Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 28
Вопрос 3951:
Только и слышишь, что сходи на исповедь и причастись. Что говорится в Библии насчёт Причастия? Разве это панацея от всех недугов и грехов?
Ответ И.Т. Лапкина:
О
причащении Тела и Крови Христовых
в Библии сказано не так уж и много. И
притом вовсе уж не на первом месте стоит
причастие. Главное – послушание словам
Христовым, в которых и намёка нет на то,
что лишь бы успеть причаститься. Больше-то
ссылаются на труды монахов, а не на
Евангелие.
«
Это
самое производит и исповедь при духовном
брожении сердца: она выкапывает и
исторгает тайные и дурные страсти, и
делает его приготовленным к принятию
священных семян и благоприятным для
плодоношения и возделывания добродетелей».
Необходимость исповеди для врачевания
человеческой души от порочных страстей
и наклонностей неизбежно должна приводить
к мысли о необходимости окормления у
духовника, который, по мысли прп.
Иоанна Лествичника, является Моисеем,
выводящим из духовного плена. О важности
иметь духовника как раз и говорит свт.
Григорий: «
Поэтому
необходимо, чтобы каждый из вас имел
духовного отца и приступал к нему с
доверием, и смирял себя пред ним и
открывал ему свои дурные страсти, и
радушно принимая духовное врачевство,
с корнем исторгал из души терния и волчцы
грехов, которые каждый из вас вскормил
в себе страстной и любящей наслаждения
жизни…»
«
Прежде
причащения надлежит через таинство
покаяния и исповеди очистить себя
от всякой скверны грехов, как смертных,
так и не смертных, и исполнить, что на
исповеди наложит духовный отец, соединяя
с сим твёрдую решимость от всего сердца,
всею душею, всею силою и всем помышлением
служить единому Господу Иисусу Христу
и делать одно, Ему благоугодное».
В отношении Таинства святого Причащения свт.
Феофан напоминал о мере для причащения:
хотя бы все четыре поста и двунадесятые
праздники. Но эта мера в то время считалась
на фоне привычного одно-двухразового говения и
Причащения достаточно частой. Тем
не менее святитель пишет: «
Причащение
– великое благо. И вы хорошо бы сделали,
если бы устроили почаще причащаться,
– не только в посты, но и между постами».
«
О
частом причащении ничего нельзя сказать
неодобрительного… Но мера в месяц
однажды, или два раза – самая верная».
Указывая на важность частого причащения,
святитель Феофан напоминает о важности
внутренней подготовки к принятию Самого
Христа. Этой подготовкой являются говение,
исповедание грехов духовнику, «твёрдая
решимость не уступать греху». Свт.
Феофан подчёркивает, что без исповеди
причащаться является грехом,
и недозволено так поступать
христианину: «
Чтобы
не было в грех (Святое Причастие), надо
грехи очистить покаянием и, приступая,
– приступать с верою и страхом, в
сокрушении сердца… Главное же – иметь
желание и ревность угождать Богу, а не
себе».
Мы
в Евхаристии причащаемся истинных Тела
и Крови Христа Спасителя, и Церковь
Христова о ней никогда не учила как о
символах Тела и Крови Господа.
Недостойно
причащающийся, то есть не очистивший
свою совесть от пороков и грехов,
делается
преступником против Тела и Крови
Христовых, такой вновь закалает Христа.
Прежде
чем приступить к Божественной трапезе,
необходимо «испытать и внимательно
исследовать, достоин ли святого
Причастия». Это испытание состоит в
очищении совести. Для этого человеку
необходимо «покаяние в грехах, и положить
твёрдое основание больше не грешить, а
вместо грехов творить всякую
добродетель».
Недостойное
же причащение, то есть без должного
приготовления и полного сердечного
раскаяния,. навлекает на человека
осуждение и гнев Божий. Свт.
Игнатий подчёркивает:
«
Несознающий своей греховности,
своего падения, своей погибели, не может
принять Христа, не может уверовать во
Христа, не
может быть христианином».
«
Только
при посредстве покаяния можно принять
Евангелие, усвоить Евангелие». «
Достойное
причащение Святых Таин возможно только
при постоянно благочестивой жизни, или
после решительного раскаяния в жизни
греховной и решительного оставления
её, засвидетельствованного и запечатлённого
принесением покаяния по наставлении
святой Церкви».
«Величие
таинства (причастия) возлагает на нас
соответствующие обязанности. Мы должны
не только души, но и тела наши представить
в жертву живу, святу, благоугодну Богови».
Иоан.6:53
– “Иисус
же сказал им: истинно, истинно говорю
вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не
будете иметь в себе жизни”.
Лук.22:19 – “И,
взяв хлеб и благодарив, преломил и
подал им, говоря: сие есть тело Моё,
которое за вас предается; сие творите
в Моё воспоминание”.
1Кор.11:24-25 – “и,
возблагодарив, преломил
и сказал: приимите, ядите, сие есть
Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в
Моё воспоминание. Также и чашу после
вечери, и сказал: сия чаша есть новый
завет в Моей Крови; сие творите, когда
только будете пить, в Моё воспоминание”.
Теснятся все к Тебе во храм, И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам, Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою, Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою Я приношу Тебе душою.
1821. В.А.Жуковский