Вопрос на тему «Смерть»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 7
Вопрос 1819:
Отцы познаются в детях. Владимир Мономах давал наказ на столетия вперед. Иаков, умирая, пророчествовал о будущем 12-ти колен Израиля. А когда умирали святые, то какие они давали наказы, серьёзные или пустячные?
Ответ И.Т. Лапкина:
Все просили не нарушать установленный у них устав. Но иногда делали взаимосвязь с вещами обыденными и состоянием самой жизни. Может, это и нужно было тем людям, когда они были привязаны только к вещественным началам мира церковного. Как им говорить о том, чего сам их учитель не имел? Не мог же он завещать выйти им из монастыря и проповедывать миру. Не мог же он давать наказа распространять Библию и нести эту благую весть в массы о Христовой пролитой Крови, если сам сидел в затворе. Вот они и наказывали то о мантии своей дырявой, то о свечах и лампадах, то о том, чтобы им память обязательно творили, и тогда просьбы их он будет выполнять. Было ли это сказано на смертном одре, или житоописатель прибавил? Но вот такое завещание не раз встречается. И это говорит не о высоте их духовного уровня. А что благоухание и ангелов видят с их душой, так это видят и мусульмане, и буддисты японские, и самураи. Лк.22:29 – «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство». Гал.3:15 – «Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему». 1Тим.6:13 – «Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе».
Серафим Сар. – 2 янв. «Так преподобный завещал, чтобы в созданном им Христорождественском храме, где всегда должна быть читаема псалтирь, горели перед иконой Спасителя неугасимая свеча и перед иконой Божией Матери — неугасимая лампада, и присовокупил, что если это завещание его будет в точности исполняться, Дивеевская община не будет терпеть нужды и бедствий, и масло на эту потребность никогда не оскудеет».
Сколько раз о святых и царях говорится:
Умирали, насытившись днями.
Завещанье подписано: дайте сторицею, (Быт. 49:33)
Тем, кто друг, до слуги и до няни…
И особой строкою наказ о врагах, (Иер. 35:14)
Оградиться от бывших с тобой за трапезой,
Их язвительном жале и острых рогах,
О замене их ног на протезы. (Гал. 3:15)
Лично я не насытился… хочется жить,
Умножая талант разуменья Писанья,
И в наследство друзьям не вражду, не ножи,
Но наказ: не дружить с подлецами.
Свой архив многотомный и опыт отдам,
О врагах помолюсь со слезами.
Да, тоскливо на сердце, что в битве не сам,
А во всём и всегда они сами.
Мне пророчат сегодня кудесники лжи:
Всё разрушится, в чем преуспел ты…
Вражьи полчища жадно стоят у межи
И терновника всход скороспелый.
До меня умирал не один Мономах,
«Домострой» всё дотошно разметил.
Но сегодня у многих ни слуг, ни рубах,
И финал далеко как не светел.
Я в друзьях долголетьем не тешу себя.
Разве в первом полупоколеньи.
Но враги… За их души я бился, любя,
Вспомнят тысячи раз с изумленьем…
Божьей милостью мне удалося собрать
В сжатом виде о Церкви, Крещеньи.
Этот труд оживет, непременно, стократ,
Для Христа принесет приращенье.
В этом мире-горниле не скучно летел.
Жаждал душу, характер возвысить…
Что ж, пора отойти от судов и от дел…
Им, другим, мои тысячи писем.
В них найдете ответ на «кудрявый» вопрос.
Он бесхитростно прост, без лукавства.
Да, я грешник, но верю, Спаситель Христос,
Обещал даже мне Свое Царство.
Помолитесь о мне… Ухожу не на день.
Верю в силу молитвы за верных.
Только влагу почувствует замерший пень,
Вновь ростки зеленеют средь терний.
30.07.2001 г. ИгЛа