Милостыня
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 19
Указатель: 1.Кор16:2
21 октября 2006 г. 1Кор.16:2 – «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает
у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Речь всё
время у Павла идёт о небесном, о Царстве и вдруг сразу опускает вниз мысли: позаботьтесь о своих кошельках, притом
распорядитесь правильно. Не просто средства получил, мои деньги, куда хочу, истрачу и мне никто не указ. Нет, деньги
нужно сберегать. Нужно деньги уметь беречь. И сберегать не в Сберкассе, а у себя дома. Эта часть особая, которую
никуда не надо выносить, она должна лежать под рукой: руку протянул - и взял. Иные на божничке хранят. Сколько? А
вот об этом будет речь идти. Притом каждую неделю отлагать и конкретно – в воскресный день. Выходит, четыре раза в
месяц. Для себя хотя бы взять и сказать: я делаю так или нет? И если не делаю, то почему не делаю? Может, зарплату
дают только один раз в месяц или два раза, поэтому я и не могу. Обстановка изменяется. Тогда люди имели свой доход:
на базаре, на стройке... Тогда не было, может быть, так, как сейчас платят - один раз в месяц. 1Кор. 7:40 –
«думаю, и я имею Духа Божия». Он рассуждал о вопросе семейном, а это как раз к семейной установке
относится. Не сам по себе он это придумал. По Священному Писанию мы сейчас посмотрим, как выглядит финансовый
вопрос. Левий, один из сыновей Иакова, получил в удел священство. И когда делили землю двенадцать колен, разделили
только на одиннадцать областей, двенадцатый ничего не получил. «Где же я пахать буду?» Паши Библию, распахивай
сердца людей. «А жить на что буду?» У тебя одиннадцать частей будет. Вот все одиннадцать тебе принесут, у тебя будет
одиннадцать. Но из одиннадцати частей теперь ты уже сам десятину заплатишь, и будет как у всех, с маленькой копейкой
перевес только. Так что по-другому никак нельзя. Лев.27:30 – «И всякая десятина на земле из семян земли
и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня». Тогда ставят вопрос: «Но в Новом
Завете не было сказано про десятину». Десятина – святыня Господня. Если берёшь из святыни Господней, то это уже
святотатство. Тебе изначально не принадлежит десятая часть – вот на этом и остановись. Я знаю, некоторые начинали
платить, а потом стали больше получать, подсчитали: «Так это же много получается. Если бы я в церкви покупал свечи,
меньше бы истратил». Тебе не принадлежит это, и тебя убеждать не надо. Это святыня Господня. А если ты съел
купленное на десятину? Съел святыню Господню. Купил что-то жене? Купил из святыни Господней, из посвященного Богу.
Святотатец! Тут уже статья другая – заканчивается смертным приговором! Вор должен заплатить вчетверо за уворованное,
впятеро, а за святотатство заплати жизнью. Это большая разница. Рим.2:22 – «Проповедуя не красть,
крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?»
Григорий Нисский (372-394гг.) правило 6. «Другой же вид идолослужения, ибо так святой Апостол нарицает
любостяжание (Колос.3:5), не знаю, как опустили отцы наши без указания врачевания. Сие зло мнится быть болезнью
души в трояком отношении: ибо разум, погрешая в суждении о добре, мечтает, как бы добро находилось в веществе, и
не взирает к красоте невещетсвенной: вожделение стремится долу, отпадая от истинно вожделенного; и сварливое, и
раздражительное расположение души многие для себя случаи приемлет от сей вины. И вообще можно сказать, чтоо
таковая болезнь соответствует апостольскому описанию любостяжания. Ибо апостол Божий признал оную не токмо
идолослужением, но и корнем всех зол (1Тим.5:10). Но однако сей вид греха опущен без особого рассмотрения и
врачевания: от чего недуг сей умножается в церквах, и никто не испытывает приемлемых в клир, не осквернились ли
они сим видом идолослужения. Впрочем поелику отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевать
сие, сколько можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некие болезни от избытка влаг,
очищать рассуждением. Только татьбу, гробокопательство и святотатство почитаем тяжкою болезнью, потому
что таково у нас о сем преемственное от отец предание. И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел
принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под
видом договора. 8 . Святотатство в Ветхозаветном Писании признано достойным не меньшаго осуждения, как убийство.
Ибо и обличенный в убийстве, и похитивший посвященное Богу, равно подлежали побиению камнями (Иис.Нав.7). В
церковном же обыкновении, не ведаю как, последовало некоторое снисхождение, и послабление, и очищение недуга
сего принято более лёгкое. Ибо преданием отеческим определена таковым епитимия на меньшее время, нежели за
прелюбодеяние. Во всяком же роде преступления, прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и
ко уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение того,
который врачует себя покаянием». Апостольское правило 72 – «Если кто из причта или мирянин, из
святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и [вернув похищенное,] впятеро да
добавит к тому, что взял». Двукратный собор, правило 10. (862 г.) – «они и расхищающих святая
святых, и святотатствующих освобождают от извержения, так же оскверняющих досточтимые дискосы или святые чаши,
употреблением для обыкновенных брашен по своему рассуждению, признают не подлежащими извержению, тогда как сие
есть явное осквернение, и очевидно, что сие делающие подлежат не токмо извержению, но и вине крайнего нечестия.
Поэтому святой собор определил: те, которые святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение
трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых сосудов или
одежд, восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному
извержению из своего чина. Ибо едино из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для
себя или для других, на не священное употребление, сосуды или одежды, вне алтаря употребляемые, и правило
отлучает, и мы купно отлучаем: совершенно же похищающих оные подвергаем осуждению святотатцев».
Чис.18:21 – «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля...» За что?
«за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания». Всё понятно. И сегодня
богослужение так и называется «служба». Сегодня службу справляют или нет? Или ты хочешь, чтобы её не было? Ты не
думай, что мы говорим о десятине, и нигде нет её? Мы ходили к адвентистам, и они сразу объявили о десятине. Это
установление Господне. А разве они правильно делают, они же сектанты? Если они делают правильно, то нужно сказать:
«Правильно делают сектанты», хотя они сектантами не перестанут быть. Чис.18:26 – «объяви левитам и
скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите
из неё возношение Господу, десятину из десятины». Втор.12:17 – «Нельзя тебе есть в
жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и
мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения
рук твоих». Что непонятно? Ты на десятую часть из того, что заработал, и покупать ничего не можешь.
Как только пришёл домой: получка, наторговал - сразу и отдели. Сколько картошки накопал, сколько ягод собрал - сразу
десятую часть и отделяй. У нас дети в лагере ничего не знают, когда приезжают. Но вот мы набираем малину, набрали
первый раз меньше полведёрка. «Сколько, дети, кружек будет?» Все посмотрели: «Кружки три». «Десятая часть сколько
будет?» «Ну... третья часть». «Давайте полкружки отдадим, к батюшке зайдём». А ему и не надо. «Батюшка, возьми, -
уговариваем его. – Благослови нас». И теперь каждый раз, когда наберём ягод, и я что-то засуечусь, собираюсь
выходить из леса, а дети сразу и кричат: «А десятину?» Один раз только сказал и они мгновенно ухватили, и теперь
заворачиваем мы другой дорогой к батюшке. Благословение Господне. Ты бы посмотрел на радость ребятишек, как они
довольны: «Нас Бог благословит, нам завтра больше даст». И правда, пошли в другое место, нам раз в десять больше
Господь дал. Все даже подивились. А у ребёнка всё это на сердце положено будет. Приучите своих детей так же: пришёл
домой или что-то достал: десятина кому принадлежит? Господу. Чтобы ты не посмел даже пальцы протянуть к этому. А
Златоуст говорит: если деньги свои хочешь хранить, то около Господних храни. Потому что они Господни, над ними
Ангел, он их охраняет, и я ему уже доверил. А мои рядышком, он сохранит всё равно. И мы все годы хранили рядом с
десятиной, и ни разу у нас воровства не было. Мы один раз это услышали: «Господи, это Твои деньги – Твоя забота, а
мои рядом, Ты уж досмотри за ними». И ни домашние, никто не посягнул на них ни разу, хотя они лежат совершенно
открыто.
Неем.13:12 – «И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые». Когда
вернулся из плена вавилонского народ израильский, то забыли про десятину, и клир весь разбежался. Священники, левиты
пошли на огороды пахать, и службу вести некому. И тогда Неемия крепко выговорил: «Люди, вы что делаете? Вся эта
суета у языческих народов есть. Нам надо думать, как до Бога дойти». А без священников, как Златоуст говорит, без
этих священных рук спасение нам не обещано. И стали приносить десятины, и вот груды (груды – это означает
переполнилось всё). 2Пар.31:6 – «И Израильтяне и Иудеи, живущие по городам Иудейским, также представили
десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, освященных Господу Богу их; и наложили
груды, груды». Когда люди думали, что одной десятиной спасутся, и Бог их услышит, а сами живут
беззаконно, пророк упрекает их, говорит: Амос.4:4 – «Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте
преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня». Не раз в
месяц. И жертвы ваши – каждое утро, пользы никакой не будет. Ты можешь не десятину отдать, а все десять, но если
живёшь во грехах, то всё тщетно. Десятина – это только чтобы нам сохранить священство. Последняя книга в Ветхом
Завете показывает, что народ перестал платить десятину. Сколько времени они не платили, неизвестно, но от пророка
Амоса до Малахии минимум двести пятьдесят лет. Может быть, и служить уже некому было, и тогда пророк восклицает:
Мал.3:8-10 – «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы
Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.
Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит
Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до
избытка?». Чтобы проклятием да прокляты – трудно найти в Библии такое усиленное наказание. И всё
только за десятину! Какие были последствия этого, не знаем, дальше ничего не говорится. А Господь говорит: Меня,
Бога, вы можете испытать, проверить, слышу вас или нет. Когда вы будете Мне давать, «не открою ли Я для вас
отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Проверьте Меня, проверьте.
Переходим к Новому Завету, и увидим, что в нём говорится неоднократно о десятине. Притом «принесите все
десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища», - говорит Господь 10-м стихом у Малахии.
Мф.23:23 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и
оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Вот вы
даёте десятину, а оставили важнейшее в законе. Господь не за десятину их упрекает, а за то, что они думали десятиной
от Бога откупиться. Я рассказывал, как пришлось мне в синоде в Нью-Йорке быть, и пришёл как раз их самый богатый
человек. Вижу, он бритый и ведёт не духовный разговор. Я говорю: «Что же вы не позаботитесь о душе?» А он: «Так я
десятину плачу. Вы знаете, сколько?» Я говорю: «Вы что же, неужели так думаете через неё войти на небо? Богу это не
угодно, если мы надеемся на одну десятину». И меня епископ Илларион, к которому батюшка уехал, сразу поддержал:
«Конечно, нет. Неужели вы так думаете, что дали десятину и теперь спасены?» Нам некоторые хотели помогать и, может
быть, думали иметь в храм свободный доступ, но мы отказались от этой помощи. Хотя и была помощь, но с оглашенными
будешь стоять, как все.
Христос ту же самую мысль не раз подтверждает: Лк.11:42 – «Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с
мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не
оставлять». Евр.7:5 – «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать
по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых». Они
имеют заповедь брать десятину с народа Божия. Обязаны брать. Евр.7:9 – «И, так сказать, сам Левий,
принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину» Мелхиседеку. 1Кор.9:9 – «Ибо в
Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего». Взято из Ветхого Завета, и Павел
переносит в Новый Завет и далее говорит: «О волах ли печётся Бог?» А о чём речь? 1Кор.9:11 –
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное?» Так, конечно, это для нас
говорится, и мы должны пахать и молотить с надеждою. Мы! Хотя о десятине было сказано в Ветхом Завете, Павел
переносит полностью её на Новый Завет. 1Тим.5:18 – «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола
молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».А о чём он здесь говорит? 1Тим.5:17 –
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые
трудятся в слове и учении». Чтобы они молотили с надеждою. Что значит «молотили»? Главный вопрос:
молотит или не молотит? Языком молотить. Еврейский народ всё понимал буквально. Написанное до одной буковки всё
сохранили, они ничего не придумали - быки какие, и как стоять должны. Соломон всё сделал в храме хорошо, об этих
быках преподают в школах, и должен ли священник подниматься к медному морю на волах, какая одежда, какой ногой
первой на ступеньку наступить, чтобы нагота его не открылась, как наклоняться, сколько ладонью почерпнуть – всё
вымерено было. Исх.20:26 – «и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем
нагота твоя». Евреи совершенно не понимали, о чём речь идёт. О волах ли печётся Господь? А что за
море? Речь шла о двенадцати Апостолах Христа, которые понесут человеческое море, и люди придут ко Крещению –
смысл-то вот в чём! Если тогда сказано было: «Не заграждай рта у вола молотящего», и выход один был: у немолотящего
рот должен быть заграждён. Если по Слову Божию сегодня всё так поставить прямо, то священники должны быть содержимы
в достатке только те, которые проповедуют. Если они не молотят, если они не трудятся, то не трудящийся и не достоин
пропитания и мешок тебе на голову. Вот это место им и поставить: смотри, отец, как ты молотишь? Покажи, чем ты
молотишь? 1Кор.9:11 – «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас
телесное?» Мрк.4:3 - «вышел сеятель сеять». «Сеятель слово сеет». Как можно
было это не видеть, – я всё время эти слова повторяю? Священники живут не бедно, и живут-то за счёт неверующих.
Главный доход ныне у них от неверующих. От тех, которые постоянно приходят, доход невелик. Придёт бабка, одну-две
свечи купит. Главные жертвователи – неверующие. Чем больше грешит человек, особенно разные предприниматели, тем
больше жертвует, когда приходит в храм. Пачкой покупают свечи, приходит много людей креститься. За счёт неверующих
церковь содержится. Если бы молотил священник, то он отмолотил бы эту мякину, её бы не было. И значит этого достатка
не было бы. Я поразился тому, как в Камне-на-Оби священники восстали против десятины. Сначала даже не понял: как?
Ему дают деньги и он не берёт? Он берёт, но он уже смекнул, в чём дело, что дальше будет. Если он берёт, то можно
заранее сказать: отец, это тебе авансом за то, чтобы ты мог молотить и чтобы неверующие здесь не суетились, их не
должно быть. Он понимает, что эта десятина от одного-двух, может быть, малая частица, ничтожный процент от того, что
он сегодня получает.
Об этой десятине мне позавчера звонят из Греции. Наша бывшая прихожанка принесла священнику десятину, а он до того
удивился: да вы же бедно живёте? «Так это не имеет значения, значит, я бедная воровка буду, если не отдам». И она
уже задаёт вопрос: «В Новом Завете где про это написано?» Вот я нахожу, Апостол Павел говорит: «не заграждай рта
вола молотящего». Если священник не вол, значит, осёл какой-то и разговаривать с ним тогда нечего, не за что его
кормить. Тогда он не имеет права и торговать здесь - навоз привозить сюда! А если это настоящий пастырь, то он
скажет: отныне торговли не должно быть – поэтому поток денежный прекращается. Отныне надо работать, чтобы были новые
души. А для того надо молотить будет день и ночь. Итак, Апостол Павел предупреждает нас, чтобы мы откладывали из
того, что имеем, в первый день недели. Первый день недели – это воскресенье. Сколько откладывать? Десятину. Десятина
– это минимум, ниже которого нельзя опускаться. Повторяю, что если мы откладываем, то это не означает, что какое-то
принуждение. Сие есть заповедь. Если мы читаем Евангелие, то мы не можем это никак выбросить. Да и практически
сейчас отстрани десятину, то как тогда жить священнику? Поневоле торговля уже вползает. Мрк.8:38 – «Ибо
кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий,
когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». А исповедовать как? Языком. Жизнью своею.
Итак, войдём ли мы в число тех, которые будут в раю, зависит и от того, как мы будем уделять из того, что нам
заповедано. Аминь.
Военачальник, баловень побед,
В бою последнем терпит пораженье,
И всех его заслуг потерян след.
Его удел - опала и забвенье.
Но нет угрозы титулам моим
Пожизненным: любил, люблю, любим.
Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Бегущие столетья не сотрут.
Ни смерть не увлечёт тебя на дно,
Ни темного забвения вражда.
Тебе с потомством дальним суждено,
Мир износив, увидеть день суда.
Итак, до пробуждения живи
В стихах, в сердцах, исполненных любви! (Шекспир)