Вопрос на тему «Смерть»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 7
Вопрос 1876:
Кончина любого человека – уникальное явление. Но когда читаешь об угодниках Божиих, то это событие выглядит вовсе не трагично. Дайте этому примеры.
Ответ И.Т. Лапкина:
Самое неприемлемое верующим в смерти святых – это их доходящая до отчаянности, иногда, неуверенность в любви Божией. Всю жизнь пробыв в монастыре, они так и не подошли к милости Христовой? Верующие же вместе с Апостолом могут сказать:
2Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».
Фил.1:23 – «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
Иоанн Златоуст – 13 нояб. «Тогда святой вошел в церковь, спросил светлые церковные ризы и переодел на себе всю свою одежду, начиная с обуви; затем свои одежды он роздал находившимся с ним на корабле, а в церковных одеждах совершил литургию и причастился Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовой; потом, благословив всех присутствовавших и отдав им последнее целование, возлег со словами: «Слава Богу за всё». И вслед за тем предал дух свой в руки Божии. Это было в самый день Воздвижения Честного Креста Господня. Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста…
Так-то угас церковный светильник, так умолкли златые уста, так совершил подвиг и скончал течение добрый подвижник и страдалец, проживший шесть лет на патриаршем престоле и проведший три года в изгнании, переводимый с места на место».
Менигн – 22 нояб. «Тогда его сняли с дерева и отсекли главу. В это время из уст святого вылетела к небу чистая горлица».
Кикилия – 22 нояб. «Как только совершилась казнь, Максим под клятвою засвидетельствовал пред всеми, что он видит Ангелов Божиих, сияющих как солнце, которые, выведши души святых из телес, как каких-либо прекрасных девиц из чертога, возносят их в высокой славе к небесам».
Феодор Студит – 11 нояб. «Он болел в продолжение четырех дней, а на пятый – наступил конец его болезни, – а безболезненной жизни – начало. Когда преподобный приближался к преставлению, к нему собралось множество братии, и они плакали о нем, как о своем отце и учителе. Взглянув на них, он немного прослезился и сказал:
«Отцы и братия! вот приспел конец моей жизни. Мы все должны испить сию общую чашу: одни раньше, а другие позже, а всё же мы не минем того часа. И вот я ухожу путем, коим отошли наши отцы, туда – где жизнь вечная, а наипаче, где Господь и Бог, Которого возлюбила душа моя. Его я от всего сердца возжелал, Его я назвался рабом, хотя и не исполнил своего Ему служения. Вы же, братия моя и любимые чада, оставайтесь верны словам моим, которые я предал вам, содержа правую веру и благочестивую жизнь. Вы знаете, что я не переставал возвещать вам Слово Божие и наедине, и в собрании всех. Ныне же я усердно умоляю вас: имейте его в вашем уме и сохраняйте, потому что у меня есть забота о вас, как у желающего дать о вас отчет. Посему и вы заботьтесь, дабы непорочными отойти отсюда. Я же, если обрящу дерзновение пред Господом, обещаюсь молиться за вас».
Мартин Милостивый – 12 окт. «К концу своей жизни Мартин, услыхав, что между духовенством в округе Канда возникла ожесточенная распря, поспешил туда, чтобы восстановить примирение между ссорившимися клириками. Созвав своих иноков, он предсказал им о приближении своей кончины и отправился в путь, напутствуемый их слезами и воплями. Восстановив мир в Канде, святой подвергся там жестокой горячке и, чувствуя наступление своей кончины, приказал своим ученикам положить себя на пол в саване и пепле, потому что так, по его же словам, должны умирать христиане. При этом он, как казалось ему, видел близ себя диавола.
… Две тысячи иноков и хор девственниц сопровождали тело его».
Пафнутий Боровск. – 1 мая. «Простившись с братиею, преподобный пошел к литургии, поддерживаемый своими учениками. Когда один из них, уже немолодой, желая поддержать святого, взял его за ладонь, то преподобный с гневом выхватил руку и велел держать себя только за одежду. Вот каким осторожным хранителем бесстрастия был он, – даже в старости и болезни, уже пред смертным исходом не дозволял прикасаться к своему телу. Старец ничего не вкушал в тот день: только попросил себе сыты, то есть воды с мёдом.
… В тот день великий князь Московский Иоанн Васильевич, неизвестно как узнавший о болезни преподобного Пафнутия, прислал к нему посла с грамотой. Когда ученик подал подвижнику великокняжеское послание, он сказал: «Возврати послание принесшему, – пусть отдаст его пославшему. Теперь я уже ничем не связан с миром: не желаю чести и не имею страха перед сильными мира».
Иннокентий заметил своему наставнику: «Что касается тебя, ты сказал правду; но ради Бога сотвори полезное нам, не оскорбляй великого князя, не разгневай его».
Старец же ответил: «Истину говорю вам: не разгневайте Единого, тогда ничего не успеет против вас гнев человеческий. Если же Единого разгневаете – Христа, никто помочь вам не сможет. А человек, если и разгневается, снова смягчится».
Серафим Сар. – 2 янв. «В келлии Серафима всегда горели негасимые никогда старцем свечи, который на все предостережения относительно этого обыкновенно отвечал: «Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром»… В продолжение восьми дней тело преподобного Серафима стояло открытым в Успенском соборе… В день погребения его за литургией было так много народа, что местные свечи около гроба от духоты гасли….В начале следующего 1903 г. Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, совершающихся по молитвам старца Серафима, определил признать его в лике святых, благодатью Божиею прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами».
Феодосий Вел. – 11 янв. «Вначале у преподобного было семь учеников. Зная, что для начинающих жить по-Божьему нет ничего полезнее, как памятование о смерти, – что называется и считается истинным любомудрием, – святой повелел ученикам выкопать могилу, чтобы, взирая на нее, они учились помнить о смерти, как бы имея ее перед глазами. Когда могила была готова, преподобный пришел посмотреть ее и, стоя над могилой, сказал ученикам своим,– как бы усмехаясь, душевными же очами провидя имеющее быть: «Вот, чада, могила готова; не найдется ли между вами кого-либо готового к смерти, дабы обновить собою эту могилу?»
Когда святой сказал это, один из предстоявших учеников его, по имени Василий, по сану – иерей, тотчас, предупреждая других, пал на колена перед старцем и, распростершись лицом на землю, просил благословение умереть и быть погребенным в той могиле. «Благослови, отец, – говорил он, – мне обновить могилу, чтобы мне первому из братьев, поучающихся о смерти, быть мертвецом».
Старец соизволил на его просьбу и повелел совершать поминовение по живом Василии, как уже по умершем, согласно закону о поминовении усопших, в третий, девятый и сороковой день. Когда окончилось все поминовения, скончался и блаженный Василий, без всякой болезни; как бы уснув сладким сном и почив, он перешел ко Господу. По прошествии сорока дней после погребения его, старец увидел Василия, который явился посреди братии во время правила и пел вместе с ними. Он помолился Богу, чтобы и у прочих открылись глаза, чтобы и они увидели явившегося. Увидев его, один из братии, по имени Аетий, от радости устремился обнять его руками, но явившийся тотчас исчез и стал невидим. Удаляясь, он сказал во всеуслышание: «Спасайтесь, отцы и братия, спасайтесь, а меня больше здесь не увидите!»
Это было первым свидетельством добродетели преподобного Феодосия,–что у него был таковый ученик, готовый, по его наставлению, на смерть и оказавшийся, после телесной смерти, живым душою, по слову Господню в Евангелии:
Иоан. 11:25 – «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Кирилл – 11 мая. «Константин, узнав о своей смерти, начал петь следующую церковную песнь:
Пс.121:1 – «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень»». «Возвеселился дух мой и сердце мое обрадовалось».
Затем он оделся в лучшие свои одежды, с радостью проводил весь тот день и говорил: «С этого времени я никому на земле не слуга, но только Богу Вседержителю и был и есмь и буду во веки, аминь».
На другой день Константин пожелал принять схиму, причем был назван Кириллом. Болезнь его продолжалась 50 дней.
Однажды во время своей болезни Кирилл обратился к Мефодию с такими словами: «Вот, брат, – говорил он ему, – мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, и вот я падаю на борозде, окончив свой день. Я знаю, что ты сильно возлюбил гору Олимп, но ради горы не думай оставлять своего учения. Этим подвигом ты лучше можешь достигнуть спасения».
Пахомий Велик. – 15 мая «Известен один важный случай из жизни женского монастыря. Одна из монахинь как-то вышла за ограду монастыря. Она встретилась с мирянином портным и, удивляясь, спросила его о причине прихода в эти места. Тот ответил, что желал бы иметь работу. Сестра возразила, что они имеют собственных портных. Портной удалился. Свидетельницей этого разговора была одна монахиня. Поссорившись как-то с той монахиней, она стала порицать ее и припоминала с укоризною ее разговор с портным. Молодая инокиня, взволнованная ложным обвинением, горячо плакала. Она преувеличенно представляла себе тот позор, какой, по ее мнению, ожидал ее теперь в монастыре. Угнетаемая скорбью, она тайно пошла к реке, бросилась в ее волны и утонула. Узнав об этом, другая сестра, позволившая себе незаслуженно укорять несчастную молодую инокиню, впала в великое отчаяние и лишила себя жизни, задушивши себя верёвкой.
Скоро узнал об этом преподобной Пахомий. Глубоко опечаленный этим случаем, старец запретил поминать их в молитвах домашних, совершать литургию и подавать милостыню за них. Пахомий строго отнесся и ко всем сестрам общежития. В виду того, что они не употребили должного старания, чтобы найти невинную и обидчицу, примирить и успокоить их, и пренебрегли их положением и спокойствием, а, может быть, и поверили клевете одной из сестер, старец отлучил их от святого причащение на семь лет».
Григорий Вологодс. – 30 сент. «Когда приблизилась его кончина он дал братии последнее завещание, говоря: «Когда душа моя разлучится с телом, не удостаивайте меня никаких почестей, а просто, взявши за ноги мое тело, стащите его в болото».
Димитрий Рост. – 21 сент. «За три дня до преставления святого Димитрия, болезнь, давно уже таившаяся в его груди, обнаружилась с особенною силою в кашле…. Тотчас он приказал позвать к себе певчих для пения им самим сочиненных духовных песней… Во гробе под главу и под всё тело были постланы, по завещанию святителя, его черновые бумаги.
… только у правой руки четыре перста переломились от обвалившейся во внутрь гроба доски, и левая рука отделилась от локтя; все прочие части тела совершенно крепки».
Епихария – 27 сент. «За твёрдое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками».
Симеон столп – 1 сент. «Не слышно было дыхания, только сильное благоухание, как бы от различных благовонных ароматов, исходило от тела его…. И плакал весь народ; даже птицы во множестве, на виду у всех, с криком летали вокруг столпа, как бы плача о кончине такого светильника миру. Всенародный плач слышен был на семь стадий и окрестные горы, поля и деревья, казалось, будто сетовали и плакали вместе с людьми, ибо всюду воздух был примрачен и носились тёмные облака. Я же видел явившегося при святых мощах ангела, и было лицо его как молния, а одежды – как снег, и с ним – семь старцев беседующих; слышал и голос их, но что говорилось, не уразумел, ибо страх и ужас объял меня».
Зосима Вавилонск. – 4 июня. «Зосима, изумившись их прозорливости, возвестил им об обстоятельствах смерти своего ученика, которые и без того были известны старцам. Тогда оба подвижника, восставши, пошли, вместе с Зосимою, к брату Иоанну. Увидав умершего лежащим на земле, они сказали: «Не скорби, авва Зосима, – Бог поможет тебе».
И после этих слов громко возгласили, обратившись к умершему: «Брат Иоанн, встань, ибо тебя зовет твой авва». Мёртвый тотчас же ожил и встал с земли. Тогда старцы отыскали змию и разорвали ее надвое».
Маркеллин – 7 июня. «Так скончался священномученик папа Маркеллин, оставивши образец покаяния для многих, впадавших в то время в подобный грех, ибо тогда многие отвергались от Христа из-за страха пред мучениями».
Евдоким – 31 июля «Когда он, лежа на одре болезни, приблизился к смертному часу, то созвал своих домашних и завещал им с клятвой, чтобы они, по отшествии души его, не осматривали, не омывали его тела и похоронили в той же одежде и тех сапогах, какие были на нем, и так положили бы его во гроб. Потом, приказавши всем выйти и затворить двери, он совершил молитву, которую слышали некоторые чрез дверь. В молитве он просил, чтобы кончина его никому не была видима, как и жизнь его, заключавшая в себе тайные подвиги, не была кому-либо известна».
Пимен Палестинский – 27 авг. – «Яви любовь мне, отче, – расскажи, почему ты не пострадал от холода, будучи нагим?»
И отвечал мне старец: «Пришел лев, лёг около меня и согрел тело мое; однако знай, сын мой, что я буду съеден зверями».
Тогда я спросил его: «По какой причине ты, отче, будешь съеден зверями?»
На это старец ответил мне: «Когда я жил в мире на родине моей (оба они происходили из Галатии, то я был пастухом овец; однажды, когда я пас овец, мимо моего стада проходил некоторый муж; мои псы напали на него и растерзали. Я мог спасти его от псов, но не сделал этого. И узнал я, по откровению Божию, что и я должен умереть такою же смертью, – именно буду растерзан зверями».
Евпраксия – 25 июля. «Так рассказывала игумения старицам о своем видении, а сама плакала и, наконец, сказала: «Вот нынче десятый день с тех пор, как я видела, и завтра Евпраксия преставится».
Услышав это, Юлия стала бить себя в грудь и пошла в пекарню с плачем и рыданием. Увидала ее плачущую Евпраксия и сказала: «Заклинаю тебя Сыном Божиим, скажи мне, что ты слышала, что так плачешь?» «Я плачу, – отвечала она, – потому, что сегодня мы расстаемся с тобой: я слышала от великой госпожи нашей, что завтра ты скончаешься».
Евпраксия, как услышала это, тотчас лишилась сил и упала на землю, словно мертвая. Юлия сидела над нею и плакала.
Потом Евпраксия сказала Юлии: «Дай мне руку, сестра моя, подними меня и отведи меня в дровяной сарай; там положи меня. Юлия так и сделала. Евпраксия лежала на земле, плакала и говорила Господу: «За что, Владыка, ты погнушался мною, странницей, сиротой? За что презираешь меня? теперь бы мне время трудиться и бороться с диаволом, а Ты теперь берешь у меня душу! Смилуйся надо мной, рабой Твоей, Господи, и оставь меня по крайней мере на один этот год, чтобы мне покаяться в грехах моих, потому что не покаялась я, нет у меня добрых дел и нет у меня надежды на спасение. Умершим нет покаяния, ни слёз, и не мертвые хвалят Тебя, Господи, и не сходящие в ад, но живые благословляют имя Твое святое; дай мне один год, как бесплодной смоковнице».
Когда она так рыдала, одна из сестёр услыхала, пошла и сказала игумении со старицами. «Кто рассказал ей, спросила игумения, о нашем разговоре и смутил ее душу? не запретила ли я вам сообщать ей эту тайну, пока не придет ее час? Что вы наделали! Прежде времени смутили ее! Пойдите, приведите ее сюда!»
Когда привели святую, она упала в ноги игумении, говоря:
«Отчего не сказала ты мне, матушка, что близка моя кончина; я бы поплакала о моих грехах! И вот теперь я отхожу без надежды на спасение: нет у меня благих дел. Пожалей меня, владычица моя, помолись обо мне Богу, чтоб Он дал мне пожить один год, дабы мне покаяться в грехах. Я отхожу без покаяния и не знаю, какая тьма обымет меня и какая мука ожидает меня».
Игумения на это сказала ей: «Жив Господь, дочь моя Евпраксия, нетленный Жених твой Христос удостоил тебя небесного Царствия и приготовил тебе прекрасный чертог и венец вечной славы». И начала игумения рассказывать ей всё свое видение о ней и так утешала ее, вселяя в ее душу надежду; кроме того она просила Евпраксию помолиться о ней Богу, чтоб Он и ее сподобил такой же участи. Евпраксия, лежа у ног игумении, занемогла: сначала у ней сделался озноб, а потом жар объял ее.
«Возьмите ее, – сказала тогда игумения сестрам, и внесите в молельню, приходит ее час». Ее взяли, положили в молельню и сидели возле нее, скорбя и плача до вечера; вечером игумения приказала сестрам принять пищи, а при Евпраксии остаться одной Юлии, так как та никогда не оставляла ее. Юлия затворилась с нею и пробыла до утрени. Она просила Евпраксию: «Сестра, не забудь меня перед Господом! Вспомни, что я не расставалась с тобою; вспомни, что и грамоте я научила тебя; вспомни, что и к подвигу я побуждала тебя; умоли Христа, чтобы Он и меня взял с тобою!»
С наступлением утра увидела игумения, что Евпраксия уже при последнем издыхании, и послала Юлию к сестрам сказать: «Идите, проститесь в последний раз с Евпраксией: она кончается». Собрались сестры, стали прощаться с ней, плача и говоря: «Помяни нас, сестра, во Царствии Христовом!» Она же не могла говорить и молчала. После всех пришла и та, которую Евпраксия избавила от мучившего ее беса; она целовала руки ее со слезами и говорила: «Эти святые руки много послужили мне недостойной ради Бога, ими отогнан был от меня мучивший меня диавол».
Евпраксия же ничего ей не отвечала, и сказала игуменья:
«Разве не жаль тебе этой сестры, Евпраксия, она так плачет, а ты ничего не скажешь ей?» Евпраксия взглянула на эту сестру и сказала: «Что ты беспокоишь меня, сестра, оставь меня в покое, я при кончине уже; но бойся Бога, и Он сохранит тебя!» Потом, посмотрев на игумению, она сказала: «Молись за меня, матушка, так как трудно душе моей в эту минуту».