размер шрифта

Поиск по сайту



1804.

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1804:

На сколько можно доверять описанию внешности святых, их образу мысли? Из каких источников Димитрий Ростовский писал эти жития?

Ответ И.Т. Лапкина:

Полностью нельзя доверять ни Димитрию, ни другим; он был прекрасный писатель-полемист, по-советски – агитатор за хорошее светлое будущее в монастырях. У него работала фантазия фантаста, как у Герберта и Ершова. Очень много скучно-стандартных описаний; видимо, материалов совсем никаких не было, а вымучить уже не было сил. Он болел, и церковное устройство было в развале: попы безграмотные, нравственность аховая. Жития эти уже и кончать надо, чтобы примерно равное количество и по объему на каждый месяц набрать, а данных – ноль. Это сегодня понятно и семинаристам и никто почти не верит этим его житиям. Но пока они есть, мы их читаем. Если уж нет доступа к Библии, тогда пусть будет то, что питало Русь целую тысячу лет – по крайней мере домострой подновим.

Многие сомневаются о чудесах при мучениях, что святые, как бы железные, твёрже железа; что бы ни навалилось на них, они не падают. Тут надо верить, Бог всё может! А вот там, где против Библии, где труды иноческие звёздные, обеты иноческие равноангельные, бестелесные, кончина иноческая благоуханная – где всё-всё иное, чем в Библии, тогда как бы не оказались и они и мы иными-иноческими, ИНО от Бога и ИНО от Библии. Иер.14:14 – «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Иер.23:21 – «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали».

Многое писалось с чужого голоса, с чужого видения, с чужого писания. А это всё такое разное и друг друга опровергает часто.

Христофор – 9 мая. «Память святого Христофора весьма чтится как на востоке, так еще больше на западе, особенно в Испании. На западе прибегают к нему во время заразительных болезней.

Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был хананеем, а другие производят его от канинеев или кинокефалов (собака и голова) антропофагов (человек и — есть). Пёсий вид святого в славянском Прологе отвергается, а Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразной вид».

Оглядываться стоит и почаще, Пс.118:59
Особенно глухому, в темноте. Иер.6:21
Увидишь в храме – из кармана тащат, Иер.2:26
Что не припрятал, то, над чем корпел. 1Пет.4:15

Назад не озирайся, что оставил Лук.17:32
В развратном прошлом, гибнущем Содоме; Быт.19:26
На вожделения закрыты веки-ставни. Иов.11:6
Каким пропащим был, об этом помни! Откр.2:5

Не вспоминай своих заслуг великих, Фил.3:13
Опочивая сном на прошлых лаврах. Лук.17:10
Парализующие прежние улики Лук.15:19
Растравливают ум на ранах старых. 1Кор.15:9

Прошедшее, прощённое Иисусом, 1Кор.15:10
Он бросил за хребёт Свой и забыл. Ис.38:17
Каноны-вехи в обновленном курсе, Мф.13:52
Таланты в дело, но не на распыл. Мф.25:20

Не озирайся, что оставил, бросил, Лук.18:28
Пожертвовал так много Иегове. Фил.3:8
Не задавай ненужные вопросы, Иак.1:5
Довольствуйся: избегнул малой кровью. Мф.5:25

Припомни, сколько раз погибель Пс.77:40
Тебя подстерегала в подворотне. Мф.23:37
Как прошептал испуганно молитву, Пс.119:1
Перекрестился леденело-потный. Ион.2:3

Спаситель наш, Создатель наблюдал. Пс.21:10
На прошлое в испуге озираюсь… Иез.16:22
Да, вот теперь, как раз тот час настал, Есф.4:14
Христа прославить за любовь и жалость. Ис.38:15

Наш плуг прямую борозду ведёт, Лук.9:62
Скрываясь за вчерашним горизонтом. Евр.10:38
Все беды не обдумать наперёд. Иез.3:20
И в каждый день неопытно спросонок. Сир.22:7

Что ни скажу – так часто не впопад, 1Цар.15:29
Не к месту, не во время, не по вкусу; Сир.20:8
Задел свидетельством епископа, попа… Ос.4:4
Да, угодить бы только Иисусу! Гал.1:10

 


2.9.03 ИгЛа

 


291

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: