Продолжение беседы в храме (Грузия)
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 707.12.2013. Протоиерей Наум (Боршуков): Господи Иисусе Христе Боже наш, великий Бог и Спаситель, Ты послал Своих учеников и сказал: «Идите, научите все народы», крестите и опять учите нас. Господи, мы хотим научиться от Тебя, как соблюдать заповеди Твои, как ходить чистыми, непорочными, чтобы наладить свои семьи, воспитать детей и достойно предстать перед Богом. Поэтому благослови наше общение и нашего учителя, миссионера Игнатия. Даруй ему мудрости и нам, как внимать слову Божию, понять Твои божественные истины. Да прославится всем имя Твоё Святое Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно, и вовеки веков, аминь. Братья и сестры, я в молодости очень любил путешествовать. И вот один верующий человек говорит: «Наум, давай, вот я еду в Сибирь и со мной поезжай». А вот в Сибири, в Барнауле я встретился с Игнатием Тихоновичем. Да, и мы встретились у него дома. Но я читал много, Библию немножко и у меня были вопросы. И вот когда, значит, мы начали беседовать, на столе была Библия. И вот здесь Игнатий сказал, говорит: «Я не от себя буду отвечать, а как, что Бог сказал в Священном Писании, разъяснили отцы, то и я буду отвечать». Да. И вот я спросил: «Почему Вы не Богу покланяетесь, а иконам?», – кажется, так было. И вот он мне раскрыл учение об иконах, почитая иконы, учение о священстве, ну и всем о благодати Божией. И самое главное – учение о Православной церкви. И потом мы с ним, значит, переписывались. Ну, и настал вопрос: «кто будет веровать и креститься, спасён будет». Он в Сибири, а я здесь, в Тбилиси. И вот мне звонок, говорит: «Наум, я еду в Москву». – «И я тоже приеду». И мы там встретились. Здесь он подготовил, я уже выучил Символ веры. И там полное погружение в селении Переделкино, я крестился. И вот он крёстный отец, учитель до сегодняшнего дня. И сейчас мы, даже сейчас общаемся через интернет. Ну, сейчас кому какой вопрос Господь положил на сердце, вы задайте.
Обращаясь к Игнатию: «Вы тут сделайте вступление: как вы здесь, о вашей общине – всё это расскажите».
Игнатий Лапкин: Я коротко, что я плохо слышу. Поэтому, батюшка, далеко не отходи, будешь переводчиком по-русски, а здесь по-грузински. Это я в Америке был, когда выступал там, корейский, китайский, там разные были переводчики. Н.Б.: Да, кстати, его пригласил митрополит Виталий. Здесь, именно в Америке, в Зарубежной церкви – глава Зарубежной церкви. ИгЛа: Второе приглашение было от теперешнего митрополита, а он был тогда секретарь Синода – Илларион. Ещё добавлю, что они приглашают, а оплачивают дорогу разные фонды, но по миссионерскому – впервые за 70 лет.
Н.Б.: Нужно отметить, что там и церковь, и многолетние традиции. Но большая нужда в учителях, миссионерах, которые могли бы раскрыть православное учение. Поэтому здесь вот Игнатий и там послужил, и здесь послужил Господу. Интересно, они такие богатые, просвещённые, что они хотели там узнать?
ИгЛа: Если им так конкретно задать вопрос, некоторых тревожило любопытство. Они любят узников за слово Божие, а я сидел несколько раз в тюрьмах за проповедь. Поэтому они хотели услышать. Приезжают русские, всё не такие; и захотели увидеть «такого», как они представляли до революции. Но оказалось, что я хуже тех, которые до этого были, кто им не понравился. Я им ещё больше не понравился, чем предыдущие, их разочаровал. А они ждали, что я буду говорить, как они хотят. У меня в книге –написано 38 книг, и я никогда, ни разу, ни в одной строчке никому не угождал. Они просто ошиблись, не всё знали. Я спросил: «Скажите, вы сохранили здесь православие то, которое было до революции? Точно такое было?». Они говорят: «Да». Тогда я говорю: «Значит, вы являетесь истинными потомками тех, которые погубили Россию». А они на этих словах не остановились, послали меня в монастырь. И откуда бы я не приехал, они спрашивают там, в Сан-Франциско, в Сакраменто: «Понравилось?». Я говорю: «Не понравилось». Они не знали, как мне угодить, чтобы понравилось. Послали меня в Джорданвилльский монастырь к монахам. Я приехал обратно в Синод, и всё равно они спрашивают: «Ну, как?». Я говорю: «Очень понравилось. Ночные молитвы, радость, пение». Я спросил: «Вы можете собрать молодёжь, чтобы побеседовать с нею?». А они ответили: «Наша молодёжь ни в чём не нуждается». Нужно уметь радовать других, и священник нуждается в этой поддержке нашей. Я не говорю о смертных грехах. А бывает невоздержанный язычок. Если кто-то сказал слово, торопится сказать два сразу. Да припомнит то, что 10 лет назад было. И вдруг ты почувствовала: полностью освобождена. Батюшка за тебя молился, ты воздерживалась. И на исповеди скажи: «Батюшка, я уже сколько раз исповедовалась, а теперь хочу поблагодарить Бога и Вас. У меня этот грех исчез, я перестала скандалить со всеми». Особенно помогает святая вода. Муж что-то сказал, ты полный рот набери и держи во рту. И ты увидишь, как поможет во всём.
Служитель при храме: Если вот у нас принято, что перед каждым причащением необходимо исповедоваться. Если наблюдается глубокое исповедание, тогда неужели необходимо перед каждым причащением опять исповедоваться? Если это тронуло сердце и очистится.
ИгЛа: Практика Церкви менялась. В начале такого не было, чтобы к священнику подходили, а просто написано: «испытывайте самих себя» и тогда приступайте. Испытывай каждый самого себя! Священник не исповедует, это святая Библия так говорит. Но, так как нравственность народа падала, когда Церковь стала официальной, тогда ввели это в практику. У нас исповедуются в другой комнате, никто не услышит. Зайдёт сестра, не дождёшься. Проходит 5 минут, 7 минут. Что она там рассказывает? Гляжу – 10 минут. У меня исповедь больше двух минут никогда не бывает. Я включаю благодарность Богу сюда, славословие, чтобы батюшка порадовался, что труды его над моей душой не напрасны были. И мы должны сказать, что: осознаю ведением, неведением, в уме, помышлении, во дни и в ночи. Всё, что батюшка зачитывает, повинен в этом. Но не в той степени, что имеет прямое указание на грех.
Переводчик: Это сложно, батюшка, повторите, пожалуйста, чтоб смогли перевести.
ИгЛа: То есть я признаю, что в знании, незнании согрешил, днём и ночью, я во всём каюсь. Хотя я не сознаю смертного греха в этом. Вот вам пример: был такой Авва Агафон. Братья решили испытать его кротость. Кто-нибудь сейчас подойти и скажи: «Ты – вор». Что тут будет? Монахи подошли и говорят: «Мы узнали: ты – вор». Он заплакал: «Да, братья, я вор». Он от юности в пустыне. Братья решили, отошли, говорят: «Не пробьёшь его воровством. Давайте обвиним его в другом грехе: он прелюбодей, с чужой женой был». Он заплакал и говорит: «Да, братья, Бог вам открыл мой тайный грех». Братья порассуждали, давай более сильный грех: «Мы узнали, что ты убил человека и скрылся в пустыне». И вдруг он согласился и тоже заплакал, и говорит: «Бог открыл это. Теперь я повинен суду Божьему». Братья решили: «Давайте скажем: ты – еретик». Он вытер слёзы и говорит: «Братья, никогда не был». Его спросили: «А как же ты согласился – вор». А он говорит: «Пожелавший чужое: вор. И был он у меня, я у брата видел хороший пояс. Он мне понравился, пояс. А это желание Бог запечатлел». – «А как же с женщиной?». – «посмотревший на красивую в сердце прелюбодействовал», если с вожделением, с пожеланием быть. «А как же убийство?». – «Ненавидящий брата, есть человекоубийца». Ты одеялом закрылся, а думает: да чтоб ему повылазило. «А почему же ты не согласился, что еретик?». Он говорит: «То слабость, вожделение плоти. Плоть-то обладает тяготением ко греху». Вот эта плоть, тело тянет ко греху. «А ересь – это добровольное отречение от святыни, от святости, от Церкви. Я никогда не был еретик, братья, поверьте мне». Священник должен очень внимательно смотреть, насколько искренне его исповедание грехов и накладывать епитимью. Епитимья – церковное наказание. Например, женщина приходит и говорит: «Я сделала аборт». А батюшка говорит: «Ну, что ж, сорок дней тогда мяса не ешь. По 50 поклонов». Правило Василия Великого второе гласит: за каждое убитое в утробе дитя на десять лет стоять за дверьми. Лет. 2,5 года: дождь, снег – всё твоё, никуда не уходи, молись. Второе, слушающие сказали: «Оглашенные, изыдите» – вышел. Потом припадающие – 2,5 года. И четвёртое, купностоящие – до конца стоит, но не причащается. Батюшка, я говорю по канонам? Н.Б.: «Да». ИгЛа: Сегодня говорят: если такие каноны включить, то в Церкви никого не будет. Иоанн Златоуст говорит: «Хотя бы я один остался, но правды не уступлю». Относительно исповеди – это вопрос настолько серьёзный, что к нему надо подходить, как в первый раз в первый класс. Многие говорят: я читаю Писание и не понимаю. Я незнакомую проповедь говорю, поэтому скажу мирскими словами. Был такой поэт Владимир Владимирович Маяковский и получил записку: «Мы с товарищем ваших стихов не понимаем». Он ответил: «Нужно иметь умного товарища». Мне этот ответ понравился. Видите, сестра задаёт сколько вопросов. А это тоже что-то говорит. Поблагодарить её нужно будет за вопросы и самим научиться понимать, что у тебя закрытые глаза на многое были. Н.Б.: «У этой сестры большая семья. И она каждый день, и много раз в день решает эти вопросы». ИгЛа: Батюшка, прочитай вслух записку. Нам по голосу лучше слушается. Н.Б.: читает: Чистое сердце – главное в женщине. Как одевают имеет ли большое значение? ИгЛа: Имеет ли большое значение? Н.Б.: Да, чистое сердце для женщины… ИгЛа: Главное: чистое сердце. А что дальше – это второстепенное. Я понял вопрос. Очень часто сектанты на этом основываются. Я вам ещё мирским человеком, Чеховым отвечу: «В человеке должно быть всё прекрасно». Говорят: разницы никакой нет. А написано: чтобы жёны одевались «как прилично святым». Я когда разговариваю, на этот вопрос женщинам отвечаю, беру палец и провожу по этому месту (по основанию шеи): будьте закрыты, как мусульманки. Мы Карачаево-Черкесию проехали, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Чечню – только что. Как будто другое государство. Едет женщина за рулём, одета в два платка, нигде ничего у неё нет, и её жара не берёт. Нам искать примеры нигде не надо. Достаточно посмотреть на святые иконы, как жёны закрыты, эти святые. В наших книгах вы это увидите. Там много-много фотографий, несколько тысяч, как одеты наши люди – нашей общины. В церкви у нас никто без рукавов не бывает никогда. Я не вторгаюсь в ваши порядки, говорю, как у нас, а уже вы, как хотите. У меня дети играют в лагере. Уже время 2 часа, обедать. Колокол ударил. Они должны быть все одеты, рукава до кистей закрыты. На молитве все чтоб были застёгнуты, мы перед Богом стоим. Дети в один день научаются этому. Война была страшная, трудная, но в армии по-прежнему спрашивали, застёгнута ли пуговица. Гитлер под Москвой, главное, а они смотрят, какая тут пуговица, когда голову снимают. Не рассуждать. Я сегодня в Тбилиси заметил: по сравнению с русскими, здесь ещё не дошли до того – многие женщины в юбках в городе. Только одну видел в брюках. В России идут они в одних трусах сегодня. Тем более в церкви. «Когда идёшь, – говорит, – приготовь сердце своё». Это не ваше как будто, но оно имеет значение: приготовь сердце к слышанию слова Божьего. К нам приехал священник в нашу общину. Батюшка сказал: «Ты будешь делать возгласы». Время служить, – и он решил из алтаря выглянуть: почему никто не пришёл. Открыл дверь, из алтаря смотрит: церковь полная, все стоят. Зашли, ни одного звука, ни от кого нигде нет. У нас порядок такой. За 7 минут до богослужения, допустим, ваша служба с пяти – за 7 минут все должны войти. Даётся сигнал, все вошли, встали, полная мёртвая тишина. 7 минут даже не креститься, стоять и благодарить Бога, чтобы огненное служение было у батюшки, чтобы мы душою вознеслись к Богу, за неделю поблагодарили. Через 7 минут Царские врата открываются. Бывает человек опоздавший. Он стоит до «оглашенные, изыдите!», внутрь в церковь не заходит, а в притворе. Когда: «оглашенные, изыдите!», оглашенные, готовящиеся ко крещению, выходят, опоздавшие заходят, верные все в храме. И это всегда. У нас выбраны специально мужчины, женщины наблюдатели, смотрители. Женщина, вот юбка должна быть не выше 10 сантиметров от пола. Все до одной. К этому очень быстро привыкают, – даже в лагерь приезжают у меня дети, я начальник лагеря детского, – в течение одного дня. Никакого хождения, перехода, ни шёпотом, ни одного слова. Если мы поняли, что это дом Божий, к нему надо относиться соответственно. Если даже батюшка спрашивает что-то, молча выслушала, поклонилась. А там, в коридоре, он с тобой поговорит. У нас после богослужения всегда собрание. Выходим в трапезную. Большая трапезная и общее собрание, какие нужды у нас были. И все говорят, о чём помолиться: кто больные, какие-то собрать средства, кто женится. То есть это единая большая семья. После этого попоют песнопения, такие хорошие песнопения духовные. И кто остаётся, они заранее с собой приносят обед. Отобедали и начинается занятие: изучение святой Библии – полтора часа. На душе легко и радостно. Недавно в дом инвалидов к нам из другого города привезли женщину. И ей попала моя книга одна, каким образом – неизвестно. А она оказалась баптистка и увидела там наш телефон. Я сам не звоню, потому что у меня денег вообще нет. Я сразу скинул информацию брату, адвокату. Свяжись с ней и узнай, что она хочет. Она ответила: «Хочу побыть у вас на собрании». Она баптистка. Баптисты боятся икон – это идолы. А она в этот же день подошла к Евангелию, к иконам, поцеловала, подошла под благословение к батюшке. С ней даже не беседовали ещё ни разу. Эта атмосфера имеет очень большое значение. Поэтому, когда вы совершаете крестное знамение, знайте, что вы делаете. У православных неправильное объяснение. Сейчас вышел большой, толстый, «Закон Божий» называется, Слободского. Они говорили: «На лоб – это означает: Господи, просвети мой ум. На грудь – во освящение чувств. На правое плечо – это означает, что Господь вознёсся одесную. Дальше объяснение правильное. На левое – помилуй меня, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Но, а когда сейчас нарисовали – вот половинка где (проводит рукой линию на груди), а здесь – вот где (указывает на центр груди). Получается крест перевёрнутый. Эта (верхняя) длиннее половина. Вот эта (верхняя) больше, чем эта (нижняя) – это колдуны так молятся. А теперь говорят: до революции так печатали. Но один благочестивый человек нам подсказал. И сейчас печатают, уже нормально нарисовали: надо на чрево, где пуп находится. Читаем: «Господи» – Ты Глава всему, Голова; Ты сотворил небо и землю. «Иисусе Христе» – это имя Он получил через чрево Девы Марии. «Сыне Божий» – одесную Престола вознёсся. «Помилуй меня, грешного» – на Суде Божием, чтобы не стоять с левой стороны. И поклон должен быть такой, чтобы, если руку протянуть (наклоняется вниз), – я после операции на позвоночнике, мне очень трудно ломать, – рука могла пол достать. Это поясной поклон. Н.Б.: У меня вот вопрос. Сейчас у нас везде открылось, восстанавливаются и открылось много монастырей. И здесь много молодёжи. Очень совсем молодых постригли в монахи. Да. Я вопрос задаю: что такое истинное монашество, которое мы читаем у Игнатия Брянчанинова, у отцов? И что такое вообще ложное монашество? Состояние прелести. ИгЛа: У меня этому посвящено два тома, каждый том по 752 страницы. Разбираю 12 томов «Жития святых» с выдержками из житий по определённым вопросам: 400 вопросов по житиям святых. Это один только вопрос, а у меня 400 их там. Вы почитайте, когда я уеду. Потому что, если я сейчас отвечу, как там у меня написано, вы меня выгоните отсюда. Батюшка, паства твоя выдержит ответ мой? Я говорю, что, что у меня наработка есть – монашество…»
Н.Б.: Нет, подождите. Мы сейчас послушаем ответ не от Игнатия Тихоновича, а от Бога, на основании Священного Писания. Если Бог говорит, то если у нас мнение неправильное, мы должны с Богом согласиться. Поэтому, вероятно, включим свой ум… Прихожанка: Разрешите, пожалуйста, ребёнок плачет я отойду. Благословите, пожалуйста, я пойду. ИгЛа: Нравится – не нравится, я скажу, что я никогда не отвечал с приглядкой в глаза: нравится или нет. Я должен смотреть выше головы: так сказал Бог. Эти книги опережают своё время на столетие вперёд. Держитесь за скамейки. У меня есть наработка, выражение одно: монашество в том виде, в котором оно есть сейчас, в абсолютном большинстве какое было, которое где-то там, где-то когда-то, принесло вред больший, чем вместе взятые коммунисты, фашисты и мусульмане. Поясняю. Для нас главное – слово Божие. Господь говорит: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» – Мк.16:15. Дальше, Рим.10:17 – «вера от слышания, а слышание от слова Божия». И как веровать, если не будет проповедующего? Н.Б.: Там «вера от слышания» – вера, когда ты знаешь слово Божие… ИгЛа: Вера от слова Божия, от святой Библии. Темой монашества я занимался несколько лет. Все монашеские Уставы: Венедикта, Василия Великого – они у меня отображены в книгах. Когда я разговаривал с настоятелями монастырей, они даже этого не знают. Я говорю: «А правило такое-то Василия Великого, там Пахомия, правило Сергия Радонежского», – они и не знают. Они просто привыкли: «я монах» и на этом всё, 17 лет. В монашество раньше тридцати не принимать – первое. Слово «моно» означает один, монолитное сооружение. В монахи шли люди крепкого характера, люди, желающие истинного спасения, но не знавшие Евангелия. Пример: Пахомий Великий, 11 мая жития святых. Одиннадцать тысяч мужиков, окружённые мандрой. Мандра – это стена, архимандрит – это начальник над стеной. Уставы запрещают разговаривать, даже идя в столовую. Ни с кем не разговаривать, монах с монахом не имеют права разговаривать – Устав. Эти монахи ничего не понимают ещё. А «вера от слышания». Но представьте, что сейчас одиннадцать тысяч проповедников, миссионеров пошли бы проповедовать православие. Что бы было? В православии есть такой дьякон – Андрей Кураев, и он пишет: «Я проехал сейчас места Вселенских соборов – развалены. Я не мог даже свечу затеплить без враждебных взглядов». Мухаммад – это Магомед, умер в 632 году. «За шесть столетий, – Андрей Кураев говорит, – не нашлось ни одного Кирилла и Мефодия, чтобы послать к ним человека рассказать о Христе. Ни одного». Два миллиарда мусульман. А это могли быть все православные сегодня, никаких взрывов не было бы. Мухаммад был очень активный, интересный человек. Это нам его показывают таким. Вы прочитайте Коран. Я Кораном занимался не один год. У меня посвящён один том ему: как с ними беседовать, как работать с мусульманами. Андрей Кураев говорит: «Они талантливы в вере». Не оспаривать, если ничего не знаешь. Это могли быть верующие, если там были бы христиане. Христиан не было. Всё Среднее Поволжье, азиатские республики все отошли к ним. А были монастыри в Египте, в которых было по 50 тысяч мужчин. Это вообразить невозможно: 50 тысяч проповедников да с Евангелием в руках, да пошли бы людям неверующим говорить о Христе. Что было-то? Мухаммад бы был один из самых великих пророков. Вышла книга Сидорова о монашестве, и он говорит: «Шли туда люди как бы избранные, крепкого характера, истинной веры. Но за стенами, не давая потомства, они уходили в песок». Это трудолюбивые люди, искренне верующие, целомудренные, стыдливые. Можно только желать таких людей иметь в государстве. Но это прямое противление словам Божиим: «идите», не сидите, а «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это куда делось? Вы просто про монашество не знаете, задаёте вопрос, а я занимался несколько лет. Представьте, там они куют характер, чтобы человек был бесстрастный. Мужчина остался без жены, но у него ребёнок 6 лет. Он пришёл, стучит в дверь монастыря. Настоятель вышел: «Чего хочешь?» – «Хочу в монахи». – «А сына?». – «Как ты скажешь». – «А что ты умеешь делать?» – «Я умею шить обувь». Я дословно передаю, как там написано. «Так, ты отрекаешься от сына своего, от этого Вани?». Он говорит: «Отрекаюсь». А по другому-то в монахи не возьмут. Но 6-летний-то ребёнок этого-то не понимает. Он знает, что папа ему пирожки давал, папа его за руку вёл и теперь он… А сказали: «Ребёнка не кормите», – настоятель испытывает. А отцу сказали: «Вот дерево, под деревом шей обувь». Он шьёт обувь. Сын подходит: «Папа, тятя». Он даже не глядит на него. Он не поймёт: отец это или не отец. Он с той стороны зайдёт, с этой, весь искусанный. А его поместили там, где вши заедают. Прикиньте к своему ребёнку: это ваш ребёнок. И это как пример показывается, описывается. Но ребёнок-то плачет. Монахи говорят: ребёнок ревёт, мешает молиться. Но никто не походатайствовал за этого 6-летнего ребёнка. Настоятель придумывает новое испытание: «Знаешь, ребёнок твой мешает молиться. Я тебе сейчас скажу, что нужно сделать». Рядом течёт река. «Хватай ребёнка, брось в воду». И когда ребёнок подошёл: «Папа, есть хочу», он схватил в охапку, подбежал и в реку бросил его. Но там они поставили сеть, быстренько выловили, откачали – ребёнок живой. А где же заповедь о любви? Богу это нужно, чтобы мы садизмом в самом прямом смысле занимались? Сегодня человека осудили бы, из тюрьмы бы не вышел за издевательства над ребёнком. А это описано как пример. Пример. «Жития святых» – это 12 томов Димитрия Ростовского. Кто имеет, знает он. Я его начитываю на плёнку, и в эфире только моим голосом «Жития святых» полностью начитанное есть, весь мир слушает. Да 12-то томов надо найти, где? Я прослушиваю ещё раз и ещё раз до десяти раз, чтобы составить каталоги и симфонию. Я её привёз. Впервые составлена симфония на 12 томов – это 1173 биографии. Святой Дорофей, у него ученик Досифей – молодой офицер, но очень интересующийся. И он подходит к учителю. Авва Дорофей – он святой, в святцах – Дорофей, и говорит: «Авва, я Евангелие читаю, мне это непонятно. Как это понимать?» Вопрос-то естественный. Он говорит: «Зачем тебе это надо знать? У тебя послушание за больными ухаживать? Ухаживай». А он молодой, ему охота знать Евангелие. Он ещё раз подошёл. Согласно Евангелия, нужно ответить и разъяснить. К тебе уже пришёл человек – накорми, жаждущего напой. Он делает не так. Он идёт теперь к настоятелю и говорит: «У меня молодой офицер недавно монашество принял. Но до того любопытный, затеял: Евангелие ему надо знать». Это жития святых. Он говорит: «Если я отошлю его к тебе, а ты ему там дай как следует». Когда он подошёл, Дорофей говорит: «Знаешь, я не знаю это». Хотя знает, но обманул. И говорит: «Иди к настоятелю, авва тебе ответит». Тот говорит: «Ты что ищешь-то?». Размахнулся: раз ему, другой раз. А потом схватил палку, да палкой его и догнал его там. И он вернулся к своему авве Дорофею. Н.Б.: Это у аввы Дорофея там? Иг Ла: Да, Дорофея. Главный Дорофей, а Досифей – это ученик его. Н.Б.: Нет. У аввы Дорофея, это в его книге поучение? Иг Ла: Поучение. Это всё у него там есть. И он говорит: «Как сходил?» – «Сходил. А что? Хороший настоятель». Он говорит: «Что он тебе ответил?» – «Да он сказал: зачем тебе знать?» – «А ещё что?» – «А он меня вот сюда ударил». – «И больно?» – «Да нет, не больно». – «А потом?» – «А потом как ударил вот здесь, так больно». – «А потом?» – «А потом палкой гнал меня, да по ногам 2 раза ударил, да по спине. Я сейчас попробовал, да ничего не сломал. Хороший настоятель». Это в пример ставится. Досифею-то в пример, а каково вам-то будет? Я вижу, такой монастырь должен быть: отдельно собираются, учатся и идут проповедовать, как учил Иоанн Златоуст; престарелых, одиноких священников докармливать, допаивать, создать им достойную жизнь. Монахов много: чтобы взяли под «призрение» все дома, какие детские есть, все больницы; дежурили, убирали из-под больных, червей выковыривали. Я за такое монашество. Н.Б.: Но сейчас всё наоборот здесь видим в монастырях. И вот о монашестве последнее: об Иисусовой молитве. У нас есть монахи, да. А они занимаются Иисусовой молитвою, там Евангелие и там послушание, и всё только об Иисусовой молитве.
Иг Ла: Так, я ещё хотел досказать. Интересный момент. Я когда был в армии, служил в Морфлоте: две буквы МФ, я занимался многими делами и от восьми дел отошёл последние 2 года. Много печатался в разной прессе, выступал по радио – в один день отрезал всё, отошёл. Я сказал: «Больше я этим не занимаюсь». Писал книги, издавал – отошёл: не пишу, не издаю. Написал 3467 стихотворений 9-ти куплетных. Ни одного стихотворения больше не пишу: в один день прекратил и всё. Каждую неделю говорил 4 проповеди в храмах 25-30 минут. Ни одной проповеди не говорю больше, просто отошёл, отдал молодёжи. И у меня осталось там: МФ – Морфлот, а здесь у меня осталось МФ – молитва и форум. Молитва – это означает Псалом 118:164. Это мне Бог положил на сердце. Давид говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». То, что я от чего отошёл, теперь я решил заменить молитвой и занимаюсь на форуме – МФ. Не считая утренние и вечерние молитвы, но считая только ночные и дневные, я должен не менее семи раз в день помолиться. Это мы делаем даже дорогой. А что такое разовая молитва? Разовая – это «Боже, милостив…», «Трисвятое». «Мы выехали. Приняли нас в городе, не приняли, 7 минут – и мы знаем, сразу начинаем рукой креститься. Иногда машина останавливалась, мы палатку расстилали и начинали молиться. И бывало так, что рядом мусульмане молятся, в обиду они нас никогда не дадут. Если ты молишься, мусульманин тебя защитит – вот это запомните, это у нас уже правило. Сейчас даже на остановке мы были, а они вышли расстелили, и мы палатку расстелили. Они разуты, только мы пораньше разулись. Мы помолились. Коленоприклоненные в молитве с воздеянием рук, как жертву вечернюю. Мы в конце молитвы поднимаем руки. Написано: чтоб мужи поднимали «руки без гнева и сомнения». И молимся: «Господи, прими это наше малое моление и соедини нашу молитву с молитвою всех святых, молящихся на небе и на земле. Услышь и исполни молитву всех молящихся о нас во благо нам. Прими и исполни нашу молитву о всех заповедовавших нам молиться о них». А потом говорим: «Господи, говори, слушает и да слышит раб Твой голос Твой». И молча стоим: слушаем, что Бог положит на сердце. Прислушаться и после этого бывает, что сказал. Не голосом, нет, это внутреннее. Бывает, уже принятый нами план мы внезапно меняем. Ничего особенного здесь нет, это всё по Писанию сходится. Но к этому надо навык иметь. Батюшка, попроси записку. Народ уже устал, сейчас мы ещё чуть-чуть.
Н.Б.: Вот здесь кто-то пишет: «У меня приходит страх необъяснимый. Как избавиться от него?»
Иг Ла: Я объясню, потому что я попадал в эту ситуацию. Мне легко отвечать на это, я испытал. Одна женщина, хозяйка приняла меня. Ей где-то лет 65, а мне 24 года. У неё в семье трагедия: мужа на операции зарезали, сын повесился. Второго сына – начали поднимать башню, там отрывать доски, опрокинулся кран – убило. Дочка вышла замуж, уехала с офицером в Болгарию, – и хозяйка Улита Григорьевна одна на большой дом. И в доме слышатся разные шорохи, стуки какие-то, кто-то по потолку ходит. У меня моя родная сестра там была, она это всё слышала. И я в это время занимался, конспектировал Иоанна Златоуста. С работы только прихожу, а работал я плотником, бетонщиком. На стройке-то не давали работать прорабом. Я профессиональный строитель. Сижу, занимаюсь. И в это время необъяснимый страх, вот как написано. Сзади вот так, как будто бы кто-то подходит. «Я сейчас так сделаю – ты с ума сойдёшь. Ты не выключай свет». Мысли, не слова, ничего нет. Я понимаю от кого. Я сразу тут же около стола становлюсь на колени, начинаю молиться, пока жаром тело всё не нальётся. Опять сажусь, занимаюсь, конспектирую Иоанна Златоуста, бывает раза 2 за вечер. Теперь мой сарай далеко, и там свет включается, уголь набрать. Теперь я свет уже никогда не включаю, только в темноте. То, что он даёт мысль, я знаю от кого она – я делаю теперь наоборот. «Свет не выключай, ложись спать», – я сразу свет выключаю, и сестра заметила: примерно 40 секунд мне нужно, чтобы я заснул. Я за день вымотался, здесь занимаюсь, да ещё и гимнастикой. Всё, готово – уснул. И он эту горячку на меня гнал недели две. Полная победа, 50 лет позади, больше ни разу не подошёл. Всё. Борьба в сарае – он на меня страх наводил. Меня посетил Ангел, я теперь не сомневаюсь. Как Ангел, почему ты так думаешь? Я иду с работы, один в доме. Зима, пурга и ворота почти до половины, двери в сарай замуровало снегом. У нас Сибирь. Следа ни одного нет. Я откидываю снег, захожу туда и думаю: «У меня хлеба сегодня нет». Так просто и жил всегда, чтобы 3 рубля и дальше не было. У меня за месяц 10 рублей уходило на питание. Захожу, гляжу: стоит большая литровая кружка и на ней, кажется 2 больших ломтя хлеба. Я один, никому незнакомый, в окрестности знакомых нет. Я беру – тёплое, я испугался, постоял немного, взял; занёс, – до того вкусный компот и хлеб. Я, кажется, такого вкусного и не ел никогда. Никаких видений не видел, но снег показывал – никто не пришёл. Если бы пришёл раньше, там застыло бы: 30° мороза. Слово Божие говорит так: Рим.16:20 – «Бог… сокрушит сатану под ногами вашими». С сатаной надо не бороться только, но и побеждать. У Симеона Юродивого было написано: «Предстал мужчина огромного роста, и он не знает, что делать. Он говорит: “Ты не бойся, бери его, только руки крест-накрест сзади возьми вот так”. Я взял его, он как сноп. Я поднял, как грохнул его. Он так и провалился». Это образы. Это значит «избави нас от лукавого». Страхи бывают то от землетрясения, меня задавят, то ещё что-то. Но бывают естественные, понятные страхи, а бывают необъяснимые ничем страхи. У меня отец с матерью ни одного класса не кончали. Нас было 10 детей в семье, отец без левой руки с войны. Я спал на полу и ночью проснулся. И под лавкой, лавка называется скамейка, и там я увидал что-то чёрное, большое. Я испугался и закричал. Отец пас овечек в это время и возле дома были овечки загорожены. Там около тысячи овец. Отец меня потихоньку подвёл, говорит: «Пощупай, что там». Я пощупал, а там мама чугун с картошкой поставила. Чугун – это знаете, что такое. Отец зарядил ружьё, говорит: «Пойдём овечек посмотрим, а то волки приходят». А мне 6 лет. Но ружьё дробью не заряжено. Он мне дал и говорит: «Вот туда стреляй, чтоб запах пороха шёл на овечек». Страх был расстрелян навсегда. Больше этого я, кажется, никогда ничего не боялся. Это написано у Льва Толстого: «Хаджи-Мурат», похожий такой рассказ. В моей жизни он был. Батюшка, народ уже устал, помолиться и отпустить, может быть?
Н.Б.: Да, вот я здесь какие-то выводы сделал для себя. Вот здесь мы начали с полного погружения. Поэтому, когда человек пройдёт правильное обучение, то есть оглашение, он сразу же сделает так, как его Господь учит – полное погружение. А когда человек не знает, что такое крещение или наполовину знает, то у него будут различные сомнения. Второе, вопрос у меня к Роману. Вот у нас, Роман, ты собирал подписи за поддержку против паспортов. Правильно, да? Прихожанин Роман: Да. Н.Б.: Вот сейчас ты послушал ответ на этот вопрос. Ты опять будешь собирать подписи? Прихожанин Роман: Да. Н.Б.: А как ты обосновываешь это? Прихожанин Роман: Было ведь сказано, что, если будем сопротивляться, нужно бороться с паспортами. Н.Б.: А-а, сопротивляться. Прихожанин Роман: Народ же всё-таки подготавливать надо в принятие этого. Н.Б.: Любая вещь может служить для хорошего и для плохого. Крестом, взять крест – можно проповедовать Христа распятого. Этот же крест можно использовать для совсем другого. Вот это мне понравилось: жёнам 3 правила. Вы запомнили эти правила или нет? Переводчик: Запомнила, батюшка: у них нет права учить. Н.Б.: Да, учить. Не учить. Не спорить. И третье? Переводчик: Молчать. Это надо исполнять.Н.Б.: Да, молчать. Значит ещё раз: не спорить, не учить и молчать. Да, аминь.
ИгЛа: Скажите, кто знает, у кого есть у родных и близких город такой в Грузии Батуми? Нам надо заехать и свернуть туда. (По карте Игнатий Тихонович с прихожанами обсуждают и сверяют маршрут.)
Молитва о.Наума и прихожан в храме на грузинском и русском языках.Н.Б.: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.Апостолы первопрестольные и Вселенские учители, Владыку всех молите мир Вселенной даровати и душам нашим велию милость. Господи Иисусе Христе, благодарим тя за эту встречу, что мы могли познать истины Твои. Благослови нашего брата Игнатия и моего духовного отца. Благослови с ним и Николая, и Виктора, его путешествие. Чтобы эти книги дошли до сердца людей, дошли до читателей, и мы познали, как наладить свою семью, как ещё ходить пред Тобою и всегда предстать пред Тобою достойно одесную Тебя. Аминь.