размер шрифта

Поиск по сайту




День Петра и Павла

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 27



12.07.08. Церковь отмечает сегодня день великих Апостолов, которых нарекли первоверховными – Петра и Павла. Вот что выдаёт статистика. Слово «Пётр» встречается только в Новом Завете 159 раз и Симон 72 раза. А вот слово «Павел» 152 раза встречается, Савл – 22; только в Деяниях Апостолов – 58 раз. Когда читаем книгу Деяния Апостолов, то Златоуст говорит, что её правильнее было бы называть Деяния Духа Святого. А в большей мере из людей это относится к Апостолу Павлу. Какая между ними разница, что у них общего, кому можно подражать и в чём? И в чём не надо подражать. Не так, что если они святые, то всё у них свято, всё чисто. Пётр не сказал: подражайте мне. А Павел сказал: 1Кор.4:16; 11:1 – «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Пётр не мог этого сказать, потому что у него в поступках было такое, чего не дай, Бог, никому. Однажды Господь назвал его даже сатаной. Мф.16:23«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Думать о том, что по-человечески выгодно, хорошо, это равно, что знать сатанинское. Хотя с сатаной ты не знаешься, открещиваешься, отплёвываешься от него трижды через левое плечо. Как они обратились? Мф.4:18 – «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы». Мрк.3:16«поставил Симона, нарекши ему имя Пётр». То есть не как обратился, а просто Марк говорит о том, что Иисус поставил его Апостолом. Лук.5:8«Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Вот как говорят три евангелиста. И четвёртый Иоанн говорит: Иоан.1:40-42«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: камень Пётр». Только Иоанн говорит о слышании.
Один Апостол говорит о чуде. Какое чудо? Рыба. Спросим: а повторялось ли такое чудо в истории? Не тысячи крат, а миллион крат во всём мире. Люди молились и внезапно там, где и не ожидали, целый сейнер наполнялся рыбой. Значит, обращение по образу Петра массово повторялось в жизни многих людей. НаПетра можно смотреть только как на крепкого старовера. На столько прочно у него всё старое еврейское в нём было, что даже после дня Пятидесятницы ему необходимы были видения (с неба полотно), необходимо было снова услышать голос. Чей голос? По всей вероятности, голос Бога-Отца Иеговы, Который говорит: заколи и ешь, и не почитай нечистым. То есть он всё ещё почитает все нации мира нечистыми, гоями. «Не почитай», - значит, почитает ещё. Что-то неладно с обращением у Петра. Дух Святой не может сломить его упрямство. Это всё после дня Пятидесятницы. Он ещё пререкается с Говорившим с неба и с видением: ничего нечистого не входило в уста мои. Какой уровень развития! Но и он остаётся Апостолом. И Апостол Пётр, может, для многих больший образец для подражания, чем Апостол Павел. Вот, как мы читаем, обратился Павел. Деян.9:3«Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба». Настолько это было чудно, неповторимо и отрезало всё прошлое. За Павлом не тащилось старое еврейское ни одной минуты, всё кончилось. Я всё-таки для себя избрал именно этот путь: человек должен сам сознательно обратиться к Богу. Не так, что я родился в религиозной семье, старообрядческой, новообрядческой или у баптистов где-то. За родителем тянулся, а потом ратует. Ратует за что? За веру свою. Вот у нас так было, а нам так наказывали родители. У Павла как будто ничего этого не было. Сегодня евреи боятся называть себя, что они евреи. А Павел говорит: я еврей. Он не боялся. И, беря самое лучшее от еврейской нации, он возводит себя к самым ревнителям закона: я фарисей от фарисея. То есть от отца он наследовал чёткое исполнение иудейских предписаний талмудических, может быть. Но, встретившись со Христом, он понял: всё изменилось. Христос всё перекинул слева направо. Пётр свидетельствует: Ты Христос, Сын Бога живого. А Савл спрашивает: кто Ты, Господи? Он не знает. И, хотя Пётр засвидетельствовал: «Сын Бога живого», но вы не думайте, что это окончательное свидетельство. Евреи некоторые сегодня берут Евангелие и так же говорят: Сын Бога живого. А Павел говорит: Рим.9:5 – «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки». Вот такого Христа многие евреи, обращённые в христианство, так называемые мессианские иудеи, не признают. То есть они остановились на стадии Петра – Сын Бога живого. А сын Бога живого и Конфуций, сын Бога живого и Магомет, как они признают, так что это один из них, из этого ряда Апостол Павел говорит, что Он — Бог. 1Тим.3:16 – «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». У Петра мы не читаем такого признания. Фома сказал: Господь мой и Бог мой. Видите, как тщательный разбор показывает, что за Петром числилось много из того, что нам нельзя принимать, и много того, что можем принять. Но потом Пётр всё это выправил, благодаря своему послушанию Господу. Идёт, куда повелевает ему Господь - в дом Корнилия. Через него Господь открывает дверь в Церковь язычникам. Всё это дальше через послушание идёт. Поэтому, где ты наставлен, где родился, не ставь это на первое место. Услышал голос Божий из Священного Писания? А два или три перста, да Господь же об этом не говорит. «Самое главное, я исповедую святую Троицу, исповедую два естества во Христе. Равно спасительно перстосложение и то, и другое. Тем более, это уже признал и Синод РПЦз, и патриархия».
Гал.4:17 – «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них». Такие люди не ко Христу ведут, ибо запрещают молиться с признающими Троицу. А они хотят, чтобы по них ревновали. Когда проходит уже десятилетие, точно мы не знаем,Э сколько, однажды Павел услышал, что за Петром опять тянется его старое еврейское. Евреям особенно свойственно лицемерие. Евреи вывели так, что если во всём мире существует десять частей лицемерия, то девять из них - в Иерусалиме, девять из них - в фарисеях. И этим лицемерием был увлечён Петр. Стал таиться, чтобы его не отлучили вроде бы. А Павел говорит: я противостал ему при всех. Говорят: да он же нарушил заповедь, ибо написано: обличи брата наедине. Не нарушил. Грех был при всех, при всех и надо было его хватать и ставить на место. И Варнава, друг Павлов, был увлечён этим лицемерием. Ну, если бы та встреча не произошла, то вот то, что Пётр делал, вошло бы уже в практику. Оно и вошло в практику живущих по строверчеству евреев, но сегодня, по крайней мере, мы можем сослаться на Павла. И не надо смотреть на то, что требуют от нас священники, епископы, синод, патриарх, запрещая то, что не запрещено Богом. Они хотят, чтобы мы ревновали по них. Чтобы мы назывались патриаршими, назывались старообрядцами, иеговистами, баптистами. Мы должны помнить, что нас искупил Христос. Павел им говорит: разве Павел за вас распялся или Пётр? Христос распялся. И поэтому на первое место всегда выставляйте Христа. Апостолами стали они благодаря Христу. У Павла было обращение мгновенное. Скажу, у меня было с детства, как у Петра заложено всё, но когда в руки попало Евангелие 27 сентября 1962-го года, у меня было точно такое же отношение к старому, как у Савла. Здесь кончилось! Лучшее я потом выберу оттуда, самое хорошее оставлю, а об остальном не надо и советоваться с плотью и кровью. С плотью, то есть с родителями, со своими бывшими наставниками. Бог призвал, – поставлена точка. Павел говорит так: Гал.4:19«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» Как он трудно рождал. Его упрекали, что он не Апостол. Люди хватались за то, что при Христе ходил Пётр, вот это важно. Он со Христом ел, он со Христом в лодке плавал, вот это они на первое место выдвинули. А Павла зазирали. Хотя Павел обладал великой грамотой, ему сказали: Деян.26:24«Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия». У Павла была очень большая учёность. Это доктор богословия. А в четвертой главе написано: Деян.4:13«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». Всю неграмотность, простоту покрывало то, что они были с Иисусом. Могут ли о нас сказать люди, что мы были с Иисусом? Тогда мы встанем в один ряд с Петром без всякой книжности, без научения. В Слове Божием мы читаем, как люди относились к смерти. Боялись. Как и сегодня. Трепетали. Чтобы избежать смерти, люди шли на предательство. Откр.9:6«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них». Это тайна. Как так? Да надень петлю и умрёшь. Не будет смерти на земле в какой-то момент. И люди искать будут не обращения к Богу, не золота, а как умереть. Смерть убежит. И Апостол Павел искал её и удостоился. Сначала о Петре. Иоан.21:19«Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною». Значит, Бога прославляют не жизнью только, но и смертью. Деян.21:13«Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце моё? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Смерти можно искать подвигом своим. Где-то можно спрятаться, а можно этим пренебречь. Смерть за Христа - это высшее, что может христианин в любви своей показать Господу. Эти оба Апостола умерли, как считают, в этот день. Я вчера объяснял, что они умерли в разные годы, не одновременно. Церковь так свела их на один день, и будто бы сегодня день кончины святых Апостолов. Разница между ними, конечно, очень большая. Простой рыбак и учёный раввин. Но Господь призывает и тех, и других. Это два полюса: простолюдин и человек высокого полёта мудрости, равно дороги для Господа, им по-разному Господь открывается. Но всё же показывает, когда по преданию, по наследству, по-домашнему обращаются, и когда лично сам встретит Иисуса, уверует сознательно – разница всё-таки есть. Тут мы должны перекинуться на сторону обращения Савла и сказать: Господи, дай мне такое обращение, такую вспышку, который, как у Моисея, придя в возраст, предпочёл страдать с народом Божиим. Чтобы я сознательно сказал: я избираю Бога, одного Бога и ничего и никого кроме Бога.
Церковь ежегодно нам напоминает этой датой о проповеди. Никакой другой причины свести двух Апостолов в один день больше нет. Они во многом разнятся, но в одном они были одинаковы. Когда Павел перечисляет свои преимущества перед другими, он перечисляет не грамоту, не книги и не говорит, что он сделал, сколько свитков написал книг, а сколько пострадал. Он более был в темницах. Посмотрим, кто был в темницах? Я более в ранах. Какие раны за Христа? И когда всё перечислил, говорит: у меня ежедневное стечение народа. Как в краевую администрацию или в прокуратуру идут люди жаловаться. Но к нему люди шли с другими вопросами: как понять такой-то вопрос? Он говорит: хочу придти и поделиться духовным дарованием. Кто сегодня в мирские организации приходит с вопросом о спасении души? Кто приходит в духовные организации с такими вопросами, как правильно веровать? Я только отголоски слышу, мне всё не известно о том, что всё ещё призывов в патриархии, в Зарубежной Церкви, в старообрядческой (католичество уже дошло до этого) нет на открытую проповедь. Называется сие апостоличностью мирян. Все должны идти на проповедь. Все должны сеять, все должны выйти на ниву Господню. Как таковое, православие сегодня фактически на полное исчезновение идёт, как и русский человек. И выход только один, чтобы не исчезнуть — благовестие. Благовестие Петрово, пусть через рыбу, пусть через умножение скота, урожая на поле, через всё, что касается плотской, мирской жизни. И пусть будет всё-таки среди нас и такое обращение, как было с Савлом. Может быть, это будет бывший гонитель. Он ревнитель был большой, он боролся за своё старое. Почему-то сегодня старые ревнители не обращаются. Значит, разница всё-таки есть. Кто за последнюю тысячу лет вот так обратился среди старообрядцев, среди новообрядцев, среди старостильных? Ни одного случая не слышал и, думаю, быть этого не может. Почему? А они шли, движимые не тем духом. Когда им прямо показываешь по Писанию на обращение Савла, они не обращают внимания. Савл обратил внимание такое, какое сегодня не каждый решится обратить. В нём произошёл полный переворот. Он три дня не ел и не пил, и ослепший сидел. Какая буря у него была в душе, в мозгах. Как он перебирал всё: жертвы, которые он принёс на алтарь своей ревностью. Я неумеренный ревнитель был отеческих законов, хватал мужчин и женщин, истребил всё в Иерусалиме, выжег всё христианство. И теперь отправился в Дамаск, ибо услышал, что там есть большая община под предводительством епископа Анании. Он ещё не знает, что Анания будет стоять, а он перед ним будет лежать. Это он в кошмарном сне не мог предвидеть. И всё случилось именно так: Анания трепещет, как ягнёнок. С приходом в Церковь Савла, будущего Павла, мы видим, как исполнилась буквально одиннадцатая глава пророка Исаии: Ис.11:6 – «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Лев, - Златоуст говорит, - это Савл, терзающий церковь. И вот этот ягнёнок Анания, который трепещет: Деян.9:13«Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». И за этим он идёт сюда. То есть у христиан тоже работала своя разведка. А Господь говорит: вы все ошибаетесь, Я его уже встретил. Всё переменилось. Между нами есть какие-то неурядицы, недоумения. Всё меняется через встречу с Иисусом Христом. Обращение Савла сегодня каждого побуждает к пересмотру своего пути. «Он с детства верующий». А он такой и был. Выберите время свободное, поразмыслите о своём обращении и скажите: сегодняшний день именно для этого. Как я обратился? Было ли у меня обращение? Была ли встреча с Господом или просто я иду, тянусь? Если в нас ещё кроется обида, превозношение, гордость, то той встречи не было. Где Духа Святого нет, там труда Божия нет. Этот день, можно сказать, подводит итог под прежней нашей жизнью. Господи, услышь наши воздыхания, я хочу обратиться так же, как Савл. Чтобы прежнее отрезано было, и началась новая жизнь во Христе. Чтобы я сегодня посмотрел и увидел, что было слева, стало справа, а что справа, переметнулось налево. Я заново начинаю эту жизнь. Пусть буду ослепший три дня, но не больше. Пусть не буду пить и есть. Вот это истинный пост, вот это есть Петров пост и Павлов. Не просто - сегодня мы молосное будем есть, и на этом всё закончилось. Пост не кончился, если ты не обратился к Богу. Пост ещё и не начинался, если ты не просил Духа Святого, чтобы Он тебя поднял на благовестие. С постом и молитвой и возложением рук. Если ты это понял, надо нести всех, начиная с патриарха и до последнего священника и мирянина на руках молитвы! Чтобы и маленький ребёнок мог свидетельствовать и в школе. Малые дети бывают прекрасными свидетелями. Мы читаем это в житиях святых, мы читаем это в священных книгах Библии. Как малые дети старцев умудряли. Старцы понимали, что всё, что им дано, отошло. Мы нигде не читаем про то, что Илий был беззаконник. У него главный грех был – детей не воспитывал в страхе Божием. Но зазвучал голос, и он понял: Бог это говорит. Он не стал говорить: Господи, почему Ты говоришь с каким-то мальчишкой, говори со мной. Всё кончилось, Илий. Этот мальчишка будет сегодня слышать приговор тебе. И он его заклинать будет: скажи всё, не скрой. Он понял, что ему приготовлен гостинец от Бога Иеговы, Которому служил всю жизнь. Может, дети наши проговорят нам своими голосами, что нам уже приговор вынесен. Савл сумел это расслышать. Петру Бог положил это на сердце, и не сам он в себе это открыл. И когда разговариваете с людьми, не признающими Иисуса за Бога, прямо ссылайтесь на высказывание Павла: это Бог явился к нам во плоти Иисуса Христа, рождённого от Девы Марии. Почему в это день установлено отмечать память Апостолов Петра и Павла, я думаю, никому не узнать. Но для меня день такой настанет, как вот это 12-ое июля, день окончания поста, то есть выхода на проповедь, это окончание поста можем сделать уже сегодня. Да положит нам сие на сердце Господь, чтобы все православные праздники имели решающее значение в нашей жизни. И в духе ревности мы могли бы сказать вместе с великим Апостолом Павлом: Гал.2:20 – «уже не я живу, но живёт во мне Христос». Аминь.

Клянёмся в верности хотя бы и без клятв,
Не делая поправки на погоду.
На наши дифирамбы под вечер слепят кляп,
И доброе начало начальники угробят.
Обман и суета прописаны в жилищах,
Обыденность с привычкой заедают святость,
Энтузиазм вчерашний под вечер не отыщем,
И от трактата торного разжиженная слякоть.
Не верьте лозунгам проклятых коммунистов,
Бессовестнее их лишь их учитель – дьявол.
Их ноги на пролитие крови коварно быстры,
Творцы ГУЛага тянут снова к братской яме.
Их заверения, они, мол, не такие ныне,
Пусть не прельщают животолюбцев праздных.
Всё так же ядовито ленинское вымя,
На святость бросятся, перемешают с грязью.
Не верьте никому и никаким вождям, –
Саула племя расплодилось шире;
Своих же сыновей они не пощадят,
Два рога агнчих заговорят о мире.
Всех окаяннее безбожники, конечно,
Клан оголтелых – демонская рать;
Им уготован мрак в геенне вечной,
К Армагеддону спешит их враг собрать.
Уверовав в Христа, Ему мы обещались
Служить безропотно всей совестью отменной.
Он – Иисус – началам всем Начало,
С годами те слова не обратить бы в пену.
О, Господи, не скрыто от Тебя ничто,
Ты знаешь будущее, наравне с прошедшим.
Реальным нужно жить, не химерой-мечтой,
Не слушать, что на ухо сатана нашепчет.
Мы не клянёмся вовсе, у нас есть «да» и «нет»,
Что во Христе, то непременно «да».
Господь есть Истина и Жизнь, и вечный Свет,
Всё остальное вскоре сгинет без следа. 02.05.08. ИгЛа

Стою пред образом Мадонны:
Его писал монах святой,
Старинный мастер, не учёный;
Видна в нём робость, стиль сухой;
Но робость кисти лишь сугубит Величье Девы: так Она
Вам сострадает, так вас любит, Такою благостью полна,
Что веришь, как гласит преданье, Перед художником святым
Сама Пречистая в сиянье Являлась, видима лишь им...
Измучен подвигом духовным, Постом суровым изнурён,
Не раз на помосте церковном Был поднят иноками он, –
И, призван к жизни их мольбами, Ещё глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками И шёл к холсту, душой молясь.
Брался за кисть, и в умиленье Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья В воспоминаньи сохранял, –
И слёзы тихие катились
Вдоль бледных щёк... И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали – как плачу я... 1859. Майков

Список всех проповедей

297

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: