размер шрифта
Поиск по сайту

Прокомментируйте «Размышления над февральской революцией»?

Вопрос на тему «Царь»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 21

Вопрос 3413:

Вот возьмите, пожалуйста, «Размышления над февральской революцией» Александра Солженицына в «Российской газете» за 27 февр. 2007 г. № 40 (4303) со стр.11 – (всего 14 страниц текста). На следующем занятии прокомментируйте эту статью и скажите, понимает ли Солженицын то, о чём пишет?

Ответ И.Т. Лапкина:

Солженицын понимает много глубже, чем все иные. И он договаривает почти до конца о вине царя и церкви, но не доводит до Христа, до Писания. Прочту только выдержки из указанного материала. Александр Исаевич понимает в меру, что ему открыто. Он не говорит ни о масонском заговоре, ни об участии евреев, ни о пророчествах, ни о том, что священники не просто не учили, но не привели ко Христу и к Писанию. Чтобы Библия стала главной книгой, что нужно было всем заботиться о рождении свыше и о исполнении Духом Святым. А будет ли эта катастрофа или нет – то в вопросе вечности совершенно ничего не значит. Допустим, что царь всё бы сделал так, как говорит Солженицын-умница. И что же? Ну устоял бы царский режим, а дальше-то что? Опять гниение, опять гордость священства, бесчисленные сгустки тьмы по монастырям! Рассматривая все дворцовые перевороты древности и нынешние, видим, что никому ещё не удавалось обеспечить такой же режим и для своих потомков навсегда. Где Атилла, Аларих, Тамерлан, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Франко? Так же Валтасар, цари израильские были сметаемы, как Индира и Раджив Ганди, Кеннеди и Анвар Садат, Саддам, Зияя уль-Хак и пр.

«Никогда в эти десятилетия правительство не задалось создать свою противоположную агитацию в народе, разъяснение и внедрение сильных мыслей в защиту строя. Да не только рабочим, не только скученным тёмным солдатам-крестьянам, правительство через никогда не созданный пропагандный аппарат никогда не пыталось ничего разъяснить, но даже весь офицерский корпус зачем-то оберегало девственно-невежественным в государственном мышлении… и такие рыцари монархии, как Лев Тихомиров, захиревали в безвестности и бессилии. И не вырастали другие… и вся эта ложь, как хлопья сажи, медленно кружилась и опускалась и опускалась на народное сознание, наслаивалась на нём – вместе с тёмными «распутинскими» слухами – из тех же сфер великосветья и образованности… До нынешних лет в русской эмиграции даже развита легитимистская аргументация, что наш благочестивый император в те дни был обставлен ничтожными людьми и изменниками. Да, так. Но и не его ли это главная вина? Кто ж эти все ничтожества избрал и назначил, если не он сам? На что же употребил он 22 года своей безраздельной власти? Как же можно было с такой поразительно последовательной слепотой на все государственные и военные посты изыскивать только худших и только ненадёжных? Именно этих всех изменников – избирать и возвысить? Совместная серия таких назначений не может быть случайностью. За крушение корабля кто отвечает больше капитана?.. Люди всевозможных качеств никогда не переводятся в огромной стране. Но в иные смутные периоды лучшим закрываются пути к выдвижению… Все предварительные распоряжения столичным начальникам, все решения самих этих дней выводились Государём из отменного чувства миролюбия. Очень славного для христианина, но пагубного для правителя великой державы... Царь всё надеялся, что уладится само, всё колебался и всё колебался - и вдруг почти без внешнего нажима сам извихнулся из трёхсотлетнего гнезда, извихнулся больше, чем от него требовали и ждали. Монархия – сильная система, но с монархом не слишком слабым. Быть христианином на троне – да, но не до забвения же деловых обязанностей, не до слепоты же к идущему развалу. В русском языке есть такое слово «зацариться». Значит: забыться, царствуя.

Парады, учения. Парады любимого войска и цветочные киоски для императрицы на гвардейских смотрах заслонил Государю взгляд на страну. И это – при лучших душевных качествах и с самыми добрыми намерениями. После первого гибельного круга послан был ему Богом Столыпин. Единожды в жизни Николай остановил свой выбор не на ничтожестве, как обычно, а на великом человеке. Этот великий человек вытянул из хаоса и Россию, и династию, и царя. И этого великого человека царь не вынес рядом с собою, предал. Может быть, все предшествующие цари романовской династии были нравственно ниже Николая II, – и конечно, Пётр, топтавший народную душу, и себялюбивая Екатерина, – но им отпустилось за то, что они умели собою представить необъятную силу России. А кроткий, чистый, почти безупречный Николай II, пожалуй, более всего напоминал Фёдора Иоанновича, не прощён тем более, чем, не по месту, не по времени, был он кротче и миролюбивей. В его нецарской нерешительности главный его порок для русского трона. Он всё надеялся задобрить ненасытную пасть. И сам загнал себя в положение, когда не стало кого назначить… В своё время царь не арестовал ни Керенского, ни Гучкова, ни кого из них, считая невозможным арестовать политических деятелей. Но обратно, арестовать царя, добровольно отдавшего корону, чтоб только избежать междоусобицы, никому из них не показалось возмутительно, а всех радостно насытило. Боялись напоминать и вспомнить, что этот царь, напротив, был слишком верен этой войне на погибель России и себе… Разве царю было неизбежно отрекаться? Разве потому он отрёкся, что революция быстро и сильно раскатилась по стране? Наоборот, только потому она так легко и докатилась, что царь отрёкся совсем внезапно для всей страны. Если сам царь подал пример мгновенной капитуляции, то как могли сопротивляться, не подчиниться все другие меньшие чины, особенно в провинции?.. В дни величайшей национальной катастрофы России церковь и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани, утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. Масса священства затеряло духовную энергию, одряхла. Церковь была слаба, высмеяна обществом, священники принижены среди сельской пасты. Не случайно именно семинарии становились рассадниками атеизма и безбожия. Как не заметить, что в страдные отречные дни императора ни один иерарх и ни один священник православной церкви, каждодневно возносивший непременные за Государя молитвы, не поспешил к нему поддержать и наставить? Но ещё и при этом всём не сотряслась бы, не зинула бы в пропастью страна, сохранись крестьянство её прежним патриархальным и богобоязненным. Одна часть крестьянства спивалась, другая разжигалась неправедной жаждой к дележу чужого имущества – уже во взростьи были среди крестьян те убийцы и поджигатели, которые скоро кинутся на помещичьи имения, те грабители, которые скоро будут на части делить ковры, разбирать сервизы по чашкам, стены по кирпичикам, бельё и кресла по избам. Долгая пропаганда образованных – тоже воспитывала этих делёжников. Это уже не была святая Русь. Делёж чужого готов был взреветь в крестьянстве из памяти о прежних устоях, без опоминанья, что всё худое выпрет боком и вскоре так же точно могут ограбить и делить их самих и разделят.

Падение крестьянства было прямым следствием падения священства. Среди крестьян множились отступники от веры. Одни пока ещё молчаливые, другие – уже разверзающие глотку: именно в начале ХХ века в деревенской России заслышалась небывалая хула в Бога и в Матерь Божью. По сёлам разыгрывалось злобное, бесцельное озорство молодёжи, небывалое прежде. Я ещё хорошо помню, как в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли: смута послана нам за то, что народ Бога забыл» и я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу ХХ века самыми научными изысканиями. И даже ещё шире. При таком объяснении не приходится удивляться, что российская революция с её последствиями оказалась событием не российского масштаба, но открыла собою всю историю мира ХХ века. Это должно было грянуть над всем обезбожившим человечеством - могло бы, будь на то воля Божья, начать и не с России. Но и у нас хватило грехов и безбожия. Очень помогло и то, что грязный цвет Февраля всё же оказался светлей чёрного злодейства коммунистов. 1980-83».

2Цар.15:12 – «Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома».

2Ездр.2:23 – «а Иудеи — отступники, вечно производившие в нём заговоры, по какой причине и был опустошён этот город».

3Цар.16:9 – «И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц».

Дан.5:30 – «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».

4Цар.19:37 – «И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него».

Иов.34:24 – «Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места».

Пр.25:3 – «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо».


Всем, кому трудно живётся,
Всем, кого сердце так трепетно бьётся
В наши тяжелые дни…
Всем, кого очи слезами полны,
В чьей истомленной груди
Гаснет надежда на лучшее время…
Всем, кому жизнь лишь тяжёлое бремя,
Что он с трудом, через силу несёт.
Всем, кто, страдая, участия ждёт,
Ласки сердечной и слова привета
И не находит ответа —

Я бы хотела с любовью сказать:
Полно, друзья унывать!
Жив ещё Бог. Бог могучий и сильный,
Полный любовью обильной,
Полный участья ко всем и всегда…
Не оставлял Он ещё никогда

Тех, кто искал в Нём поддержки, спасенья
Или в скорбях утешенья;
Тех, кто склонялся с мольбой перед Ним…
Иль жаждою правды томим
Тщетно искал этой правды на свете…
Тех, что к Нему шли за лаской, как дети…

Всех их с любовью зовет Его глас:
О! приходите ко Мне, утомлённые,
Скорбью, заботами обременённые,
– Всех успокою Я вас.

Евг. Шарыпанова


303

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: