размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3257

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Вопрос 3257:

Вокруг головы святых очерчен круг. Сегодня доказывают, что это память об иноземных цивилизациях и пришельцах из космоса сохраняет даже церковь, изображая святых в скафандрах. Когда же в действительности и кто придумал рисовать кружки вокруг голов?

Ответ И.Т. Лапкина:

«Всё, что не по Слову Божию, как правило заимствовано из языческого пантеона. Иные цивилицази - демоны без скафандров.

«Нимб (лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило, имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зелёные нимбы). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) – сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых). Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из лёгкой светящейся субстанции, причём эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру. В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица, мученики и другие святые. Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передаёт здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери. Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника, позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз. “крестовым” нимбом – нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего. Существовала традиция, в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные пророки и патриархи – с серебряным.

С развитием учения об обожении нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла, окружающая Христа, понимается как изображение того света, который Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении – Мрк.9:3; этот свет, по учению св. Григория Паламы, был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е. в причастности Божеству по благодати. Иконографический приём получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом».

Прем.Сол.14:16,20 – «Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество… а народ, увлечённый красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством».


475

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: