Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 3
Вопрос 1132:
На стоглавом соборе было запрещено молиться тремя перстами. Следовательно, если мы признаем этот собор, значит нужно молиться двумя перстами? А если не признаем, то как же расценивать решения этого собора, не соглашаться с ним?
Ответ И.Т. Лапкина:
Пусть нас не смущает слово «собор». Абсолютное большинство его участников – это безмолвные фигуранты, и как правило, заправляют всем один-два человека. Председательствующим на этом соборе был Иван Грозный, правда еще совсем юный. Я много лет занимался канонами соборов, правилами по разным изданиям, переводам, и даже делал сам перевод. Делая сравнение решений вселенских и поместных соборов со стоглавым собором приходится сделать заключение, что вопросы, которые поднимались на нем, были местнического характера и никак не касались глобального.
Если впервые читаешь решения соборов, то создается впечатление, что участники его совершенно не нуждались в Библии, не верили в нее и не знали ее. Речь шла только о том, как придать благочестие тому, что уже было: богослужению, порядку в монастырях, как устранить дикие суеверия (волхвовали прямо в алтаре, рубашку в которой, родится ребенок клали на престол), как поступать с пьяными, дерущимися до крови попами, с теми, кто шатался по базару с иконами. Шло страшное мошенничество. Говорили о наказании «работников цирка», о льготах богатым монахам: разрешалось иметь четыре-шесть сортов кваса. Иначе сказать, собор «марафетил» покойника.
Авторитет Библии был на нуле. За основу брали только то, что принесли греки в 988 году. Трудно поверить, читая деяния собора, что его участники серьезно надеялись поправить положение в стране. На полном серьезе вносят решение о том, что нужно молиться, т.е. совершать крестное знамение только двумя перстами, и это только потому, что «так молился Сам Христос».
Сегодня старообрядцы так и утверждают, что при вознесении Христос благословил двумя перстами. История сохранила нам случай, когда соборы последующие провозглашали, что бывший до них собор был просто разбойничий, а значит в уста всех его участников вошел дух лжи. Решения Стоглавого собора не нужно было отвергать Никону, а держаться их, но ввести авторитет Библии. Прямо против Священного Писания нет ни слова ни в одной главе. Это все-таки авторитетный собор для русской церкви и Никон не имел никакого: ни морального, ни юридического права прикасаться к его решениям.
Последующие соборы должны были обратить особое внимание на образование народа, на перевод Библии на русский язык.
Реформа Никона была крайне зловредной и ненужной, а молиться двумя или тремя перстами – не имеет абсолютно никакого значения, ибо в житиях святых находим, что святые молились (совершали крестное знамение) и двумя, и тремя перстами.