размер шрифта

Поиск по сайту




Сектанты-учителя

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 9

Указатель: Деян.11:19

Апостольское чтение

Деяние Апостолов 11:19 – «Между тем, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, дошли до Финикии и Кипра, и Антиохи, никому не проповедуя слово, кроме иудеев».

Когда просто читаешь, то как будто всё ясно: никому не проповедовали. Не проповедовали никому, кроме иудеев. Почему? А вот так крепко сидит сознание национального превосходства над другими и чистота и избранность своей религиозности. Мы говорим: Иоанн Златоуст. А ведь прозвище Златоусту дала не церковь. Церковь, когда канонизирует человека, то усваивает уже закрепившееся его прозвище, звание (Григорий Богослов). А вот Златоустом его провозгласила женщина. Он закончил юридический университет, притом у лучшего преподавателя, Ливания, и речь Иоанна была изысканная. Такие цветастые и глубокие выражения не все люди понимали, и, выходя, говорили: «А вот это, что он тут сказал? А в этом что заключается? Вот расшифровать бы, ещё на его толкование дать пояснение».

И одна женщина в храме (жены да молчат), она не выдержала, так охотно она слушает, и одно слово не поняла, второе, а видно, что хочет узнать. Говорил бы пояснее, зачем ты говоришь, как будто все профессора, мы же обыкновенные домохозяйки, которым потом управлять государством, кухарки. «Ты – Златоуст, – она возгласила, – говори попроще, ты такой глубокий колодезь копаешь, что верёвки моего ума достать не могут до воды». И с этого времени он начал говорить более доступным языком. А вот говорить более доступным грамотным ещё труднее, этому нигде не учат, это талант особый. Чтобы правильно, умно говорить, нужен институт, а чтобы это правильное, умное сказать доступным языком – тебе два института не хватит.

Они понимали так, что кроме евреев Бог никого больше не любит. И уже сошёл Дух Святой, пошли христиане проповедовать, но они никак не могли понять, что богоизбранные люди, это не только евреи, но что Бог ищет поклонников в духе и истине и там, среди немцев, среди русских, татар, украинцев. «Ты кто? Еврей? Тогда знай, Христос пришёл на землю, Он умер за людей. А это кто, язычник? Отойди в сторонку, отойди». То есть у каждого свои верёвки. Пятидесятники, харизматы хвалятся: у него верёвки – на ином, незнакомом языке говорят, то есть на непонятном бормочут. У старообрядцев: «О, мы сохранили старый обряд, как при князе Владимире, – архиерей стоит, два пальца вперёд». Это его верёвка. И каждый говорит: «Как тебе почерпнуть из нашего колодца – ты не наш. Глубокий колодец – нашу веру познать трудно».

А что у православных, что у католиков? «У нас Папа, а у вас папы нет» – на каждом шагу Папа и Папа, никакого Христа нет. У православных сегодня верёвки свили к чудотворным иконам, к мощам, к канонизациям. «А у вас этого нет», – того святого нет. И вот они рассеявшиеся, их разогнали, и они не проповедовали, написано, никому, кроме евреев. Это касается нас. Когда нас гонят, то не нужно сидеть, прятаться у родственников за закрытыми дверями, а проповедовать, притом в новом духе, уже для всех.

Деян.11:20 – «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса»

Были не природные жители Иерусалима, может быть, евреи дошли до этого, а, может, некоторые уверовали из язычников уже от евреев. И они стали проповедовать грекам, благовествуя о Господе Иисусе. Ни о чём больше. Сегодня, где бы ни услышал проповедь от православных, не будут говорить прямо о Господе Иисусе. Самарянка привела весь город, и новые последователи Христа сказали ей:

Иоан.4:42 – «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Я хотел бы получить в свой адрес такую же похвалу, как она: «Уже не по твоим словам веруем, теперь мы сами стали исследовать Писания, читать, мы сами уверовали». Они не отвергли её: но теперь мы сами уверовали.

Хорошо веровать по чужим словам, но ещё лучше, когда ты лично сам и прямо к Господу обращаешься. Самая лучшая молитва, когда ты сам молишься, а не так: «Помолись за меня, у меня ребёнок заболел». Мать не понимает, что она меня наняла, я все дела оставляю, начинаю молиться, и в воскресенье Алёну спрашиваю, как ребёнок. А у нее ребёнок выздоровел, и слышу, что он уже дома. Как дома? А я за больного молюсь. Чтоб моя молитва исполнилась, его надо снова положить в больницу? Просят: «Помолись, мой сын поехал». Я молюсь за путешествующего, а Вадим уже в третьей командировке, то есть отбой не дают молитве. У вас никакого понятия о молитве нет. Ты же меня на работу нанял. «У нашего ребёнка сыпь, у нашего ребёнка корь»; а почему ты не сказал, что молитва услышана: «Помолитесь, поблагодарите Господа».

Я прошу вас, помолитесь, чтоб услышал Господь вашу молитву об издании книг и поблагодарите Его. Господь услышал вашу молитву, ибо я просил о судах, и вот все суды до одного выиграли. Златоуст говорит: не переставай молиться, а усиль молитву в знак благодарности. Верёвки ума прострите глубже, она всё тянется и тянется. Мне сколько раз звонят: «Помолись!», – а отбоя нет, через других узнаю. Я говорю: а я всё ещё продолжаю молиться. То есть помолились, дом построен, а я всё прошу: «Господи, построить бы дом». А уже крышу поставили, уже хозяин с крыши упал, и всё строят и всё «помолись» и «помолись».

Так ты дай отбой, что всё уже закончилось, домой ты приехал.

Деян.10:36 – «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех».

Что значит благовествовать о Господе? Рассказать, что исполнилось обещание Христово, Он послал на землю Сына Своего, Он обещал и выполнил, как Он любит Своё творение, как Господь любит наш народ, какие земли Он нам дал. Ни у одной нации мира этого нет, Господи, никто так не виновен за землю, как мы. Как мы её загадили. До Рубцовки ещё 10 км. не доезжаешь, а уже везде свалки и свалки. Ни в одной стране мира нет, чтоб было столько свалки, в лес пойди – всё в свалках. Как мы отвечать будем за ту милость, которую нам Бог дал? Бескрайние просторы, сокровища – и беднее всех живём. Господи, сколько же Ты ворья допустил до нас? Постигло нас это за то, что не было благовестия о Господе. Если бы патриарх Тихон распустил все монастыри для благовестия, хотя бы лет через пять после первой революции 1905 года – был же звонок, когда господин Ульянов сказал, что это только проба сил. Володя якобы ещё студентом сказал, что стена гнилая, ткни её и она развалится; она в самом деле развалилась. А если бы ходили, проповедовали, ведь более 200 с лишним тысяч священников-монахов было!

Да 200 тысяч проповедников на ту Россию, Господи, да что бы было!? Царства Христова не было на земле, хотя о России говорили иностранцы, что Россия – сплошной монастырь, сплошная тюрьма. Вот к чему мы пришли.

Деян.11:21 – «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу».

Как узнать, со мной ли рука Господня? «С вами Бог» – все говорят. Как узнать, что с нами Господь? Я спрашиваю: с жителями города Сихаря есть ли Господь или нет? – Да, но что с ними дальше было? Они сразу, наверное, побежали к уполномоченному брать разрешение молитвенный дом строить и начали молиться? Или монастырь открывать, да разводы увеличить и закрыться в горах; как сейчас, где бы поп ни появился, архиерей даёт село какое-то на откуп. Батюшка туда приезжает: «Бабки есть здесь?» – Речь не о деньгах сразу, а о бабушках-кормилицах поповских. Бабки есть верующие. Всё, потащили попу яички, сметану, он накладывает на них оброк, и архиерей с первого же дня говорит: через месяц 50 рублей чтоб было. Через три месяца уже 200 рублей наложил на отца Павла Ермоленко из г.Камень-на-Оби. На четыре прихода, а никого, говорит, нигде нет.

Мы должны когда-то сказать, что вначале было не так. Конечно, потом Моисей давал поправки в Закон. Они сделали так, что если жена виновата, то стали убивать жён, чтобы взять другую жену. Тогда он дал указание: «дай ей разводное письмо, отпусти».

Мф.19:8 – «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так».

Чтобы мы сегодня ни видели в храме, мы уже ничего не изменим. В начале было не так – вот что твёрдо можем мы и должны сказать. С первого дня собрать бабок, скорее молебен, богослужение, скорее водосвятие, скорее иконы повесить. Но не было этого вначале. И мы ничего не изменим, как всё есть у нас, так и останется. И благодарение Богу, что есть, когда понимаем, что и к чему. Но всё время повторяй: «Господи, прости, но в начале было не так».

В начале вот оно как было: «И была рука Господня с ними». А в чём она выражалась? «И великое число уверовавших обратилось к Господу». Великое число людей пришли, потому что там мироточивая икона, раскрутили эту коробейниковскую – каждый год туда крестный ход? Да ничего этого не было, это вы, попы, выдумываете. Крестные ходы на Обь, где воду пить нельзя. Это всё выдумка человеческая. Великое число обратилось от этих крестных ходов? Да нигде никого нет, только дороги по кустам загадили и люди жалуются.

Деян.11:22 – «Дошёл слух о сем до церкви Иерусалимской»

– и что? Они сразу налог на них наложили? Денег архиерею больше посылайте? Нет, но: «поручили Варнаве идти в Антиохию» с каким поручением? Идти у них богослужение править? С собой три пуда свечей взял? Нет, конечно же, но:

Деян.11:23 – «Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем».

Сегодня слово «благодать» самое распространённое в православии. На каждом шагу: «батюшка», «благодать», «батюшка благословил», «а в церкви такая там благодать», – вроде бы море благодати. А какая благодать? Серафимов котелок на голову одели, а там такая благодать; до мощей не доходишь, а уже тебя энергия бьёт. Там Трифон стоит в Девееве проповедует, его книжки кладут и пузырь лопается, если у тебя что-то болело, больное место исцеляется. «Мы ещё к нему не дошли, а уж на расстоянии почувствовали». Игра в «благодать». Нет такого понятия о благодати в Писании. «И увидев благодать Божию» – какую? Что много людей обратилось.

Благодать от проповеди вдохновенной, искренней, где Дух Святой провещает устами пророков, устами Апостолов. Возрадовался, видя вот такую благодать, а сам из семидесяти Апостолов и не написано, что он с благодатью, а благодать увидел у них, нашёл там благодать, где ни одного Апостола еще даже нет. «И убеждал всех». Что? Каждый день богослужения? Сегодня бы обязательно батюшка сказал: «Вы не оставляйте богослужения, кресты поклонные поставьте здесь, вы обязательно это делайте, и на ночь обходите, читайте молитвы и днём, и людей приглашайте, чтобы каждое воскресение у вас богослужение было».

Здесь же прямо говорит: «Убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». А тогда уже и моления будут, тогда оно уже само собой пойдёт – без молитвы же человек не может жить. Не на первом же месте эти молитвенные дома открывать, выпрашивать средства у государства. «Ибо он был муж добрый, и исполненный Духа Святого и веры». Когда последний раз такую характеристику какой-то архиерей дал своим священникам при переводе на повышение, или при рукоположении в сан? Рукополагают обязательно монаха, обязательно он должен пройти степени игумена, архимандрита и потом его предложат рукоположить в епископа. А нужно, чтобы о нём было вот это известно, что он муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. А сегодня самая большая похвала епископу: «Что вы хотите? По крайне мере, он хоть не женатый у нас». Епископ неженатый – это уже достоинство, а если священник вышел из семинарии и веру сохранил – это тоже великая заслуга. «И приложилось, – опять, - довольно много народа к Господу».

Вся благодать в одном только и выражалась, что будет проповедь. Кто сегодня этим занимается? Сектанты – да, они для нас сегодня главные обличители и главные учителя. Я всем советую присмотреться, что вокруг нас делается. Слово Божие не замрёт; Бог сделает так, что самаряне будут проповедовать.

«Потом Варнава пошел в Тарс, искать Савла. Нашедши его, привёл в Атиохию». Павел не знал, значит, а если ты узнал, где благодать действует, то через проповедь обращения найди близкого своего друга и обязательно приведи его туда, скажи: «Пойдём, поучимся, как благодать действует, как язычники обращаются». В какой момент Павел понял, что Бог язычникам открыл дверь веры во Христа, я не знаю, но для нас это бесконечное счастье, что он отстоял нам свободу во Христе.

«Целый год собирались они в церкви», зачем? Богослужения и требы правили, покойников отпевали и всех подряд крестили?

Написано: «Учили немалое число людей». Если же сегодня целый год собирались, то можно сказать про православных только одно: «Он такой священник хороший, не запивается, он каждый день литургию совершает». Если каждый день литургию, значит, накануне с женой ему нельзя было быть, и отсюда делают вывод – жили как брат с сестрой; и далее целая биография пишется. А говоришь: «Не было так вначале». Соглашается священник, если ещё не совсем озверевший против проповеди: «Ну, не было, церковь ещё в зачаточном состоянии была, но со временем она благоукрашалась, потом купола появились и прочее». Да она не благоукрашалась, она лесами со всех сторон была обстроена, и мы потеряли цель. Как о. Григорий Петров говорит: «Общая характеристика наличной синодальной церкви мне наглядно представляется в образе знаменитого храма Святой Софии в Константинополе. Величественный храм мудрости Божией врос в землю, засыпан кругом мусором, загромождён пристройками и надстройками, так что с большим трудом, углубившись только внутрь, можно понять гениальность замысла архитектора».

Мы пришли сюда и подводим итог, результат недельный вот сейчас, здесь, в церкви: Бог нам даровал многое, и мы видели эту благодать, которая пришла через Слово. Вы все пришли через Слово. И мы сегодня ещё многому будем учиться после богослужения в трапезной полтора часа, да каждую неделю по четыре часа в университете, чтобы благодать на нас пребывала. И что, каков же результат истинной благодати Христовой?

Деян.11:26 – «... ученики в Антиохи в первый раз стали называться христианами».

Христианами называются тогда, когда уверуют; мы носим это звание, которое других только вводит в заблуждение. Сегодня есть, я повторяю, такие организации, секты государственные, у которых в программе записано: «Мы за православие, но против христианства». Православие и христианство в сознании многих людей совершенно несовместимые. Морозов, референт патриарший, делает доклад и прямо говорит, что называют себя православными примерно 90 процентов, верующих же только 60, а в церковь ходит только один. Вот к этой статистике мы подходим. Значит, называться христианином – это ещё не всё. И в церковь ходить – тоже ещё не всё, но если ты по-истине полюбил Господа и Господь вошёл в твоё сердце, и ты живёшь Господом, тогда всё остальное встанет на место, и богослужение будет наполнено огненным дыханием любви к Спасителю.

У тебя желание будет скорее другим принести эту истину.

Деян.11:27-29 – «В те дни пришли из Иерусалима и Антиохи пророки и один из них Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет великий голод, который был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили каждый по достатку своему ...»

Послать тогда, когда люди нуждаются. А у нас первым делом сбор денег – построить храм. У Апостолов же первым делом было, чтобы не было у людей нужды. Когда люди работают, то у них есть и достаток; но по разным обстоятельствам иногда не могут трудиться. Мы должны всех их держать на учёте. Тогда о нас можно будет сказать: эти люди живут в благодати Господней. Да исполнятся эти слова Священного Писания на нас. Аминь.

Список всех проповедей

221

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: