размер шрифта

Поиск по сайту



Чем занимаются жители Потеряевки, на какие средства они живут?

Вопрос на тему «Потеряевка»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 2

Вопрос 900:

Чем занимаются жители Потеряевки, на какие средства они живут?

Ответ И.Т. Лапкина:

Первые годы, не считая двух пенсионеров, никто не получал ни рубля от государства, но жили от своего подсобного хозяйства – животноводство – раз в неделю отвозят в город сливки и творог. Администрация села Корчино и сельсовет очень сильно утесняли нас в первые годы, да и сейчас. Они пасли на бывшей территории Потеряевки свой скот: лошадей, телят и овец, и здесь же были их покосы в течение двадцати лет, пока там был пустырь. С нашим поселением, они это всё теряют и, бурно негодуют. Мы решили наняться пасти овец жителей с. Корчино, чтобы как-то охладить обстановку и чтобы одновременно было где пасти свой скот. Пасти пришлось мне, как сыну пастуха. От этих первых лет у меня сохранились записи моих наработок. Если интересно, можете ознакомиться на что мы жили.

Козлиная эпопея

Наш отец пропас овец и коров 40 лет, и ни дня не пас козлов. В этом году нам пришлось пасти овец вместе с козами. Этот эксперимент продолжался 1.5 месяца и показал полную невозможность продолжать пастьбу вместе овец и козлищ. Причины тому следующие, известные тем, кто участвовал с нами в этом тяжелом эксперименте:

  1. Разная сила, крепость животных. Овцы, обладая исключительным стадным инстинктом, ищут себе всегда «руководящую и направляющую» силу и нашли ее в козлах на свою погибель – бегают за ними весь день голодные. Из десяти больных ногами в отаре овец нет ни одной козы. Козлы бегут бегом туда, где есть любимое их лакомство из деревьев, кустов, камыша, а овца идет против ветра, потому отара дробится. Заворачивая козлов, пугаешь и овец, и они испуганно гуртуются минут пять, подняв головы, потом бегут за козлами в разные стороны. Пастьбы, как таковой у нас нет, а есть непрерывная, до 30 и более км. в день беготня за отарой, бегущей за козлами. Потому овцы, отара в сотни раз больше вытаптывает травы, чем поедает. Козлы резко меняют направление, вскачь пробегают всю рассыпавшуюся отару – до 200 м и более – и снова оказываются на другом конце во главе отары, и все движется от пастуха, который лишь оказывается свидетелем этих соревнований, и даже вдвоем с трудом можно справиться с отарой. У козлов нет стадности, они в одиночку бегут в такие топкие места, куда овца одна никогда не угодила бы, а бездумно следуя за этими вождями она тонет в грязи и ее приходится с трудом вытаскивать из топких мест. Козел легко уводит часть отары, и, бросив в трудно просматриваемом месте более сотни овец, может вернуться один в отару. Исключительная опасность потери части отары в логу, в кустарнике.
  2. Разная пища. В виду того, что год засушливый, нам приходится держаться края лога, низин, где зеленая трава. Козы же устремляются в камыш, где глупая овца тонет.
  3. Разный температурный режим. Овца с трудом переносит жару свыше 25 градусов, утыкается головой в землю. Козы же свободно в это время бегут, овца тянется за вождем, перегревается, падает, чего без этих руководителей рогатых не случилось бы с овцой.
  4. Разная реакция на комаров, паутов. Когда ночью уставшие овцы ложатся, козы буквально по головам бегают, переворачивая овец, отчего те внезапно заболевают. Козлы сильны, драчливы, сбивают баранам рога, с козлами же не случилось ни одного такого случая.
  5. Козлы упрямы, подойдя к воде, становятся в ряд, и никакой силой их не удается сдвинуть, овцы остаются не напоенными. Попытка пройти через отару, сдвинуть козлов с места, всегда заканчивается тем, что все стадо бежит от воды. И так постоянно.
  6. Козлы неистово похотливы, как арабы, поднимаются на овец, не допуская баранов, чего бараны вообще не делают с козами. Покрытые козами овцы приносят ягнят, которых матери-овцы часто не принимают, и гибриды погибают. В перспективе, только по этой причине можно в дальнейшем лишиться приплода вообще. Попытка отделить коз от овец и пасти раздельно, или козлов держать в загоне и кормить сеном, тоже ни к чему не привели, ибо даже со спутанными ногами они резвы. Любую нашу изгородь в загоне они преодолевают. От оводов овцы утыкаются головами в землю, а козел несется как бзыкающий бык, и даже на коне трудно сгуртовать отару.

Козлы и козы должны быть немедленно изъяты из отары от овец, чтобы сохранить овец. Пастьба коз и овец в нашей местности нынче не только вредна, но и опасна для сохранности отары как таковой.

Как сигнал «SOS», так и мы подаем этот тревожный сигнал: заберите своих коз-козлов, или мы вынуждены будем их привозить по дворам. Хулиганы отчисляются не только из центра по подготовке космонавтов и из военных училищ, но даже среди бандитов, нарушителей режима изолируют и разным преступникам – разной строгости режим содержания. Мы жестоко ошиблись, что согласились на уговоры взять коз: ибо никогда, ни дня не пасли их, и теперь за свою уступчивость наказаны. Эту нашу роковую ошибку необходимо немедленно исправить – удалить из отары всех до единого козлов-коз, дабы сохранить отару, а не раздавать осенью кожу и кости, если таковые найдутся.
06.07.94. пос. Потеряевка. Лапкин И.Т.

Найти свою овцу

При пастьбе овец от разных хозяев-владельцев большого количества животных, каждый крестьянин помечал своих овец и коз особым знаком, разрезом, высечкой на их ушах.

И если пастух не постоянный, то чрезвычайно трудно будет распознать при падеже, заболевании, раздаче – чья овца и кому принадлежит.

Наш отец Тихон Дмитриевич, совсем без грамоты школьной, но обладающий феноменальной памятью на животных, из тысячи овец мог мгновенно вычислить нужного хозяина, рассказать, когда будет ягниться подопечная. За 40 лет пастьбы отец приобрел свои навыки узнавания, чья же это овца – но эти навыки «Моисеева» стана ушли с ним.

Когда мне предложили пасти 1200 овец и коз, я, не обладающий отцовским «компьютером» от Бога и от природы, придумал свой, благодаря которому в течение одной, двух минут можно найти хозяина овцы. Для этого весной, при приеме животин нужно исключительно точно, внимательно осматривать везде «пациентов», их характеристики, и все фиксировать в журнал: пол, возраст, рога, пятна, цвет, курдюк – его форму, все метки на ушах. После приема овец сразу же составить хартии, таблицы, как бы перфокарты, на отдельных листах бумаги.

Нужно знать, какие виды меток существуют. Это:

  1. Целое ухо, неповрежденное:

  2. Отверстие в ухе, одно или несколько:

  3. С торца уха разрез – бывает несколько «порина»: «порин»:

  4. Рубчик, бывает прямой: косой:

    с разных сторон:

  5. Пень, отрез уха с торца:

  6. Заслонка, одна: или две c разных сторон:

  7. Вилка – «уголок» с торца: сбоку: несколько с разных сторон:

  8. И другие, какие случатся

Какое ухо считать первым в отсчете? По отношению самой овцы, если стоишь от овцы сбоку и смотришь в одну с ней сторону, то левое ухо – отсчётное, ведущее; правое – ведомое, второе.

В первую «хартию», список заносим всех овец, у которых левое ухо – целое. Что будет зафиксировано на правом – не имеет пока значения.

По списку приема точно также разносим под второй номер (см. выше нумерацию: 1 – 8) всех овец с дыркой в левом ухе, что на правом, какой знак – не важно. И так делаем 8 списков. Напротив каждого хозяина, у которого (напр. №5 – «пень») делаем рисунок и правого уха.

При этой системе поиск сужается в 8 раз. Сразу же обнаруживаются хозяева, у которых скотинка запятнана совершенно одинаково. У меня случилось так, что пять хозяев, независимо друг от друга, и даже не подозревая о том, могли осенью легко по законному «паспорту», непроизвольно, без злого умысла (да и забыть за лето) избрать более импозантных от соседа. Вот здесьто на помощь и приходит запись примет. Идентификация с оригиналом работает непогрешимо.

Чтобы ускорить поиск хозяина овцы, можно по уже составленным «перфокартам» ушей, провести точно такую же разноску и по правому уху. Этим самым сокращая время поиска еще в 8 раз.

Если же на левом, «стартовом», начальном по записи ухе, не одна метка, а несколько, то заносим овцу в графу по той метке, которая по счету идет впереди. Например: на левом ухе (смотрим всегда сзади, на выпуклую сторону уха) три метки: «отверстие», «порина» и «заслонка» с «уголком»,


то овцу заносим по «отверстию». Если эти же метки есть все, но нет только отверстия,


то заносим по «порине».

Если нет «порины», а только «заслонка» и «уголок», то заносим по «заслонке» – №6, т.к. «уголок» ниже – №7.

Если в отаре будут какие-то другие знаки, то чем больше знаков – меток, тем меньше овец по одинаковой позиции, т.е. больше граф, а значит легче искать. Взятую, павшую овцу тотчас вычеркивать из списков, с указанием дня, месяца, часа, местная ли,. указать по паспорту, кто взял.

Считается удобным маркировать уши КРС, овец бирками с номерами. Действительно, удобно, но не всегда это можно сделать в глухомани. Кроме того овца цепляется биркой, отрывает ее с куском уха, и дыра будет еще шире. Привязанные проволочки, тряпочки к рогам, к шерсти – теряются. Поэтому подобные «метки» не принимаются, не засчитываются. И если нет других порезов-разрезов, овцу-козу, как немаркированную – не принимать.

Маленькие отверстия – зарастают за лето, место пореза срастается, если разрез не присыпать сразу же древесной золой.

Можно сделать по каждому уху, по каждой мете разделение на переднюю часть уха и на заднюю – это уже «шик» работы. Но при отаре в 1,5 – 2 тыс. овец это еще в 2 – 4 раза уменьшит время поиска хозяина проблемной твари.

Мне с 5 лет пришлось пасти коней, коров, телят, овец, гусей. Самое глупое и вредное животное – овца. Не случайно Господь Христос сравнивает с овцами Своих последователей. Иоан.10, 1Петр.5:1, 2Цар.24:17, Пс.48:12; 77:52, Мих.2:12, Мф.10:6.

Козлы – образ гибельных бесплодных, образ вождей: Иер.50:8; 51:40, Иез.34:17, Зах.10:3, Мф.25:32-33.

Вновь народившихся ягнят нужно пятнать, метить сразу же, иначе к осени, выросши, отойдя от матери, они будут потеряны для хозяина овцы и станут законной добычей пастуха. Чистая прибыль. Поэтому при найме нужно договориться, сколько платят пастуху за новорожденных: рождение, пастьба, «операция на ушах». Наметанный глаз, добросовестность, желание всем вернуть их законное – придает данной работе особый шарм – шик, ловкость, вызывает удивление и восторг пациентов.

Шкурка (т.е. уши) стоит выделки, (т.е. таковой разноски в 64 группы).

Перед раздачей заранее приготовить на картоне рисунки всех ушей с указанием хозяина, лучше разноцветными, фломастером – подделать труднее (еще лучше, чтобы расписался на своей карточке). Один из пастухов, помощников, на выходе при раздаче помечает себе в тетрадь количество взятых овец, сверяя с картонной «визиткой» у хозяина.

По осени не только цыплят считают, но и овец. Не знаю ни одного случая, когда бы у пастуха сошлось при раздаче один к одному, не прихватил бы кто чужую живность. Нам же, при данной раскладке в 64 ячейки, это удалось полностью. Для любящих свое дело данное приспособление – незаменимая помощь.

Даже тысячи овец (1000 : 64 » 16) разнесенные в 64 колонки – это, примерно, по 16 овец – мгновенно находятся, отыскиваются. Нередко бывает, что человек покупает старых, меченых овец у разных хозяев, у него все 5 – 10 овец с разными метками; так что он сам своих овец не может найти. По этому приспособлению это сделать «проще пареной репы». Случается, что на старые пятна купивший ставит новое клеймо – ухо у овцы, как платье модницы после драки на дискотеке. Для таких тот же порядок, по тем же критериям «слева направо».

Кажущуюся большой и трудной работу в начале весны, при начале пастьбы – составление такой картотеки, почти сразу же почтешь ничтожной в сравнении с радостью от хорошо и чисто, красиво сделанного дела.

Приехал ли хозяин увезти барашка «на свадьбу» дочери, заболела или издохла бессловесная тварь – как сообщить о том ее владельцу? Обычно пастух просто разводит недоуменно руками «ахти, ребята, вор», а осенью дело будет доходить до суда и ссор. Здесь же каждая голова – ухо точно на учете, и как в хорошем СИЗО (тюрьме) ты точнехонько знаешь, чья твоя подопечная, без скандала и мирно отдаешь, помечаешь, исключаешь, заболела ли роженица – ты мгновенно вызвал именно хозяина, а не просто неопределенное мычание издал, и беспечно и тоскливо ждал смерти заболевшей.

Всякое дело делай честно, красиво, весело, интересно, как для Господа, и Он обязательно благословит тебя и отару.

Составил Лапкин Игнатий Тихонович, пастух, сын пастуха. 658551 Алтайский край, Мамонтовский р-он, пос. Потеряевка, тел (213) 22-0-22.


Главе администрации Алтайского края Сурикову А.А., прокурору Алтайского края Параскуну Ю.Ф., начальнику комитета по земельным ресурсам Алтайского края Бивалькевичу В.И.

З А Я В Л Е Н И Е

Прошло уже 10 лет, как краевым советом народных депутатов было принято решение (23.03.91-№47) о восстановлении пос. Потеряевка Мамонтовского района – постановление, а не просто разрешение на жительство нескольким человекам. За десять лет мало что сделано для восстановления посёлка со стороны местных, районных и краевых властей. За десять лет из бюджета района на поселок не потрачено ни копейки, кроме как на зарплату учителей. Как известно, из 350-ти разрушенных деревень на Алтае только одной нашей деревушке посчастливилось вернуть своё прежнее название и разрешение на возрождение.

На сегодняшний день построено шестнадцать домов (не землянок, а домов), живут пятьдесят два человека, считая детей. Уже четыре года, как действует начальная школа, построенная жителями поселка на свои средства. В этом году училось уже десять учеников.

Мы знаем о бедственном положении в бюджете района, поэтому и не просим средств, хотя по закону должны бы нам и дорогу сделать, и пробурить скважину для питьевой воды, и телефон поставить. Всё это мы делаем сами, своими силами. Мы просим только об одном: дайте нам возможность жить и работать в полную силу.

Решите, наконец, вопрос с покосами и выпасами. Мы столько лет уже просим вас об этом, но ответа так и нет. Вы тихо, молчком стараетесь умертвить нас. Но, если в первые годы у вас были еще сомнения, что быть может мы не выдержим и уедем отсюда, то сегодня-то и слепому видно, что поселок обрел жизнь и растет. Сделайте хотя бы то, что вы должны были сделать, как власть имущие. Ведь в решении о восстановлении пос. Потеряевка прямо сказано: п. 2 «Обязать начальников отделов и управлений, комитетов администраций края, председателя Мамонтовского районного Совета народных депутатов провести соответствующие мероприятия, связанные с изменением административно-территориального устройства края».

Но это так и не сделано даже и поныне. А если и было что-то сделано, то с великим мучением для нас, и так, чтобы только местным властям можно было сделать отписку в вышестоящие органы власти, что они-де сделали всё, от них зависящее.

Бывший председатель земельного комитета Назаров С.Г. (уволенный за не богоугодные дела), при одобрении бывшего администратора с. Корчино Кулебы В.Ф.(не переизбранного) и главы администрации Мамонтовского района Мителёва П.Ф. (всё еще пока и ныне преспокойно здравствующего на своем прежнем месте) так провел административно-территориальное устройство поселка, что для жизни поселения выделили «Топкий лог», а граница земель совхоза Корчинский проходит по огородам деревни, а межевые столбы стоят посредине улицы. И это… на расстоянии пятнадцати километров от с. Корчино.

