Вода и огонь
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Быт. 3:24
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Книга Бытие – первая книга в Торе, первая книга в Ветхом Завете, первая книга в святой Библии. Быт.3:24 – «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Мы это читаем, но стоит только задуматься, пламенный меч; пламенный – это огненный, его так и рисуют: стоит Ангел, в руке меч, и от него лучи идут. Что это за огонь? Знает ли его земля? И, притом, он не просто держит в руках, вот как ребятишки, подойди, попробуй, сам прутом или чем-то крутит, вот так, вращающийся меч. Ничего не понятно здесь, нисколько. Какая температура? Выходит, без этого Ангела, без этого меча, он мог как-то проникнуть снова в Рай, к древу жизни. Тут прямо говорится, для чего это, не просто в Рай, а к древу жизни, иначе он будет бессмертный. Иоанн Златоуст говорит, объясняя Ангела, это есть у Ареопагита, какие Ангелы; мы не знаем; читаем святую Библию; знаем Ангел с крыльями; так он изображается всегда. Херувимы как изображать, нет, а Серафимы как? Показано, шестикрылые, иногда рисуют где-то. Написано: «Начала есть ещё, Силы и Власти». Это тоже какие-то силы, которые у престола Божьего; и мы не знаем; и даже изобразить, не можем. Как сейчас незнакомому человеку покажи китайский какой-то текст, чёрточки; а здесь даже этого нельзя нарисовать; не видел глаз, не слышало ухо. И вот когда начинаешь до этого доходить, кто это всё изъяснит? Люди не православные, они начинают говорить: вот вы канонизируете, придумываете. Кто сказал, что Златоуст на небе? Кто сказал, что там, такой-то? На это надо знать, как отвечать. «Мы приступили к духам праведников, достигших совершенства», – Павел пишет, к Евреям. К духам приступили, а как приступили? А впереди перечисляет к Царю, небо… Как приступили? Через молитву и к Ангелам приступили, как? – молитвой: святой Ангел, моли Бога о мне. А как к святым? Мы перечисляем их в стопоклонной молитве, мы всё это делаем. Когда мы начинаем смотреть, Иоанн Златоуст просит не пропускать ни одного слова в святой Библии, ни одной буквы. небо и земля исчезнут, ни одна буква не исчезнет, ни йота, ни чёрточка. Мф.5:18 – «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё».
Когда мы таким благоговением проникнем, тогда мы в трудах Иоанна Златоуста найдём ответ; я никогда бы до этого не додумался; он говорит о том, что Меч вращается, куда не допустить к древу жизни. а древо жизни кто? – Христос. И поэтому меч этот, который он вращает, ударил в ребро Христа и остановился. И сразу: «ныне будешь со Мной в раю». Это как можно так открыть? Разве можно самому дойти до этого? Меч остановился пылающий, «и ныне будешь со мной в раю», а в раю это древо жизни. Я сегодня хотел вечером посвятить рассуждение об огне. У нас огонь и вода, всё рядом здесь, что важнее нам? Какая между ними дружба или вражда? В третьей книге Ездры говорится, как море задумало отвоевать землю; а деревья решили больше захватить; вроде море как-то, и огонь сжег, здесь скала, и рассыпались эти договора друг против друга. Так и мы, мы знаем, был потоп в 1656 году от сотворения Адама, как святая Библия нам говорит; запомнить можно эту цифру, 1656 лет и пришёл потоп на землю. Иоанн Златоуст говорит, что везде есть грани от и до, самая легкая смерть – это утонуть. Поперхнулся, ко дну пошёл, и ничего нет, и боли не почувствовал. Самая тяжёлая болезнь – голод; голод, как на твоих руках умирают дети, кричат: дай! нигде ничего нет. А это было и будет: «глады, моры, землетрясения». Если своё дитя мать жарит и не даёт мужу; послед вышедший, она варит и ему не даёт; даже вообразить нельзя! Это нам святая Библия говорит, я не придумываю это. Я вот всю неделю размышлял, искал и скажу – слово «огонь» в святой Библии встречается 3424 раза; я его во всех падежах склонял; слагал с калькулятором и, наконец, вывел эту цифру. А воспламенился – 25, воспламенился; притом, говорится о Боге «и воспламенился гневом», что значит, воспламенился? температура другая? Человек воспламенился, понятно, он чем-то сильно недоволен, возревновал: да ты позоришь мою жену или что-то. Лицо у него краской, пятнами пошло, и дальше что-то сказал. Но Бог как может воспламениться, когда у Бога постоянная константа идёт. Бог говорит: «сойдём и посмотрим, действительно ли вопль?» Разве Богу надо обязательно на землю сойти, когда Он всё Собой наполняет; это всё для нас, что Бог ничего не делает, тщательно, не проверив. Чтобы нам было понятно это, я говорю. Что о Боге написано только в святой Библии, это только применимо к человеку; о Боге нельзя ничего написать, кроме Безначальный, Вечный, Нераздельный, Неслиянный во Святой Троице, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Сколько? Все знают три, но это Бог Един. Мы монотеисты, и когда разговариваем с мусульманами, никак нельзя доказать; потому что плотской человек не может взять этой тайны, это непостижимая тайна. Но я говорю об огне. Бог есть «огнь поядающий», Сам Бог – огонь. Вот несколько мест я ещё раз напоминаю, что у нас стопроцентная гарантия, что мы говорим то, что говорит Бог. Потому что святая Библия у брата; он не знал, что сегодня будет говорить; закладки я сделал; он будет читать. Исход 3:2, хотя бы 17 мест откроем. Исх.3:2 –«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает». Голос из куста... как, что Моисей-то думал, когда тогда знаний никаких вообще не было на эту тему; происхождение огня; какая температура. Я коснусь этого. Но мы солнце знаем, тепло; а расстояние-то речь идёт о 125 миллионах километров; сегодня подсчитали; не знаем какая там реакция атомная или ещё какая-то; за одну секунду, сколько отрывается от него тепла. Вы дома попробуйте, ведро налейте, не 10 литров, а 5 заморозьте; а потом дома на своих приборах, на газовых этих растопите его; сколько уйдёт. За одну секунду с поверхности солнца отрывается тепла достаточного, чтобы растопить лёд толщиной в один километр вокруг всего земного шара; это уже подсчитано. Я не щупал, не знаю, но приходится верить, потому что такая температура, и на расстоянии. Мы говорим, как? Это только излучение, температуры-то никакой нет, только излучение. Вот если собрать какую-то угольную кучу, чтобы никакого ветра не было; и разжечь её, хороший уголь, отойди на 500 метров с той и другой стороны; никакого тепла нет; там всё кверху уходит; ещё ветер дунет, то есть через излучение. Вот – у нас свеча горит, а что важнее? Без огня человек может прожить не один год в южной стране; показывают войска Роммеля; яички разбивают и на танке сразу яичница печёная; а без воды 3 дня и человек всё, иссушается организм; тромбы забивают, жилы человеческие, кровеносные сосуды, и он умирает, а умирает от этого. Воды очень много на земле и огнём её не выжечь никогда. Вот когда где, что-то нужно человеку, он начинает искать. Господь предложил огонь и воду, благословение и проклятие, жизнь и смерть. Избери, а что бы ты избрал? воду или огонь? Сказали бы только это даже здесь, в Сибири, и то можно как-то... Не огонь, а плитку включил, там огня-то нет, только из-за большого сопротивления провода нагреваю тся и всё, вдумаемся в это. И здесь говорится, куст горит, а не сгорает. И там голос какой-то. Можно понять, какие мысли приходят. А враг может что-то сделать? Многое делает, но есть одна только вещь, которую дьявол не может сделать, что сделал Моисей, и волхвы сделали. Есть один запасной у Бога вариант, антихрист будет воскрешать людей призрачно, всё будет делать, но одно не может делать. Запомните что – чтобы грудные дети закричали: «Осанна в вышних!» и сие говорит: «чтобы посрамить врага и мстителя»; он не может, он не властен над детьми, ибо их уже есть Царство Небесное. Числ.12:9 – «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл». Иер.15:6 – «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать». Я беру эти примеры, есть такое место, его надо запомнить наизусть. 1Кор.10:6,11 – перечисляются отрицательные герои, а там могут быть положительные, «и это написано для нас, достигших последних веков, дабы не были похотливы на злое, как они были», – это примеры, а они утонули, 8 человек осталось. Вот мы увидели, как он плавает целый год и возвращается живой, да ещё и вина выпил, значит, радость какая-то была. А на Содом, когда пролился огонь. Это сейчас гей-парады и всё, заметьте, как нахально везде, меньшинством называется. В Грузии я видел, как они; мне мой крестник, еврей крещёный, Наум Израилевич, он говорит: – Мы тоже пойдём, когда этот гей-парад; они уже застолбили, какие места Писания взять и с плакатами идти; ну я всё это сказал. И дальше я уже смотрю, как там было; там, церковные бегут кто со сковородой, кто со стулом; их не знают, как спрятать, куда; кое-как машину толкнули, вымели, больше нет; и патриарх выступил по этой теме. Я помню, отец Андрей Ткачёв, когда был на Украине, и там начали проводить парады, он прямо говорил: «это гибель страны». Видите, как Бог открывает; а сегодня эта зараза распространяется везде. Мы читаем об этом послание к Римлянам, первая глава прямо говорит: Рим.1:26-28 – «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства». Это сегодня, похваляется, в школах преподают, и это говорит о том, что будет огонь. Их называют содомиты – содомские. И как с ними поступать? Не священник, кажется, в Швеции, стал говорить про беззаконников. Судья возник на него и на два года. Он святую Библию читает. Неважно, это наши люди; их трогать нельзя никак. Видите как? У нас ещё этого нет, когда президенту Российской Федерации спросили об этом: «у вас почему нету такого»; «У нас и так детей мало». Он просто сослался на обстановку; если бы было, как у мусульман по 8,1 ребёнку; а у русских 1,8 в среднем так, конечно; и вот, мы прочитали, об этом. Суд.13:20 – «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицом на землю». Видите, к Ангелу он не знает как подойти, а кто он такой. он предлагает. вон похлёбка – написано, он жезлом коснулся, и никакой похлёбки нигде нет, с горшком всё испарилось. А здесь, когда стал говорить, а кто ты такой, он тогда показал в пламени огня, значит, наш огонь их не опаляет, хотя мы этого огня боимся. Содомский с неба пролился, ничего нет, пролился и прожёг, видимо, глубоко, что на том месте, и он же не передвинулся куда-то, дно мёртвого моря оказалось. Копаются, по сегодняшний день ищут где, мы знаем эту историю. Мы сейчас настроимся так, чтобы знать, где нам воспламеняться, как ценить огонь? Пс.28:7 – «Глас Господа высекает пламень огня». Значит, в гласе Господа, и когда мы слово Божие несём, мы делаемся, как Златоуст говорит, огнедышащими львами, когда причащаемся Тела Христова, говорим о Господе. Я сегодня выставил материал, когда спрашивают: у меня жизнь обыкновенная, я живу на одном месте, где я могу о Боге сказать? Я и выставил один момент, когда здесь проводили газ, и мы отказались; и что я написал им туда; я уже выставил сегодня. Вы слышали эту аварию? Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск, два поезда встретились в долине и взорвались. Горбачев летал, смотрел; вагоны поднимало и на 50 метров летели вагоны; один пепел, а почему? Прорвало где-то, там газ шёл; наполнило всю долину; и вдруг одна искра от паровоза и всё взлетело. И они в этот момент именно встретились и два поезда сразу исчезли. Как-будто никогда не было. Огонь – это страшная сила. И вода всё время с ним борется, где пожар, всё время едут водовозки. Вода для нас важнее, мы Бога будем благодарить за то и другое, а внутри себя будем знать. «Кто жаждет, – Господь говорит, – «иди ко мне и пей, у того из чрева потекут, реки воды живой», это Слово Божие – проповедь. И здесь говорится об огне, когда Слово Божие, как огнедышащий вулкан, попаляет всё впереди. Мне неоднократно в жизни приходилось говорить на эту тему. Приезжает директор с сыновьями. Я один рядом с Потеряевкой, у костра, ночь. Директор и говорит: «вы всё-таки приехали, а земля-то нам принадлежит». Я говорю: 1Кор.10:26 – «ибо Господня земля, и что наполняет её». – «Как сказали?» Я повторил. Не знаю, что у него, как замкнуло будто бы, посидел так: «ну я поехал домой». То есть, есть какая-то такая сила, которая нам неизвестна. Христос – Сам Бог, но, когда Он разговаривал с дьяволом, Он ни разу не сказал (три искушения были) Сам от Себя, но сказал: «Написано». Дьявол знает, что написано, но в словах, в речи Христа это как-то зазвучало так, что он понимает – дальше идти некуда, и дьявол ни разу не возразил. Почему? Видимо, это всё напоминает – от Кого он отпал, где он находится, в кого превратился? Я долго этой темой занимался, и ответа нигде нет, но смысл понятен. И когда кто-то читает Слово Божие, пусть и еретики какие-то ходят; свидетели «сторожевой башни», если только наш перевод; никогда не противоречьте. Что-то дальше доказывать, это можно; но прямо читает по синодальному переводу, если можно, сними шапку, прославь Бога! Пламень огненный на устах человека в этот момент. Пс.56:5 – «Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч». Острый меч и пламя в устах и безбожников в таком случае. Страшные слова, какие они говорят, пересыпая речь совершенно непотребными, нецензурными словами. Мы его не видим, а он – пламя вырывается, это было открыто не одному человеку. Когда читаешь Жития святых, неоднократно наталкиваешься на это, он видит, а люди этого не видят. Макария Александрийского житие, 19 января. Причащаются. А он видит: в это время по храму носятся эфиопы – демоны; и в рот толкают уголь; а причастие незримо ангельской рукой возвращается. Другое – все скорбят; вот умер такой-то прозорливый старец; вот вчера только похороны его были; я не к нему говорю, но чтобы понятно было; и говорят, что за столетие один раз такой рождается. А он только зашёл и увидел, дьявол трезубцем вынимает из него душу; священники идут и поют: «со святыми упокой»; а демоны сыплют пепел и зловонную жижу на него и говорят: «будьте вы прокляты христиане, человека повинному всякому греху вы толкаете в рай». Это не случайно, поэтому надо воздерживаться, когда не знаешь человека, когда он добро делал и прочее. Я не хожу хоронить неверующих, но однажды, один раз только был; тот, кто помог нам, это бывший мэр города – Владимир; я сходил. Тут как прощались с ним; я молюсь за него; разузнал везде, что он верующий, был крещён и поминаю его; потому что могло ничего не быть, всё бы закрыто, ещё раз было. Чувство благодарности. И ректор, у которого мы вели 18 лет занятия в АГТУ, тоже Владимир, тоже поминаю его. Ис. 33:14 – «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» — На огне Божьем пламень, и мы должны понимать это, мы сейчас несколько мест в Писании ещё посмотрим. Ис. 50:10 – «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем», без Бога нет света. Мы сейчас увидим, как люди жаждут воды, в аду. Вот говорим «геенна», а геенеа – это свалка недалеко от Иерусалима; там всё время огонь дымится. Свалки такие около городов, и по-ихнему она звучит геенна, то есть вечно возобновляющаяся. Иез.8:2 – «И увидел я: и вот подобие (мужа), как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени». Это видят Ангельские силы, там Херувимы, и везде огонь очистительный. И даже когда что-то где-то осквернилось, огнём очищается, огнём и молитвою. Это нам уже совсем близко в Новом Завете. Лк.16:24 – «и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Неугасающий огонь гееннский. На пальце что ты унесёшь? Да через пропасть, и уже всё забыто. Поэтому ценить надо, научиться то, что у нас есть вода; да, далековато; в три раза дальше нам колонку сделали; но можно сказать, она всё-таки есть, а когда ничего нет? И показано, кораблекрушение где-то было; вылезли, а нигде ничего нет, все, сколько было, все до этого погибли люди. А как избавиться? Там показано, как избавиться, что и показывает человек, который дошёл; выжить – во что бы то ни стало, это спецотряды в Англии. 2 Петр.3:12 – «ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?». Как это разгоревшиеся стихии? Я почитал в другом переводе, не по-русски там, сейчас я не могу сказать, на каком языке; и первоначальные кирпичики вселенной разрушатся, то есть это речь идёт об атомах, очевидно; и стихии эти разрушатся; это будет День Господень; и написано, сгорит земля и всё что на ней; Ввт что мы видим – всё сгорит, ни наших вещей которые любим, ни домов, всё! Земля развратилась! Почему потоп был? Иоанн Златоуст говорит, «землёю» названы люди, которые погрязли во всяком грехе. А это не о нас ли это говорится? И каждый раз надо, чтобы больше понять, как бы, не попасть, в эту категорию людей. И проходит ещё 721 год от потопа, но это не так и много, и люди настолько развратились снова, что решили, вопреки Божьего указания делать башню. Бог говорит, расселяйтесь, наполняйте землю; а не башню построить, чтобы издалека было видно; вернуться назад, если заблудится кто. А сколько у нас в России было этих случаев? Каким огнём только не прожарил Господь! Это даже сказать невозможно, а как поступать? Ни от чего нельзя избавиться, что Бог назначил. Только пост, молитва, и не бояться, «сему надлежит быть». Если Господь позволит, этой теме я завтра больше времени уделю. Я очень прошу, ничего не бойтесь, сегодня прямо выступают один за другим архиереи, священники, архимандриты, все в храме выступают. Люди, настолько запуганы сегодня, сами себя не знают, некоторые руки на себя накладывают. Оборони Бог! С нами Господь и всё. Никого не бойтесь! Ничего, где в мире совершается война, на Китай показывают, Бог знает. Написано: «сему надлежит быть». Мы не можем воевать против того, что Господь назначил, я образно говорю, режиссура с неба. И теперь исполнение до самого конца будет. Вот слово жертвенник употребляется в святой Библии 408 раз, и жертва. Каждый раз разжигали огонь, это всё опять же к огню относится. Втор.6:15 – «ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли». Мы не говорим это в молитве, а это же молитва. Надо помнить об этом, чтобы не воспламенился гнев Божий. Для этого у нас молитва: прости, Господи, помилуй, и слезами можно залить этот пламень, который никакой водой нельзя потушить. Ис.29:6 – «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня». Это всё было, до нас. И вот чтобы это понять, мысленно представьте, я среди них. Дан. 3:24 – «И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа». Дан.3:47 – «и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей». 49 пополам –24,5 метра, это пламень поднимается. Я видел пламя; работал пожарником на международных перевалочных базах нефти; там страшно, как всё это делается. И пламя может так вырваться. Бензин налили; а там-то чего, обыкновенный хворост кинули; и убило тех, которые бросали, а что от тех останется? Ничего, когда вышли, запаха даже не было. Дан.3:50-51 – «и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». Большая песнь дальше будет, ну люди считают это сказкой. При такой температуре, и так поднималось пламя..., даже волосинка одна не сгорела, а как? А Ангел подошёл, как пламя можно выбросить? А как перевести? Больше никак нельзя было, я понимаю, как трудно было переводчикам такие слова подобрать, чтобы они соответствовали действительности, и понятно, но всё равно непонятно. Выбросить воду, это ещё понятно, но пламя как выбросить? Я, сегодня говорю об огне, нам Бог даёт огонь, мы в Сибири живём. Рядом сосед сжёг сразу и соседа, и себя; я видел большие пожары, ужасно смотреть на это. И сколько сообщают, когда где-то дети были; там сгорело сколько, больше сотни; люди, где горят, и как потушить это? Надо молиться, во время поста, куда не следует, не ходить; а это я смотрю, в какое время, Великий пост был. Священник совершает венчание в Италии, из Украины, там, видимо, русская церковь; сидят, выпили, видимо; а сынишка вышел, пять лет ему; и, показано, он в алтаре помогает отцу; он вышел, а он упал в водоём и уже мёртвый. И как там полиция расследовала; как он вернулся; мы вместе переживали; мы молились об этом. Великий пост; нет свадьбы; даже на масляной неделе уже нет. Я законы эти не устанавливал, но это закон такой. Какой огонь горит у нас? Светим ли мы в этом мире? Евангельский свет Духа Святого есть? А тут говорится как? Если он в нас, он будет гореть. Иеремия говорит: «Я пытался не говорить, но внутри меня как разлитый огонь в костях моих. Я удерживался и не мог». Вот это крещение Духом Святым только даёт; а не так, что время идёт, никому не сказал, день, два, три, недели; ты пустой, засохшая смоковница; ни одного человека ниоткуда не подходит. Я могу просто моим Господом похвалиться; каждый день приходят новые люди, которые с нами; мы давно смотрим, по интернету и мы опять обратились; были у баптистов, вернулись; там, я столько радостных известий получаю! Ничего человеческого моего там нет, это Бог делает по благодати! Да, они не со мной встречались, а на наши ресурсы зашли. Итак, испросим у Бога, пламенный огонь благовестия, радости в Боге, и, чтобы вода святая истекала из нас в проповеди. Богу слава за всё вовеки. Аминь.