размер шрифта

Поиск по сайту




Ревнители преданий

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Гал.1:14

Гал.1:14 – «и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Любимые слова в православии – «корни» и «традиции». И всё это есть предания. Как нам относиться к преданиям, чтобы не исказить смысл этого слова и явления? В русском народе нет никаких корней, тут всё подрублено до последних корешков. Один корень остался – своровать, сблудить и напиться. Больше ничего и не найдёте – в один день сумели американцы переодеть в России женщин в мужские штаны. Да когда же это было в русском народе, чтобы женщины от малой до старой носили брюки? Оторвали вместе с корнями. Были платья, сарафаны и ничего нет. У Савла сохранились предания, которые направлены были к спасению. Деян.22:3 – «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». И думал он через эти традиции, предания достичь Царствия Небесного. Вспоминаю своё детство и могу засвидетельствовать, что был ревнителем своих отеческих староверческих преданий. Так научили, и держал со всею строгостью, имея великий страх Божий. Ребёнком быть и ни разу за 10 лет в школе не напиться воды – нельзя, они мирские люди, оскоромиться можно. На большой переменке бежал домой напиться, а это не рядом, а метров за 650. Традиции сидели во мне очень крепко. Чтобы пост нарушить – не моги и думать. И никто не наблюдал за нами, когда учились в другой деревне, а сам за собой смотрел. Считал великой ненормальностью, если кто нарушал посты. Если бы я не встретился с Евангелием, то был бы слепой фанатик. Не было никаких рассуждений, да и не на чем было их устанавливать, но так сказала мать: «Наша вера самая правильная и хотя на земле 77 вер, но никуда не переходи».
Вчера мне звонят и сообщают, что умерла моя знакомая Анна. Мы были знакомы лет 20 назад, она приходила к нам, многое слышала. Врач по специальности, с высшим образованием, не скажешь, что где-то в потёмках сидела. Я встречался со старообрядцами и её взял с собой. К ней подошёл один и сразу же выложил весь запас свой: «Вы еретики, переходи к нам!» Для неё этого оказалось вполне достаточно, чтобы в неё вошел их дух злобы и нетерпимости, тьмы и осуждения. Она тут же и отошла. Да на этом дело ни у одного ушедшего не заканчивалось. Кажется, да и пусть она у старообрядцев спасается. Но смысл в том, что кроме преданий там фактически ничего уже и не знают. Она всё забыла в тот же день. И ничем невозможно объяснить такое мгновенное помрачение, как покинутостью. И вот сейча она лежала и сгнивала – уход за ней был неважный, но она, когда её посещали, шептала: «А вы в нашей, в истинной вере?» Как будто ни Христа, ни Христовых страданий, ни Апостолов не было. И тут же покажет тебе из-под одеяла два перста – вот так нужно Богу угождать. Два перста затмили всю Библию, всю вселенную вместил в два кривых своих пальца. Она многое конспектировала из святых отцов, была ревностной. Их три родные сестры одновременно туда отошли. И сколько бы ты ей чего ни говорил, она с упрямством заклятого сектанта твердит: «Наша вера самая, самая, самая истинная. Вот так нужно молиться», – и снова два перста поцелует. Вот что такое предание, когда на первом месте не стоит Христос. Я решил по слову Божию посмотреть, как Дух Божий относится к этим словам - «предание», «ревнитель». Предание не однозначно – есть хорошее предание, переданное от Апостолов. Переданное устно, а потом и письменно; и предания, которые люди написали позже, и они тоже хорошие. Разве плохо пред обедом мыть руки? Но дело всё в том, что они поставили эти предания выше закона Божия и на место Библии. Если же кто не умыл руки, то его не вычистить иначе, как в геенну отослать. Рассмотрим, хорошо ли быть ревнителем?
1Макк.4:42 – «И избрал священников беспорочных, ревнителей закона». Вот кого нужно избирать. И если сейчас думают избирать кандидатов на собор, вот этаких и нужно избирать, непорочных, ревностных в законе. Может быть и непорочным, но спрятаться и не быть ревностным. На богослужение не дозовёшься, на какое дело ни пригласишь – под разными причинами уходят. Мне Бог дал счастье видеть человека ревностного, у которого было десять детей, человек, прошедший всю войну, приговорённый к смерти за свидетельство о Христе, сидевший в лагерях, вернувшийся живым. И он остался и был самый ревностный. Ни одного богослужения не пропустил, а церковь за 50 км. от его дома – из Искитима в Новосибирск. С ночёвкой всегда он ездил. Бог сподобил и более того – вошли с ним в родство – моя сестра за его сыном. Вот таких нужно избирать, которые поедут в Америку. Предатель Симон клеветал на праведного Онию. 2Макк.4:2 – «Благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законов дерзал он называть противником правительства». Ходатайство за человека, добрая характеристика иногда решают его участь. Давая кому-то определение, нужно знать, крепко ли он держится закона Божия. Не по одёжке и даже не по уму, кому-то может и не дан острый ум, а главное – ревность о Боге. Шесть раз Библия называет Бога Ревнителем и восемь раз ревнителем называет человека. Исх.20:5 – «не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Мы пошли за Богом Ревнителем, Который не безучастен к нашей жизни, к нашей судьбе, как принято выражаться, Который ежедневно ревнует о нас. Иак.4:5 – «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» Ревность можно по-разному толковать, но тут явно, что речь о духовном идёт. Для ревности нет выходных, что если заболел, то можно ослабеть, охладеть. Болеть нужно ревностно, жить азартно. Так выражаюсь о ревности. Чтобы ни пришлось делать, нужно приступить к работе и выполнить с любовью, даже самую незначительную. В ней найди то, что будет указывать на Христа. Если водишься с детьми, думай, что для Царства Небесного готовишь кандидата. Все силы приложу, а не то, чтобы: спи дольше и ешь больше – главный лозунг бабушек. Что бы ни делал, даже самое прозаическое занятие – подметаешь пол: «Господи, вымети так мою душу, научи меня так тщательно мести вокруг, чтобы искать потерянные драхмы». Обопрись на какой-то стих Писания. Ревностного видно даже и при опущенных глазах, а он будет дрожать, желая поучаствовать, он будет сжимать не кулак, а крестное знамение: «Господи, благослови его, выправи его мысль. Я женщина, не могу в храме ни слова сказать, а он не знает. Положи ему на сердце мысль одухотворённую. Соделай так, Господи, чтобы священство было ревностным, чтобы благодать из алтаря пришла и на нас. Чтобы мы выходили из храма другими».
Чтобы и сёстры наши были ревностными. Господь помогает ревнителям. Военачальник Варак не хотел вести на войну войска, пока не пойдёт с ними ревнительница-женщина Девора. Может быть, и наши братья поймут, с кем нужно идти на свидетельство, приглашать людей на занятия. Если ты, сестра, не пойдёшь с нами, то и мы не пойдём, – может, их это сдвинет. Перед тобой все преграды падают. Поревнуй быть похожей на Девору. Суд.5:9 – «Сердце моё к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!» Апостол Павел знал, что из ревнителей закона, могут получиться и ревнители проповеди. Деян.21:20 – «Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона». Не корни, не традиции своего народа, а ревнители закона Божия ценны в очах Божиих. Можем ли мы сказать о наших друзьях и близких рода нашего, что они ревнители о славе Божьей, о распространении евангельской вести о Жертве Христа?
Сейчас много говорят об объединении. Эти ревнители пустоты. Достоевский, высмеивая атеистов, говорил, что русский атеист поверит в безбожие, не видя, что поверил в нуль, поверят в эту пустоту, как ревностные верующие. Свойство русского человека в этом проявлялось многократно. И к объединению пробираются те, кто ничем друг от друга не отличаются. Столько лет пробыли вне коммунистического режима, но так и остались законсервированы в традиции, в корни, в предания. Нас сегодня будут спрашивать, как мы относимся к объединению – такую бумагу нам прислал наш епископ Евтихий. Ответ один может быть: категорически, абсолютно против объединения с попирающими Библию. Но это мы говорим только о своей общине. Те, кто против, и их знаю, им не мешает ничто объединиться. Их деятельность не изменится после соединения ни в чём. Им пора давно уже быть вместе. Зачем им терпеть презрение от таких же суеверов, когда приезжают к мощам, в монастыри – обидно же тамошним паломникам слышать в свой адрес: «Вы не нашей веры». Им зачем такой позор терпеть, когда они точно такие же суеверы. Теперь их будут называть своими, а не раскольниками. А что с нами будет, это только Бог знает. Но только когда говорится о Вавилоне в Откр.17 и 18 главы, все почему-то понимают, что это о патриархийной церкви, хотя это и неверно – речь там о Москве. Вавилонской блудницей называли патриархию. В этот вавилонский плен нас пытаются сегодня затащить. Но мы ещё не можем сделать нужный вывод, ибо не имеем ответа от Бога. Если это от Бога, то да будет это так. 1Цар.26:19 – «И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слова раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же — сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: «ступай, служи богам чужим».
Будем ревнителями покорности воле Божьей. Бог, может быть, хочет, чтобы мы были свидетелями в Вавилоне. Все, противящиеся идти в плен при пророке Иеремии, были погублены Иеговой. Обратим на это особое внимание. Всегда нужно искать какие-то прецеденты в Ветхой истории. 1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». Понятно, что они не хотели идти в Вавилон – тут родина наша, здесь богослужение, нерушимый храм. Идти туда, где ничего нет – кому это нужно. 2Кор.6:14 – «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Пойдёте!. Для того вы и жили, чтобы идти в плен. Ничего не может быть у верного с неверным. Но мы будем их освящать – таков наказ Израилю. Заявляя, что мы против, будем помнить, что мы не знаем волю Божию до конца. Израиль вышел из плена очищенным. Памятью о пленении остались по всему миру синагоги, к созданию которых пришли в пленении. 1Пет.3:13 – «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» Тот накал, который вы здесь получили, вы несите. Кто нам причинит зло? Патриархия? Ни в коем разе. Никак она нам не может повредить, если нам Господь открыл эту истину. В Америке на конференциях мне задавали вопрос: как мне помешал КГБ? Эта самая зловещая, кровавая организация. Я отвечал: никак. Они сделали меня известным и вам. Что я хотел сделать, всё уже родилось. Начитал, распространил. Вы бы про меня и не знали, если бы не КГБ. Я за них молюсь. Я не видел ни одного ожесточившегося лица после того, как я так отвечал.
Иову как помешал дьявол? Если бы не сатана, то мы бы про Иова и не знали. Мало ли было богатых и добрых. А вот когда он с дьяволом в рукопашной сошёлся и победил, вот теперь мы его знаем. Кто про нас по-настоящему сегодня знает в Патриархии? Совершенно не политические книги у меня, такие, как «Симфония на Жития святых», «Симфония на одиннадцать неканонических книг». Я запечатал их, отправил патриарху, назвал его святейшим. Подарок получили, ясно же, но до сих пор ни строчки нет ответа. Знаю, что симфонии на жития не было полторы тысячи лет. Посылаю священникам разным, и то же гробовое молчание. И не отвечают потому, быть может, что мы не их веры, как они поносят нас. Здесь в «Алтайскую Миссию» приношу хорошую статью о телевидении, автор-митрополит Виталий. Она сразу же отвергла её: «Не наша. Вы же другой веры».
Не Бог ли открывает нам этот путь, чтобы наши сокровища туда ввести? Перед нами Вавилон открывает двери. А мы упрёмся и будем повторять: «Я туда не пойду!» Тут надо очень хорошо молиться и очень хорошо подумать. Я об этом постоянно и давно думаю и молюсь. Поэтому выразим своё мнение и прошу выразить его согласно внутренней вашей веры. Если вы против, так и выскажитесь. Я лично не хочу туда, но я и не противник. Пойду, но только с моим епископом. Я не побоюсь назвать епископа нашим епископом. При нём было всё это издано, всё, что мы имеем. И он всё это видел и доныне не воспротивился. Это исключительный случай, когда епископ с паствой участвуют вместе в оживотворении общинной жизни. Я ему доверяю в данном случае. Он ответил, что на отдельное новое образование не пойдёт. Мы на это не пойдём пока. Мы просто будем молиться и ждать. И не только отстоял на богослужении, но я душою тут был с Богом. Я на службе с верными молился. Нас Господь называет святыми и верными. Итак, никто нам не сделает зла, если мы будем ревнителями доброго. Слово «ревнитель» встречается только в Новом Завете. Не знаю, почему. Хотя Савл был ревнителем в Ветхом Завете. И встречается это слово 13 раз. Во всех случаях смысл один – не быть безразличным. Лучше быть холодным или горячим, но не безразличным. Богу не угодно, чтобы ты только отметился и в своей закваске парился. Обступили Христа и они доказывают, что нигде больше нет спасения. Если что не по ним, они уходят из общины. Им на первое место нужно поставить предания. Библия сразу же должна принизить свой авторитет. Мф.15:6 – «вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Заповедь Божию столкнули, подвинули и залезли со своим важным преданием. И даже не видели, что даже заповедь с обетованием об отце и матери устранили. Корван, и все деньги в карман, можешь родителей не кормить, и Богу не посвящали, а употребляли на свои прихоти. Под именем Бога стали бросать жён, уходить в монастыри, бросать детей, прятаться в кельи, женщины стали переодеваться в мужскую одежду под видом евнухов, запечатываться в закутки. Гангрский собор несколько правил издаёт против этих суеверов. Начали крушить монашество, пошедшее совершенно извращённым путём. Предания нужно всё время во свете Библии ставить. И пусть она пронизает их своими лучами. Мф.15:3 – «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Переступали через заповедь Божию, лезли через Библию со своими Типиконами, Октоихами. Если нет предания, то как же тогда сотни лет до преданий спасались? Одни полагают на лоб два перста, а другие три перста. Дальше же нет рассуждения. Два перста – богочеловечество Христа. А три – Троица. Почему же при накладывании на лоб три пальца – Троица по-вашему - ниже оказывается? Выше Троицы нет ничего. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Почему бы не перевернуть пальцы, чтобы Троица не внизу была. Я тебя очень легко поведу к тому, что символы не продуманы до конца. Многое ещё не объяснено даже у ревнителей предания. А почему именно эти пальцы? Тоже нет разъяснения. Предания только направляют, подтаскивают человека. На простых и обыденных вещах заставляют задуматься.
Пояс означает истину. Быть нерасхлябанным, готовым на всякое доброе дело. Но это нужно помнить и исполнять. Мрк.7:9 – «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?» Это абсолютно ко всему старообрядчеству относится, во всех его разновидностях, к православным и к католикам. Без преданий нет ни одного человека. Лук.1:2 «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Если он верующий, где бы он ни был, он уже с преданием. Если он по-настоящему верит, то закрывает глаза, как баптист – это тоже предание, обряд. Почему он складывает руки на груди – так научен. Почему мусульманин как бы обмывает лицо? – Так научен – предание соблюдает. Нужно смотреть, не вредит ли оно спасению. Оставь его. На преданиях не нужно останавливаться, чтобы спорить о них. Мрк.7:13 – «устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное». Есть предания Божественные. 2Фесс.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». Предания бывают и письменные. Я сначала говорил, а потом это же записал. 1Кор.11:2 – «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». Не просто любое предание, но как Павел передал – вот такое предание нам любезно. Не монахи передали из пустыни, из лесов, из пещер, но Павел. Если без предания не спастись, то как спаслись те, которые жили, когда ещё предания не было. Василий Великий говорит, что только из предания мы узнаём, почему в три погружения крестим. Литургию написали, потом закрепили всё написанное. Нет никаких доказательств, что были литургии более ранние, чем Василия Великого, хотя приписывают Марку, Варнаве и другим. Оригиналов нет нигде. Новый Завет был закончен, как полагают, в 95 году. А небольшой отрывок Нового Завета относится только к 136 году. А наш Новый Завет, переведённый с Синайского манускрипта, относится к 4 веку. За четыреста лет сколько можно было всего написать, приписать. Возьмите любой материал, перепишите и дайте по кругу то же самое писать и сравните с оригиналом. И гарантия, что будут ошибки. А здесь всё точно.
Бог Иегова дал гарантию: Иер.1:12 – «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Мф.24:35 – «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Гарантом стоит не президент лживый, а Сам Господь – Бог Иегова. Павел предупреждает нас, чтобы берегли предания его. 2Фесс.3:6 – «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Мы получили от Апостолов наставление, чтобы мы работали своими руками, чтобы могли милостыню давать другим. Если не так, то уже не по преданию. Если мы желаем по-настоящему заботиться о своём спасении, то надо всё время взирать на слово Божие и отделять то, что мы придумали, от того, что Бог дал. Пс.118:139 - «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои». Если на выходе нас сегодня встретят сектанты и спросят, откуда мы взяли вот это, не бойтесь сказать, что мы это получили из предания. Предание не ветхозаветных старцев, а от наших церковных учителей. Это большая разница. Когда Господь говорил о предании старцев, то это были фарисеи, которые желали добра еврейскому народу, многое написали; и завалили так истину, что не видно было, где сам храм. Нельзя было в субботу работать и хоть умри с голоду, но колосок не разотри в руках. Не мели жерновами – зубы применили к жерновам. Ученики растирали колосья в ладонях, и они тут же осудили их. Искать подобные аналогии и поступать согласно Истины. Иисус отсылал их в первый класс: разве вы не читали? Как Давид вошёл, взял, ел, а этого хлеба он не должен был и касаться. Благодаря своему авторитету в народе он не виновен. А если бы взял мирянин простой, а не герой народный? Смертный приговор. Дал и бывшим при нём. Вопрос был к Давиду только один: были ли с ними женщины?
У нас многое, как будто, и нельзя. Храм беречь нужно. И собаку не положено заводить в церковь. Но канонические правила говорят, что когда пурга застанет в горах, то запусти в храм с лошадью вместе. На всё надо смотреть с пользой дела. Апостол Павел о себе говорит, что он был ревнитель отеческих своих преданий. Если у нас есть предания, которые нам дали родители, их надо проверить обязательно во свете Библии. Аминь.

Одолевают думы заключённых,
Проигрывают вспять на сотню раз опять,
Как прокололся, пойман был на чём-то,
Всю подноготную сумели раскопать.
Подумаешь – судьба, верней, судьбина
Наколотый в прокол и в протокол...
А если это дочь, а может статься с сыном, –
Осиновый судебный острый кол.
Им смерть первосвященника не ждать,
Амнистия не светится в тоннеле,
Приходится в полосочку пахать, садить и жать,
И молотить придётся, хотя бы не хотели.
На нарах, на баланде чистит думы,
Винят других, подельников безмозглых,
Потом стучит за курево у «кума»
И не козёл, он не дорос, а так, плюгавый козлик.
Рассматривай иначе, сначала эпопею,
Не будь захвачен, так бы гнил в «малине»,
Пропитый и прокуренный кофейник,
И при деньгах когда, продажные бы липли.
А ныне чист, хотя бы и частично,
Есть время о душе подумать на досуге,
Повыдергали перья у вороватой птички,
Конечно, в клетке с непривычки туго.
Но здесь Евангелие трепетно раскрыл,
Узнал бескрайнюю любовь Христа Иисуса,
И два Завета – пара мощных крыл,
На них в молитве к небу вознесусь я.
Блажен тот день, тот час и та минута,
Когда слезой кропил тюремный стылый пол,
И осознал, как враг меня опутал,
Теперь увидел свой позорный столб.
На нём не я, а Божий Сын повис,
За грех, за преступленья, что наделал;
Порвал с товарищами, и мой оправдан риск,
На чёрном кровь краснеет, меня соделав белым. 2.12.05.ИгЛа

Список всех проповедей

243

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: