Вопрос на тему «РПЦз»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 17
Вопрос 3127:
Главный инициатор объединения был и остался немец архиепископ Марк (Арндт). Его наказать грозился ещё митр. Виталий; а Марк своё дело делает, а Виталия самого запретили. Но ведь в прошлые годы Марк сам участвовал в распространении приходов РПЦз в России и имел отношение к обучению на священников. Как он теперь смотрит на тогдашнее своё «заблуждение»?
Ответ И.Т. Лапкина:
Прикидывается малосмысленным, а поумнел-де только вчера после обеда с патрирхом Дроздовым в Москве.
«Прославление Новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей в 1981-ом году и недавнее их прославление Московской Патриархией – если мы не примем их стояние в истине – будет той же постройкой гробниц пророков, за что обличал фарисеев Господь (Мф.23:29). Подготовка свободного, законно созванного и независимого Поместного Собора потребует серьёзной, тщательной и честной работы. У нас в этом уже есть достойное начало в работе, проводимой Преосвященным Архиепископом Марком до создания Синодальной комиссии.
При правильном руководстве Церковь в России взмахнёт крыльями и полетит. Нам же на Западе понадобятся большие усилия, чтобы изжить дебелость плоти и подняться над землёй. Первые поколения Русской Зарубежной Церкви видели себя представителями «Святой Руси». Россия при всех её грехах, приведших к революциям, имела как общество нечто, что было давно похоронено на «милом кладбище Европы».
В то время у Русской Зарубежной Церкви был огромный авторитет в России. Наши силы в то время – духовные и даже материальные – могли бы дать тот елей исцеления. По грехам нашим этого не произошло. Не узнали мы время посещения своего (Лк.19:44). Наш Синод в 1990-ом году обсуждал впервые тему об открытии приходов в России. После заседания Архиепископ Антоний (Сан-Францисский) спросил присутствовавшего на заседании начальника Русской Духовной Миссии (Архимандрита Алексия Розентул): «Что ты думаешь обо всём этом?» Тот ответил: «Меня это смущает». Владыка Антоний сказал: «А я думаю так: никаких приходов мы не должны открывать. Это, конечно, неправильно. Если бы я был на 20 лет моложе, то собрал бы один чемоданчик и поехал работать в Россию».
Подобным же образом выразился приснопамятный Митрополит Филарет в начале 70-ых годов. Студенты Св.Троицкой семинарии спросили его, что бы он сделал, если бы пала Советская власть. «Пошёл бы туда (в Россию) пешком», – ответил Митрополит Филарет. Что же нам остаётся делать теперь? Мы всегда мыслили себя охранителями духовности, правильной церковной жизни. Может быть, мы сможем ещё быть нужными для Церкви в России, если найдём в себе мужество говорить честно, не свысока, не теряя покаянного духа. Архиепископ Нафанаил передаёт учение Митрополита Антония, что Православие есть по преимуществу религия покаяния. И нам, и Церкви в России нужны духовные наставники, которые найдут путь к нашей огрубевшей совести. Пока Зарубежные иерархи мыслили себя печальниками Церкви Российской, Господь хранил дух наш неповреждённым. Когда же мы взяли курс на исключительность, самодостаточность, мы стали согрешать против заповедей отцов».
«К сожалению, враг, всегда восстающий против Христовой Церкви, воздвиг целую бурю человеческих страстей вокруг алтарей Божиих. Одни «по зависти и любопрению» (Фил.1:15)
«уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумея ни того, что говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1: 6–7),
другие ревнуют доброй ревностью, по-видимому, но не по разуму, и со своей стороны подливают масло в огонь. Мы стали
«поношением соседям нашим, поруганием для окружающих нас» (Пс.78:4).
Прежде, чем мы могли собраться, потребовалось много предварительной работы и забот. Господь помог нам преодолеть все затруднения, и мы смогли собраться здесь в большем числе, чем это было на предыдущих Всезарубежных Соборах. Мы видим, что во многих епархиях на территории России ведётся активная религиозно-просветительная работа, то есть Церковь, пользуясь своей свободой, старается совершать «апостольское хождение в народ». Священники видны и в больницах, и в школах, и в тюрьмах, они выступают в печати, по радио и телевидению с проповедью о Христе. Представители Церкви в России добиваются возвращения храмов, монастырей и чудотворных икон, добиваются они и восстановления этих разрушенных в годы безбожия святынь, куда с молитвой стремятся многие русские люди с разных концов России. Архиепископ Екатеринбургский Викентий рассказывал нам о том, как люди духовно меняются у святых мест, связанных с памятью новомучеников и других святых. Не только он, но и многие другие говорят, что почитание памяти наших новых мучеников всё возрастает, а чудеса, совершаемые по их молитвам, приводят людей к храму. Слава Богу, постепенно преодолеваются проблемы и последствия советского времени. Верю, что процесс видимого возрождения России и Церкви начался с прославления нашей Русской Зарубежной Церковью этого многомиллионного сонма. Дай Бог, чтобы это отрезвление коснулось и нас, чтобы святые новомученики и исповедники Российские вымолили нам прощение наших грехов и обновление. В это же время мы стали принимать под свой омофор духовенство и верующих в России, многие из которых, к сожалению, оказались потом в руках различных раскольников, не заслуживших доверия и доброжелательного отношения со стороны нашего священноначалия. Мы скорбим об этих разделениях, как и скорбим о настоящей судьбе Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, в своё время много сделавшего для русской эмиграции. Молю Бога о том, чтобы Он сохранил владыку Виталия и открыл глаза пользующимся его добрым именем.
Свидетельствует о старательном и добросовестном стремлении Русской Зарубежной Церкви к тому, чтобы разобраться в трагедии нашей общей истории. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идёт о «соединении» или «слиянии», а о примирении и взаимном признании друг друга, об установлении евхаристического общения с Московским Патриархатом при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве. В наших официальных документах мы всегда придерживались умеренной экклезиологии и никогда не отрицали наличия благодати в Поместных Православных Церквах.
Эти шаги подают нам надежду, и мы их рассматриваем как добрый результат нашего исповеднического стояния за чистоту веры и церковного предания. Поэтому, в диалоге с Московским Патриархатом мы видим возможность оказать благотворное влияние не только на церковную жизнь России, но и на ситуацию во всём православном мире вообще, и считаем, что этим мы подаём пример благожелательного и конструктивного диалога с целью нормализации отношений, исцеления церковных болезней и укрепления истинно-православных позиций во всём мире. Будем всегда помнить, что только в Царстве Небесном всё будет благополучно, в Церкви же воинствующей мы всегда будем сталкиваться с проблемами, человеческими страстями и искушениями, которые необходимо преодолевать путём диалога и христианского отношения друг ко другу, как пишет Апостол Павел к галатам:
«Вы такового исправляйте духом кротости» (Гал.6:1).
Первоиерарх РПЦЗ особо отметил, что за восстановление единства с Московским Патриархатом высказалось подавляющее большинство делегатов Всезарубежного Собора, хотя «были и такие, которые говорили, что надо подождать». «Я лично доволен, что дело сдвинулось с места. И надеемся, что будет двигаться и дальше и что евхаристическое общение будет постепенно восстановлено», – отметил Митрополит Лавр. Он убеждён, что это поможет восстановлению исторической справедливости, знакомству россиян с историей русского зарубежья и будет способствовать духовному возрождению России. «Думаю, Архиерейский Собор будет прислушиваться к мнению делегатов Всезарубежного Собора, клириков и мирян. Мы стараемся сохранять единство».
Отношения между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью сильно обострились после неприемлемых действий (всем памятны, например, захваты наших храмов в Святой Земле, бесконечные тяжбы о церковной собственности в Европе и т.п.) и высказываний отдельных руководящих деятелей Московской Патриархии. Мы, к сожалению, поддались искушению платить тем же. Постепенно мы, увы, стали относиться к Московской Патриархии так же, как к советской власти, зачастую применяя к ней ту же терминологию и те же мысленные ходы, которые употребляли в отношении советской власти, то есть фактически в своём представлении отождествляли одно с другим. Этот психологический поворот привёл к усилению противостояния. Мы словно забыли, что руководство Московской Патриархии – ещё не вся Русская Церковь, что многие архиереи и большинство священников, и, самое главное, верующий народ не повинны в наших злоключениях. Вместо того, чтобы думать о том, как мы можем помочь Церкви в России, мы стали мыслить партийными категориями, в духе, который во многом соответствует духу греческих старостильников. Открытие все большего числа приходов, монастырей и духовных учебных заведений, хиротонии всё новых и новых архиереев сделали своё. С принципиальным постоянством патриарх на епархиальных съездах призывал к правильному совершению таинства крещения, к катехизической деятельности священников, к нормализации приходской жизни…
При этом многие забывали или старались забыть, что мы сами не пережили никаких лагерей, никакого нажима со стороны властей и что определенная часть нашей Церкви не столь уж незапятнанной вышла из небольшого опыта сосуществования с другой диктатурой – гитлеровской. Наши иерархи не сотрудничали с ней, но прихожане наши были вполне готовы ее поддержать, не суть важно, по каким побуждениям. Побуждения людей в России, проявлявших в той или иной мере лояльность по отношению к советской власти, также были разными. Но неизвестно, что случилось бы с нами, если бы нацистский режим просуществовал 70 лет. Также многие забывали (или не знали), в какой мере наша Церковь раньше участвовала в экуменических деяниях. В этой области мы должны будем объяснять новым поколениям очень многое. И в это время, в конце 2000 года, мы узнали о прославлении святых новомучеников на Архиерейском Соборе Московского Патриархата, узнали о принятии «Социальной концепции» с ее четкими постулатами, направленными против всякого вида подчинения Церкви любому государству, то есть по нашим понятиям – против сергианства. На это мы не могли закрыть глаза. Теперь мы были призваны действовать в соответствии со своими долголетними чаяниями. Если мы – часть Русской Церкви, как мы всегда утверждали, то нам следует действовать в соответствии с нашим же Положением. Вряд ли когда-либо в истории человечества какой-либо переговорный процесс привёл всех к полному согласию по всем вопросам.
Но если мы готовы смиряться и дать совершаться воле Божией, то можем обрести единство в теле церковном, не уступая и не прибегая к компромиссу ни в каких принципиальных вопросах. Конец переговорного процесса не может быть назван «победой» той или иной стороны. Он может быть назван только победой той правды, которую мы готовы совместно исповедовать.
Да, в итоговых документах нет однозначного и недвусмысленного осуждения декларации митрополита Сергия и его церковной политики. Можем ли мы претендовать на то, что уразумели ум Господень (Рим.11:34)? Мы можем только молить Господа, чтобы Он наставил нас на истину Свою. Почему же мысль о сближении с Церковью в России вызывает у многих чад нашей Церкви такое волнение и смущение? Главных причин здесь, на наш взгляд, всего две: страх и недоверие. Страх перед переменами в нашей жизни (которые, тем не менее, неизбежно наступят, согласимся ли мы на сближение или же откажемся от него) и недоверие к партнёрам по переговорам. Многие просто не верят иерархам Московской Патриархии, в советское время так или иначе сотрудничавшим с советской властью. Не верят, что они станут соблюдать подписанные соглашения – ведь в советское время подобные документы никогда не гарантировали соблюдения договоренностей. Многим просто несимпатичны те или иные личности в руководстве Московской Патриархии. Все это было бы справедливо и оправдано, если бы речь шла о переговорах между двумя мирскими организациями или общностями… Страх, подозрительность, неприязнь относятся к сфере душевной, человеческой, которая, согласно святым отцам, есть игралище тёмных сил, и все рассуждения, основанные на таких чувствах и помыслах, «несть… премудрость свыше нисходящая, но земна, душевна, бесовска» (Иак.3:15).
Слова Апостола «молю же вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли» (1Кор.1:10), требуют от нас, чтобы мы все присоединили свои души к соборной душе Церкви. Душа Церкви, по богомудрой мысли нашего аввы Иустина (Поповича), бесконечна, неограниченна, ибо это душа вечная, богочеловеческая. В ней всегда есть место для каждой души христианской. И эта душа растет, принимая в себя все бесконечности богочеловеческого бытия. Об этом надо помнить особенно тем, кто опасается потери Зарубежной Церковью своего лица в случае ее вступления в общение с Церковью в России. Когда возникает обособление, когда происходят расколы? Когда какая-то группа объявляет себя единственной носительницей церковной правды и истины, а всех других – отступниками. Ныне у нас перед глазами печальный пример людей, недавно отошедших от нас, возомнивших себя последними защитниками истинного Православия, – пример греческих старостильников, своей безрассудной «акривией» оттолкнувших от себя многих своих сторонников. Наша духовная ответственность как членов бесконечного и вечного тела Христова гораздо страшнее: она не только не ограничена нашим временем, нашими епархиями или приходами, она простирается за пределы физического времени и пространства, за пределы этого чувственного мира в миры иные».
Задумайтесь, в каком порядке незашифрованные мысли Соломона, отчего человек умничая, глупеет. Открытие приходов на территории России было одно из самых благих дел РПЦз, да ещё их покаяние пред старообрядцами. Но они ныне в этом раскаиваются, и остаются им снова одни мощи, память о мироточивойя иконе и прогибание перед патриархией кагэбэшной.
Прит.24:9-12 – «Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его».
Вот скрюченная женщина бредёт,
Горбом приметная, ей исцеленья нет;
Одна забота изо всех забот,
Добыть хотя бы несколько монет.
Всё встреча с Иисусом изменила,
Стан распрямила, рот хвалой наполнив,
Одежду прежнюю поспешно перешила,
Отстирывает там, где было больно.
Душа грехами тяжкими согбена,
Враг в три погибели, в дугу её согнул,
Работает губителю в три смены.
Теперь же даже смену ни одну.
Всё встреча с Иисусом изменила,
Переродил Он Духом, распрямил;
Горбатого, мол, выпрямит могила,
Но в данном случает Бог правит без могил.
Горбатые правительство, Синод –
И верблюдам тем нет конца и счёта,
У богачей и не один есть горб, –
Корыстолюбием запутались в тенётах.
Сказать нельзя об этом верблюдам.
Они плюются, харкают с презреньем.
С горбом им счастье, вовсе не беда -
У них как правило не всё в порядке с зреньем.
Желаешь ли пролить им свет на стон,
В наследство передать осанку, поступь?
Прибегни к милостыне щедрой, и с постом,
Горбы уменьшатся от пищи скудной, постной.
Горб ереси и дикого упрямства
Смиренно упроси Иисуса снять.
В проточную карабкайся из ряски,
Попавши в сети, разорви ту снасть.
Свобода во Христе благословенна,
Писанием срезай свои горбы;
И горб тогда налево не накренит,
У благовестья ноги перебив.
23.07.0.6. ИгЛа