И сегодня главный зоотехник совхоза Печеников заявляет, что если мы будем выпускать наш скот за эту линию, то он нас будет судить.

Все эти годы Назаров во все инстанции края отвечал, что у нас 73 гектара покосов. Алтайский Гипрозем замерил на месте уже по снегу, и намерил только… 7,3 га покосов. А краевой земельный комитет дал справку, что на выделенной нам территории фактически… 1,2 га покосов. По расчетам Гипрозема, на имеющийся уже ныне в Потеряевке скот с этой площади удовлетворение кормами может быть при нормальном травостое только на… 5,7%.

Как же жить дальше? Где же взять нам остальные 94,3% ? Вновь приезжающим людям на поселение в Потеряевку для покосов не выделяется ни гектара. Учитывая, что основной наш доход для сохранения нашей жизни идёт от животноводства, любому понятно, что нас лишают жизни, и поселок никогда не восстановится до рассчитанных по плану хотя бы семидесяти дворов.

Относительно выпасов, которых у нас теперь практически нет, бывший глава сельсовета Корчино Кулеба говорил: «Вы входите в наш сельсовет, и поэтому мы с вами пасем на одних и тех же землях». Действительно, так было десять лет, мы пасли до Андрияшина лога. И если прошлые годы недостаток сена мы с великим трудом, но, по милости Божией и помощи добрых людей, добывали в других районах, то скотину в летний период мы не можем перевозить в другой район.

Это убийственное безумие местных властей по отношению к нам просим прекратить немедленно, сегодня же, вашим волевым решением. Нам было сказано, что все земли вокруг нас, вплотную к нашим огородам, являются собственностью совхоза, и поэтому колки и рощи вокруг нас беспощадно вырубаются ими все эти годы.

Когда совхоз выписывает квитанции на заготовку дров своим работникам, то они выпиливают наши рощи. Пройдет еще немного лет, и этих лесов не будет. При таком отношении корчинцев (ибо они полностью все леса до единого деревца вокруг села Корчино вырубили в прошлые годы), то скоро и вокруг нас будет такая же пустыня, как и у них.

Так как границы совхоза Корчинский проходят по территории нашей деревни, то и все плотины на дорогах, идущих от нас в Корчино находятся в ведении совхоза. Так в 1996 году плотина на дороге в Корчино и Шарчино (от нас – второй мостик) была умышленно разрушена бульдозером по приказу Мануйлова, бывшего тогда директором с-за «Корчинский». После рассмотрения нашей жалобы были гарантийные письма от Мануйлова и Мителёва, что в течение года плотина будет восстановлена; но и по сей день она разрушена, и нам восстановить ее и не по силам, да и потому еще, что она является собственностью совхоза.

Второй (а теперь и единственный) выезд из Корчино через плотину на пруду Моринский после паводков был восстановлен совхозом, и по приказу директора совхоза Гладышева В.Г. посредине плотины была сооружена бульдозером насыпь, куча земли, чтобы никто не мог проехать по плотине. Мы оказались намертво заблокированы. Нам пришлось лопатами разгребать эту кучу для проезда в сельсовет Корчино.

В связи с вышеизложенным мы, жители пос. Потеряевка просим:

  1. Решить положительно, наконец, вопрос о выделении нам выпасов для скота и покосов с учетом перспективы развития поселка.

  2. Решить вопрос о спасении и сохранении колков и березовых рощ вблизи пос. Потеряевка. Сохранить их и документально закрепить за общиной пос. Потеряевка.

  3. Восстановить разрушенную в 1996 г. плотину с вложением труб и договориться с Гладышевым, чтобы он не блокировал нам дорогу на Корчино.

Староста пос. Потеряевка Барабаш Игорь Александрович 30 мая 2002 г.

Адрес: 658551, Алтайский край, Мамонтовский район, Корчинский сельсовет, пос. Потеряевка, тел. (8-213-)22-0-22

Контактный адрес: 656016, г. Барнаул-16, ул. 2-я Строительная 62-16, Лапкину Игнатию Тихоновичу (полномочный ходатай о Потеряевке). Тел. 35-32-42, 24-38-46, 22-69-62.


304

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: