Вопрос на тему «Московская патриархия»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 32
Вопрос 4207:
Вы знаете Алфёровых Тимофея и Дионисия, и Душенова Константина, и все они Вам хороши кажутся. Но они же друг друга терпеть не могут и они такие разные. Смогли бы Вы их примирить и как это сделать можно? Прислушиваются ли они к Вам? Вы же себя считаете миротворцем, не так ли?
Ответ И.Т. Лапкина:
Ни с одним из указанных здесь я никогда лично не встречался. Алфёров Тимофей когда-то громил мои статьи о русском языке и военной службе. А Душенову я посылал свой ответ на его статью. Но ни от кого ответа так и не последовало. Да, повторяю, что все они добрые, полезные людям, умные и смелые. У меня колокольни нет, потому сужу по-Писанию, а не со своей колокольни. Да, я смог бы их примирить для общей и их личной пользы. Но воспринимают ли они меня, послушают ли хотя бы один раз? Они толкуют о России, как её оживит, обустроить. А я говорю о принятии Христа всем сердцем, о исполнении Духом Святым, о рождении свыше, о благовестии, о Голгофской Жертве и о воскресении Иисуса Христа. Всё остальное, о чём они столь усердно пекутся, меня совершенно и ни на пушинку не касается и не трогает. Они мне все нравятся даже и тогда, когда они против меня. Всё это временное, а вечное только во Христе Иисусе, Господе нашем. Даю две статьи их, и я конечно же не с коммунистам и. тут я с Алфёровыми. Но когда речь идёт о публикациях, которые даёт Константин Юрьевич, и столь смело и о себе печатает самое худое – мне это очень близко. Они все патриоты, но патриоты отчаянно земные.
Священник Тимофей Алферов. О «ЦЕРКОВНЫХ ПОДОНКАХ»
«Последнее время в Московской Патриархии рождён новый жанр апологетики, рассчитанный на тех, кто уже достаточно нагляделся на все безобразия в МП и от кого уже бесполезно их скрывать и прятать. Постоянная ложь и выдавание чёрного за белое на таких уже не действуют. Даже напротив, возникает опасность, что такие «насмотревшиеся» просто уйдут из МП. И для того, чтобы удержать их, патриархийные авторы избрали другой путь: не маскировать, а напротив, всячески показывать, чуть ли не смаковать все патриархийные пороки.
Одно из таких изданий – «Русь Православная», не стесняющееся критиковать свою иерархию и духовенство. Газета стала весьма популярною, и многие священники и миряне Зарубежной Церкви, к сожалению, попались на её удочку, начав писать письма в редакцию с попытками обратить редактора в Православие. Он же, в свою очередь, печатая эти письма, даёт на них довольно аргументированные для патриархийного читателя ответы, чем очень помогает этому читателю не увлечься в «карловацкий раскол». Думается, лишь в последних номерах, начав открытую проповедь сталинизма, редакция показала своё лицо достаточно ясно. Впрочем, и открытая биография главного редактора К.Ю. Душенова достаточно красноречива. Офицер-подводник, кончивший военно-политическое (выделено автором – «РП») училище, в высоком звании и в молодых годах уходит в отставку – и сразу с корабля на бал: в пресс-секретари к Петербургскому митрополиту. У простых людей, пришедших в храм от сохи, от станка, от штурвала, от кульмана, таких биографий не бывает.
Главная заслуга Душенова перед своим священноначалием состоит в создании видимости церковного самоочищения в МП и в отводе людей истинной Церкви обратно в ту самую МП, которая уже так успела им опротиветь. Только ради этого и содержатся газета, ради этого и прощают архиереи Душенову острые, язвительные слова и публикацию компромата. Эту заслугу редактора прямо признаёт один из его оппонентов – архиепископ Среднеазиатский Владимир в открытом письме в газету.
Общий взгляд на церковную действительность, предлагаемый читателю, прост: да, здесь, прямо сказать, помойка, вот ещё полюбуйтесь, какая! Но это нормально, всегда так бывало, работу мы ведём. Экуменистов из церкви вытесним, заменим их сталинистами, и всё станет прекрасно...
Нет, мы всё-таки исповедуем свою принадлежность к Святой Соборной Церкви... Церковь свята не потому, что в ней святы все члены, но потому, что все они равняются на святость и вместе с Апостолом подражают не злу, но добру. В Церкви Святой составляют патерики и жития святых, их читают, к ним обращаются. А где начали писать жития «церковных подонков», там овчарня Христова кончается и начинается свинарник.
Мы, хотя и заблудшие, но всё-таки овцы Христовы. Овцы же отличаются от свиней тем, что хотя бы не наслаждаются пороком и не оправдывают своего валяния в грязи, а постоянно пытаются из неё выбираться в свободу славы чад Божиих».
Константин Душенов ВЕРУЮ И ИСПОВЕДУЮ...
«Отвечать на брань и оскорбления с помощью разумных аргументов бессмысленно. Однако, во избежание соблазна среди читателей «Руси Православной», кое о чем сказать все же надо. В первую очередь это касается обвинений редакции в пристрастии к коммунизму и некоторых элементов моей личной биографии, которыми теперь, похоже, каждый автор из РПЦЗ считает возможным распоряжаться в меру собственной фантазии.
CREDO. Итак, коммунизм. Не будем тратить время на пустые дискуссии, поступим, как полагается христианам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Перед лицом Господа Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, приглашая во свидетели всякого, кто прочтет эти строки, исповедую, что марксизм, коммунизм, а равно любое иное лжеучение,
а) Содержащее хулу на Бога и Его Святую Церковь, призывающее к борьбе с Православием и к уничтожению его святынь;
б) Проповедующее братоубийственную ненависть под видом «классовой борьбы» и богоборческое жидовское иго под видом «диктатуры пролетариата»;
в) Подавляющее нравственно-религиозное самосознание народа с помощью лжеучения о «пролетарском интернационализме»;
г) Ставшее после революции 1917 года орудием жидов-христоненавистников в разрушении моей родины – России и зверском уничтожении русского народа – губительно для души.
Принадлежность к таковому лжеучению несовместимо с пребыванием в лоне Православной Церкви, с верой в Господа нашего Иисуса Христа. Оно лишает своих закоренелых, нераскаянных приверженцев всякой надежды на спасение и Царствие Небесное. Посему – отрицаю и отвергаю его. Анафема, маранафа!
Надеюсь, после этого вопросы о моём личном отношении к коммунизму обсуждать более не имеет смысла. Теперь о биографии.
Отец Тимофей с гаденьким намёком пишет о моей «открытой» биографии. Предполагая, очевидно, что есть ещё и «закрытая». Отвечаю: закрытой нет! И вообще, хочу заранее предупредить всех желающих поискать в моём прошлом «компромат» (сейчас это так модно!) – не трудитесь напрасно! Грехов и страстей там с избытком, но того самого, чего вы с таким вожделением ищете – там нет. Перейдём, однако, к фактам. Отец Тимофей пишет, что я – «офицер подводник, закончивший военно-политическое училище». Слово «политическое» он даже выделяет жирным шрифтом. Очевидно, для того, чтобы читатели посильнее прочувствовали всё его зловещее значение. В связи с этим я имею сообщить и нашим читателям, и читателям о. Тимофея (который опубликовал свою кляузу в газете РПЦЗ «Успенский листок» № 23, 1999), что достопочтенный батюшка примитивно лжёт. В 1982 году я действительно закончил высшее военно-морское училище подводного плавания в Ленинграде. Это – командное, строевое училище, политработников оно вообще не готовит. В моём дипломе значится: «специалист по противолодочному вооружению подводных лодок». На северном флоте я служил сперва в качестве командира ракетно-торпедной группы, затем – в качестве командира минно-торпедной боевой части. Участвовал в пяти боевых службах. Награждён медалью «За боевые заслуги». Немножко горел. Немножко тонул. Ничем особенным на общем фоне тех лет не отличился.
Далее. «В высоком звании и в молодых годах он выходит в отставку» – пишет обо мне о. Тимофей. Это тоже ложь. Что касается возраста, то молодость – понятие относительное. А вот что до «высокого звания», то я готов сообщить его нашим читателям. Старший лейтенант запаса – так я числюсь сегодня на учёте в ближайшем военкомате.
Теперь о моём сотрудничестве с митрополитом Иоанном. После отставки «сразу – с корабля на бал, – утверждает отец Тимофей. – В пресс-секретари к Петербургскому митрополиту. У простых людей, пришедших в храм от сохи, от станка, от штурвала, от кульмана, таких биографий не бывает».
Трудовой пафос этого пассажа впечатляет. А «простой человек от кульмана» – просто великолепен. Но и здесь, говоря прозаически, отец Тимофей банально наврал. С момента демобилизации из вооружённых сил до моей встречи с митрополитом Иоанном прошло более пяти лет. За это время я успел поработать научным сотрудником в Публичной библиотеке, потом – охранником в Эрмитаже и, наконец, – сторожем на питерском подворье Валаамского монастыря.
Именно с этой «высокой» должности церковного сторожа я и попал к владыке Иоанну. А познакомил меня с ним отец Павел Симаков, тогда – дьякон МП, ныне – священник РПЦЗ. (Не постеснявшийся, кстати, уже в этом новом качестве одной рукой занимать в «Руси Православной» деньги на издание своей газеты «Православное Обозрение», а другой рукой печатать в этом же «Обозрении» зубодробительные филиппики в адрес «РП»)...
Думаю, сказанного хватит, чтобы читатель мог оценить и меру добросовестности о. Тимофея и степень достоверности его утверждений. Бог ему судья.
1. Отрицание богоборческого коммунизма вовсе не означает, что я наброшусь с кулаками на первого попавшегося мне под руку ветерана-пенсионера, который выйдет на демонстрацию 7 ноября или 9 мая под красным флагом или портретом Сталина. Вообще, советская эпоха видится мне, как таинственное и промыслительное, ужасное и нерасторжимое сочетание высот жертвенности и святости с безднами богоборчества и глубинами нравственного падения.
2. Ветхозаветный народ израильский, обличаемый пророками, наказанный Богом за своё вероотступничество, и в плену вавилонском продолжал оставаться народом богоизбранным. Окончательно отвержен он был лишь тогда, когда решился на безмерное преступление Богоубийства.
Равно и русский народ, промыслительно вверженный за отступление от Христа и святой Его Церкви в огненную пещь кровавого богоборческого ига, страшных войн и революций, нынешней тяжкой смуты, всё это время остаётся народом-богоносцем. И если мы сами не отвергнем себя от Спасителя нашего маловерием и сомнением, унынием и соглашательством, равнодушием и потаканием злу, Господь и на этот раз не оставит нас Своей милостью.
3. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, метко кладёт на Свою наковальню всех подвергаемых Его сильному молоту... Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведёт к возрождению... На костях мучеников будет воздвигнута Русь новая, но по старому образцу»... Кто верит, что это пророчество может сбыться – тот деятельно ищет пути для того, чтобы исправить ситуацию. Кто не верит в такую возможность – тот причитает о «гибели России» и «исчезновении русского народа», о «красной патриархии - церкви лукавнующих» и «неизжитом сергианстве». Общий для всех зарубежников похоронный тон есть ничто иное, как свидетельство их маловерия и малодушия, деморализации и глубокого духовного надлома.
Так и хочется сказать: убойтесь, братия! Не дерзайте предвосхищать недомыслимые судьбы Божии! Не смейте выдавать своё маловерие за скорбь о «погибшей России»! Не смейте маскировать отсутствие мужества и воли к борьбе маской церковного благочестия и апокалиптических ожиданий!
4. Залог русского воскресения в наших руках. Он в том, что Господь даровал нашему народу силы, дабы пережить все ужасы ХХ столетия. Поэтому, видя в великой русской драме ХХ века потрясающие проявления Божьего Всемогущества и недоведомого Промысла Господня, нельзя поддаваться унынию и отчаянию...
Попытки беспристрастно проанализировать итоги советской эпохи жизненно необходимы для православного сознания. Необходимы хотя бы потому, что новая Россия – если она по милости Божией сохранится как единая, целостная держава – в любом случае будет страной антибуржуазной, антикапиталистической, антилиберальной. (В данном случае я имею в виду, конечно, опыт общественно-политический, государственно-экономический и т.п. Опыт духовный во всей своей полноте явлен нам сонмами новомучеников и страстотерпцев, исповедников и хранителей святой веры). Нельзя огульно отвергать весь огромный пласт советской эпохи. Глупо все семьдесят лет существования СССР мазать одной краской. Бессмысленно и вредно делать вид, будто позади у нас – чёрная дыра величиной в семь с половиной десятилетий. Что действительно необходимо, так это отделить зёрна от плевел, здоровую национальную традицию от богоборческой заразы и жидовской накипи. Так, например, стремление русского человека к социальной справедливости (вспомним: «от трудов праведных не наживёшь палат каменных») не есть изобретение коммунистических идеологов. Это естественное требование народной совести, и сталинская эпоха лишь обнажила его во всей противоречивости и беспощадности. В 1923 году барон Меллер-Закомельский, один из самых яростных и последовательных врагов коммунизма, писал: «В чём же заключаются наши заблуждения – ошибки всех антибольшевиков? Почему в прах рассыпались все наши начинания? Почему четырёхлетняя самоотверженная борьба белых армий окончилась скорбным исходом?..
Мы поняли слишком поздно (и сколь многие из нас не поняли до сих пор), что у тех, кого мы бросились усмирять, было какое-то отчаянное, заблудшее искание истины, что в нём они обладали своей внутренней правдой и силой, которых не имели мы»...
Именно это «отчаянное, заблудшее искание истины» присутствует в идеологии сталинизма, попытавшегося под конец жестоко и неуклюже соединить народную традицию и святыни Православия с политическими механизмами советской империи. Именно эта «внутренняя правда и сила» позволили нашему народу победить в самой страшной в истории человечества Мировой войне. Так что стремление представить любого исследователя сталинской эпохи этаким дремучим апологетом богоборческого террора – царствующее на страницах некоторых православных газет – это либо от глупости, либо от ненависти. В любом случае – неконструктивно и бесплодно. Правда, все попытки понять наше недавнее прошлое имеют смысл лишь в том случае, если мы верим, что Россия выживет и возродится. Только тогда стоит задуматься о том, что из огромного, трагического наследия ХХ века русский человек возьмёт с собой в будущее тысячелетие. Какими лекарствами можно уврачевать страшные раны народной души и кровоточащие разрывы державного тела страны. Как восстановить наше драгоценное соборное единство, развеянное в прах десятилетиями богоборческих гонений и нынешней смутой... Если же предположить, что Россия уже погибла и русского народа как такового больше не существует – есть лишь жалкие остатки, то тогда, конечно, решать все эти проблемы не имеет смысла. Тогда самое время проклинать «красную патриархию» и воздать «сергиан-вероотступников». Тут уж никакие аргументы не помогут. Каждый сам выбирает, что ему больше по душе. Господи, помилуй нас, грешных!»
2Кор.5:20 – «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Фил.2:21 – «потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу».
Скандально кончится эпоха фарисеев,
Суть назначенья своего подрезали, сожгли.
Бог Иегова их по всей земле рассеял,
И был распахан, солью засеян Иерусалим.
Трагедия народа, отмеренная Богом
Хватило бы её для целых континентов,
Страна пленённых, нищих и калек убогих,
Но Бог обещанного им во веки не отменит.
Из всех чудес, чем полнится земля,
В еврейской нации все чудеса столпились;
Они грабители, не можем это умалять,
И воцарят они в России дракона ВИЛа.
Но их упорство, злоба и живучесть
Не могут безучастным никого оставить;
Не их, они терзают, презирая, жучат,
И ополчится против них товарищ Сталин.
Широким фронтом наползает мрак,
Там комитет трёхсот, бесовское масонство;
Им попустительствуют, рук чтобы не марать,
Их этих нераскаянных едва ли кто спасётся.
Христос представил фарисея в притче,
Весь в амуниции, по полной, по парадной.
Он весь святоша, столько же от всех отличен…
Но почему, узнав его поближе мы не рады?
Он и над нами, словно бы Везувий,
По средам, пятницам постится до потёмок.
Но хвастовством и осужденьем сгубит
Плоды примерные, – лёд под ним так тонок.
Как сделать мытарю доступным храм и небо,
Дать отдышаться здесь, на берегу;
В той притче разве я сегодня не был,
И ни того, ни этого в себе не сберегу.
Они же оба в храме, два искренних еврея.
Им вместе выйти бы, к Иисусу сразу подойти…
Мы столько раз на дню тот мытарь с фарисеем,
А надо, чтоб Христос в нас царствовал Один. 16.04.09. ИгЛа