Вопрос на тему «Мощи»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 30
Вопрос 4121:
Когда захожу в патриархийный храм, то такая же смертная тоска там нападает, глядя на всё: суетятся, кто-то что-то бормочет где-то за иконостасом, люди бродят, торговля идёт, одеты по-срамному. Почему же священники совершенно не занимаются людьми? Да глядя на такую паству как нас могут уважать евреи или мусульмане?! Они как от зачумлённых будут шарахаться, что они и делают.
Ответ И.Т. Лапкина:
Почаще
ходите, чтобы сравнить с той красотой
и благоговейностью какие есть в нашем
храме. А люди-то те же самые, только с
одними занимались, а с другими не
удосужились попы время тратить. Нужно
знать, в чём каяться. А каяться нужно в
первую очередь в том, что скрыли Слово
Божие и нет благовестия Евангельского.
Привыкли на батюшек всё сбагривать,
сдавать грехи, а сами ни на йоту не
двинутся на труд Божий.
«И
кто сказал, что покаяние есть бездействие?
Что каяться — значит только сидеть во
вретище, рвать на себе волосы и посыпать
голову пеплом? О случившемся в душе
человека преображении и его истинном
покаянии свидетельствует не его смиренная
физиономия лица и красивые слова,
а
поступки, противоположные тем, в
которых он раскаивается. Еще Иоанн
Креститель, обличая фарисеев и саддукеев,
призывал их сотворить
“достойный плод
покаяния”. (Мф.3:8) Не существует покаяния
без исправления, то есть
действия. Покаяние
есть изменение человеком своей
развращенной грехом сущности, своей
порочной жизни. Ведь и в Ниневии, кроме
того, что
“ни люди, ни скот, ни волы, ни
овцы ничего не ели, не ходили на пастбище
и воды не пили... покрыты были вретищем...
и крепко вопияли к Богу”, но и
“каждый
обратился от злого пути своего и от
насилия рук своих” (Ион.3:7-8). Искренность
покаяния доказывается делами. А каяться
нужно, кроме всего прочего, заметьте, и
в собственном малодушии, в том, что
когда-то промолчал…
Попробуй
же сказать это большей части современных
иерархов и священников. Перепугаешь до
смерти, но вразумительного возражения,
кроме проповеди толстовства, не получишь.
Как
же мы, находясь в таком подавленном
состоянии духа, можем противостоять с
радостью готовым на любую жертву во имя
аллаха мусульманам и другим многочисленным
нашим врагам? В 1917-м году была похожая
ситуация. Также до последнего момента
попы успокаивали себя и – что ещё
преступнее – народ, стараясь не замечать
ломящуюся в двери русских домов революцию.
К чему это их привело всем известно... И
вот вопрос.
Пострадали они тогда за
Христа или стали жертвами своих же
малодушия и беспечности?
Ссылаясь
на то, что в наше время люди, в силу их
немощей, не смогут понести и части трудов
христиан предыдущих поколений, некоторые
“любвеобильные” духовники своим чадам
делают такие поблажки, что таинство
покаяния превращают в фарс, “милостиво”
отпуская им без всякого наказания и
епитимий грехи, которые те с постоянной
периодичностью исповедуют и в них
“каются”. Но ведь покаяние подразумевает
впредь греха несовершение. И дорого
обходится их чадам такая снисходительность.
Эта легкость отпущения провоцирует
человека на новый грех или коснение в
старом, то есть
вместо спасения ведёт
к духовной гибели. Нигде не сказано,
что планка спасения в наше время снижена
и что его можно достичь, раз в месяц
заходя в храм поставить свечку.
Проповедующие
вхождение в Царство Небесное широкими
вратами (Мф.7:13-14) по сути являются
волками, исхищающими у людей спасение.
Отдают ли наши батюшки своим действиям
отчет, не знаю, но равнодушно взирать
на идущих в погибель людей или, более
того, создавать иллюзию их спасения –
просто преступно. Характерная деталь.
Упомянутые снисходительность и
“любвеобильность” в основном проявляются
к состоятельным или высокопоставленным
прихожанам, чтобы не отбить у них желание
посещать церковь и жертвовать деньги.
В этом, конечно, есть свой резон. Но чем
мы тогда отличаемся от так поносимых
нами за их индульгенции католиков? У
них даже честнее, без лицемерия. Заплатил
по прейскуранту — и чист.
Извращённое
понимание христианских добродетелей
в наши дни приобрело массовый и
повсеместный характер.
Рассуждение –
высшая добродетель, которой должна
подкрепляться всякая другая, чтобы быть
истинной –
выдаётся за осуждение.
Послушание из вольного следования
советам и указаниям духовного
наставника превращается в обязательное
подчинение всем, кто бы его ни потребовал
из вышестоящих по чину, и почему-то
оказывается выше поста и молитвы...
Смирение из мужественного и великодушного
благодарения Бога за всё, в жизни
случающееся, становится какой-то рабской
покорностью. И что самое примечательное,
в числе добродетелей забыто мужество!
В
результате духовная жизнь современного
православного человека приобрела
нездоровую и во многом даже неправославную
окраску. К тому же из нее был выхолощен
отличительный дух Христианства — дух
свободы, свободы выбора и волеизъявления.
По законам православной духовной жизни
перед человеком должно оставаться право
выбора. Духовник обязан дать совет
своему подопечному, объяснить, как
следует в той или иной ситуации поступить
христианину, но сделать выбор и принять
решение тот должен сам. А батюшки наши
часто берут на себя смелость буквально
вторгаться в личную жизнь своих чад,
насилуя их волю, лишая их свободы.
Начитавшись святоотеческой
литературы,
многие духовники позволяют
себе экспериментировать с людскими
душами как им заблагорассудится. Исходя
из своих, чисто книжных, а не выработанных
в результате личного опыта, представлений
о Православной духовности, современные
пастыри и формируют внутренний мир
своих духовных чад. Без должного
рассуждения требуют от них, мiрских
людей, по сути монашеского жития. Внушают,
что мip лежит во зле, и поэтому бизнесом
и всякими мiрскими попечениями заниматься
не следует, а лучше заниматься возделыванием
своей души... Что участие в политической
и общественной жизни повредит их жизни
духовной и т. д., и т. п... (Хотя отношения
с уже действующими политиками и
бизнесменами большинство священников
норовит установить при любом удобном
случае. Для “решения проблем”.)
В
последние годы на церковных приходах
воспитана даже своеобразная
разновидность “людей в чёрных
халатах” (не подрясниках, а именно,
халатах). Это тип человека, вырванного
из мiрской жизни, но не пришедшего к
монашеской. Часто это совсем молодые
люди, парни и девушки, способные учиться,
работать, создавать семьи и рожать
детей, так необходимых сейчас защитников
Отечества. Оставляя всё, они живут при
приходах, думая, что спасаются и служат
Богу, а на самом деле просто прислуживая
батюшке. А батюшки наши, вместо того,
чтобы отправить в монастырь на испытание
возжелавшего духовной жизни раба
Божьего, годами держат при себе, нет,
не послушника (в послушании у мирского
священника могут и должны быть только
его жена и собственные дети), а дармового
безропотного слугу, точнее —
раба
собственного. Когда, наконец, по
прошествии нескольких лет, наступает
прозрение, и он (она) решает определиться
в жизни, оказывается, что благоприятное
время на учёбу, создание семьи, приобретение
квалификации безвозвратно потеряно, а
в монастырь идти отбито всякое желание.
Конец такого “духовного” руководства
часто выливается в трагедию.
В
России православные занимают самые
низшие ступени общественного и
имущественного положения. И это в стране,
в которой Православие является основным
вероисповеданием! Парадокс... Батюшек
же наших проблема эта особо не занимает.
Даже наоборот, по их мнению, православному
человеку богатым быть как бы стыдно.
Только как это соотнести с тем, что в
большинстве своём сами они далеко не
бедствуют и своих состоятельных прихожан
богатством не стыдят? И конечно, ревностнее
всех в такой лукавой проповеди мнимого
“нестяжания” — священники-евреи.
Именно евреи усердно разъясняют
православным, как бизнес вреден для
души. Правда, это они горячо проповедуют
только по воскресеньям с амвона, а всю
остальную неделю (кроме субботы) усердно
лечат по домам и офисам повреждённые
души гойских бизнесменов. Не бесплатно,
конечно…
Но
ведь нищета сама по себе в Царствие
Божие не приводит. Одно дело — вольная
нищета аскета, избавляющая его от
многопопечительности и рассеянности
ума, тем самым помогающая ему сосредоточиться
на духовном делании — стяжании
добродетелей и искоренению страстей.
Другое же — вынужденная нищета мipcкoгo
человека, разжигающая человеческие
страсти. Ведь бедность сплошь и рядом
порождает страшные грехи и пороки.
Да,
Господь сказал:
“трудно имеющим богатство
войти в Царствие Божие”. (Лук.10:24)
Естественно, богатство приносит человеку
множество искушений, перед которыми
трудно устоять. С другой стороны, не
меньшие искушения рождает и нищета.
Поэтому в другом Евангелии Он пояснил,
что
“трудно надеющимся на богатство
войти в Царствие Божие!” (Мрк.10:24) Ведь
богатому, но надеющемуся на Бога,
рассудительно используемое богатство
даёт возможность ко спасению
через
благотворительность, милостыню и
другие добродетели. Но об этом батюшки-евреи
если и говорят, то, очевидно, только
своим соплеменникам. Ну и богатым гоям,
конечно.
Простите,
но трудно удержаться от резкости в
оценках, когда перед глазами стоят
искорёженные человеческие судьбы.
Культ
старчества, созданный у нас в последнее
время, ничего общего с Православием не
имеет. Речь не идёт об отдельных личностях.
Я говорю о том представлении, которое
у нас сформировалось о старчестве, как
о сложившемся институте. К старцам у
нас идут как к гадателям и кудесникам:
пощекотать нервы, общаясь с человеком,
“видящим” твоё прошлое и будущее,
получить предсказание, если повезёт —
исцелиться. Редко кого интересуют
вопросы духовные. Обычно обращаются по
самым обыкновенным житейским делам,
совета на многие из которых полезнее
было бы спросить у старшего родственника
или соседа.
И
вот “старцы” сочетают браком и разводят,
увольняют с работы и направляют на
учёбу, посылают в монастыри и руководят
коммерческой деятельностью своих чад.
Причём любое слово “старца” принимается
как глас Божий, и даже в самых их нелепых
поступках и высказываниях ищется
“духовный” смысл, а их благословению
придаётся магическое значение. В итоге
православные по своей собственной воле
(или безволию) выпадают из социума,
освобождая место для наших противников,
которые этого только и ждут, моментально
занимая оставленную территорию.
Самоустранение православных из
политической и общественной жизни
только на руку нашим врагам. Мы же сами
себя заключаем в некую резервацию. В
результате такого духовного состояния
нашей Церкви сформировался даже
определённый типаж православного, можно
отметить, внешне очень несимпатичный.
Это некое неопрятное, нечёсаное,
инфантильное существо с капустой в
бороде, без работы, семьи и жилплощади,
всё своё время проводящее в бесконечных
“духовных” исканиях и паломничествах,
но ни на какое серьёзное дело не способное.
Можно было бы на этих бедолаг и не
обращать особого внимания, если бы сей
сложившийся малопривлекательный образ
в представлении основной массы людей
как-то постепенно и незаметно не стал
типичным и характерным для православного
христианина.
Но
чтобы к этому земному не было пристрастия
и материальный достаток и свобода не
давали повод ко греху, а открывали
возможности для духовного развития и
устремляли человека от земли к Небу. А
кому мы в нашем нынешнем плачевном
состоянии духа можем противостоять,
кого привлечь на свою сторону? Более
того, нынче распространено откуда-то
взявшееся ложное мнение, что миссионерская
деятельность не в традициях Православия.
Мол, истинная вера не нуждается в её
пропаганде. Храмы открыты, кто хочет —
придёт. Но ведь когда-то Преподобный
Герман уехал на Аляску спасать эскимосов,
до революции русские православные
миссии постоянно отправлялись в Китай
и Японию, греки и сейчас активно
миссионерствуют по всему свету. А сейчас
у нас в Москве наши же русские дети
превратились в папуасов, ходят с серьгами
в языках и татуированными лицами — и
где миссионеры, которые бы донесли бы
им весть о Христе? Мы же всё храмы строим,
купола золотим. А как же купола храмов
душ человеческих?..
Как
это ни прискорбно сознавать,
Православная
Церковь в нашем обществе превратилась
в самый настоящий анахронизм. Она
перестала играть в жизни русских должную
ей роль души народа и является в большей
степени принадлежностью чтимой старины,
хранительницей внешних традиций и
обрядов, чем Божиим установлением, без
которого жизнь человека теряет свой
смысл. Во многом это произошло из-за
того, что мы перестали понимать, что
есть она на самом деле. И прежде чем мы
не ответим себе на этот вопрос в осмыслении
того, что с нами происходит, мы не сможем
продвинуться. Церковь — это не Храм, не
место для совершения мистических
действий, не церковная иерархия и клир.
Церковь — это Тело Христово, общность
в Духе святых на небесах и людей на
земле, стремящихся исполнить Евангелие
и наследовать Жизнь Вечную.
Главной
задачей Церкви является свидетельствование
об Истине, с целью приведения человеческих
душ в Царствие Небесное. Если причина
нашего национального позора, как
совершенно справедливо утверждает
большинство духовников, в нас самих,
так давайте и вскроем язвы и пороки для
их скорейшего уврачевания. Но почему-то
те, кто так настойчиво призывает народ
к покаянию, находят всякие причины и
обоснования скрывать собственные
недостатки и грехи. А ведь лучший способ
подвигнуть кого-то на любое дело — это
самому подать пример. И не с этого ли
начнется покаяние русского народа?
Однако нестроения и духовный кризис,
которые наблюдаются в нашей Церкви –
а на мой взгляд,
именно в этом лежит
корень и всех наших национальных
проблем – всеми способами скрываются,
и больные вопросы всячески
замалчиваются».
Монах Афанасий.
2Кор.11:13-15 – «Ибо таковые лжеапостолы,
лукавые делатели, принимают вид Апостолов
Христовых. И неудивительно: потому что
сам сатана принимает вид Ангела света,
а потому не великое дело, если и служители
его принимают вид служителей правды;
но конец их будет по делам их».
Зачем, скажите мне на милость
Молчать монахи согласились,
По норкам под землёй зарылись,
В пруду заросшем в тёмном иле?
Что доказать они хотели,
Обет молчанья Богу дав?
Весь грешный мир они презрели,
На званый пир нас не позвав.
Но всех слепых, больных, увечных У ног своих Христос собрал.
Сказал Он нам о жизни вечной, Надежду на спасенье дал.
Хвала Христу, что есть такие, Что в мир благую весть несут!
Они любимые, родные, Когда их стол совсем не скуп.
Нас от бесчисленных грехов, От этих низменных оков,
Очистят нас от всякой скверны, И будут нам они примером.
Их вере будем подражать, Не станем, как монах молчать!
Взирая же на их кончину, Узнаем мы тогда причину,
Зачем монах под землю лез И уходил от мира в лес!
«Кто слов Моих не постыдится, Того и Я не постыжусь»;
Для чистых всё пребудет чистым, А храм без Бога грязен, пуст.
Да будет труд мой не напрасен, И Бог откроет вам уста;
Молчать? О, нет, сей путь опасен, Там нет любви и нет Христа!
16.10.06. Пупков С.П.