размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3252

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Вопрос 3252:

На основании чего вы утверждаете, что многое в житиях и многие жития выдуманы?

Ответ И.Т. Лапкина:

На основании Библии и на внутреннем восприятии при сравнении с жизнью библейских святых. Теперь о том открыто пишут и церковной печати.

«Акты мучеников (лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14 сентября 258 г.; эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты такого рода протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников (таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония). Другой тип мученических актов – это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника; такие акты носят наименование мученичества (от лат. passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св. Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся Мученичество св. Иустина Философа (ум. ок. 165 г.). Мученичество свв. Перпетуи и Фелицитаты (ум. 202 г.), Мученичество св. великомученика Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских мучеников, пострадавших во время гонений IV-V вв.

Собирание актов мучеников начинается ещё в период гонений. Согласно древнему, хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских общин. После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего “Собрание древних мученичеств” (Евсевия Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и “История палестинских мучеников”, сохранившаяся в сирийском переводе; оба этих памятника составили основу “Церковной истории” Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории христианства. В многочисленных последующих переработках этот материал вошёл затем в минеи, месяцесловы и синаксари; на этой почве развились различные типы агиографических повествований с определёнными структурными схемами, отбором деталей и содержательными клише. Процесс собирания и переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные представления соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались рассказами о чудесах и видениях, которые, естественно, не могли быть частью подлинных судебных протоколов. В такого рода литературных обработках часто прослеживается фольклорный материал, представляющий интерес для социально-культурной истории. Ряд актов содержит настолько явные элементы вымысла, что побуждает сомневаться в самом существовании соответствующих святых; таковы, например, мученичества св. Екатерины Александрийской или св. Георгия Победоносца. Испытывая влияние литературного процесса как такового, литература актов святых может включать в себя переработки чисто литературных источников (примером может служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о Будде, или житие Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части литература актов святых представляет интерес не столько для церковной истории, сколько для агиографии, т.е. изучения литературных приёмов, структурных схем и общих мест житийной литературы. Уже в древнейших актах мучеников может быть прослежена их связь с евангельскими повествованиями о Страстях Христовых. Поскольку мученики выступают как идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу над смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто молитва перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят прямые соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии мучеников). Это взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит основой для появления апокрифических повествований, в которых новозаветные события излагаются по образцам актов. К такого рода апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже Иустином Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического Никодимова Евангелия; в этих актах сделана попытка реконструировать процесс Христа. Сходный характер имеют апокрифические акты (мученичества) отдельных Апостолов (акты Апостола Павла, акты апостола Петра, акты Апостола Андрея), также получившие распространение с древнейших времен (не позднее III в.)».

Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».



Фундамент – это главное у дома,
До твёрдого, до прочного копать.
Тогда и пертрубации не сломят, –
Готовь заранее ломы и не жалей лопат.

Выравнивай по уровню основу,
На чём положишь первый ряд, бревно;
Вот так же в основании и Слово,
Так заповедало оно само давно.

Строитель мудрый был Апостол Павел
И благовестием фундамент заложил;
В основе крест, на нём Христа восславим –
Фундаменты такие хороши.

Никто иного положить не смог, –
Не обрекай строителей к крушенью;
На ветер графики, расчёты, сотни смет,
Перекосит весь дом и сломит шеи.

На вере во Христа и потрудись,
Строй не из дерева, из сена и соломы.
Сгорит подобное, останки рухнут вниз,
Упрямым головы, обрушившись, проломит.

В горах обтёсывают на постройку камни,
В притирку к одному один годами.
И будет храм, жильё стоять на память –
Такое в дождь и в бурю не придавит.

Из золота построй и серебра,
На драгоценный камень не скупись.
Придётся постараться и собрать,
Голодных накормить и жаждущим дать пить.

Душе и телу не давай покоя,
Из милостыни, жертвенности строить,
При поношеньях оказаться стойким,
Когда еретики, гонители напротив.

Тот дом есть церковь каждого из нас, –
С размахом строить будем или худо;
Откроется в огне в последний судный час,
Осмеяны, прославлены ли будем?

16.08.06. ИгЛа


234

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: