Вопрос на тему «Монашество»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 29
Вопрос 4017:
Столько прозорливых в церкви, но почему никто не говорит, почему так часто горят храмы и монастыри? Может, не одна причина – замкнуло электропроводку; а может, у нас что-то замкнуло — и мы давно слепые?
Ответ И.Т. Лапкина:
Хотя
при пожаре, как и при венчании бесполезно
давать советы, но есть и на эти темы
дельные рассуждения.
“Мужской
монастырь во имя святых Царственных
Страстотерпцев, расположенный в урочище
Ганина Яма под Екатеринбургом – гордость
и слава Екатеринбургской епархии, её
визитная карточка. 30 апреля сего года,
в среду Светлой седмицы, в этом монастыре
сгорело дотла двухэтажное деревянное
здание площадью 300 кв.м. На первом этаже
была Иконная лавка (правильнее бы сказать
– монастырский универмаг), наполненная
разнообразным товаром общей стоимостью
более 10 млн. руб., на втором – музей
царской семьи, любовно создаваемый
группой энтузиастов. Рыночную ценность
экспонатов музея сейчас вряд ли уже
удастся определить. Да и зачем?
О
происшедшем пожаре сообщили почти все
ведущие СМИ, в том числе и православные.
Одни со скорбью, траурно, другие – с
плохо скрываемыми злорадством и
ехидством. Бойкие журналисты отметили,
что это уже не первый, а второй пожар в
монастыре (агентство «Регнум»), но на
сей раз культовые строения (надо понимать
– храмы) не пострадали. Журналисты
ошиблись.
Это
был не первый и не второй, а четвёртый
пожар.
Первый
пожар, летом 2002 г. при первом наместнике
иеромонахе Сергие (
Романове),
уничтожил строение, в котором располагалась
келья эконома, склад, столярная мастерская
и келья трудников. Удалось вытащить
только сейф. Второй пожар 2006 г., уже при
втором наместнике игумене Феодосие, за
каких-то два часа ликвидировал дом из
трёх келий с верандой, находящийся за
монастырским забором, в котором жили
вначале строители, а потом монастырская
охрана.
Третий
пожар 5 ноября 2007 г. серьёзно повредил
храм во имя преподобного Иова
Многострадального, соединённый с
архиерейским подворьем (в котором
владыка бывает весьма часто) крытой
галереей. Рухнул шатровый купол с
крестом, сильно обгорели стены. Антиминс
пришлось выносить из алтаря иеромонаху
Стефану с риском для жизни.
Память
об этом злополучном событии в виде
четырёх жирных пятен осталась на
антиминсе навсегда (в центре его
зашиваются частицы мощей святых,
вделанные в восковую капсулу. Антиминс,
как и положено, был свёрнут вчетверо,
воск расплавился и оставил пятна.
Антиминс пострадал бы сильнее, но его
закрыло от огня напрестольное Евангелие
в металлической обложке, которое
реставрации уже не подлежало).
И
наконец, четвёртый пожар… Здесь
журналисты также были неточны. Во-первых,
сгоревшие лавка и музей находились не
снаружи, как указали многие, а вблизи
от главного входа (Святых врат), но всё
же внутри монастыря. Во-вторых, “культовое
здание” – надвратный храм в честь
Иверской иконы Божией Матери – всё же
пострадало, и довольно сильно: при
тушении огня пришлось разбирать крышу,
стены частично обуглились и сильно
прокоптились. Антиминс тоже пришлось
спешно эвакуировать. Какой-то человеческий
злой умысел во всех этих событиях не
просматривался. Все их можно списать
на случайность, трагическое недоразумение,
в крайнем случае – на халатность. Но
ведь так может рассуждать атеист,
безбожник, но не верующий человек. Не
надо быть слишком экзальтированным,
склонным к фантазированию или мистически
настроенным, чтобы увидеть закономерность
в этих пожарах.
Первые
два, примерно равные по своему значению
и последствиям, являются простым
предупреждением о том, что в монастыре
что-то делается не так. Третий, в котором
уже пострадали святыни (горели храмовые
иконы, напрестольное Евангелие), явился
вторым звонком и грозным предупреждением.
Четвёртый пожар явился третьим и
последним предупреждением, показавшим
волю Бога Живого. Пострадали святыни в
храме, полностью уничтожена коллекция
материалов, подборка фотодокументов,
памятные предметы и реликвии, связанные
с Царской Семьёй, глубоко почитаемой в
среде православных верующих.
Но
главный знак и мистическое значение
пожара, думаю, всё же не в этом.
По
Божией воле уничтожена
Иконная лавка с товаром – Мамона, Молох
и Астарта Ганиной Ямы – многоликий бог
стяжания денег и материальных благ,
питающий безудержную страсть к роскоши
и богатству (правда, остались ещё торговые
точки в Екатеринбурге и других городах
епархии, составляя конкуренцию торговой
империи другого монаха-миллионера –
схи(!)игумена Авраама (
Рейдмана)).
Этому богу стал служить монастырь,
направляемый жёсткой рукой игумена
Феодосия. А власть его действительно
жёсткая. Разве никто не видел игумена,
в бешенстве срывающего клобуки и мантии
с монахов Ферапонта и Марка и топчущего
их ногами за одно только не по нему
сказанное слово? Разве можно отрицать
многочисленные публичные оскорбления
и издевательства над иеромонахом Иовом,
единственным, кто осмелился требовать
от наместника убрать с бутылочных
этикеток, брелков для ключей, кружек и
прочего товара изображения монастырских
храмов с крестами, прекратить
пренебрежительное отношение к священным
изображениям, неизбежно возникающее
при массовой торговле.
Кстати,
церковный товар нередко продавался
рядом с совсем не церковным, например,
ковриками с изображением животных –
знаков зодиака. Что общего у Церкви с
астрологией? – спросите вы. Нажива. “Всё
это делается по благословению владыки”,
– говорил наместник. Отец Иов один ходил
по территории монастыря и собирал
брошенные бутылки, пакеты, скорлупу от
пасхальных яиц, заглядывая в урны и
мусорные баки, с тем, чтобы предотвратить
поругание святынь. Игумен его называл
болящим. Над ним смеялись. В конце концов
его выжили… И досмеялись. А разве нет
свидетелей регулярного посещения
наместника людьми с многочисленными
наколками и характерным уголовным
жаргоном (почти всегда в 2-3 часа ночи с
инструктированием охраны пропускать
их)? И почему в монастыре так часто стали
появляться люди молдавско-румынской
национальности, к которой имеют честь
принадлежать владыка архиепископ
Викентий (
Морарь)
и наместник игумен Феодосий (
Гажу)?
А
разве просто досужие слухи, что в
монастырь из ближайшего городка
Среднеуральска стала наведываться
молодёжь, чтобы приобрести “дозу”? Что
вы на всё это скажете, иеромонахи
Авксентий, Мардарий, Стефан, Пантелеимон,
Феодосий (
Дёмин),
Серафим? Вы ничего этого, происходящего
на ваших глазах, не видели? Вы об
этом не думали, находясь в послушании
и совершенствуясь в смирении? А что
думали вы, все люди, какими-то узами
связанные с монастырём, тоже видевшие
и молчавшие?
“
Знаю
твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о,
если бы ты был холоден или горяч! Но, как
ты тёпл, а не горяч и не холоден, то
извергну тебя из уст Моих”
(
Откр.3:15-16).
Считаете,
во всём этом “монашеском делании” вы
не будете соответчиками? Не надейтесь,
будете. И следующее возмездие как Божие
благословение падёт уже не на здания и
сооружения, а на вас самих”.
Иеромонах
Евгений Пампура.
Иов.5:17
– “Блажен
человек, которого вразумляет Бог, и
потому наказания Вседержителева не
отвергай”.
Пс.13:4 –“Неужели
не вразумятся все, делающие
беззаконие, съедающие
народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие
Господа?”
Еф.4:17-18 -
«
Посему
я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы
более не поступали, как поступают прочие
народы, по суетности ума своего, будучи
помрачены в разуме».
Рабом беспечности совсем нетрудно стать, –
Всего лишь разжиреть по безразличью.
Взгляд заведёт на злачные места,
Потянешься, куда уклон покличет.
И вместо выпивки, шикарных лимузинов,
Слезами горькими оплачешь кандалы:
“Как мог плестись за юбкой, рот разинув?!” –
Легко разиней на века прослыть.
Раб алкоголя, матов, табака
Легко всосёт детище и наркотик.
Так запросто в тугой попасть капкан, –
Потенциал из тьмы легко накоплен.
И рад бы с гневом тотчас распрощаться,
Не тут-то было «в дамках» быть рабу,
Не со Христом – стал злого дела частью,
Привычки подлые до смерти и забьют.
Раб вожделенья, угожденья плоти,
Не первый на опаснейшем пути,
Сам сатана, приветствуя, прихлопнет,
Пренебрежёшь молитвы и посты.
На прошлое потянет на аркане,
Бесовский бич погонит к обрезанью,
И христианское бесследно скоро канет,
И захлебнёшься горькими слезами.
Есть выбор каждому: устроиться рабом
Греху смердящему – блевотине собаки.
Дым изо рта поднимется столбом
И окочуришься, как пёс, на общей свалке.
Пишу с утра не для пустой острастки,
Но страхом Божиим желаю обуздать
И вывести из рабства к Божьей Пасхе,
Дабы, уверовав, не повернул назад.
Рабы Христа, рождённые в свободе,
Надкушенным и чуждым не прельщайтесь!
Чтоб быть Христу и при исходе годным,
Не встретиться с тюрьмой и палачами.
19.06.08. ИгЛа