай, возлюбленный Господь рядом. Бывает в жизни человека момента ослабления, и поэтому мы заранее должны складывать дела свои так, чтобы при любых обстоятельствах в будущем, мы оставались с Господом. Чтобы было как сказал ап. Павел: «чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» - 1Фесс.5:10.

7. «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». - Иер.1:12. Господь говорит, что всякое слово Его обязательно будет исполнено, ибо Он сам, лично надзирает за этим. Знаете как когда какое- то высокопоставленное лицо берёт на личный контроль какое-то дело, например строительство какого-нибудь завода, то все понимают, что в таком случае, он обязательно будет построен. И если этот правитель честный, то он не допустит никакой коррупции. А если кто не будет исполнять – будут наказаны. Так и Господь – Он самоличный Смотритель над своими словами, и наказывает всех, кто искажает Его слово, и тех, кто его не исполняет. «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит.30:6). «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». (Откр.22:18,19).

Многие не понимают, что означает одно из божественных свойств – всеправедность. Это означает, что Бог, будучи совершенен и всеправеден не может оставить и малейшей погрешности разумных тварей. Его всесовершенство в сочетании с всеправедностью непременно ведёт к неотвратимому возмездию за грех. И притом возмездие всегда одно – смерть. Это просто надо принять как данность, как закон, которому подчиняется даже сам Господь, т. к. это Его свойство. В том и заключалась вся сложность спасения разумного человека, чтобы не была нарушен порядок Божией справедливости, ведь используя этот закон возмездия диавол по праву царствовал в душах людей и сводил их в ад.

Поэтому никогда не слушайте тех, кто говорит, что Бог — это только милость, или когда говорят, что Он только любовь, подразумевая, что в любви нет возмездия. Это ересь – так как отнимается одно из свойств Божьих. А Бог без своих вечных свойств уже не Бог. Так верят мусульмане, что Аллах прощает если ты покаешься и примешь Ислам.

Только в Жертве Христа сошлась как на острие меча божественная справедливость и божественное милосердие! Именно поэтому – проповедь о кресте есть квестистенция Евангельской проповеди! Без Креста – это уже не Евангелие, и не христианство.

«И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый» - Дан.4:10. Бодрствующий – это одно из имён Божьих. Все имена Божьи суть Его вечные свойства. Бодрствующий означает, что Он всегда всё видит и слышит, и ничто не может произойти без Его дозволения.

Перейдём теперь к новозаветным стихам:

8. Матф.24:42-43 – «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего».

Мк.13:33-37«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».

Лк.12:35-40 – Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Первые настоящие христиане всю жизнь проводили в ожидании Второго пришествия Господня. Они думали, что вот вот и Он придёт. Никто не знал, что ещё на 2 тыс. лет продлится это ожидание. А если бы знали, что ещё так долго, то хранили бы свою чистоту? Поэтому Господь говорит не только о Своём втором пришествии и страшном Суде, но и то, что человеку дана жизнь, и смерть для него неизбежна, и не просто неизбежна, но и внезапна. Никто не знает когда и как он умрёт. А потому нам не важно, когда именно будет второе пришествие, т.к практически для каждого частное подведение итогов будет после его смерти. И поэтому мы должно бодрствовать, т.е. рассматривать каждый свой день как последний, не откладывать на завтра покаяние, но сегодня уже решить все свои вопросы с Богом и ближним. Господь нас должен застать смертью, когда мы находимся в вере и во всякой готовности на добрые дела. «В чём застану в том и сужу». – хотя такой цитаты нет в Библии, но по смысле прочитанных стихов, оно именно так. Итак, бодрствование как готовность всегда предстать перед Господом. Это бодрствование возможно только для верующих. Об этом же говорит и ап. Пётр: «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет.1:13). Препоясать чресла ума – значит сосредоточится, а дальше уповать на ту радость, которую мы получим после смерти, и по втором Пришествии Господа.

9. «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31). Здесь уже бодрствование предстаёт в священнической среде. В чём же оно проявляется? Апостол Павел в 2 года пробыл в Ефесе, уча христиан, рукополагая пресвитеров и епископов и вот он их последний раз собрал, перед тем как их навсегда оставить и идти в Иерусалим, где он и будет схвачен. И он говорит, что к ним, т.е в среду священства, после его ухода войдут лютые волки не щадящие стада, и из них самих, т.е тех кто там стоял восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь за собою учеников, а не за Христом. И вот он им даёт наказ – бодрствовать, беря пример с самого Павла, который непрестанно со слезами учил людей, не желая получать деньги за это (как будто он знал, что именно это будет самый главный грех священства – сребролюбие и безразличие к учению), в своих общинах он не давал закрепиться никакому волку, помните пример с Коринфской Церковью, когда блудодействующий с мачехой своей занял в Церкви лидирующую позицию, и какими словами он был обличён от Павла и извергнут. Так и священство должно пещись о пастве и о своей среде.

10. «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах». (1Пет.4:7). Бодрствование в молитвах. В храмах на богослужении нередко видишь, как человек присел и спит. На западе уже давно скамейки стоят и большинство людей сидят, непокрытые и в штанах, и спят. У нас слава Богу ещё до этого не дошло, но всё к этому идёт. Серафим Саровский говорил, что когда молишься, то молись закрытыми глазами, но если начинает клонить в сон, то открой глаза. Мы молимся не звуками и словами, а смыслами слов. Поэтому если человек не понимает смысл слов, то хотя он и имеет молитвенное настроение души, однако ум остаётся не освященным. У нас в храмах настолько к этому привыкли, что уже чёткое произнесение молитв с интонацией считают за протестанщину. Не бодрствовать на молитве – это когда ты вместо того, чтобы умом проникать в смыслы слов– летаешь мыслями где-то. Здесь вопрос привычки. Я по долгу работы составляю инструкции, планы, положения, договора – это непрестанная работа. Уже, наверное, около 100 документов составил. А это такая работа, о которой ты даже уходя домой не можешь забыть, т.к тебе нужно знать как процесс происходит, знать как должен происходить, и знать, как это выразить таким образом, чтобы было всем понятно и нельзя было неверно истолковать, и потом это ещё всё должно устраивать государственных органы. Так вот я уже забыл, когда спокойно молился, без вторжения в молитвы моей работы. Только встаю на молитву, так сразу приходит решение как описать тот или иной процесс. Вот и думай, от Бога это или от диавола, чтобы отвлечь от молитвы? Не забывайте, чтобы молитва было полноценная, она должна быть 3-х ступеней. А то обычно так, что по настоящему молится человек только когда просит, а когда надо благодарить и славословить – то тут только языком, а сердце не откликается.

11. И, последняя сторона, с которой выступает «бодрствование» часто упоминается апостолами о том, чтобы не попасть в пасть сатане. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8)

Бодрствование нужно там, где постоянная опасность, где есть враг, который хочет тебя погубить, отнять что-то у тебя. А какой наш враг? 3 рода врага. 1 – я сам. 2 – мир. 3 – диавол. Враг – это тот, кто представляет опасность для тебя и твоих близких. В жизни человека бывают ослабления, именно в эти периоды враг с наибольшей силой бьёт по душе человека, напрямую, через мир, через близких и здесь важно устоять. Поэтому важно не только помнить об этом бодрствуя, но и трезво оценивать свои силы и силы врага. Не ввергать себя в опасности или подвиги который ты не способен понести. Везде надо быть осторожным.

Небодрствующий человек делается мишенью дьявола и предметом, который неприятен Богу. Откр.16:15 «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Что за одежда? Одежда двух родов. Первая одежда – это крещение. Гал.3:27 «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Вторая – добрые дела.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНЕ

Таким образом – бодрствование открывает нам слово Божие с разных сторон:

1. Бодрствовать чтобы не пропустить атаки врага на нашу душу.

2. Бодрствовать чтобы не упустить премудрости явленной в Священном Писании, совести, мудрости предков, окружающей природе.

3. Бодрствовать, чтобы не пропустить ключевые события нашей жизни.

4. Бодрствовать, чтобы не принять вместо слова Божьего – различные выдумки.

5. Бодрствовать, чтобы быть в постоянной готовности встретить Господа в святой деятельной жизни.

6. Бодрствовать – различия времена, видеть что скоро Пришествие Его.

7. Бодрствовать в молитвах!

8. Бодрствовать сердцем, всегда имея пред собой Господа, всегда пребывая в страхе Божьем и любви к нему.

9. Бодрствовать охраняя близких нам людей на злых делателей, от лютых волков, не сдавать их в плен.

10. Бодрствовать, что бы не потерять то, что уже приобрёл!

11. Бодрствовать, чтобы где не нароком не нарушить заповеди Божьи и не дать власти врагу на нашими душами!

Да будем мы бодрствовать и трезвиться в жизни нашей, дабы в день нашего отшествия и Страшного Суда не предстать нам не готовыми, но выйти нам с горящими светильниками истинной веры и с полными сосудами елея добрых дел, чего да сподобит нас иметь милосердный Отец Небесный, по благодати и человеколюбию Сына Его и со Святым и Животворящим Его Духом, которым слава и держава, во веки веков! Аминь!

92