Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 4
Вопрос 1237:
Старообрядцы очень много претерпели от царской власти после раскола. За что они страдали: за Христа или за собственное невежество и упрямство?
Ответ И.Т. Лапкина:
При князе Владимире с епископом Михаилом на Русь пришло христианство далекое-далекое, не по времени, а по виду, от Апостольских времен. Библия будет переведена и сделается доступной народу через 888 лет, так как была переведена на живой русский язык в 1876, а крещение Руси было в 988 году.
До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки, и практически ни одной Библии в народе не было, стоимость ее приравнивалась к 20-тилетнему труду. Вера в народе была не евангельская, а церковная, как мы видим сейчас на бытовом уровне – бабушкина вера. Священники не учили, а некоторые были даже крайне невежественны, как об этом говорят все историки и Димитрий Ростовский. Люди же знали только обрядовую сторону и то, что услышат в церкви. Поэтому обряд, сложение перстов, вид икон – это было центральным в вере русских, православных. Никон сам не был обращенным и возрожденным человеком. Такое благоприятное время было им упущено навсегда! Если бы он не касался обрядовой стороны, за что держались ее ревнители, а напечатали бы Новый Завет и Псалтырь даже на церковнославянском языке и раздавали бы в народе, как делают сейчас сектанты, то никакого бы раскола и не было даже в помине. Он сеял бы на целине.
Ос.10:12 – «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».
А так как в сознании народа не было Евангелия, то для всех центральным было обрядоверие, считавшееся таким же святым неприкосновенным, к чему нельзя ни прибавить и ни убавить. То есть то, что Библия говорит о себе, отнесли к богослужению, обрядам, книгам. Как и сегодня, когда Россия пребывает в том же антиевангельском духе, кромешной тьме. Для тогдашних людей то, за что они держались, было свято, как для правоверных иудеев закон о жертвах, как их ревность о субботе. Они настолько крепко верили в незыблемость субботы, что убили даже Господина субботы, считая себя более ревностными, чем Сам Бог (стали святее римского папы). Самое страшное в этом то, что эта ситуация сохранилась по сегодняшний день. Нужно провести полную ревизию в сознании верующих через евангельскую проповедь. Не случайно люди, которые переходят к сектантам из православия, говорят о себе: я был неверующий. Самые главные противники просвещения народа сегодня – это священники и архиереи.
Никон не имел никакого снисхождения к тем, кто не знал что есть главное; он шел напролом, как Гитлер, как Сталин, будучи чужд любви Христовой и снисхождения к немощным.
Рим.14:1 – «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях».
Рим.14:21 – «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
1Кор.8:13 – «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
Мф.18:6 – «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Никон подал великий соблазн на целые столетия вперед, насильно вкладывая в рот несогласных с ним «идоложертвенное». Не правы были все, и те, и другие, но несравненно более виновен Никон. Как поступил бы Апостол Павел? Его тактика нам известна.
1Кор.9:22 – «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
1Кор.8:10-13 – «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
И в этом плане грех Никона неизмерим. В его действиях не было никакой любви, но только дьявольская ненависть и гордыня человеческого ума, непросвещенного духом Евангелия. Он ратовал не за истину в вере, которую открыл Господь, а за то, что открыли ему перебежчики из веры в веру, подобные митрополиту Лигариду. Дух же Божий призывает нас подвизаться всех вместе не за реформированную греческую веру, не за византийщину и ферапонтовщину, а за веру по Слову Божию.
Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».
Если сегодня спрашивают: от кого же была эта реформа Никона? То ответ один: от учителя его – диавола. Протопоп Аввакум писал ему: «У кого из Апостолов научился ты обращать в веру мечом и огнем и пытками?» Миллионы истинно верующих во Христа вдруг, мгновенно сделались врагами Церкви, по мнению Никона. Эти люди страдали за свои убеждения, как за Христа, а уж как Бог примет их страдания – не нам судить. А что касается гонителей, то здесь всё ясно и однозначно – от сатаны.
Если бы протопоп Аввакум был евангельской веры и не упирал всё в обряд, то как много они смогли бы сделать, распространяя чистое Евангельское учение. Но у него этого было не больше Никонова; в таком же положении были и все члены кружка ревнителей, вся Россия, до единого прихожанина.