размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3126

Вопрос на тему «РПЦз»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Вопрос 3126:

Читая выступления и ответы митрополита Лавра, видите ли отличие в духовном плане его от Кирилла Смоленского?

Ответ И.Т. Лапкина:

Ни грамм и на йоту – один к одному. Как близнецы из одной кельи. О встрече со Христом, как было у Савла, не приходится говорить. Вот ответы Лавра, когда он уже повидал нашу действительность. Его образование, похоже, начнётся за гробом. Говорит по-русским, но как только приходится процитировать что-то из Библии, так у них у всех одинаково начинают заплетаться язык и ноги – они суют камень вместо хлеба. Цитируют по-церковнославянски. Почему? Им страшен свет Евангелия, понятного народу – больше ничем нельзя объяснить этот феномен их ужаса перед русским переводом Библии. Монашество для них – идол несокрушимый. Им бы спрятать уверовавших за стены, в монастырское гетто под присмотр игуменьи и аввы. Просто в рассуждениях попы говорят, как совершенно нормальные люди, но как только нужно найти суть, причину, почему постигла такая трагедия страну, они все колобродят, то, например, о царе Николае, удерживающем что-то. А он не мог даже революцию обуздать.

«Вы несколько раз побывали в России, посещали монастыри и храмы. Что для Вас стало самым важным открытием, что порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение?» – Радует, что Церковь в России имеет возможность выходить к людям, совершать апостольское хождение в народ. Священники служат и в больницах, и в местах заключения, и в школах, принося всем свет Евангелия Христова. Весьма отрадно видеть и то, что возрождается монашеская жизнь, издательская деятельность, воссоздаются древние святыни, разрушенные безбожниками. Почитание мучеников, пострадавших в ХХ веке, все возрастает, и люди стремятся к духовной жизни.

Конечно, путь к полному возрождению веры и Церкви в России весьма тернист, и мы видели, что это связано с большими затруднениями и сложностями. В частности, проблемы и последствия советского времени дают себя знать, но, слава Богу, трудами духовенства и церковных людей оные постепенно преодолеваются. По моему мнению, главная задача, которая стоит перед пастырями в России сегодня, – это просвещение и воцерковление русского народа. Это подчеркивалось и священноначалием Русской Церкви. Людям необходимо помогать вникать в суть духовно-нравственного значения православных догматов, в смысл церковных таинств, богослужения и активной церковной жизни, чтобы они не только внешне участвовали в таинственно-благодатной жизни Церкви, но и внутренне, чтобы они осмысленно стояли в храме и получали от богослужения духовную пользу. Но для этого, как пишет святитель Григорий Богослов, «нужно самому просветиться, а потом просвещать», то есть священники должны постоянно работать над собой, над своим самообразованием, читать святых отцов и учителей Церкви. Нужно просвещаться молитвой и чтением Священного Писания, через которые мы встречаемся с Богом и развиваем личные отношения с Ним. Если священники будут создавать в себе определённую внутреннюю жизнь, не оставлять молитву, со смирением нести свой пастырский крест и стараться с любовью и снисхождением относиться к людям, то это станет наилучшей проповедью Православия.

– Мы знаем о Вашем духовном монашеском пути. Расскажите, пожалуйста, хотя бы немного, о монашеской жизни в Зарубежной Церкви сегодня.

– Господу содействующу, в русском рассеянии мы имеем много монастырей и монашеских общин. За последние 5–10 лет наши монастыри пополняются молодыми насельниками и насельницами; так, Гефсиманская обитель на Святой Земле уже не может вместить всех, желающих подвизаться в ее стенах, приходится отказывать просительницам. В Германии же совсем недавно, под руководством архиепископа Марка, открылась и процветает женская обитель, за последние полгода утроившая количество своих молодых насельниц. Создаются новые монастыри в Америке и Австралии. Радостно наблюдать, что и в материалистически-настроенной инославной среде стремление к духовной жизни не угасает, находятся среди молодежи и ищущие монашеского подвига.

– Мы с нетерпением, как и все в России, ждём решений Всезарубежного и Архиерейского Соборов. Если всё сложится благополучно, как будет протекать в новых условиях жизнь епархий и приходов РПЦЗ?

– Русская Зарубежная Церковь будет продолжать жить так, как она жила до сих пор. Наш Архиерейский Собор будет продолжать руководить жизнью Церкви, назначать архиереев на кафедры, а наши правящие архиереи будут определять настоятелей приходов. Правовое положение структур Русской Зарубежной Церкви обусловлено законодательством стран пребывания нашей Церкви. Церковное имущество тоже регулируется законодательством тех стран, где несёт своё служение Русская Зарубежная Церковь. Посему мы не ожидаем никаких особых перемен в этих областях. Даст Бог, если на предстоящих Церковных Соборах решатся все вопросы, препятствующие полноте общения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то мы признаем друг друга как единую Поместную Русскую Православную Церковь. При этом Русская Зарубежная Церковь сохранит свой автономный, то есть самоуправляемый статус. Словом, формой нашего общения с Московским Патриархатом станет: одна чаша, но два церковно-административных управления.

Наша Церковь – это плоть от плоти русского народа. Она объединяет русских православных верующих, оказавшихся за пределами России. Она сохраняет их в отеческой вере, приводит их ко Христу, оказывает им духовную поддержку, помогает им воспитывать своих детей и внуков в святорусском духе. В церковной жизни, в домашней жизни русских церковных семейств и в наших прицерковных школах за границей мы стараемся прививать любовь к вере, Русской Церкви и нашей исторической Родине, а при возможности не только передать, но и приумножить. Слава Богу, нам удалось и посеять семена среди окружающего нас инославного мира, которые возросли, принося плоды, являясь свидетельством истины Православия. Мы намерены, с Божией помощью, продолжать в том же духе.

- В России часто бывают с паломническими поездками епископы, клирики и миряне РПЦЗ. С очень многими из них у православных верующих России сложились самые тёплые, братские и дружеские отношения. Конечно, очень больно и для них, и для нас, когда на Божественной литургии ваши епископы и священники не причащаются с нами от одной чаши. Надеемся, что это печальное явление скоро будет в прошлом. Что же касается мирян, то кого-то ваши священники благословляют причащаться, кого-то нет. Есть ли разрешение Синода причащаться в храмах Московской Патриархии для мирян? Об этом спрашивают очень многие.

– Благодатность таинств в церквах в России не ставится под вопрос Русской Зарубежной Церковью, равно как и Московский Патриархат признаёт таинства, совершаемые священнослужителями Русской Зарубежной Церкви. Касательно же совместного причащения и сослужения, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в данном вопросе всегда придерживалась позиции священномученика Кирилла, митрополита Казанского: таинства признаются, но от совместного причащения следует уклоняться, пока нет единомыслия. Иными словами, единая чаша возможна, когда мы можем сказать, что мы «единомыслием исповемы». Святитель Кирилл потому благословлял простым мирянам, далёким от забот священноначалия о церковном устройстве, причащаться в храмах юрисдикции митрополита Сергия: совесть этих мирян не смущалась ответственностью за церковное управление, они с чистой совестью участвовали в таинстве. Сегодня мы стоим на пороге того единомыслия, которое, даст Бог, единую чашу сделает возможной не только для паствы, но и для пастырей всей Русской Церкви.

- Можно ли сформулировать главные проблемы, стоящие сегодня перед Зарубежной Церковью, перед Русской Церковью в Отечестве, перед Россией?

– После попущенного Господом лихолетия ХХ века перед всей Русской Церковью и перед церковной Россией стоит задача – выйти из испытаний нашей недавней истории с пользой для нас и для всей Церкви. Испытание Русской Церкви – как под ударами богоборческого режима, так и в условиях неизвестной доселе церковным канонам диаспоре – явил всей Православной Церкви новый опыт, новое свидетельство о Христе. Наша задача – вынести правильные уроки из испытаний ХХ века, чтобы о современной Русской Церкви можно было сказать словами Апостола Иакова: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его». «Когда падет безбожная власть в России, дай Бог, чтобы нам с вами разрешили служить там где-нибудь на деревенском кладбище». Это сказал митрополит Анастасий, непримиримый первоиерарх Зарубежной Церкви, и чуть ли не пособник врагов России, каким он слывёт у нас. В этом случае, и это самое главное, мы сможем причащаться вместе от одной чаши Тела и Крови Христовой».

Ос.4:6-9 – «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его».



Взорвать, поджечь, - какая в этом трудность,
Была бы злоба и неверье в Бога,
И мирное житьё одним ударом рубят,
Не убоявшись хрупкое не трогать.

Ливан, Израиль, а затем Иран
Пороховую бочку поджигают,
Счёт по убитым, не считая ран,
А кто-то золото гребёт уже мешками.

Лопочут политологи в эфир,
Наёмных репортёров свора воет,
Пожар неуправляемый и вдаль и вширь –
Готовится младенец в люльке к бою.

Заложены конфликты не сейчас -
В Библейском дальнем, там, от Авраама,
В проекте был всего лишь Исаак,
А Измаил с Агарью пишут драму.

Их примирит не Магомет в обед, –
Застолье опрокинуто, разбито;
Соседа не прицел берёт сосед,
И нанимают в смертники наймитов,

Христос не отвергает мусульман...
А мне их жаль, ревнителей Корана,
Их души жаждут истины весьма,
Та Истина – Христос, Его святые раны.

Лишь кровь Иисуса в силах потушить
Дымящуюся месть, угрозы, злобу;
Сегодня же сунит и брат его шиит
Непримиримые в песках на месте лобном.

О, если бы в веках в шестом, седьмом
Монахи не скрывались по пустыням,
А разбрелись с Писанием вдвоём,
К кочевникам от Господа посыльным.

Пустыня б раем чудным расцвела,
А Магомет стал истинным пророком,
С Христом творил бы мирные дела,
В монашестве нашли бы много проку.

22.07.06. ИгЛа.


249

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: