размер шрифта

Поиск по сайту




Кто мой ближний?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Лук.10:29

Лук.10:29 – «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» Притча о милосердном самарянине. Многие её слышали. Вопрос задаёт человек напрямую Христу: «А кто мой ближний?». Актуальность этого вопроса не исчезла по сегодняшний день. Кто ближний нам? И Господь мог бы ему показать, как знатоку закона, то, что есть. Он мог бы назвать, в первую очередь родственников, живущих в одном доме, друзей, помогающих нам, молящихся о нас, священников, епископов и до первосвященника. Он, конечно, знал, кто ближний. Но, во всяком случае, не другой веры человек, тут и гадать не надо, не самарянин же. Потому что когда Господь в конце притчи спросил его: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Ты сам как думаешь, кто? - совопросник не сказал: самарянин. Нельзя даже произносить было имени «самарянин», но так и видится, как он, опустив голову, буркнул себе под нос: «Оказавший ему милость». Я даже представляю, как он нахмурился. Он по-другому не мог сказать. Внутренний настрой на то, что ближний вовсе не еврей в этой негодной, оскорбительной, провокационной притче из уст Назарянина. Для зарубежной церкви все долгих восемьдесят лет ближними были кто угодно: домашние, пьяницы, наркоманы. Кто угодно, только не патриархия. Господь сказал бы, быть может, что это самые ближние. Самые близкие. Живущие рядом, потому что у нас один Бог, один Господь, одно крещение. У них не три же крещения, но только одно, и оно неправильное. Так это наша задача - показать, как правильно. Одна вера. У нас другой-то веры нет. Ни один патриарх не изменил символ веры, не добавил ни одного слова. Одно слово убрал, было такое, когда Никон убрал слово «истинного» в «Духа Святого Господа Истинного», но мы его опять вставили на его законное место.
Так кто же близкий? Это Господь ему задал вопрос. Как читаешь, какая заповедь? То есть обратил его взор внутрь: ты ходишь в школу? Воскресная школа была? В институте был? Как ты читаешь? И он сразу стал говорить. Какой бы вопрос сегодня ни задали, ответ один на всё: как ты читаешь? Мы намного хуже подошедшего, искушающего Господа, так как говорят ныне: да я не читаю. Ведь он так не ответил. Вот что нам нужно говорить сегодня. Мы идём сегодня из храма, к нам люди подходят, и какой бы вопрос ни задали, мы в ответ им можем сказать: как ты в Библии читаешь? «Что читаешь?» Про Матрону знает, про Коробейниковскую икону знает, крестные ходы все знает. Даже некоторые каноны знает. Сейчас на основании канонов составляют себе какое-то частное мнение, кто-то сказал что-то о патриархии, что митрополит Сергий безблагодатный. За что попало цепляются. Ты понимаешь или нет, что ты уже отпал от веры с таким рассуждением?! Господь настаивает, чтобы ты ответил согласно Писания: «как читаешь?» Иисус не спросил о том, как ты читаешь в канонах, в соборных постановлениях, в трудах и мнениях святых отцов, в высказываниях монахов. Вопрос «как читаешь» для вопрошающего был понятен, чего от него добивается Иисус? Значит, о законе Божием речь, не о Талмуде, не о Мишне – толковании Торы – закона Божия. Ведь у нас, у русских-то, совсем другая терминология, чем у других наций. Если к магазину подбегает вечером перед закрытием магазина кто-то, то его вопрос: «есть?» - понятен нам, что он спрашивает, водка есть или нет. «Почём?» Ведь не спрашивает о валенках, а о водке опять же. Так и здесь «читаешь» конкретно, чётко и ясно относилось только к священной книге евреев – к Ветхому Завету. В Библии как ты читаешь, что Бог Иегова тебе сказал? А вот тут-то как раз нам похвалиться и нечем.
Так объединяться или не объединяться? Господь бы спросил сегодня, и далее: как ты об этом читаешь? И тут ничего не ответят. Мы бы сказали: Господи, только объединяться, но объединяться по Евангелию. Объединяться только по Библии, и не с нечестивыми, которые всё предали, всё раздавили. Господь же может сказать: «Я тебя посылаю в Вавилон». А для чего? Есть одно интересное место у пророка Даниила. Когда он молился, то высчитав, что семьдесят седьмин кончились – 490 лет уже позади и пора возвращаться на историческую родину, а ответа нет, он стал ещё усерднее молиться. И тогда он увидел удивительное дело. Предстал ему некий муж: Дан.10:5 – «и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду», и говорит, что никого больше не было за твою молитву, я ходатайствовал перед Богом, чтобы молитву услышал Господь, и выпустил вас из плена. Дан.10:13 – «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских». Но ему кто-то противостоял. Князь персидский. Я опять же не понял, что за князь. Оказывается, что каждому народу дан определённый Ангел. И тот Ангел, покровитель персидского народа, как бы так говорит: «Господи, ты их не отпускай из плена, они опять идолам будут кланяться. А здесь они не кланяются идолам. Да и мой персидский народ начал просвещаться». Евреи не просто сидели в плену, а они исполняли закон Божий и там, а другие, видев, как исполняют закон, стали склоняться к истинному Богу. «Им не полезно домой возвращаться». А Архангел Михаил как бы так говорит: «Господи, но ведь Ты же обещал, семьдесят седьмин исполнились. Хотя им и не полезно, пусть теперь дома спасаются, мой народ показал, как спасаться надо». Вот какой разговор был. А откуда Златоусту это известно было? Из Слова Божья. Он дальше уже добавляет, показывает своё. Дан.10:21 – «Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего». Не так ли будет с нашим пребыванием не только там, где мы сегодня есть. Мы на этом положении уже не будем. Как только произойдёт какая то подвижка, мы обязательно по храмам пойдём. Я по воскресеньям буду ходить, так думаю, не буду дома сидеть. Возьму с собой тех, кто хорошо слышит. Моисей не умел разговаривать, а я не умею слышать. Исх.7:1 – «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Я уже всё это обдумал заранее. Поэтому не спешите, не грешите умом. Господь сегодня о каждом спрашивает: «Кто твой ближний? А ты как читаешь?» «Он же, желая оправдать себя». Те, которые сегодня готовы до смерти стоять против объединения, говорят: ни под каким видом объединяться не будем. Да никто не заставляет. А если патриархийные исправятся? «Всё равно не пойдём». А если патриарха заменят? Всё равно не будем. Они желают себя оправдать. Притча-то эта жива и действенна на сегодняшний день. Они какие угодно объяснения дают, на кого угодно ссылаются, на частные мнения человека, который, может, миллион раз покаялся на том свете за свои необдуманные слова. Сегодня ссылаются на общую исповедь, что так делал введший её Иоанн Кронштадтский. А Серафим Чичагин, который расстрелян был органами НКВД и позже причислен к лику святых, говорит ссылавшимся на Иоанна. Иоанн Кронштадтский уже тысячи раз, быть может, покаялся на том свете за соблазн общей исповеди. Ты смотри в Слово Божье. Оно неизменное. Молитва меняется, служба меняется. Никон многое изменил, но к Слову Божью никто не прикоснулся.
Иер.1:12 – «Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Не перед вашими канонами, хотя бы и соборными. Потому что каноны соборные временны. Вечная только одна Библия. Увидим страшное зрелище: Откр.14:6 – «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу». Уже близится Суд Божий и Ангел летит и несёт в руках вечное Евангелие. Всё сгорит, ни одной библиотеки, ни одного дела, ни одного собора, ничего не останется. Слово «Евангелие» в Библии упоминается в последний раз именно здесь. И оно в руках небожителя, призывающего к содержанию Евангелия: покайтесь все-все-все!!! Всё остальное только помогает тебе разобраться в Слове Божьем, правильно ли твоё дело. Желая оправдать себя, так говорит. Посмотрим, кто наш ближний сегодня. Об одном человеке было сказано: Иов.32:2 – «он оправдывает себя больше, нежели Бога». Чтобы и мы не оправдывали себя больше, чем Бога. Себя, то есть наше, человеческое мнение, да ещё когда оно явно вопреки Библии – вечного Слова Бога Вседержителя. Наше мнение, замешанное очень часто на мелкоте мышления и на большом эгоизме, таково: «я так научен, я туда не расположен». Благодати я не отрицаю, потому что это не моего ума дело. Сейчас спросят, а баптисты спасутся или нет? Не знаю, но знаю, что они не в церкви, а вне церкви нет спасения. Но спасутся или нет, это решает Бог. Бог Иегова. Пс.9:5 – «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный». И только в Судный День Бог всё откроет. Дан.7:10 – «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги». Бог многое говорит для нас применительно к нашим понятиям, а это, может быть, совсем и не так во всей полноте. Чистый и нечистый. А Иоанн Златоуст говорит, что никакого чистого и нечистого творения нет. Это к нам Бог применяется. Разве свинья хуже, чем корова? Копыта раздвоены. Бог нечистого зачем бы сотворил. Еретики говорят, что есть нечистое. Рим.14:14 – «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Для нашего разумения, чтобы мы с язычниками не соединялись.
Посмотрим ещё и слово «оправдывать по Библии, что он нам даст. Иов 40:3 – «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» Мы практически везде не совсем верно поступаем, когда не берём слово Божье за основание. У тебя такое мнение, ты долго так понимал, может, на эту тему не раз разговаривал. Но вот ты посмотрел и увидел, что в Слове Божьем не так, и ты бы прямо здесь же, где читал Библию, поклонись Богу, встань на колени, скажи: заблуждался. Имей мужество! Мне очень нравится, когда читаю, как преподавал Владимир Соловьёв. Это один из самых крупных философов-идеалистов, глубоко верующий человек. И не один раз, когда его в его умствованиях заносило, – чрезмерно умных людей всё куда-то на сторону заводит, – студенты могли ему доказать, что он не прав. Он тут же при студентах вставал, кланялся и говорил: «Господа, простите меня». Так студенты ему не давали уйти из аудитории, но на руки поднимали, несли его в ординаторскую. Уметь сознаться в заблуждении, не просто в домашних делах, а главное, вот здесь своим личным мнением я заблуждался. Как непросто было Никодиму сознаться, что он не прав. А он начал искать выход, как родиться, вспомнил про утробу матери. Мать, может, давно умерла у него. Он пошёл совсем не тем путем. Родиться свыше - это означает, в первую очередь признать себя мёртвым. Себя. И доверится Богу, быть водимым Духом Божьим. Сейчас говорят об объединение - это промыслительно. Я абсолютно точно могу это доказать, потому что без воли Божьей ничего не совершается. Столько лет молились об этом в алтарях, чтобы едиными устами славить Бога и прочее. А когда подошли вплотную, то оказалось, что и нет ничего. Но едиными устами должны с мусульманами славить ещё, потому что они тоже должны услышать о Боге. Потому что монахи проспали шесть столетий. Сегодня прямо и открыто говорят. Если бы к ним послали хотя бы одного Кирилла или Мефодия, то не было бы мусульманства. А я уже сколько лет об этом говорил?! Открыто говорят уже об этом в патриархии. Может, патриархия была бы другой, если бы с 27-го года проповедовали, говорили Слово Божие за рубежом, и те бы сами увидели.
Ис.43:9 - «пусть представят свидетелей от себя и оправдаются». Отделились старообрядцы и теперь бьют по пальцам, держатся за двуперстие. А дальше ничего и нет. После ещё разделились на принимающех священство и непринимающих. Те, которые не принимают, на 48 течений разбились. У меня устаревшие данные, сегодня, может, сотня их. Конца-края нет. Пусть представят доказательства из Библии на право разделения. А они не могут представить. Община и ни одной Библии в ней нет. Деревня, в которой все кержаки, и ни одного Евангелия, ни одной Библии нет. Пусть представят доказательства, и мы поверим им. Я молюсь двумя пальцами, потому что я так приучен... На это есть объяснение. Три пальца вместе соединённые – это во имя Святой Троицы. Так, говорят, не Троица же умирала на Кресте. Правильно, но и не Богочеловечеством умирал на Кресте Христос, а умирал по человечеству, хотя Он и нераздельный, как воплотившееся Слово, было и на кресте с плотью. Божество же не подвержено страданиям, как говорит блаж. Феофилакт в толковании Иоанн.8:56-59, «и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию». Значит, самым правильным складыванием перстов молятся католики. Они правильно показывают пять ран, пять ран полученных на кресте. Тут всё объяснимо. Но я не буду так молиться. У меня есть свои, как говорится, корни, хотя я и не люблю это слово. Лук.18:14 – «оправдывающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Мы вину должны взять на себя. Кто заметил, я постоянно говорю, что не только они виноваты, виноваты мы в первую очередь. Если бы мы всюду свидетельствовали, говорили о Христе, то ничего бы этого не было. Наши сестра работает в одном магазине и там работало несколько продавцов из Московской патриархии, и наша сестра их не обзывала никоньянами, сергианцами, а просто говорила, читала Евангелие, и они все по одному уволились, никого из них там уже нет. У них ничего нет в защиту своего учения, в защиту того, что делается. А они бы увидели, какова разница в жизни между ними, очень большая, отношение к Слову Божью даже несравнимое. Гал.5:4 - «вы, опрвдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Сегодня оправдывающие себя канонами отпали от Библии. Да мало того, обвинения ещё в мой адрес: «он каноны не ставит наравне с Библией». Но это же всё равно, что обвинять, что я человека не ставлю наравне с Богом. Автор Библии – Бог, а на соборах люди сидели, молились, часто их правила следующие соборы подправляли или отменяли – они временный характер имели. Оправдывающий себя законом. Для многих из нас закон, это постановление собора. Отпали от Христа и отпали от благодати. Прочитайте дома эти места ещё раз, посмотрите, как они засияет перед вами. Монахи как будто цель поставили – получить Царство Небесное своими тяжкими трудами – своими усилиями получить оправдание. Сир.8:5 – «не оправдывай себя перед Господом и не мудрствуй перед царём». Ты понял, что ты не прав, встань и скажи: я не прав. Это так просто перед народом встать и сказать, а не только на исповедь пойти.
Оказавший милость. Сир.35:22 – «Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы. Когда один строит, а другой разрушает: то что они получат для себя кроме утомления?» А вот это для нас, для русских, очень характерно, что у нас ничего нет постоянного. Одни строят, другие перестройкой разрушают, третьи рушат. Какой опыт был в управлении Россией. Вообще как будто никогда ничего не было. И опять всё разломали, начали с нуля. Сегодня многие понимают, что опыт Китая оказался лучше нашего, они, в общем-то, не сломали систему, а начали подправлять на старом. У нас, как только ушёл правитель, как будто никогда его и не было. Это первый президент, который живой остался, но и то за границей, где-то. Нам нужно смотреть, что было перед нами. И как образец - биография Иоанна Златоуста - его свергли, оклеветали, а он только об одном молится, - чтобы от этих оклеветавших епископов из его приверженцев никто не отошёл, чтобы сохранить единство. Всё остальное забудется и уйдёт. А если разделение произошло, назад соединить почти невозможно. Лев. 19:18 – «Люби ближнего твоего, как самого себя». Было такое прямое повеление. Значит, вопрошавший Христа это знал. Мф.19:23; 22:39 то же об этом говорит.
Юноша отвечает, что нужно любить ближнего, как самого себя, и любовь эта больше всех всесожжений и жертв. Поговорить бы с евреями: вы эту притчу о самарянине признаёте или нет? Хорошо ли самарянин сделал? Ясно, что из Иерусалима в Иерихон шёл еврей, и никто не сомневается, что Христос говорил об еврее, что мимо проходил еврейский священник. Это Моисеев закон прошёл; проходит и левит, дьякон – это означает, что пророки прошли, а израненный народ еврейский лежит никому ненужный. Приходит самарянин, а это образ Христа. Но, самарянин-то – иноземец. А вот если бы лежал самарянин израненный, и евреи бы проходили мимо, то как бы эта притча выглядела в её окончании. И проходили бы не два, ни три, а двадцать три тысячи, подняли бы они его на осла? Да к нему прикасаться нельзя! И вот если посмотреть с этой стороны ещё, то не знаю, как на нас ещё будут смотреть патриархийные. Не конкретно на нашу общину, а на тех, которые там были. Ведь представить могут друг другу счёт. И уже сегодня представляют. Но решили так, как будто ничего не было, забыть и прочее. Мы можем сказать по отношению тех и других точно, что Слово Божье не было авторитетом ни у кого, миссионерством нигде не занимались, мучались с мощами - непрерывно резали, возили, - и только крестные ходы, иконы, храмы, монастыри. Я не вижу ни у тех, ни у других первоапостольского. В этом случае они одинаковые. Поэтому для нас открывается такое поле деятельности в миссионерстве. Мне пришлось однажды читать про одного руководителя из баптистов, Карева А.В., и он проводит мысль о том, какая была страна наша. Что не было более благоприятной обстановки за всю мировую историю для распространения христианства, как в России. Это народ такой. Как говорят сегодня, таков его менталитет. Буквально под землю лезли, зарывались, шли в монастыри. И только Евангельское слово появилось, какие-то там Рэдстоки, Пашковы, как люди тысячами и тысячами стали обращаться. Полковник Пашков на дому вёл занятия с людьми. В романе Толстого «Воскресение» это как раз и описывается. Эта жажда в народе хотя немного осталась. Люди в Московской патриархии ни баптистов, никого не примут, они и нас не принимают. Но нам-то легче к ним подойти. Мы и перекреститься можем, и отстоять службу, как должно. Надо заинтересовать их. Чтобы среди них появились люди, которые поймут это и понесут Слово Божие дальше. А тогда с кого начнётся пробуждение патриархии? Этого не знаю. Я никогда не думал, что начнут строить купели-баптистерии. Когда начинали о крещении говорить, то вообще нигде их почти и не было. А сегодня почти при каждом храме строят. Помолись, посмотри, что Бог откроет, какое поприще, какая новина, целина, где мы можем сеять. Мы всё не можем просчитать. Дальнейшее дело покажет. Будут новые вожди. Кто знал, что выйдет народ из Египта? Правильно сделали, что пошли за Моисеем. Но потом почти все погибнут.
Иак.2:8-9 – «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками». Давайте одной меркой мерить. Мы хотели бы, чтобы у нас Евангелия не было? Конечно же нет, мы только на этом и стоим. Почему же туда не пойти? Мы ходили, нас не принимают? Нужно искать другой выход, и мы не знаем ещё, как будет. Но помолиться об этом надо. На ваших глазах, вы видите, о чём ни просил помолиться, смотришь, опять сделалось. О чём только ни попросишь, чуть ли не на следующий день Бог выполняет. Начните с сегодняшнего дня молиться: Господи, нас соединяют, а мы не хотим. Но закрой наши уста на хуление, чтобы мы о слове «благодать» в ином месте пока не разговаривали. Это Бог решает, Бог даёт благодать, и она незримая. Мы будем рассуждать о том, чтобы нам спастись самим. Господи, укрепи нас, исполни Духа Святого, чтобы мы и там сумели показать образ Твой. Напрямую подчиняться местному епископу я не хочу и буду сопротивляться, пока живой. Это невозможно, там всё буквально убивается. Но как Бог сделает – не ведаю. Но нам идти некуда совершенно, мы что только ни перебирали – некуда. Это, видимо, Господь промыслительно показывает, чтобы мы заранее никуда не прилеплялись. Есть такие, которые ушли, сразу не согласились с митрополитом Виталием, и они ненавидят русский язык. У нас они всё достигнутое отнимут. У нас на богослужении всё почти на русском языке, а тогда ни псалтырного, ни Евангельского чтения не будет. Нам вообразить даже невозможно, даже хуже этого уже ничего не может быть. Они нас сразу погрузят во тьму. Самое лучшее - это то, что у нас есть сейчас. Чтобы мы как милосердные самаряне видели людей, израненных грехами, демонами, которых раздел дьявол, которые не могут никуда дойти. И у нас ослы есть, взваливайте, везите. Рим.13:9 – «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». Образец Господь нам показал. И, притом, самарянин-то иноверец. Почему евреи, которые слышали, а это сравнение для них было смертельным, тут же не посягнули на Господа? Они могли так рассудить: «Что, наш батюшка хуже какого-то патриархийного самарянина? Да ты думаешь, что говоришь или нет?» Поэтому, когда Господь говорил, то: Лук.4:22 – «все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его». Но когда Господь сказал, что евреи оказались ниже язычников, что во времена Елисея только Неман, сирийский военачальник, излечился, а при пророке Илии только вдова в Сарепте Сидонской, то евреи тут же схватили и чуть не убили Его. Это прямо к нам говорится сегодня. Стали мы, быть может, о себе думать высоко, а Господь показывает, что мы ещё там таких Нееманов можем увидеть, таких вдов сарептских, что ты скажешь: и у нас так не делают. Сколько домов призрения обихаживают, сколько в разных больницах работают. Ты посмотри на их. Не думай так, что я приду к ним только для помощи им. А я уже заранее готовлюсь кое-что принять, чего-то, может быть, мы не знаем, научимся более делам милосердия. Мы многое ещё не видели. Гал.5:14 – «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Весь закон, и даже первая заповедь, «возлюби Бога». Возлюби ближнего, как самого себя как бы поглощает и первую заповедь - любовь по отношению к Богу. Гал.5:14 – «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Скажут, что там епископ не такой. Но вот интересное место: 2Мак. 4:25 – «Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя». Был назначен к ним патриархом, первосвященником человек от царя, как от советской власти. Это может быть похожим, как митрополит Сергий по приказу Сталина. Вот какого Бог допустил. Аминь.

«Господи, помилуй!!!» – восклицал слепец,
Будоража криком шумную толпу;
Повернулось счастье к несчастью наконец,
Теперь уже, похоже, совсем не затолкут.
И за толпой отправился прозревший,
Он не вопит к Христу: «О, Господи, помилуй!».
С утра ещё сегодня был он грешник,
Христос простил навек, не удалился мимо.
Там болен был слуга, которым дорожил
Служивший здесь давно легионером,
В определённый час чудесно так ожил,
Христос поставил сотника примером.
И больше не просил, не досаждал Христу,
«Помилуй и прости!» остались в прошлом.
Тебя услышали, ответили на стук,
Разумный человек ты или лошадь?!
Надоедают с «Господи, помилуй!»
С Иисусовой молитвой, словно мантрой,
Десятки лет вопят, как из могилы,
Неверием низводят всё насмарку.
Бог приходящих искренно приемлет,
Не изгоняет прочь отвергнутых изгоев.
В презрение зарыт был, словно в землю,
Воскресшего вовеки не прогонит.
Зачем же «Господи, помилуй!» сорок раз,
И многократно так на всех богослуженьях?
Выходит, что не вылез погружённый в грязь,
В плену остался после пораженья?
Неверие, как в аде лопотанье
Уже помилованного, может, и не раз;
Обезумели иноки от страха наказанья,
Забыв Евангельский о сотнике рассказ.
Ты тоже сотник по сотням повторений,
В пример поставить можно по неверью;
Отец неверия – змий семиглавый древний
Закрыл хвостом до благодати двери. 09.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

241

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: