размер шрифта
Поиск по сайту

Может ли что-нибудь измениться в старообрядчестве?

Вопрос на тему «Старообрядчество»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 4304:

Как Вы полагаете, может ли что-нибудь измениться в старообрядчестве с приходом нового предстоятеля или оно так и останется в самоизоляции?
Прим.: в книге номер этого вопроса - 2402

Ответ И.Т. Лапкина:

Прочтите выдержки из доклада их митрополита Андриана на их Освященном соборе, состоявшемся 19-22 октября 2004 г. (н. ст.). Я не верю ему нисколько, как и Гундяеву Кириллу, что что-то в старообрядчестве может измениться; иначе оно перестанет существовать, как Советский Союз. Чуть-чуть только попытался подмарафетить эту структуру Горбачёв Михаил, придать социализму человеческий вид, как конгломерат и развалился. Думаю, что Андриан умолкнет или его заставят замолчать. Староверчество вообще не терпит критики, совершенно непробиваемо, как Политбюро партии. Но мысли Андриан говорит хорошие, хотя ему ничего не исполнить, пока Библия и проповедь о Христе, пока личное обращение, рождение свыше каждого, а не по традиции хождение и мёртвое стояние в храмах - не встанут на первейшее место. И сам он обращённый ли человек? Судя по некоторым фразам его, можно понять, то он просто умный и более передовой из плеяды духовно невозрождённых. У него рядом Симеон Дурасов, сказавший великую правду им, и он за него не заступился. Значит мрак сгустел и его никому уже не рассеять? Ис.8:22 – «И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел».

«…Главная цель, которую я ставил для себя – на личном опыте познакомиться с реальным положением Русской Православной Старообрядческой Церкви, оценить её духовное состояние и дееспособность. Без этого невозможно определить направления первоочередных действий и пути решения неотложных задач по укреплению и развитию полноценной жизни отдельных общин и Церкви в целом. После эпохи гонений, которая продолжалась почти 350 лет, Русская Православная Старообрядческая Церковь на рубеже XXI века оказалась ослабленной и численно, и духовно. Особенно тяжело сказались десятилетия коммунистического диктата. До большевистского переворота, несмотря на лютые гонения, Господь, говоря словами Писания, «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Церковь продолжала вести миссионерскую деятельность, а в труднодоступных местах и на окраинах империи возникали и успешно развивались духовные центры. Старая вера, несмотря на все тщания уничтожить её, укреплялась. В советское время ситуация в корне изменилась. На десятилетия главной задачей Церкви стало просто физическое «выживание». Но прошли отпущенные Господом сроки тяжких испытаний, и на наших глазах жизнь в России переменилась. Обретение религиозной свободы позволило многим конфессиям широко развернуть миссионерскую деятельность. Достаточно сказать для сравнения, что численность приходов Московской Патриархии со времени начала перестройки выросла более, чем в десять раз. Весьма активизировались и заезжие сектанты, которые тысячами вербовали в нашем отечестве своих сторонников.

А в это время старообрядческая Церковь вынуждена была преодолевать тяжёлые последствия вековых репрессий. В наше время говорить о таком расцвете старообрядчества, который наблюдался в начале прошлого века, к сожалению, не приходится. С 1905 по 1912 годы в России было освящено около 1000 храмов, а к концу века, когда Церковь вновь стала свободной, за аналогичный период численность наших приходов увеличилась всего лишь на десятки.... Нас трудно найти: наши храмы часто располагаются на окраинах городов, в труднодоступных местах, за воротами, в которые трудно достучаться. Складывается впечатление, будто старообрядчество кто-то умышленно спрятал под спуд. Это исторически объяснимо, но нельзя не заметить, что это прямо противоречит словам Спасителя: «Никтоже убо светильника вжег покрывает его сосудом или под одр подлагает, но на свещник возлагает, да входящие видят свет» (Лк. 8:16). Этому есть объективные причины. Общественные процессы, протекающие в нашей стране: умышленное искажение смысла и истории никоно-алексеевой реформы, повлекшее изменение религиозной идеологии в сторону экуменических идей; терпимость к отступлениям от Священного Предания под предлогом равночестности и равноспасительности разных обрядов, приводят к потере бдительности и ревности о чистоте и благочестии. Причем указанные процессы не обошли стороной и людей, исконно православных, потомственно принадлежащих к Церкви древлеправославной, так называемых коренных старообрядцев.
…Но сегодня возникает вопрос: достаточно ли просто молиться Богу, Который может Сам все потребное ко спасению подать нам по нашей вере? Но вспомним слова Писания: «яко же бо и тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Ияк. зач. 54). Так какие же это дела, без которых наша правая вера может оказаться мертва? Дела, к которым Церковь Христова призвана, и которые не может не исполнять? Пришло время ставить эти вопросы и искать пути их решения. Я полагаю, серьезный разговор на эту тему невозможен без откровенной оценки сегодняшнего состояния дел... По общему впечатлению приходская жизнь в регионах чаще всего ограничивается совершением уставного богослужения, кое-где к этому еще добавляются заботы о ремонте действующего или о строительстве нового храма.

Ещё далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, недостаточно широко ведется проповедническая работа со взрослым населением, и совсем уж редко случается, что наши общины выходят со своим словом в мир, к людям, участвуя в каких-либо социальных и культурных проектах. Вот обычная ситуация из нашей церковной жизни: после окончания богослужения православные христиане расходятся по домам, и на дверь храма навешивается замок - до следующей службы. В целях объективности, рассмотрение наших очевидных недостатков уместно, наверное, начать с проблем духовенства. Вопрос, который не первое десятилетие остро стоит в большинстве епархий, – недостаток кадров священников.В связи с этим многим пастырям приходится «обслуживать» по нескольку приходов, что никак нельзя признать нормальным, особенно в свете нынешнего понимания церковных задач. Такому перегруженному священнику уже некогда заниматься проповедью Слова Божия - не только где-либо вне церковных стен, но даже и среди своих прихожан. Ему бы успеть совершить положенные службы и требы, исповедать да исправить. О привлечении новых верующих, как о постоянном и важном церковном деле, в подобных условиях речь не идёт. Не хватает времени, сил, а иногда и образования. В практике многих приходов ощущается явный недостаток соборности церковной жизни: не всегда вовремя проводятся собрания общин, бывает, что важнейшие решения принимаются узким кругом лиц, а голоса отдельных прихожан и целых групп верующих авторитарно подавляются священником или неким заслуженным мирянином.

Особенно печально, когда сам священник требует вручить ему ключевые полномочия (например, пост председателя общины), чтобы в дальнейшем без всякого обсуждения проводить единоличные решения. Подобные устремления некоторых клириков прямо противоречат духу соборности Церкви Христовой. Ибо как во всей Церкви в целом, так и в каждом приходе в отдельности, выборность органов церковного управления (или попечения), участие мирян в управлении церковной общиной есть важный фактор христианской жизни. Из-за того, что священнослужителей хронически не хватает, некоторые настоятели так привыкают к своей незаменимости, что даже начинают считать свои приходы (вместе с прихожанами!) чуть ли не личной вотчиной. Это, в частности, приводит и к тому, что они не хотят выдвигать кандидатов на соседние приходы, нуждающиеся в окормлении постоянного священника, опасаясь расстаться со своим исключительным положением. В итоге - потеря уважения к конкретному священнику, и ущерб авторитету Церкви в целом. Эти болезненные явления возникли не сегодня, но это не значит, что Церковь готова терпеть их и далее. В связи с этим мне видятся следующие направления церковной деятельности.

Прежде всего, необходимо в полной мере восстановить апостольское служение - устную и письменную проповедь слова Божия, духовное попечение о людях - как о верных, так и о тех, кто пока еще находится за оградой истинной Церкви. Поэтому для Церкви Христовой наступили времена, в чем-то сравнимые с апостольскими: «жатвы много, а делателей мало». Настало время делателям поспешать на Богом уготованную жатву. Для того, чтобы вести миссионерскую деятельность, сегодня вовсе не требуется пускаться в дальние путешествия, пробираться в глухие места, где живут люди, непросвещенные Евангелием. Таких людей сегодня в избытке вокруг нас. Поэтому в каждом приходе необходимо постоянно, в духе христианской доброжелательности и терпения, проводить беседы с приходящими в храм людьми, пусть даже случайными, рассказывать им о Христе, о древлеправославной вере, об историческом пути старообрядчества. Но и вне храма, в быту, мы тоже не должны скрывать того, что мы старообрядцы. В истории русского старообрядчества нет темных или позорных пятен. В некоторых приходах новоназначенный настоятель первым делом стремился под любыми предлогами разогнать существующий церковный Совет, и на его место наспех выдвинуть своих сторонников - тех, кто бы с готовностью исполнял любые его поручения. Надо ли говорить, что такие поспешные действия священника, еще не успевшего заслужить авторитет в глазах членов общины, легко приводят к расколу и обрекают приход на долгое разделение на «своих» и «чужих». Не даром маститые пастыри вспоминают слова блаженной памяти архиепископа Иосифа (Моржакова), который, направляя в приход новопоставленного священника, мудро советовал ему: «Первые два года никого в приходе не меняй со своих мест, пока привыкнешь». Такой подход создает определенные гарантии, что своей неразумной торопливостью священник не лишится верных помощников и не станет противопоставлять себя всему приходу. К великому сожалению, иногда это как раз и случается. И тогда отрадные надежды на обретение священника быстро сменяются горечью разочарования после его назначения. И вместо христианского сотрудничества в устроении церковных дел община на долгое время погружается в пучину нестроений и конфликтов, и через это теряет многих своих прихожан. К сожалению, в сегодняшнем мире, где люди подчас столь извращенно понимают слова евангельской проповеди, без ясных богословских ориентиров, без умения строить и излагать мысли трудно с успехом выполнять стоящие задачи проповеди христианского учения. Не имея достаточного духовного образования, невозможно выработать правильную, богословски выверенную позицию Церкви по отношению к современному миру.

Надо сказать, что «Дьяконовы» и «Поморские ответы», труды епископов Арсения (Швецова), Иннокентия (Усова), Михаила (Семенова) при всем своем непреходящем значении не могут сегодня нам дать необходимые ответы на все вызовы нашего времени. По сравнению с началом прошлого века, наш интеллектуальный потенциал понижен настолько, что многие старообрядцы слабо разбираются, в чем, собственно, состоят догматические и канонические различия между старо- и новообрядчеством, как будто все различия сводятся только к сложению перстов и хождению «посолонь». Исходя из сказанного, вопросы образования, повышения общего духовно-интеллектуального уровня, воспитания новой плеяды современных начетчиков становятся первоочередными среди прочих неотложных церковных забот… Главными направлениями решения этой задачи видятся устройство воскресных и общеобразовательных христианских школ, детских садов, летних детских христианских лагерей, и, наконец, проведение христианских уроков в светских школах и детсадах. Но и в этой деятельности у нас, к сожалению, тоже имеются большие пробелы… И, наконец, необходимо отметить важность нашей внешней активности. Старообрядцы пока еще не привыкли проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство, наконец-то, оставило их в покое и предоставило возможность заниматься своими проблемами. Однако очевидно, что такие настроения ведут к самоизоляции, ослаблению и вырождению. Это положение нужно решительно менять. Имея поддержку Совета Митрополии, я стараюсь придерживаться принципа открытости, доступности и доброжелательности в отношении ко внешнему окружению... Особо следует остановиться на отношениях с Московской Патриархией РПЦ. В наше время о физическом уничтожении старообрядчества речь уже не идет, «застарелую рану русского раскола» предлагают лечить мирным путем. Руководство Московской Патриархии всё чаще говорит о сближении, о налаживании добрых отношений со старообрядцами… Еще одним существенным направлением внешней церковной деятельности является укрепление взаимодействия со всеми старообрядческими согласиями и созидание подлинно братских отношений…Даже во времена гонений старообрядческая Церковь, как истинная мать, забывала о своих страданиях и обидах и молилась за державу российскую, за власть, за весь русский народ…

В итоге уже реально просматривается угроза распада российского государства. В ответ на эту угрозу государство видит необходимость опереться на общественное согласие, на проверенные веками формы устроения духовной жизни. Поэтому все, что касается, инициатив нашей власти по спасению российской государственности, народа, мы поддерживаем, и, если это не противоречит устоям нашей веры, христианской нравственности, мы должны в этом участвовать... В ряде регионов также состоялись встречи с архиереями Московской Патриархии, которые, как мне представляется, способствовали снижению уровня предвзятости и установлению более доброжелательного отношения к старообрядчеству в целом и к местным общинам в частности…Фактически, сложилась уникальная ситуация, которой никогда прежде не было, и о которой наши предки могли только мечтать, когда писали свои челобитные и под угрозой смерти вели апологетические диспуты. Примером сказанному служит доклад митрополита Кирилла (Гундяева) на недавно прошедшем Архиерейском соборе, который содержит некоторые ответы на наши пожелания, высказанные ему при личной встрече…. В этой связи появившиеся опасения о неоправданном сближении и, тем более, объединении с РПЦ совершенно безосновательны и неуместны. Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы… Я убежден, что не искусственные ухищрения в Уставе церковном должны быть препятствием для отделения от Церкви, а привлекательность её любвеобилием и чистосердечными отношениями, построенными на основе христианского добротолюбия».

На соборе их решались интересные вопросы: «Во время богослужения запретить вношение в алтарь мобильных телефонов и пейджеров. Мобильные телефоны в храме во время богослужения должны быть выключены. Обязать приходские церковные Советы разместить при входе в храмы напоминания о запрете пользования сотовыми телефонами в богослужебное время».

296

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: