Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 28
Вопрос 3955:
Приезжал о. Михаил Фаст к нам и он утверждает, что нужно причащаться на каждом богослужении. А иные видят в этом нарушение практики церковной и что нужно причащаться не чаще 5 раз в году. Лично Вы за частое причащение?
Ответ И.Т. Лапкина:
Привожу
доказательства тех и других. Любому
непредвзятому слушателю да будет понятно
слышанное.
“В
начале патриаршества свят. Тихона
православные украинцы, движимые общей
волной самоопределения наций, смиренно
попросили благословения Святейшего
Патриарха на переход в богослужении с
церковнославянского на украинский
язык. Святитель принял соломоново
решение: там, где собрание прихода решит
перейти на украинский – служить на
украинском, там, где решат остаться на
славянском – служить на славянском.
Что же получилось? Рядом оказались
приходы с разным богослужебным языком.
Где служили на славянском, полно народу,
треб и радующего сердца причта и старосты
дохода. У украинцев – пусто! Так и
пришлось им возвратиться к богослужению
на славянском языке. И тогда были
верующие, которые довольно долгое время
не причащались, как это видно из 34-го
правила св. Василия Великого. По этому
правилу женщина, впавшая в грех
прелюбодеяния и тайно в нём покаявшаяся,
должна была весь срок отлучения от
причастия стоять с верными, чтобы явным
покаянием не открылся грех её, и она не
подпала бы под мщение мужа. Какой бы был
смысл стоять с верными для сохранения
тайны человеку не причащающемуся, если
бы они все причащались? Ведь ее тайна
сразу бы раскрылась. Значит, ей было
среди кого укрыться, значит, многие
стояли
литургию и не причащались за ней.
Во-вторых, что делать с правилами
отлучения от причастия. Ведь ясно, что
в наши дни они неосуществимы, о чём уже
VI Вселенский Собор (
точнее
пято-шестый)
проявляет заботу и беспокойство (
см.
его 102-е правило).
В самом деле, и врачи режут тело и
рассекают некоторые кости, но то же
самое делают часто и разбойники. Какое
же было бы несчастие, если бы мы не могли
отличить разбойника от врача”.
Чтобы
выяснить
намерение Златоуста,
его руководящую мысль в присланной
тобой цитате, я приведу выдержку из
другого места его творений, в которой
сокращенно поднимаются те же вопросы.
Это – толкование на слова ап. Павла
:
“Да
испытывает же себя человек, и таким
образом пусть ест от хлеба сего и пьет
от чаши сей”
(
1Кор.11:28)
– Творения, т.10, с. 277.
“Упомянув о таинствах, ап. Павел нашёл
необходимым изложить подробнее этот
предмет, как немаловажный, потому в
беседе о нём внушает
великий
страх и
доказывает, что главное в том,
чтобы
приступить
к ним с чистой совестью.
Не довольствуясь сказанным прежде, он
присовокупляет ещё следующее: “…да
искушает человек себе…”, а не так, как
поступаем мы, сообразуясь более
со
временем,
нежели с душевным расположением. Мы
стараемся не о том, чтобы
приступить,
приготовившись,
очистившись от всего злого и с полным
благоговением,
но – чтобы в праздники и тогда,
когда
приступают все.
Не так повелевает ап. Павел: он знает
одно только время для приступания к
тайнам и причащению –
когда
чиста совесть.
Если мы не приступаем к чувственной
трапезе, страдая горячкой и приливом
дурных соков, чтобы не подвергнуться
смерти, то тем более нам не должно
касаться этой Трапезы с порочными
пожеланиями, которые хуже горячки. Под
именем порочных пожеланий я разумею
как телесные, так и любостяжание, гнев,
злопамятность и вообще все порочные
наклонности. Приступающему
должно
очиститься от
всего этого, и тогда уже касаться этой
чистой жертвы, а не с небрежением и
леностью, как бы по принуждению приступать
ради того, что случился праздник. С
другой же стороны, когда есть сокрушение
и готовность, не откладывать потому,
что нет праздника. Праздник есть
совершение добрых дел, благочестие души
и строгость жизни; если ты имеешь это,
то всегда можешь праздновать и всегда
приступать. Потому (апостол) и говорит:
“да искушает себе…” каждый “…и тако”
да приступает; повелевает
испытывать не
одному другого, но
самому
себя,
устрояя судилище без гласности и
обличение без свидетелей”. Мы видим,
что св. Златоуст ставит во главу угла
внутреннее состояние человека и все
дело причащения целиком подчиняет ему,
т.е. налицо восприятие “причастия как
акта частного, личного” (с. 290).
Соответственно, и приготовление к нему,
состоящее в очищении от всего злого,
является “также частным” (с. 290). И
Златоуст утверждает, что именно таков
смысл слов ап. Павла “…да искушает себе
человек”, т.е. по Златоусту, так было
всегда и так должно быть.
Совершенно
точно можно сказать, что он требует,
чтобы мы стыдились того, что не можем
ежедневно причащаться.
Но
с ещё большей силой требует, чтобы мы
стыдились причащаться с неочищенной
душой. То есть Златоуст ставит нас в
такое положение, что нам отовсюду тесно.
“…как случится, больше по обычаю и
заведённому порядку, чем с рассуждением
и сознательно”. Это и задаёт тон всему
последующему: во что бы то ни стало
разрушить лёд равнодушия и самонадеянности.
Вот он говорит: “Напрасно приносится
ежедневная жертва, напрасно предстоим
мы пред алтарём Господним – никто не
приобщается!” Неужели для того он
говорит, чтобы не приносить жертву
ежедневно? Он её всё равно будет приносить,
как приносил до сих пор. Нет! Его цель –
потрясти сердца слушателей мыслью, что
из такого множества народа нет
ни
одного (!)
достойного причаститься. Что же мы тогда
за верующие!? Далее он говорит: “Если
ты недостоин приобщения, то недостоин
и участия… а… продолжаешь бесстыдно
стоять?” Неужели его цель – выгнать из
Церкви тех, кто не причащается, или, что
ещё хуже, –
заставить
причащаться тех, кто не готов? Нет,
он хочет, чтобы стояли, но со стыдом,
сокрушением сердечным, сознанием своего
окаянства и греховности.
Связь
со Христом крепче не у тех, кто чаще
причащается, а у тех, кто лучше к причастию
готовится и усерднее его сохраняет
исполнением заповедей Христовых,
в чем миряне нисколько не обделены по
сравнению со священниками. Более того.
Священники не могут совершить таинство
Евхаристии без присутствующих мирян,
причем это присутствие вовсе не формально,
миряне являются соучастниками совершения
таинства.
А
вот у о. Шмемана другое мнение: “У нас
создался, увы, и тип священника, который
в постоянной “защите” святыни от
соприкосновения с мирянами видит почти
сущность священства и находит в ней
своеобразное, почти сладострастное
удовлетворение”. Кризис церковной
жизни в последние годы состоит в оскудении
личного благочестия монашествующих и
мирян, в недостатке достойных кандидатов
в члены клира, в невозможности удалить
из клира людей, не соответствующих
своему назначению, в слабости и неудачной
направленности нашего богословского
образования. Созвучно этому мне сказал
один верующий по поводу причащения
каждый день: “Так нельзя! Праздник,
который – каждый день, превращается в
будни”. Я имею в виду напечатанную в
газете “Православная Москва”
(№
39-42, декабрь 1998 г.)
статью “Чашей держится мир”, к 100-летию
со дня рождения архимандрита Тавриона
(
Батозского)…
В этой статье говорится: “Многие, пожив
в обители (у о. Тавриона, –
прот.
В.П.),
хотели и в миру жить так же, не понимая,
что для этого нужно очень много трудиться,
да и не дано это всем. Недолгое время
существовал кружок молодых людей,
которые решили в миру причащаться
ежедневно. Добились такой возможности,
договорились со знакомым священником.
Скоро на них напали такие искушения,
каких и не ждали. Все они заболели, а их
лидер сошел с ума, в больницу попал.
Разбросало их в разные стороны, один
даже от Христа отрёкся”. Как видим, до
коринфских смертных случаев дело не
дошло, но картина в общем сходная… В
“Православном исповедании” митр. Петра
Могилы говорится: “Древние христиане
причащались каждый воскресный день; но
ныне немногие имеют такую чистоту жизни,
чтобы всегда быть готовыми приступить
к столь великому Таинству. Церковь
материнским гласом увещевает исповедоваться
перед духовным отцом и причащаться Тела
и Крови Христовой, стремящимся к
благоговейной жизни – четырежды в год
или каждый месяц, а всем обязательно
раз в год
”
(см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос
90).
В
споре о том, как часто надо причащаться,
полемика дошла до абсурдного предела
– раз в две недели? раз в неделю? каждый
день? При этом говения, поста и вообще
никакой подготовки не требуется. Коснёмся
толкования православными полемистами
8-го и 9-го правил св. Апостолов. Оппоненты
считают, что они (то есть 8-е и 9-е правила)
“говорят именно о том, что нельзя уходить
с Евхаристии, не причастившись”. Ну что
же, приведём правила в точном синодальном
переводе.
8-е
правило:
“Аще епископ, или пресвитер, или диакон,
или кто-либо из священного списка, при
совершении приношения, не причастится:
да представит причину, и аще есть
благословна, да будет извинен. Аще же
не представит: да будет отлучён от
общения церковного, яко соделавшийся
виною вреда народу, и на совершавшего
приношение наведший подозрение, акибы
неправильно совершал”. Надо помнить,
что в те времена евхаристические молитвы
произносились экспромтом, поэтому и
возникла такая каноническая норма –
члены клира, причащаясь, показывали
народу правильность совершения таинства.
А вот
9-е
правило:
“Всех верных, входящих в церковь и
писания слушающих, но не пребывающих
на молитве и святом причащении до конца,
яко безчиние в церкви производящих,
отлучати подобает от общения церковного
”.
(Книга правил. М.: Синод. тип., 1894. С. 12-13).
Похоже, что и тогда были книжники-интеллигенты,
подобные афинянам, желающим услышать
что-то
новенькое
(см. Деян.17:21 и далее).
Они приходили в церковь послушать
писания и, видимо, соответствующее
поучение, затем расходились, обсуждая
красноречие проповедника, не считая
для себя обязательным присутствовать
на общей молитве до конца. Таких
бесчинников правило и осуждает. Как
видим, в вопросе о причащении существует
разделение на клириков и мирян. Если
первых 8-е правило обязывает причаститься,
причём не для личного спасения и тем
более не для “актуализации” единства,
а для практической нужды, чтобы доказать
правильность совершения таинства, то
9-е правило (что бы о нём ни говорили
проповедники сверхчастого причащения)
требует от прихожан
присутствия
на литургии до конца.
Если бы требовалось обязать всех
присутствующих – и священников и мирян
– причащаться, достаточно было бы одного
правила, так как и к клиру, и к приходу
предъявлялось бы одинаковое требование.
Следует отметить, что если канонические
правила противоречат взглядам почитателей
о. Шмемана, то они ничтоже сумняся сразу
объявляют их “позднейшими наслоениями”,
противоречащими “апостольскому
преданию”. Итак, современными неофитами
слишком уж вольно истолковываются и
Священное Писание, и канонические
правила, и творения отцов и учителей
Церкви, что приводит к печальным
последствиям.
Прот.
Шмеман и его нынешние последователи
считают, что моё стремление к личному
спасению и усердное приготовление к
причащению есть дело второстепенное,
а может быть, и ненужное: всё равно
достойным не станешь. А главное –
“актуализация” (проще говоря –
демонстрация) нашего единства с Церковью,
из которого я выпадаю, если сегодня
вместе со всеми не причастился. При этом
не так уж важно усердно поститься,
молиться, простаивать все службы, пытать
себя, достоин ли ты или не достоин – все
это “позднейшие наслоения”, древняя
Церковь их не знала. Так происходит
расцерковление, подобное тому, которое
произвёл Лютер и прочие протестанты.
Такие взгляды делают ненужной и всю
святоотеческую литературу: Добротолюбие,
авву Дорофея, Игнатия Брянчанинова,
Феофана Затворника – всю выстраданную
веками борьбы с грехом школу этой борьбы.
Необходимо рассмотреть и еще одну
ошибочную идею: “Нет смысла в посещении
литургии, если не причащаешься”, и что
простое присутствие за литургией без
причащения есть просто “нонсенс”.
Готов согласиться, что “посещение”
литургии и “простое присутствие” на
ней есть “нонсенс”. Но мы приходим на
литургию, и вообще на службу, молиться.
Интересно, что бы ответили проповедники
сверхчастого причащения, если бы их
пригласили на молебен с акафистом
Николаю Чудотворцу? Так что их слова о
том, что общественное богослужение
имеет единственную цель – причащение,
делают ненужными всенощные бдения с их
литиями, полиелеями, стихирами и канонами,
а также крестные ходы, поклонения мощам,
паломничества к святым местам, то есть
в духе протестантизма обедняют
многоцветущую жизнь Церкви. Но скажут
– мы не об этом, мы говорим о литургии
в собственном смысле. Тогда спросим:
“Придя на литургию, просфоры с записками
о здравии и упокоении будете подавать?
А если будете, то какое отношение это
имеет к причащению?”
Совершенно
ясно, что
литургия
имеет гораздо более широкий смысл, чем
одно только причащение.
На литургии мы исповедуем свою веру и
единство в ней (этой цели служит, в
частности, молитва за Первоиерарха и
местного Владыку – придя в чужом городе
в незнакомую церковь и услышав имя
Святейшего Патриарха Алексия, вы можете
спокойно в этой церкви молиться). Литургия
содержит и научение истинам веры и
молитву во всём её многообразии:
славословие (“Тебе поем, тебе
благословим”…), благодарение (…“Тебе
благодарим”…) и разного рода личные
просьбы (“и молим Ти ся, Боже наш!”). Мы
молимся и о себе (“прощения и оставления
грехов и прегрешений наших у Господа
просим”), и о других людях (“о плавающих,
путешествующих, недугующих, страждущих,
плененных”…), и не только общим
наименованием (напр., “недугующих”),
но и поименно. Центром литургии является
преложение (пресуществление) Хлеба и
Вина в Тело и Кровь Христову; причём
это
единственное неповторимое священнодействие
литургии –
все остальные, включая причащение, могут
осуществляться и вне литургии. Причём,
если во время литургии до вступления
её в главную часть священника позвали
причастить умирающего, он обязан, дав
задание в его отсутствие петь псалмы,
оставить на время службу и спешно идти
на причащение. Оно имеет в данном случае
отчётливо выраженный частный характер
(священник идёт на требу, то есть на
богослужение, совершаемое по требованию
частного лица), что с точки зрения о.
Александра Шмемана является надругательством
над “таинством собрания”. Так что
неправы сторонники сверхчастого
причащения – нам есть смысл, и очень
существенный, участвовать в Литургии,
если даже мы не готовимся во время нее
причащаться.
4.
Теперь – по поводу книги преп. Никодима
Святогорца и Макария Коринфского “О
частом причащении”. Она с восторгом
принята как замечательное оправдание
современной практики частого причащения.
Главное, её написали святые люди, и все
противники их должны умолкнуть. Хочу
на это возразить. Есть много канонизованных
святых, которых никак нельзя назвать
сторонниками такого частого причащения.
Характерно, что ученики преп. Паисия
Величковского, к которому стремился
попасть Никодим Святогорец, принесли
в Россию филаретовское правило, о чём
свидетельствует практика главных
центров монашества, возникших под их
влиянием: Оптиной и Глинской пустынь.
Известно, что старец Макарий Оптинский
не мог служить, и он причащался по правилу
схимников – раз в месяц, так же, как и
глинские схимники, по свидетельству о.
Серафима Романцова.
(См.
напр.: Жизнеописание оптинского старца
иеросх. Макария. М.: Отчий дом, 1997. С. 58).
Дивеевским сёстрам преп. Серафим приказал
неопустительно исповедоваться и
причащаться во все посты и, кроме того,
в двунадесятые праздники; получается
довольно часто – от 13 до 16 раз в год. На
это очень любят ссылаться сторонники
частого причащения, не принимая на себя
труд хотя бы внимательно прочитать.
Внимательно изучив их устав, мы увидим,
что это ежедневная непрестанная молитва,
личная и общемонастырская, и как венец
её, дано правило о причащении. Правило
дано
иноческой
девичьей обители,
а не мирянам. В самом деле, если Господь
хотел установить ежедневное причащение,
почему Он Сам не причащал Своих учеников
ежедневно, а сделал это один раз – перед
тем, как с ними расстаться. И из слов
Спасителя о причащении непонятно (
см.
Ин.6:30 – и до конца главы),
один
ли раз в жизни нужно причаститься, как
это делается с крещением, или каждый
год по одному разу, или каждый день.
Он в этом вопросе предоставил Своей
Церкви полную свободу. И в дальнейшем
тексте книга сбивчива, часто противоречит
сама себе и очень вольно толкует
приводимые тексты. Но при всём этом она
очень далека от легкомыслия наших
полемистов и от их послаблений в деле
подготовки к причащению. “Приступающий
ко Святым Тайнам со страхом, и трепетом,
и исповедью (в других местах книги
говорится, что ежедневной исповедью
человек научается отслеживать и отражать
тончайшие греховные приражения), и
умилением получает прощение, а приступающий
без страха и с пренебрежением приобретает
наказание. Таким не только не даётся
прощение грехов, но к ним, вдобавок, ещё
больший доступ получает диавол”.
А
наши полемисты вообще о диаволе забыли,
как будто бы его и нет, всяческие
послабления делают без страха и с полным
пренебрежением к правилам Церкви.
Некоторые даже говорят о супружеском
общении и о ритуальной женской нечистоте,
что “с точки зрения апостольского
предания подобные вещи не являются
препятствием к принятию св. Таин”! И
ещё: “Если причастие еженедельное, то
уместна ли каждый раз подробная частная
исповедь?” “Обязательный трёхдневный
пост при еженедельном причащении был
бы большим бременем”.
Так
что истинные цели пропаганды сверхчастого
причащения – ослабить, а потом и вообще
уничтожить всякую подготовку к причащению
Св. Таин Христовых.
А книга “О частом причащении” принята
с восторгом только потому, что с её
помощью можно невдумчивого читателя
совратить на дорогу пренебрежения к
подвигу личного спасения и бесстрашия
пред Св. Тайнами.
Но
слава Богу! Вопрос о практике еженедельного
причащения мирян привлёк внимание
Священноначалия Русской Православной
Церкви. Святейший Патриарх Алексий II
её явно не одобряет. Вот его слова:
“…Некоторые, особенно молодые,
священники… от прихожан требуют, чтобы
они причащались как можно чаще, не менее
одного раза в неделю. На робкие возражения
верующих, что сложно еженедельно достойно
готовиться к принятию Святых Таин, такие
священники утверждают, что всю
ответственность они берут на себя. В
результате теряются свойственные
православным людям благоговение и страх
Божий перед святым Причащением. Оно
становится чем-то привычным, обычным,
будничным…” (Из выступления патриарха
Алексия II,
Москва
21 декабря 2005 г.)
>
И
вот доказательства сторонников
частого
причащения.
““Где
же найти критерии правильности той или
иной практики? Ответ прост. – Это
Священное Писание и прославленные отцы
Церкви. Если мы обратимся к этому
источнику, то ответ будет очевидным. По
словам великого Никодима Святогорца
(который, кстати, является собирателем
Добротолюбия, являющегося до сих пор
образцовым учебником духовной жизни):
«Господь наш Иисус Христос, прежде чем
преподать Таинство Причащения, сказал:
«
Хлеб
же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую
Я отдам за жизнь мира»
(
Ин.
6:51).
То есть пища, которую Я хочу вам дать, –
это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для
оживотворения всего мира. Это значит,
что Божественное Причащение для верующих
– это необходимая составная часть
духовной и по Христу жизни. Но поскольку
эта духовная и по Христу жизнь не должна
угашаться и прерываться (как говорит
Апостол, духа не угашайте (
1Фес.5:19)),
а должна быть постоянной и непрерывной,
дабы живые не для себя жили, но для
Умершего за них и Воскресшего (по тому
же Апостолу (
2Кор.
5:15),
то есть, чтобы живущие верные жили более
жизнью не собственной и плотской, но
жизнью Христа. Который за них умер и
воскрес, – с необходимостью, таким
образом, требуется, чтобы было постоянным
и то, что её составляет, то есть Божественное
Причащение. И в другом месте Господь
говорит повелительно: «Истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти
Сына Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни» (
Ин.
6:5З).
Из этих слов становится ясно, что
Божественное Причащение для христиан
настолько необходимо, насколько
необходимо и святое Крещение. Поскольку
то же самое двойное повеление, которое
Он сказал о Крещении, Он сказал и о
Божественном Причащении. О святом
Крещении Он сказал
:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто
не родится от воды и Духа, не может войти
в Царствие Божие»
(
Ин.3:5).
И о Божественном Причащении подобным
же образом: «Истинно, истинно говорю
вам, если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не
будете иметь в себе жизни». Итак, как
без Крещения никому невозможно жить
духовной жизнью и спастись, так невозможно
никому жить и без Божественного
Причащения. Однако поскольку эти два
[Таинства] имеют то различие, что Крещение
происходит один раз, а Божественное
Причащение совершается постоянно и
ежедневно, отсюда делается вывод, что
в Божественном Причащении есть две
необходимые вещи: во-первых, оно должно
совершаться, а во-вторых, совершаться
постоянно. К тому же, когда Господь
предавал это Таинство Своим ученикам,
Он не сказал им в форме совета: «Кто
хочет, пусть ест Моё Тело, и кто хочет,
пусть пьёт Мою Кровь», как Он сказал:
«
Если
кто хочет идти за Мною»
(
Мф.16:24)
и «
если
хочешь быть совершенным»
(
Мф.19:21).
Но
Он провозгласил повелительно
:
«Приимите, ешьте, это Моё Тело»,
и
«пейте из неё все, это Кровь Моя»
(см.
Мф.26:26-28).
То есть непременно вы должны есть Моё
Тело и обязательно должны пить Мою
Кровь. И вновь говорит: «
Сие
творите в Моё воспоминание»
(
Лк.22:19).
То есть это Таинство Я вам предаю, чтобы
оно совершалось не один, или два, или
три раза, но ежедневно (как то объясняет
божественный Златоуст) в воспоминание
Моих страданий. Моей смерти и всего
Моего домостроительства спасения. Эти
слова Господа ясно представляют два
необходимых [момента] в Причащении: один
состоит в обязательном повелении,
которое они содержат, а другой – в
длительности, на которую указывает
слово «творите», что, понятно, означает
то, что нам повелевается не просто
причащаться, но причащаться непрестанно.
Итак, каждый теперь видит, что не
позволяется православному нарушать
это повеление, какого чина бы он ни был,
но ему вменяется в долг и обязанность
хранить это непременно, принимать это
как Владычние заповеди и установления.
Божественные апостолы, следуя этой
настоятельной заповеди нашего Господа,
в начале проповеди [Евангелия], при
первом удобном случае, собирались со
всеми верными в тайном месте из-за
опасения от иудеев (
Ин.20:19),
учили христиан, молились, и, совершая
Таинство, причащались и сами, и все
собравшиеся, как об этом свидетельствует
св. Лука в «Деяниях апостолов», где
говорит, что три тысячи, которые уверовали
во Христа в день Пятидесятницы и
крестились, были с апостолами, чтобы
слышать их учение, чтобы приобретать
от них пользу, молиться с ними и причащаться
Пречистых Таин, дабы освящаться и лучше
утверждаться в вере Христовой
.
«Они постоянно пребывали,
– говорит он, –
в
учении апостолов, в общении и преломлении
хлеба и в молитвах»
(
Деян.2:42)»
(Преп. Никодим Святогорец, Святитель
Макарий Коринфский. «Книга душеполезнейшая
о непрестанном причащении Святых
Христовых Таин»). В Священном Писании
ничего не сказано об ограничении по
времени в допущении к святым Тайнам.
Единственное ограничение касается не
времени, а состоянии человеческого
сердца. Первое, что запрещает Апостол,
это приступать к причастию тому, кто
ест идоложертвенное: «
Не
можете пить чашу Господню и чашу
бесовскую; не можете быть участниками
в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
Неужели мы решимся раздражать Господа?
Разве мы сильнее Его?»
(
1Кор.10:21-22).
Это требование особенно актуально
сейчас, когда даже воцерковленные
христиане дерзают приобщаться святых
Таин, при этом вкушая или мацу, или
жертвенное мясо исламских праздников.
Но к вопросу о мнимой душевредности
частого причастия эти слова не имеют
никакого отношения.
Поэтому
причастоборцы чаще всего ссылаются на
другие слова апостола Павла: «
Далее,
вы собираетесь, так, что это не значит
вкушать вечерю Господню; ибо всякий
поспешает прежде других есть свою пищу,
так что иной бывает голоден, а иной
упивается. Разве у вас нет домов на то,
чтобы есть и пить? Или пренебрегаете
церковь Божию и унижаете неимущих? Что
сказать вам? похвалить ли вас за это? Не
похвалю. Ибо я от Самого Господа принял
то, что и вам передал, что Господь Иисус
в ту ночь, в которую предан был, взял
хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал:
приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за
вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия
чаша есть новый завет в Моей Крови; сие
творите, когда только будете пить, в Моё
воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы
едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть
Господню возвещаете, доколе Он придёт.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить
чашу Господню недостойно, виновен будет
против Тела и Крови Господней. Да
испытывает же себя человек, и таким
образом пусть ест от хлеба сего и пьёт
из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно,
тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая
о Теле Господнем. Оттого многие из вас
немощны и больны и немало умирает. Ибо
если бы мы судили сами себя, то не были
бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся
от Господа, чтобы не быть осужденными
с миром. Посему, братия мои, собираясь
на вечерю, друг друга ждите. А если кто
голоден, пусть ест дома, чтобы собираться
вам не на осуждение»
(
1Кор.11:20-
34).
Из
этого текста выводиться следующая
логическая цепочка. 1. Опасно причащаться
недостойно, не рассуждая Тела и Крови
Господней. 2. Если часто причащаться, то
невозможно сохранить благоговение. 3.
Следовательно, причащаться надо
редко.
Внимательно перечитав священный
текст, мы видим, что вторая посылка
«введена руками». Её не содержится в
словах Священного Писания. Апостол
Павел не сказал «причащайтесь реже», а
предложил судить себя, а голодным есть
дома. Таким образом, апологеты редкого
причащения используют Слово Божие как
вешалку для развешивания собственных
мыслей. Слово Божие вовсе не требует
ограничивать приобщение неким временем,
а велит очистить своё сердце раскаянием
в грехах и желанием исправиться, и тогда
приступать. Так объясняет эти слова и
Златоуст: «Мы стараемся не о том, чтобы
приступить приготовившись, очистившись
от всего злого и с полным благоговением,
но чтобы в праздники и тогда, когда
приступают все. Не так повелевает
Павел;
он
знает одно только время для приступания
к тайнам и причащения, – когда чиста
совесть.
Если мы не приступаем к чувственной
трапезе, страдая горячкой и приливом
дурных соков, чтобы не подвергнуться
смерти, то тем более нам не должно
касаться этой трапезы с порочными
пожеланиями, которые хуже горячки. Под
именем порочных пожеланий я разумею
как телесные, так и любостяжание, гнев,
злопамятность и вообще все порочные
наклонности. Приступающему должно
очиститься от всего этого и тогда уже
касаться этой чистой жертвы, а не с
небрежением и леностью, как бы по
принуждению приступать ради того, что
случился праздник; с другой же
стороны,
когда
есть сокрушение и готовность, не
откладывать потому, что нет праздника.
Праздник есть совершение добрых дел,
благочестие души и строгость жизни;
если ты имеешь это, то всегда можешь
праздновать и всегда приступать. Потому
(Апостол) и говорит: «
да
испытывает себя»
каждый, «
и
таким образом пусть»;
повелевает испытывать
не
одному другого, но самому себя,
устраивая судилище без гласности и
обличение без свидетелей» (
Беседы
на 1Кор.28:1).
Подобным
образом объясняет эти слова и блаженный
Феофилакт Болгарский: «Когда у Павла в
какое-нибудь предложение по необходимости
входит другое, он обыкновенно исследует
и последнее. Так и теперь. Предшествовала
речь о трапезах. Но поскольку он завел
речь о Тайнах, то занимается ею, как
самым необходимым, и указывает высочайшее
благо в том, чтобы приступать с чистой
совестью, и говорит: я не поставляю
судьёй над тобой другого, но тебя самого.
Итак, оправдайся пред своей совестью,
и таким образом приступай, не тогда,
когда будут праздники, но когда найдёшь
себя чистым и достойным». Таким
образом, святитель Иоанн и блаж. Феофилакт
понимают слова апостола противоположно
тому, как желают понимать борцы за редкое
приобщение. Он убеждён, что человек
должен сам очистить свою совесть
сокрушением во грехах, причём свидетелем
должен выступить сам человек. В Русской
Церкви (в отличие от Восточных Патриархатов)
отошли от этого принципа, введя
обязательную исповедь перед Причастием,
что, впрочем, это полезно для нашего
ослабленного общества, которое часто
и аборт грехом не считает. Но с другой
стороны важно помнить, что священнику
не дано ни Богом, ни Церковью права не
допускать до Причастия тех, кто, не
сделав смертного греха и раскаиваясь
во вседневных прегрешениях, желает
приобщиться великой святыни. Мы
видим, что противники частого причащения
не имеют на это свидетельства из
Священного Писания, а их ссылки на слово
Божие противоречат объяснению святых
отцов, что запрещено 19 правилом Трулльского
Собора. Не случайно противникам
частого приобщения приходится грубо
перетолковывать канонические определения,
прямо касающиеся частого причащения.
Ведь три церковных правила прямо
регламентируют вопрос о частоте
приобщения не отлучённых от Церкви
христиан. 8 правило святых Апостолов
наказывает священнослужителя,
отказавшегося причаститься за Литургией,
а 9 правило подвергает епитимии и
мирянина, не участвующего в причащении.
Приведём сам текст этого канона: «Всех
верных, входящих в церковь и писания
слушающих, но не пребывающих на молитве
и
святом
причащении до
конца, как безчиние в церкви производящих,
отлучать подобает от общения церковного».
Текст
правила достаточно очевиден. По объяснению
крупнейшего толкователя канонов
патриарха Феодора Вальсамона, «определение
настоящего правила весьма строго. Ибо
отлучает бывающих в церкви, но не
остающихся до конца и не причащающихся.
И другие правила (
80
правило VI Вселенского Собора, и 11 правило
Сардикийского Собора)
подобным образом определяют, чтобы все
были готовы и достойны причащения, и
подвергают отлучению не причащающихся
в три воскресных дня». Так же объясняет
этот канон Зонара: «Настоящее правило
требует, чтобы во время совершения
святой жертвы, все пребывали до конца
на молитве и святом причащении. Ибо
тогда и от мирян требовалось, чтобы
постоянно причащались. Есть правило
собора Сардикийского и другое Трулльского,
и ещё правило собора Антиохийского,
предписывающее, чтобы подлежал отлучению
тот, кто, присутствуя при богослужении
три воскресных дня, не причастился»
(
см.
Правила св. Апостол и святых отец с
толкованиями. М. 2000. с. 28-29).
Чтобы изъять всякую возможность понимать
этот канон иначе, Церковь 2 правилом
Антиохийского Собора постановила: «Все,
входящие в церковь и слушающие священныя
писания, но, по некоторому уклонению от
порядка, не участвующие в молитве с
народом, или
отвращающиеся
от причащения святыя евхаристии,
да будут отлучены от церкви дотоле, как
исповедаются, окажут плоды покаяния, и
будут просити прощения, и таким образом
возмогут получити оное».
Объясняя
это правило, Зонара пишет: «Отцы
определили, что входящие в церковь, но
не пребывающие на молитве и не пребывающие
на молитве и не причащающиеся по
какому-нибудь бесчинию, то есть не по
благословной причине, но бесчинно и
беспричинно, отвержены от Церкви, то
есть, отлучены и остаются все собрания
верных. А уклонением отцы назвали здесь
не то, если кто ненавидит Божественное Причащение и поэтому не приступает к Приобщению, но то,
если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому Причастию уклонялись от Него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от Церкви и анафеме» (
см. Правила св. Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000., с. 144, также пишет в толковании на этот канон и Аристин). Таким образом, согласно канонам объясняться должен не тот, кто пожелал причаститься на Литургии, а тот, кто от Причастия уклонился. Благословной причиной, как мы видим, не может быть благоговение перед святыней или смиренномудрие, которое противники частого причастия считают чем-то великим. Напротив, каноны предусматривают таким «благоговейным» строгое наказание. Если мы обратимся к авторитету Златоуста, то такой причиной может быть внутренняя страсть (например, раздражение воскресным утром, которое нельзя успокоить). Каноны также добавляют такую вещь, как осквернение, вызванное вожделением, или месячные у женщин. Именно для таких, по словам Вальсамона, и предназначен антидор. Также Вальсамон говорит, что против этого правила не грешат те, кто тотчас после чтения Евангелия вместе с оглашенными покидает храм. Но нормой является всё же причащение за каждой Литургией, на которой присутствует христианин, но не реже раза в три недели.
Православный христианин, сохраняющий Никейскую веру, не впадающий в смертные грехи и соблюдающий канонические посты (включая евхаристический – с полуночи), имеет право причаститься, пока не доказано обратное. Наконец, в пользу возможно частого причащения говорит 66 правило VI Вселенского Собора: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и
святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесёмся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Этот канон сейчас часто грубо нарушается. Мало того, что во многих незакрывавшихся храмах в саму пасхальную ночь не причащают святых Таин (прямо нарушая и каноны, и противореча словам Златоуста: «трапеза уготована, да ничто же изыдет алчай. Вси насладитеся пира веры»), но и отказывают в причастии верным христианам на Светлой Недели. Так в этом году в Светлый Понедельник одной православной христианке, точно соблюдавшей Великий Пост, отказали в причастии в трёх храмах! Это возмутительное попрание канонов во имя «предания старцев». По словам Вальсамона, «все верные должны быть готовы приобщаться святых Христовых Таин каждый день, если возможно, как об этом и прежде сказано в других правилах. – Иной может спросить: каким образом при таком определении правила, по прошествии трёх дней этой седмицы, ремесленники занимаются работами? Думаю, что они худо поступают» (
см. Правила св. Вселенских Соборов с толкованиями. М. 2000. с. 499). Мы видим, что церковные каноны всемерно стараются облегчить для верных и благочестивых христиан доступ к святой Чаше, закрывая при этом путь для иноверных и поглощённых смертными грехами. Этот подход прямо вытекает из священного Писания, и подтверждё-н учением отцов Церкви, но при этом отвергается сторонниками редкого причащения. Про них сказано в Евангелии
: «они связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их» (
Мф.23:4). Они преступают заповедь Божию ради предания старцев (
Мф.15:3). Прав преподобный Никодим, обличающий таковых: «те священники, которые не причащают христиан, приступающих к Божественному Приобщению с благоговением и верой, осуждаются Богом как убийцы, согласно написанному у пророка Осии: «
Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости» (
Ос.6:9). Иными словами, священники сокрыли путь и волю, и заповедь Божию, и не объявили о ней, убили Сихема и сотворили беззаконие в народе Моём. Только я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Тайнам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». То есть подходите к Тайнам и причащайтесь; а затем, опять же сами, отрекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние».
Если обратимся к святоотеческому наследию, то увидим настолько бесчисленное море свидетельств пользы частого Причастия, что в них просто утонет капля свидетельств противников.
Достаточно перечислить список святых, выступавших за возможно частое причащение, чтобы убедиться в том, что эта практика - неотъемлемая часть священного Предания. За частое причащение выступали святые Игнатий Богоносец, Иустин Философ, африканские мученики, Киприан Карфагенский, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Геннадий Константинопольский, Кирилл Александрийский, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Антоний Великий, Варсануфий Великий, Иоанн Пророк, Исихий Иерусалимский, авва Аполоний, Иероним Стридомский, Феодор Студит, Иоанн Кассиан Римлянин, Никодим Святогорец, Макарий Коринфский, Нектарий Эгинский, Иоанн Кронштадтский, Алексей (Мечев), Серафим (Звездинский) и бесчисленное множество других. Множество цитат, подтверждающих это, можно найти у преп. Никодима Святогорца в его прекрасной работе.
Здесь же в качестве свидетельства приведём лишь немногое. Святой Иоанн Златоуст пишет следующие слова: “замечаю, что многие просто, как случится, больше по обычаю и заведённому порядку, чем с рассуждением и сознательно, приобщаются тела Христова. Настало, говорят они, время св. четыредесятницы, или день Богоявления, всем, – каков бы кто ни был (по внутреннему расположению), – должно приобщиться тайн. Но
время не даёт права приступать (к таинству), потому что не праздник Богоявления и не четыредесятница делают приступающих достойными, но светлость и чистота души. С
этими качествами приступай всегда; без них – никогда. «
Ибо всякий раз», – говорит (апостол), – «
когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете» (
1 Кор.11:26), т.е. совершаете воспоминание о своём спасении и о Моём благодеянии. Припомни, с каким страхом приступали к участию в древних жертвоприношениях. Чего не делали, чего не совершали предварительно? Они всегда наперёд очищались; ты же, приступая к жертве, которой Ангелы трепещут, определяешь совершение этого дела известным временем? Как предстанешь ты после того пред судилище Христово, ты, который нечистыми устами и руками осмеливаешься принимать тело Его? Ты и царя не осмелишься облобызать, когда изо рта у тебя дурной запах: как же ты со зловонной душой дерзаешь лобызать Царя небесного? Такой поступок – оскорбление для Него. Скажи мне, дерзнул ли бы ты с немытыми руками приступить к жертве? Не думаю. Напротив, ты скорее решишься вовсе не приступать, чем (приступить) с нечистыми руками. А между тем, в малом показывая такую осмотрительность, ты приступаешь и дерзаешь касаться (великой жертвы), имея нечистую душу? Ведь в руках она бывает только временно, а душу совершенно проникает. Притом, разве ты не видишь, как чисто вымыты и как ярко блистают (священные) сосуды? Души же наши должны быть ещё чище, святее и светлее.
Почему так? Потому, что сосуды так (вымываются и очищаются) для нас; они не впитывают в себя, не чувствуют того, что в них; мы же – напротив. Как же после этого ты, который, наверно, не захотел бы (при богослужении) употребить неочищенный сосуд, приступаешь (к таинству) с неочищенного душой? Великую вижу здесь несообразность. В другие времена, бывая (в душе) чище, вы однако не приобщаетесь; в Пасху же, хотя бы на вас лежало преступление, вы приобщаетесь.
О, обычай! О, предрассудок! Напрасно приносится ежедневная жертва, напрасно предстоим мы пред алтарем Господним, – никто не приобщается! Впрочем, это я говорю не с тем, чтобы вы только приобщились; но с тем, чтобы вы приготовляли себя самих к достойному приобщению.
Если ты недостоин приобщения, то недостоин и участия (в литургии верных), и значит – в молитвах. Ты слышишь, как диакон возглашает: елицы в покаянии, изыдите все. Которые не приобщаются, те в покаянии; если и ты в покаянии, то ты не должен приобщаться, потому что не приобщающийся бывает из числа кающихся. Для чего после этого (диакон) говорить: изыдите немогущие молиться, а ты продолжаешь бесстыдно стоять? Но ты ведь из числа не их (кающихся), а могущих приобщаться? И, однако, не обращаешь на это никакого внимания и как бы считаешь это Дело ничтожным?
Посмотри, умоляю тебя: вот стоить царская трапеза; Ангелы служат трапезе; сам Царь здесь присутствует. А ты стоишь небрежно, нет у тебя никакой мысли, и к тому же – в нечистых одеждах.
Но одежды твои чисты? В таком случае приступи и приобщись. Сам (Царь) каждый раз приходить видеть присутствующих здесь; со всеми беседует; вот и теперь в вашей совести говорит вам: друзья, как вы здесь стоите, не имея брачного одеяния? Не сказал (Господь не имевшему брачной одежды) (
Мф.22:12): для чего ты возлёг? – но сказал, что он недостоин был приглашения и (значит) входа; не сказал же: для чего тебя пригласили, но – для чего ты вошёл?
То же самое говорит Он теперь, обращаясь и ко всем нам, бесстыдно и дерзко стоящим. Всякий, кто не приобщается св. тайн, стоит бесстыдно и дерзко; потому-то, прежде всего, изгоняются те, которые – во грехах (кающиеся). Как во время трапезы в присутствии господина низшим слугам не позволяется участвовать в ней, и они высылаются вон, так должно быть и здесь. Когда износится жертва и в жертву предлагается Христос – это Владычное овча; когда слышишь: помолимся все вместе; когда видишь, что поднимается завеса, – то представляй себе, что разверзаются небеса, и свыше нисходят ангелы. Как никому из непросвещённых нельзя бывает присутствовать, так равно нельзя присутствовать и нечистым, хотя бы и просвещённым. Если бы кто, будучи позван на пир, изъявил на это согласие, явился, и уже приступил бы к трапезе, но потом не стал бы участвовать в ней, то – скажи мне – не оскорбил ли бы он этим звавшего его? И не лучше ли было бы таковому вовсе не приходить? Точно так и ты пришел, пел песнь, как бы признавая себя вместе со всеми достойными (св. Тайн), потому что не вышел с недостойными. Почему же ты остался, а между тем не участвуешь в трапезе? Я недостоин, говоришь ты. Значит: ты недостоин общения
и
в молитвах, потому что Дух нисходит не только тогда, когда предложены (дары), но и когда поются (священные) песни. Разве ты не видел, как наши слуги сначала обмывают губкой стол, очищают дом, и потом уже ставят блюда? (В храмах) это самое совершается молитвами, возносимыми диаконом, которыми, как губкой, мы омываем церковь, чтобы совершить предложение в чистой церкви, чтобы не было здесь ни одного пятна, ни одной пылинки. А действительно бывают в церкви такие, которых глаза недостойны видеть (то, что здесь представляется взорам), которых уши недостойны слышать (то, что здесь возглашается). Если скот прикоснётся к горе, сказал (некогда Господь), будет побит каменьями (
Исх.19:13).
И (израильтяне) не удостоены были и восхода (на гору), хотя после они восходили и видели, где стоял Господь; им можно было после приходить и видеть. Удались и ты, когда (Бог) здесь присутствует, тебе ещё более непозволительно быть здесь, чем оглашаемому. Ведь не всё равно – никогда не приобщаться Тайн, и – после того, как удостоился их, пренебрегать ими, оскорблять их и делать себя недостойным их. Можно было бы сказать и ещё большее и страшнейшее; но, чтобы не отяготить вашего ума, довольно и этого. Если это не образумит вас, то и большее (не будет иметь успеха). Итак, чтобы не постигло вас большее осуждение, умоляю вас не о том, чтобы вы не приходили сюда, – нет, – но о том, чтобы вы вели себя так, чтобы быть достойными входить сюда и присутствовать здесь. Если бы какой-нибудь царь приказал следующее: кто сделает то или другое, тот не будет удостоен моей трапезы, то, – скажи мне, – ради этого не сделали ли бы вы тогда всего?
(Бог же) призвал нас на небеса, к трапезе Царя великого и дивного, – а мы отказываемся, медлим, не спешим воспользоваться этим призывом? Какая после этого у нас надежда на спасение? Нельзя в этом обвинять немощь, – нельзя обвинять природу. Беспечность – вот что делает нас недостойными, как это и было сказано нами. Умиляющий сердца и подающий дух умиления пусть умилит и ваши сердца и насадит в них глубоко семена (благочестия), чтобы вам принять их в душу свою со страхом, возродить в себе дух спасения и иметь дерзновение приступать (
к Таинству причащения). «
Сыновья твои», – сказано,
– «как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (
Пс.127:4). Пусть не будет в нас ничего ветхого, ничего дикого и грубого, ничего недозрелого! Такие только новонасаждения способны дать плод, плод дивный, разумею – масличный, и могут присутствовать окрест трапезы, и притом не просто и не как попало собираться сюда, но со страхом и трепетом” (
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 3, 4-5). Какие страшные слова говорит Златоуст! Они как гром поражают всякое сердце! Но что же на это отвечают противники частого Причащения? Они говорят, что целью Златоуста было не подвизание к частому причащению и стремление к исцелению от грехов, а просто искреннее душевное сокрушение, человека, понявшего свою греховность. Но как можно так читать такие слова? Это же прямо искажение смысла речи святого! Где страх Божий у пишущего так? Ведь логика святого очевидна. Он не желает просто признания греха, а исправления и непрерывного пребывания со Христом. Он призывает к всеобщей святости, а наши причастоборцы – к общей лени и расслабленности.
Я бы понял их возмущение, если они требовали от людей вершин, а те не хотели бы. Но нет! Они говорят людям: “нонче время такое, что свято жить нельзя, так что и не пытайтесь. А чтобы Господь сильно не гневался, то и причащаться надо пореже”. И это называется следованием святым? Не называл ли преподобный Симеон Новый Богослов такой подход худшей из ересей? Для того, чтобы подтвердить точную верность святоотеческому преданию учения преподобного Никодима, приведу текст послания святителя Василия Великого к Кесарии (
письмо 89 (93)): “
хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: “
ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную” (
Ин.6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем. Приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого” (
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Письма. Минск, 2003, сс. 150-151). Здесь святитель прямо отвечает на выдумку о. Владимира Правдолюбова, будто в Кесарии тогда многие часто не причащались. Это послание входит в состав дополнительных канонов в Восточных Церквах и Сербии. Его значение для нас огромно, потому что в противовес современным измышлениям “ревнителей” Вселенский Учитель ясно говорит о чрезвычайной пользе максимально частого причащения. Так что, когда батюшка советует причащаться как можно чаще, он просто смиренно повторяет учение Вселенских святителей, а спорящий с ними – спорит с Церковью. Что же касается вреда от редкого причащения, то и он очевиден. Достаточно вспомнить случай из жития преп. Макария Великого: “Один нечестивый египтянин распалился нечистою любовью к замужней красивой женщине, но никак не мог склонить её к измене мужу, ибо она была целомудренна, добродетельна и любила своего мужа. Сильно желая овладеть ею, египтянин этот отправился к одному чародею с просьбою, чтобы он посредством своих волшебных чар устроил так, чтобы женщина эта полюбила его, или же, чтобы муж её возненавидел её и прогнал от себя. Чародей, получив от того египтянина богатые подарки, употребил свои обычные волшебства, пытаясь силою волшебных чар соблазнить целомудренную женщину на дурной поступок. Не будучи в состоянии склонить непоколебимую душу женщины к греху, чародей очаровал глаза всех, смотревших на женщину, устроив так, что она казалась всем не женщиною, имеющею человеческий вид, но животным, имевшим вид лошади. Муж той женщины, придя домой, с ужасом увидал вместо своей жены лошадь и сильно удивлялся, что на постели его лежит животное. Он обратился к ней со словами, но не получил никакого ответа, только заметил, что она приходит в ярость. Зная же, что это должна была быть его жена, он понял, что это сделано по чьей-либо злобе; посему он весьма огорчился и проливал слёзы. Потом он призвал в свой дом пресвитеров и показал им свою жену. Но они не могли понять, что пред ними человек, а не животное, так как и их глаза были очарованы, и они видели животное. Прошло уже три дня с того времени, как женщина эта стала всем казаться лошадью. В течение этого времени она не принимала пищи, потому что не могла есть ни сена, как животное, ни хлеба, как человек. Тогда муж её вспомнил о преподобном Макарии и решился отвести её в пустыню к святому. Надев на неё узду, как бы на животное, он пошёл к жилищу Макария, ведя за собою жену, имеющую вид лошади. Когда он приближался к келье преподобного, иноки, стоявшие около кельи, негодовали на него, зачем он желает с лошадью войти в монастырь. Но он сказал им: «Я пришёл сюда для того, чтобы животное это, по молитвам святого Макария, получило милость от Господа». «Что же дурного случилось с нею?» – спросили иноки. - Это животное, которое вы видите, – отвечал им человек, – моя жена. Как же она обратилась в лошадь, я не знаю. Но вот уже три дня прошло с того времени, когда это случилось, и она всё это время не вкушает никакой пищи. Выслушав его рассказ, братия тотчас поспешили к преподобному Макарию, чтобы рассказать ему о сем, но ему уже было откровение от Бога, и он молился за женщину. Когда иноки рассказали святому происшедшее и указывали ему на приведённое животное, то преподобный сказал им: - Вы сами подобны животным, так как глаза ваши видят скотский образ. Она же, как создана женщиною, так и остается ею, а не изменила своей человеческой природы, но лишь кажется животным вашим глазам, обольщённым волшебными чарами. Затем преподобный освятил воду и с молитвою вылил её на приведённую женщину, и тотчас она приняла свой обычный человеческий вид, так что все, смотря на неё, видели женщину, имеющую лицо человека. Повелев дать ей пищи, Святой сделал её совершенно здоровою. Тогда и муж, и жена и все видевшие это кредитное чудо возблагодарили Бога. Макарий дал наставление исцелённой женщине, чтобы она как можно чаще ходила в храм Божий и причащалась святых Христовых Таин.
- Это случилось с тобою, – сказал преподобный, – от того, что прошло уже пять недель, как ты не причащалась Божественных Таин. Сделав наставление мужу и жене, святой отпустил их с миром”. Вот до какой беды доводят людей те, кто отгоняют их от святой Чаши. Сейчас, когда в мире царит разгул магии и оккультизма, отделять людей от защиты Христа просто преступление, грозящее тягчайшими последствиями. Известно, что на тех христиан, которые благоговейно и часто приступают к Христовым Тайнам не могут нападать злые духи. Как об этом говорил ещё преп. Иоанн Кассиан: “Почему одержимые злыми духами отлучаются от причащения Господня?” – “Если мы будем иметь такое мнение, веру, что всё производится Господом и всё делается для пользы душ, то не только нисколько не будем презирать их, но ещё будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены. Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне усовершенствоваться… А святое Причастие нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что, если бы возможно было, даже ежедневно надобно преподавать им его… Будучи принято человеком, оно, как пламя пожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается… Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что он отлучается от небесного врачевства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше он будет уклоняться от духовного врачевства
” (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования. 7, 30). Единственно, что каноны ограничивают для бесноватых причащение одним разом в неделю. По словам преп. Никодима Святогорца, “причащаться непрестанно – это и необходимо, и душеполезно, и согласно с заповедью Божией, и добро совершенное и благоугодное. А причащаться только три раза в году – это и не согласно с заповедью, и добро несовершенное, ибо не является добром то, что не добро делается. Поэтому, как все другие заповеди Божии требуют для себя необходимого времени, согласно Екклесиасту: «
Время для всякой вещи» (
Еккл. 3, 17), так и исполнению заповеди о причащении нам следует уделять должное время. Соответствующее время для причащения – это тот момент, когда священник возглашает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите»”.
Кто за частое причащение, те могут привести хотя бы какие-то места Писания, кто за редкое – ни одного. Значит дело произволения каждого. Считаю, что 5 раз в году - достаточно. Спорить же на эту опасную тему никогда не буду. Но священники, имеющие большой опыт, свидетельствуют, что многие причащающиеся часто бывают бесноватыми и очень больными.
1Кор.11:19 – “
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные”.
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего Ангела душу прекрасную.
1837. Лермонтов