размер шрифта

Поиск по сайту



Что за ересь имяславцев?

Вопрос на тему «Ереси, секты»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 32

Вопрос 4225:

Что за ересь имяславцев? Какое отношение к этому имеет Григорий Палама?

Ответ И.Т. Лапкина:

Самое непосредственное. Это он всё проникал в энергии. Отсюда и мироточение и про ее, чем увлечены ныне весьма многие. Беру ответ из готовых источников, считая имяславство надуманной темой. Она не возникла же на Западе, а именно на Востоке, и всё от пупоумия монашеского и от созерцания свой темноты. Ни слова из Библии и на радость бесам уничтожают друг друга. Таких ересей можно ещё много выпарить в монашеских кельях. Времени у них было предостаточно и свободного.

“Между тем, должно признать, что данный спор имеет очень глубокие корни. Мистическое учение о единении с Богом через призывание Его Имени в Иисусовой молитве, изложенное древним восточным монашеством, наиболее полно проявляет суть имяславия. Этому учению придал законченную форму в середине XIV века Епископ Фессалоникийский святой Григорий Палама. Представителями этого учения были величайшие отцы древней Церкви, начиная с Апостола Ермы: Иустин Мученик, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Григорий Нисский и многие другие. В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными на целом ряде Константинопольских Соборов XIV века. В течение десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворский Богом. В 1351 году на Соборе была произнесёна окончательная анафема ереси варлаамитов: “Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии” (Анаф. 5-я против Варлаама. См. Житие Св. Григория Синаита). Таким образом, Церковь определила, что всякое действие Божие есть Бог, то есть неотделимо от Существа Божия, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворский Свет не творение Бога и не Божественная сущность; он - “Сила (Энергия) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Сам Бог”. Как же это древнее учение Церкви связано с имяславием XX века? Самым непосредственным образом: по сути, учение об Имени Божием является развитием в XX в. учения о Божественных энергиях, принятом на Константинопольском Соборе 1351 г. Приведём лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А.Ф. Лосева для о. Павла Флоренскаго: 1. Имя Божие - энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог. 2. Имена Божии - таинственные символы реального действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам - не есть имя. 3. Имя Божие не есть имязвучие (то есть тварное сочетание звуков и букв). Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Илариона говорили, что, мол, имя Иисус есть простое человеческое имя, как и другие имена человеческие, это лишь сочетание звуков, - опытные старцы просто прерывали общение с подобными “учителями”, ибо видели в словах их, как указывал о. Антоний (Булатович), “тонкую ересь приравнения Имени Господня слову человеческому”, а ещё далее - ересь варлаамитов, отделявших энергию Божию (присутствующую в Имени Призываемаго) от Божества, то есть не признававших её Богом. Действительно, “Имя Божие, хотя и не может быть Богом по своим звукам или буквам, является Богом по энергиям” или, иными словами, “Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог” - указывал иеросхимонах Антоний (Булатович). Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против учения имяславия) с иконоборцами VIII века. Последние отрицали, что икона (так же как и Имя) имеет общение с Первообразом и через общение с ней мы освящаемся. Более того, икона считается неосвящённой без начертания на ней имени. Лишь после надписания, в иконе признаётся реальное присутствие именуемых. Так же, как противники иконопочитания попирали святыя иконы, имяборцы позволяли себе хульныя выходки против Имени Господа Иисуса, как например, бросание наземь записок с Именем Иисуса и топтание их. А ведь Имя Божие и есть первичный, словесный вид иконы. К сожалению, вместо спокойного богословского разбора возникшего вопроса, касающегося древней церковной практики “умного делания”, к имяславцам были применены административно-силовые методы.

Краткая хроника событий такова. В 1912 году после осуждения в России книги “На горах Кавказа” архиепископом Антонием (Храповицким), который грубо назвал имяславие “хлыстовщиной”, игумен Пантелеимоновскаго монастыря Мисаил представил книгу “На горах Кавказа” на суд Патриарха Иоакима III-го. Тот в своём Послании осудил книгу, хотя есть сведения, что первоначально (в 1907 г. при первом издании) он её одобрил.

9 Января 1913 г. в Андреевском скиту братия в присутствии Ватопедских проэстосов, в полном соответствии с Уставом о внутренней жизни скита, сменила игумена Иеронима, не разделявшего их убеждений и намеревавшегося даже изгнать имяславцев из скита. Смена была произведена простым большинством голосов (302 против 70-ти). Новым игуменом был избран о. Давид. Ватопед вначале письменно сог­ласился признать результаты избрания, однако, по требованию Российскаго Посольства, в дальнейшем отказался от своего согласия. Вскоре рота Греческих солдат заняла посты у скита, а скитские иноки были объявлены бунтовщиками. Игумен Пантелеимоновского монастыря Мисаил, опасаясь изгнания из монастыря, подписался под исповеданием имяславцев, уничтожив свой прежний Акт о недостопоклоняемости Имени “Иисус”. Этот день примирения всей братией праздновался как Пасха и был назван ими “торжеством Православия”. Однако, Игумен Иероним не захотел подчиниться требованиям братии и обратился в русское посольство в Константинополе. После этого светские дипломатические структуры стали грубо вмешиваться во внутреннюю жизнь скита. Вице-консул Щербина заявил, что если братия не вернёт смещённого игумена Иеронима, то будет “предана на растерзание грекам” - изгнание же русских монахов с Афона было грекам на руку, т.к. соответствовало их планам эллинизации Афона.

И, действительно, с февраля по июнь 1913 года длится блокада имяславцев на Афоне: их лишили почты, подвоза продовольствия, денежных переводов. Вскоре выходит “Апология Веры во Имя Божие и Имя Иисусъ” о. Антония (Булатовича) с предисловием (неподписанным) о. Павла (Флоренскаго) и письмом (неподписанным) профессора московской духовной академии М.Д. Муретова, в которых они выступают в защиту имяславия.

 18 Мая 1913 года Святейший Синод издаёт Послание, составленное в основном митроп. Сергием (Страгородским), в котором учение имяславцев признано “хлыстовством” ввиду идеи “перевоплощения Божества”. В этом Послании излагаются три главных тезиса имяборчества: Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет. Оно не есть и энергия Божия”. Чудеса творятся не Именем Божиим, а верой нашей. Священные Таинства совершаются не Именем Божиим, “а по молитве и вере Святой Церкви”.

4 Июня 1913 года на канонерской лодке “Донец” на Афон прибыл по распоряжению Св. Синода архиеп. Никон (Рождественский), которому в распоряжение были предоставлены военные транспорты с солдатами. Архиепископ, к сожалению, не стал глубоко вникать в сущность вопроса. Он просто принял на веру богословскую аргументацию архиеп. Антония (Храповицкого), который сам, кстати, даже не читал книгу “На горах Кавказа”. Он признался в этом в своем разговоре с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, вопросившей митрополита как-то, почему он так сильно восстал против этого труда.

 Архиепископ Никон не сумел найти общий язык с афонцами и, таким образом, невольно стал руководителем разгрома русского монашества на Афоне. Вскоре Протат заявил, что если “еретиков” не удалят с Афона русские, то их удалят греки. Им это нужно было для того, чтобы сделать весь Афон греческим.

С 14 по 17 Июня в Пантелеимоновском монастыре была произведена перепись. Из 1700 насельников монастырей, участвовавших в этом догматическом споре, лишь четверть не присоединилась к имяславцам. 3 Июля началось насильственное выселение имяславцев с помощью солдат на прибывший военный пароход “Херсон”. Иеросхимонах Антоний так описывает это выселение: Безоружных, совершавших церковное служение иноков, подвергли неслыханному истязанию - их в продолжении целого часа окатывали в упор из двух шлангов сильнейшей струёй холодной горной воды, сбивая с ног, поражая как сильнейшими ударами лице и тело... Для насильственного вывоза были поставлены два пулемёта: из солдат выбирали охотников “бить монахов”, которых предварительно игумен Мисаил приказал за обедом усиленно напоить вином, и, наконец, полупьяных и осатаневших солдат бросили на безоружных иноков по команде - “бей штыками и прикладами!”... Били беспощадно!... Хватали за волосы и бросали об земь!... Били на полу и ногами! Сбрасывали по мокрым лестницам с четвёртого этажа! Били прикладами по голове, и по чём попало!... Если не было заколотых насмерть штыками, то только благодаря крайнему непротивлению и незлобию иноков, которые, скрестив руки, не оказывали никакого сопротивления!... Однако, было 46 раненых с колотыми, резаными ранами, которых зарегистрировал судовой врач на “Херсоне”. Без чувств скатывались многие иноки с лестниц, а внизу их подхватывали приспешники имяборца Мисаила и избивали их там большими железными кочергами из просфорни... Совершенно потерявших чувство и убитых оттаскивали в просфорню. В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых... Наконец, израненных, залитых водою иноков пригнали на пароход. Производились и кощунства над священными иконами, которые бросались на землю, топтались ногами и т.п.”.

В 1928-1931 гг. в Кавказских горах и в долине реки Псху (80 км. от Сухуми) было арестовано и расстреляно свыше 300 имяславцев, высланных некогда с Афона и принявших на своей Родине “венцы мученические”, как и было это предсказано им св. прав. о. Иоанном Кронштадтским.

 Иоанн Кронштадтский: “Имя Господа есть Сам Господь, Дух везде сый и вся исполняяй, Имя Бога всемогущего есть Сам Бог, - Дух вездесущий, и препростый. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому, то есть, что Имя Его есть Он Сам - Единый Бог в трёх Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время - не заключаемое, то есть не ограничиваемое Им и ничем сущим. Само это бесконечно простое Существо может быть некоторым образом объято одною нашею мыслью, одним словом” (Моя жизнь во Христе. 1994. Т.1. С.237; Мысли христианина. СПб. 1903. С.46-47).

 Авв.2:10 – “Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей”.

Пс.130:1-2 – “Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди”.

Добровольцы! Шагните три шага вперёд,

Отделитесь от тех, кто не ходит в героях!

Вас по смерти минует презренный упрёк.

Вы всегда не одни, но вас с Троицей – трое.

       Добровольцы! Свободно на труд и на подвиг

       Отделитесь от массы слепцов теплохладных!

       Слово “трус” пусть до пяток всего покоробит,

       Вы спасали других очень часто в бесславье.

У пророка Исаии спросим с почтеньем,

Что подвигло воскликнуть: “Вот я, мой Господь!”

А иначе, увы, не поймёшь даже чей ты,

На дорогах валун не тебе расколоть.

       Добровольцы на подвиг идут с Гедеоном,

       В прах разбиты шатры филистимских сектантов.
         И пророку Илии дать кусок со студёной,

       Со свидетельством Божьим пред миром предстанем.

Добровольцы Христовы, друзья, волонтёры,

Драгоценным считайте представленный час!

Ваши слёзы и пот Иисусом отёрты,

С вас Суд Божий Господь обещает начать.

       Доброхотно дающего ценит Спаситель,

       Кто краюшку последнюю делит на части.

       Только с ересью, с миром, отнюдь не смеситесь,

       Будьте в Церкви – не в секте, где нету Причастья.

Добровольно спешите вставать до рассвета,

И смиренно несите своё послушанье.

Через мелкое сито Бог верных просеет,

Стрелки нежной любви однозначно зашкалит.

       Добровольно язык прикуси при разборке,

       И прости непростимый ущерб для потомков.

       Ведь и в узах такого нужда не заморит,

       И цунами внезапное их не потопит.

Добровольцем полвека в строю прошагал,

Распорядок всё жёстче, с проглядом на вырост.

Нас с настроя не сбил и церковный кагал,

Мой корабль не ржавел у монашеских пирсов. 30.05.09. ИгЛа


126

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: