размер шрифта

Поиск по сайту



1803.

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1803:

Можно ли полностью доверять тому, что написано в житиях у Димитрия Ростовского, у Филарета и у других?

Ответ И.Т. Лапкина:

Полностью можно доверять только Священному Писанию, то есть Библии, а жития писались через столетия после жизни тех, кого хотели сделать более известными. Все эти их разговоры, прямая речь, видения их, всё это часто плод писательской благочестивой фантазии, воображение патриота-монаха, ратующего за распложение монашествующих. Подлинны только те жития, что есть в Библии. А таких очень мало. Почти везде добавки, выдумки, видения и сновидения, как сами жизнеописатели пишут.

Иак.3:17 – «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». В житиях очень много написано пристрастно; и как всякий полемист, лишь бы добиться победы, пишет, выдавая желаемое за как бы бывшее. И стилизация под существующий строй допускалась, как пишут исследователи.

Были бы эти писатели такие же верные Иегове, как Михей, тогда и житий этих не было, а все они вместились бы не в 12 книг, а в одном стихе, который отсеял бы всё это подыгрывание. 2Пар.18:13 – «И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я». Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Кто прятался от людей – все эти пещерники уже не были бы в житиях, если бы следовал Димитрий Ростовский совету Апостола Павла. И тех, кто не проповедывал слово Божие, их тоже нам и знать не следовало бы, быть может, согласно этого же совета Апостола Павла.

Димитрий Рост. – 21 сент. «Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления Миней-Четьих, которыми он принёс величайшую пользу всему народу Русскому. … принять на себя труд исправления и составления Житий святых. … Душа его, наполненная образами святых, жизнеописанием коих он занимался, сподоблялась духовных видений во сне.

«Августа десятого 1685 г.,— повествует сам святой Димитрий, — в понедельник, услышал я благовест к заутрене, но, по обыкновенному своему ленивству, разоспавшись, не поспел к началу, и проспал даже до чтения Псалтири. В сие время видел следующее видение. «Казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святые мощи. Осматривая со свечою гробы святых, увидел там же, якобы почивающую, святую великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ее являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки, и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ее, и взял оные руками для вложения в раку; но вдруг узрел в живых Варвару святую. «Святая дева Варвара, благодетельница моя! умоли Бога о грехах моих»,— воскликнул я.

Святая ответствовала, будто бы имея сомнение некое: «Не ведаю, умолю ли, ибо молишься по-римски». «Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и уподоблялся в сем случае Римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва». … Димитрий смиренно замечает: «Бог ведает, что сей сон знаменует, и каково оного событие воспоследует! О когда бы молитвами святой Варвары, покровительницы моей, дал мне Бог исправление злого и окаянного жития моего»!

Другое сновидение, случившееся через три или четыре месяца после первого, было следующее: «В 1685 г. в Филиппов пост,—пишет святой Димитрий,— в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лёг отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с лицом весёлым ко мне вещающего сими словами: — «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». … В то самое время учиненный к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро окончилось.

… я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую».

Иоанн Богосл. – 26 сент. «Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по имени Романа (Ромена), прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, которая держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своею она привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и немало оставались они в толикой беде

... В то время как Иоанн спрашивал Прохора о случившемся, Романа увидев их беседующими, схватила Иоанна и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Иоанна. Наконец сказала: «Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя».

 

Бог пользуется в деле самым малым, 2Кор.10:10
Заброшенным, ненужным, завалящим. 1Кор.1:28
Не важно из чего, из дерева, из стали, 2Кор.4:7
Одна копейка в банке, или целый ящик. Мрк.12:43

Но это малое, попав в пастушью сумку, 1Цар.17:40
Пристроившись в пращу мальчонки псалмопевца, Суд.15:15
Уже во лбу врагов готовит лунку, Суд.3:31
Пшеничинка течёт из плена тестом. Исх.12:34

Малюсенькие капельки дождя, 1Кор.3:6
Такие глыбы размягчает в поле. Пс.64:11
Слезинки сиротинки до неба долетят, Иов.24:3
В руке отважной женщины ракеты – чудо колья. Суд.4:21

Напрасно христианами враги пренебрегают: 1Цар.17:42
Их мало, за себя не постоят. Деян.5:29
Но вот уж их дивизии, бригады. Деян.2:41
Позорный крест – над скалами маяк. Еф.3:18

Такие незначительные люди, 1Кор.1:28
Незнатны, неизвестны и в оковах. 2Кор.6:9
Растёт и ширится из Галилеи Чудо – Лук.23:5
Победное, Божественное Слово. Лук.21:15

Что значит проповедь о Плотнике распятом, 1Кор.2:2
И понесли ее с десяток рыбаков? Иоан.6:70
Для иностранцев вдруг заговорили внятно, Деян.2:6
И слушатели бросили в огонь своих богов. Деян.19:19

Христианин, с Иисусом ты повсюду не один, Евр.13:5
В великой немощи всегда Христова сила. 2Кор.12:9
Из уст у Агнца меч, огонь и дым, 3Ездр.13:27
Сгорают ленины, нероны и аттилы. 3Ездр.15:23

Перебирая чётки по утрам, 1Фесс.5:17
Высказываем тайные желанья. Лук.18:7
От сырости слезы с грибной головкой храм, Деян.12:5
Мой враг на водопой пришел не львом, а ланью. Пс.41:2

Каким бы ты себя несчастным ни считал, Иов.3:24
До праха малосильным, убогим, бесталанным – 3Цар.17:12
Пастушья палка-жезл, пробьет утробу скал, Чис.20:11;11:9
Пустой сосуд с рассветом наполнишь чудной манной.

 


ИгЛа.8.6.03.

 


392

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: