размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 4305

Вопрос на тему «Крещение»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Вопрос 4305:

Раньше, как говорят знающие Вас давно, ко крещению допускали более упрощённо. Чем вызваны эти дополнительные строгости и по несколько лет приготовление ко крещению ныне?
Прим.: в книге номер этого вопроса - 3007

Ответ И.Т. Лапкина:

Тогда не было у нас своей общины и мы всех до единого крещёных возвращали в ту же неразбериху – в храмы патриархии. Мы печалились о том, но выхода не было. Но когда была создана своя община, тогда мы все нарушения канонов полностью истребили. Да и не все проходят курс оглашения от 3 до 5 лет. Иные уже настолько готовы, что им не хватает только крещения – эти уже через несколько месяцев интенсивной «терапии»-занятий допускаются ко крещению.

«Бытует мнение о том, что крещение в младенческом возрасте не обосновано, и, как правило, далее по жизни крещёные в детстве становятся неверующими людьми. Но нам, человекам, надобно быть не чрезмерно категоричными в наших умозаключениях и претензиях на окончательный вывод или, тем более, осуждение. «Иное дело суд человеческий, иное – суд Божий». «Человек предполагает, а Господь располагает». Мне повезло. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, Слава Тебе Боже!

Я был крещён, будучи младенцем. Крещение это было в страшное атеистическое время. Воспитывался я в рабочей семье верующих, но верующих более обрядово. Однако веру православную свою папа, Андрей Трифонович, и мама, Мария Фёдоровна, не прятали никогда. В доме всегда были иконы на виду, а над обеденным столом в углу висела большая увесистая икона Благовещения. Отец никому не позволял осуждать свою веру православную, как он её считал, и однажды, будучи нетрезв, даже с кулаками доказывал свою правоту соседу, казаху-мусульманину, посмеявшемуся над его верой. Мама же, приобщённая к вере своими родителями и особенно бабушкой Дарьей, всегда молилась. Но, к сожалению, общалась она и с бабушками-шептуньями и даже сама «лечила» младенцев, страдавших от грыжи. Позже, познав истинную веру православную, став членом Крестовоздвиженской общины, приняв крещение через батюшку Иоакима в озере (п. Потеряевка), раба Божия Мария глубоко и искренно раскаивалась в том до своей кончины. К молитве меня и сестру мою Надю родители не понуждали. Как и все дети, мы воспитывались большей частью по принципу подражания родителям. Из детства помнятся посты, но нет тягостных впечатлений от них: постились у нас по-настоящему только в первую и последнюю недели Великого поста. Как-то в рождественский сочельник я один постился по своей инициативе, и испытал от того какое-то внутреннее удовлетворение. В праздничные рождественские дни мы с сестрой, вставая затемно, ходили по соседям и славили Христа, добавляя в конце: «Открывайте сундучки, доставайте пятачки». Особенно радостны воспоминания, когда мы с сестрой пробуждались от праздничного призывного рождественского или пасхального песнопения родителей, а также когда мы с родителями выходили на Святую Пасху во двор и смотрели, как Солнце вместе с нами ликует и «играет, прыгает» тому, что Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!

Глубоковерующей в нашей семье была бабушка Феодосья Прохоровна, папина мама, две сестры которой были монахинями. Одна из них, приготовившись к смерти, легла на лавку и лежала без признаков жизни три дня, держа всё это время поднятую правую руку со сложенными для крестного знамения перстами. Где пребывала её душа в это время, о том немного ей было позволено говорить, но дан ей был срок в один год. Ровно через год она, также приготовившись, легла и умерла. Вторая её сестра, упав на колени, предолго умоляла Господа взять и её вместе с сестрой. К вечеру её, как рассказывали, «охватил жар», и она умерла. В один день вынесли два гроба. Бабушка Феодосья Прохоровна всегда строго постилась, в среду и пятницу круглый год вкушала только хлеб и чай после появления на небе первой вечерней звезды. Она активно общалась с единоверными православными бабушками, собирались для общей молитвы. Бывал у нас в доме также бабушкин знакомый поп-расстрига. От него, вероятно, в нашем доме были Библия, отдельно Псалтирь и какие-то книги с красочными иллюстрациями Страшного Суда Божия. Благодарение Господу; наверно отсюда у меня остался на всю жизнь страх Божий. Как-то сами собой в памяти моей всегда было несколько молитв, которые я произносил, обращаясь к Богу в трудные минуты жизни. Всё это было основой для пробуждения моей души, которая всё время искала Истину, жаждала встречи со Христом, с Его Словом. Моё окружение не могло утолить той жажды. Это осознаётся теперь, а тогда было только блуждание в потёмках, хотя в детской голове возникали вопросы: В чём смысл земного бытия? Где и у кого пребывает правда? Что есть любовь? Может ли быть зависть хорошей («белой»)? Что есть время?... Имевшийся во мне страх вечных мучений от многих грехов меня, конечно, удержал, но чего я только не натворил, где меня только не носило?!.. «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!». Во мне удивительно уживались и вера православная (бабушкина, обрядовая), и коммунистическая религия. Поскольку родители не препятствовали, я был причастен к пионерии, комсомолии. В институте с интересом изучал философию, находя проявление изучаемых законов в окружающей меня действительности (N.B! законы - то нам ведь даны «a priore», т.е. изначально Богом), но поднимались в сознании и сомнения. Одно из них: «если марксистская философия не догма, не абсолют, не вечна, то как она может претендовать на руководство к действию?» Далее я – два года войсковой врач и политинформатор. Затем – в краевой больнице я – пропагандист социалистического образа жизни, профорг отделения. Изучал (слава Богу, не до глубин сатанинских) йогу, суфизм, биоэнергетику, систему Джуны (главной ведьмы бывшего СССР), «деточку» Иванова, был «рерихнувшимся». По каким помойкам я только не шарился. И всё же временами появлялось чувство вины, чувство предательства с моей стороны. Во всех трудных ситуациях по-прежнему вспоминал Господа Бога в молитвах. Тяжким грузом все мои грехи и блуждания останутся до моей смерти. Господи, помилуй меня, грешного, «окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега». Вот так в потёмках и пребывал я более половины моего земного века.

Наконец, женившись, решил сосредоточить все свои усилия на воспитании детей, к чему многие годы готовился. Практическое воплощение моих ненаучных теоретических познаний педагогики и моё рвение часто пугали жену. При появлении дочери у меня зародилась мысль о необходимости её крещения, которая стала более настойчивой, когда дочери исполнилось два года. Интересно, что даже жена на этот раз согласилась с крещением дочери. И вот в нашем доме появляется соседка по подъезду Конева Валентина Павловна. Да благословит её Господь. Она была первой вестницей о Евангелии и необыкновенном проповеднике Слова Божия - Игнатии Тихоновиче Лапкине.

От неё же мы узнали в очередной приход к нам о том, что на праздник Петра и Павла в озере, где-то рядом с железнодорожной станцией «Подстепный» будет совершаться крещение. Чтобы уточнить расположение места, где будет крещение, я позвонил в Покровский собор, где на мой вопрос после некоторого недоумения сказали, что это там еретики, раскольники. Но мы всё же решили туда поехать. В воскресение, 12 июля 1990 года на машине соседей мы поехали крестить детей (мы с женой – нашу Настеньку, а подруга моей жены с мужем – сына Игоря). Довольно долго мы плутали по полям, пока нашли детский лагерь-стан. В лагере были несколько престарелых людей, а остальные были на Божественной литургии в лесу. Из короткого разговора с насельниками лагеря мы узнали, что крещение уже состоялось, и едва ли нас будут крестить. Здесь же я с удивлением узнал, что Библию, оказывается, нужно читать всю жизнь и никогда всего, что в ней написано, не узнаешь! В лагерь нас не впустили. На траве за оградой мы пообедали и стали ждать возвращения батюшки и начальника лагеря. Всё здесь было необычно для нашего взора: и кельи, покрытые и обтянутые зеленоватым брезентом с красными большими крестами на дверях, и мужики бородатые с рубахами навыпуск и поясками, и бабы с необычно покрытыми головами и в длинных юбках. Сразу подумалось – «старообрядцы», кержаки. Но жене всё понравилось сразу, и она высказала желание пожить бы здесь с недельку.

Тут я впервые увидел Игнатия Тихоновича, мужчину зрелого возраста, среднего роста, в тёмной рубахе навыпуск и с пояском, в кирзовых сапогах, с очень озабоченным, хмурым, почти сердитым лицом и с необыкновенной силой убеждения в разговоре. Во всём видно было, что начальник лагеря – хозяин положения. Это отметилось в моём сознании уже в те несколько минут, когда он приходил из леса за какой-то книгой. Через некоторое время после нашего «пикника» подъехали ещё несколько человек на мотоцикле с люлькой. Среди них был ребёнок и женщины в трико и рубахе, завязанной на животе. Они тоже намеревались крестить ребёнка. По возвращении из леса после литургии батюшки, отца Наума, Игнатия Тихоновича и нашей соседки Валентины Павловны начались переговоры. С приехавшими на мотоцикле разговор начался только после того, как женщины немного привели себя в порядок, но им было отказано в крещении. Нас же допустили до крещения только благодаря ходатайству дорогой Валентины Павловны и, конечно, по милости Божией. Как теперь мне ведомо, что в очах Божьих нет ничего случайного, так и в тот знаменательный для меня и моей семьи день не было случайностью то обстоятельство, что именно ко времени крещения нашей дочери Насти из Красноярска приехал в лагерь-стан Владимир Сергеевич Кузнецов, руководитель съёмочной группы филиала Свердловской киностудии документальных фильмов. Нам довелось войти в кадры фильма «Предчувствие». Как бы хотелось сохранить честь, которой удостоил нас авансом Господь. Этот фильм занял первое призовое место на международном кинофестивале «Золотой витязь» в г. Нови Сад (Югославия) в 1993 г. Крещение проходило на дальнем Потеряевском озере. Был жаркий почти безоблачный день. Крещение по полному чину продолжалось очень долго, как нам показалось. Дочь всё время была у меня на руках. Она была очень неспокойна, и мне пришлось приложить немало усилий, чтобы её удерживать. После крещения была беседа-исповедь с отцом Наумом. Навсегда у меня останется великое чувство стыда за ту, так называемую, исповедь. Такой я «хороший», ну просто идеальный был в моём воображении. Только что, может быть, подправить надо было меня, ну самую малость. Запомнились слова отца Наума о том, что нужно «прилепиться» к Богу, нужно войти в общество верующих людей, чтобы жить по Слову Божию, теперь нужно ходить в храм на Богослужения и причащать наших детей. Там же Игнатий Тихонович в краткой беседе ориентировал на создание в нашем сознании авторитета Слова Божия, показал тяжко болезненное состояние МП, посоветовал прочитать статьи А. Нежного в журнале «Огонёк». В понедельник после работы я уже был около дома И.Т. Лапкина на ул. Никитина 147, где продолжала свою работу съёмочная группа. Попытался подняться на второй этаж, но был остановлен хозяином. Мне было позволено слушать и смотреть, как записывают беседу с отцом Наумом. С жадностью я слушал и смотрел, чувствуя душой, что прикоснулся к чему-то великому, истинному, чего давно искал. В больничной библиотеке нашёл нужные номера «Огонька».

Прочитанное о МП было шокирующим для меня. Тем не менее, в следующее воскресение я настойчиво повёз дочь в храм, чтобы на литургии причастить её, как велел отец Наум. Так я, наверно, впервые после моего крещения в г. Рубцовске в 1947 году оказался в храме. Ощущалась неловкость от незнания, как вести себя в храме. Хорошо, что рядом была Валентина Павловна. По воскресениям я стал регулярно возить дочь в храм на литургию. А по возвращении Игнатия Тихоновича из детского православного лагеря-стана с сентября 1990г. я стал посещать занятия по изучению Библии (в святоотеческом толковании) в Барнаульском педагогическом институте, а затем в Алтайском государственном университете. На занятиях я сидел с открытым оком, душой и ртом. Всякое Слово входило в меня, вызывая ранее неизвестное чувство благости. На вопрос ближних: «Ты что, хочешь стать верующим, христианином?» я твёрдо ответил – Да! Здесь я впервые нашёл чистый источник «воды живой», от которого трудно оторваться, если прежде жаждой был долго томим. Причём, слышанное настолько переполняло, что невозможно было молчать, была почти непреодолимая потребность вещать Слово Евангелия окружающим, ближним. Далеко не все и сразу принимали Его. Испытывая внутреннюю и внешнюю борьбу, продолжал ходить на занятия и в Покровский храм на литургии.

Помню той же осенью первый мой разговор с Игнатием Тихоновичем на зеркальной фабрике, где он работал сторожем. Он (разговор) был настороженным, напряжённым, довольно холодным, оставившим чувство…нет, не обиды, а, скорее, моего собственного недостоинства. На мой вопрос о возможности христианину работать паталогоанатомом был ответ с указанием на место в Библии: Чис.19:11 – «Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-нибудь человека, нечист будет семь дней». Это тоже меня довольно огорчило, но я тут же внутренне стал настраивать себя на перемену медицинской специальности. Особенно пямятен по-весеннему тёплый январский день 1991 г., когда в квартире Игнатия Тихоновича на ул. Никитина 147-1 собрались чуть больше десяти человек и среди них: Николай Олегович Шевченко (сосед Лапкиных), Валентина Павловна Конева, Алевтина Пантелеевна Петеримова, Гладких Антонина, я, моя мама (Мария Фёдоровна), Надежда Андреевна (моя сестра), Шубина Зоя, наша соседка Таисия Григорьевна. На этом собрании православно верующих в уютной домашней обстановке решался вопрос о создании Крестовоздвиженской общины. Николай Олегович зачитывал положения устава общины, Игнатий Тихонович пространно их комментировал в свете Слова Божия. Затем мы единодушно голосовали за образование общины православных христиан и за принятие устава общины, как основы общинной жизнедеятельности. О чём каждый из присутствовавших под протоколом собрания подписался с указанием своих паспортных данных. Занятия по Библии в АГУ были настоящим праздником души. Удивительно, но каждое слово было обращено конкретно ко мне. Кроме Библии цитировал Игнатий Тихонович жития святых, события из художественной литературы на библейские темы, для меня по-новому «зазвучали» шедевры живописи, которые мы рассматривали на занятиях. Все упоминавшиеся Игнатием Тихоновичем на занятиях художественные произведения я находил в библиотеке и почти «проглатывал». Слово Божие нас, слушателей, тесно объединяло в общество истинно верующих людей, готовившихся принять крещение. Весной закончился первый год занятий. В памяти моей хранится тёплое воспоминание о первой встрече с дорогим батюшкой Иоакимом. Встреча эта была после очередных занятий, на крыльце входа в АГУ (на ул. Димитрова 66). Отец Иоаким возвращался из поездки в Германию к владыке Марку, о чём он нам и рассказал, а затем ответил на наши вопросы. Батюшка был в камилавке вишнёвого цвета, осеннем пальто поверх облачения, и виден был крест на груди. И внешний вид, и простая манера беседы, всё располагало к открытому, но неподобострастному общению. Подумалось – вот таким и должен быть настоящий священник. Через короткое время отец Иоаким уже начал строительство первого дома в возрождённой ныне деревне Потеряевка, а Игнатий Тихонович трудился в детском лагере-стане.

В нашей семье 6 июня 1991 года родился сын Никита. Вскоре в Барнауле проездом в Потеряевку оказался отец Наум (Борщуков), который прямо у нас в квартире крестил нашего сына. А 12 июля того же года на озере в Потеряевке приняли крещение сестра Надежда и племянник Вадим (Поповы) вместе с другими слушателями курса по изучению Библии в АГУ. Так стала прирастать наша община. Мы продолжали с осени до весны ходить на занятия по Священному Писанию, на субботние, воскресные и праздничные Богослужения в Покровский собор, а позже стал приезжать наш батюшка и Богослужения иногда, а потом всё чаще стали проходить в квартире Игнатия Тихоновича на ул. Никитина. Очень жаль, что сгорела эта квартира. Так много связано в воспоминаниях моих с этим местом. Здесь я учился живому общению с Богом. Здесь всегда была особая атмосфера сочетания строгой дисциплины, порядка, присутствия величия Божия и радостного братского христианского общения. Здесь зародилась и развивалась наша общинная жизнь. Года два было как-то всё очень гладко и хорошо. У меня, прости Господи, даже возникла тогда мысль о том, что не может сатана долго оставлять нас в таком мирном положении. И со временем в общине началось «брожение», нежелание подчиняться уставу, дисциплине, появились «философические» умствования с отпадением от церкви, уходом в мир, в ереси, уходом из общины. Отпавших не одинаково всех, но по-разному жаль. Одни ушли как-то незаметно, потеря других и до сих пор саднит болью в сердце. Но пока они живы, у всех есть возможность искреннего деятельного покаяния и возвращения на спасительный узкий путь. Нужно лишь бодрствовать всегда, чтобы не запутаться в сетях «лукавого льва», не вопрошать постоянно – «а любят ли меня здесь?». Если только этот вопрос одолевает, а не другой – «искренне ли я люблю ближних своих?», то душа такая близка к смерти. Истинно ценно для каждого лишь то, во что вложено много труда, пота, сердца, преодоления своего ленивого «Я». «Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь» (Заболотский). Лишь деятельная вера и жертвенная любовь сопряжены с самой блаженной надежной. Ведь Господь говорит нам: «Возлюби ближнего своего…», что уже само по себе предполагает жертвенную деятельность нашей любви. «Многажды» Господь Иисус Христос призывает нас быть побеждающими. И к «побеждающему» обращено Его непреложное Слово обетования: Откр. 2:7 – «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Откр. 2:11 – «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». Откр. 2:17 – «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Откр. 2:26-28 – «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками… и дам ему звезду утреннюю». Откр. 3:5 – «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». Откр. 3:12 – «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое». Откр. 3:21 – «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия!

Господи, не отними у всех отпавших этот шанс вернуться к истине, не дай погибнуть! А нас упаси, Боже, чтобы не оказаться вне спасительного Твоего Ковчега, утверди нашу веру, помоги быть побеждающими, чтобы обрести Твои обетования. Аминь!

Вот уже 15 лет минуло со дня образования нашей Крестовоздвиженской общины. Да благословит Господь преизобильно батюшку Иоакима, Игнатия Тихоновича, всех братьев и сестёр. Как бы хотелось, чтобы все мы обрели спасение в вечности. Оглядываюсь вокруг и вижу, а не оправдаться мне в День Судный пред Творцом, потому что сверх той Великой заместительной Жертвы, принесённой за меня, Он поместил меня ещё сюда, в эту общину, где есть всё для удовлетворения любых запросов на пути ко спасению: и церковная дисциплина, и неподдельная братская любовь, и нелицеприятное обличение, и занятия по Слову Божию, и уже многочисленные тома «открытым оком», и живые, горячие, пробуждающие совесть, злободневные, исполненные любви к нам, проповеди «ИгЛы», нашего старосты, брата и друга. И как можно не благодарить Иисуса Христа за то, что у нас есть оба - и отец Иоаким, и Игнатий Тихонович, так взаимно дополняющие друг друга, а сверх того ещё и владыка Евтихий, который теперь явно к нам благоволит. Да дарует им Господь «многая лета» и спасение в вечности. Казалось бы, ну чего ещё мне желать? Но человеческие желания неуёмны. Великая у меня печаль о детях моих и детях братьев наших. Как их воспитать так, чтобы максимально уменьшить пагубное влияние мира сего, чтобы были возрождёнными, искали и нашли своего Спасителя Иисуса Христа, чтобы на Страшном Суде смог сказать: «Вот я и мои дети». Мечты: хорошо бы для детей нашей общины создать свой христианский православный садик, а то и школу.

С низким поклоном взываю ко всем читающим эти строки: воздохните о моих детях, как и я крещёных в младенчестве; помолитесь к милосердию Владыки, чтобы Он вселил в них Свой страх Господень, как и меня нашёл бы их, где бы они ни оказались, влекомые прелестями мира сего, дабы они не погибли. Спаси вас Христос за ваши святые молитвы! 11.02.2006г. Яковлев Виктор Андреевич – 68-49-31.

Втор.4:9 – «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих». Лук.15:8 – «Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт».


Себя увидеть, сразу осознать
По признакам душевным, настроенью;
На лбу-челе какой поставлен знак,
Воспользовавшись только на сугробах тенью?

То внешнее телесное – не мы,
К кому привыкли за столом, в постели,
Нам эта хижина на время и взаймы, –
Как распознать цветы по кучке пепла?

У человека тело есть и есть ещё душа, –
Всё, что касается её – под сто вопросов;
Передвигаясь телом лишь на шаг,
Душой быстрее света на планетарном кроссе.

Мы одеваем тело по погоде
И тратимся на обувь по нужде,
Выбрасываем ставшее негодным
От солнца, от ветров и от дождей.

А как душа, и каково ей в нас,
С испорченными зреньем и ушами;
Как отражается на ней прибоя страсть,
Быть может, с юности приходится ей шамкать?

Лишь изредка, по праздникам большим
Тревожно-радостно и нежно встрепенётся,
Когда слабее на неё нажим,
Напомнит о себе, что мы – родные сёстры.

Ей назначение – быть телу госпожой,
В храмине-теле до уреченных сроков;
Живое тело названо душой.
А без души и в теле мало проку.

С душой бессмертной трудно говорить,
Она ни к нациям, ни к расам не соотносима;
Ей ближе только, может быть, еврей,
Хотя привычно остаётся мимом.

Забыв о теле, погружаюсь внутрь,
Закрыв глаза в молитве на природе;
Для тела к просвещенью сонмы бурь,
А души зрят себя, когда тела во гробе.

14.02.06. ИгЛа

445

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: