размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3251

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 18

Вопрос 3251:

Почему жития так похожи одно на другое? Или такая была жизнь, или по-другому нельзя было описать её?

Ответ И.Т. Лапкина:

Надзирающие за благоприличием в мирском понимании стилизовали жития, и составители должны были входить в установленную форму написания. Вот как это выглядит, и это не моё видение, а инструкция на составление житий. По-другому написанное, как, например, про жизнь Давида, не пройдёт.

«Агиография от греч. “святой“ и “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы.

Жития пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками). Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий».

Так и хочется составителю про многие жития сказать:

Неем.6:8 – «ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом».

Дан.13:43 – «Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня».

Сир.8:12 – «Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга».


Учите удивляться малышей
Всему, что так привычно, примелькалось;
Не пропустить трезвон мимо ушей,
И голос свой, что не такая малость.

Рассматривая пальчики, суставы,
Сумейте чувства чуда пробудить;
Во всём, везде беззвучные октавы
Проставьте к удивлению на вид.

Ладонь, подошву или же колено
Потрогать, как картинку рассмотрите;
Разумное всегда великолепно –
Созвучие чудеснейшего ритма.

В любое время года или суток
Ребёнку помогите веки разомкнуть,
Чтоб он до старости мог с пузырями гукать,
В учёбе не потребуется кнут.

Испытано не нами – пастушком
Из дома Иессея, младшим сыном;
Он пас овечек и ходил пешком,
Нам удивления на сотни лет отсыпал.

Он слышал проповедь беззвучную небес,
И как вещает мать-земля о Боге;
Хватался за блокнот, едва успев присесть,
Знал тайну скорби, словно жил в остроге.

Сравнениями сыпал неспроста,
Подстёгивал себя концом от смерти; –
Не видя, многое изрёк нам про Христа,
Тысячелетия его Псалтирь не меркнет.

Не перестану удивляться снам, –
Вся жизнь – почти что сонные мечтанья;
При удивлениях осенняя весна,
Подсчёт талантов завтра и настанет.

Ходите в лес с шуршащею листвой,
Смотрите перекаты горной речки,
Раскапывайте тайну – она за слоем слой…
Хвалитесь Господом, иначе будет нечем.

06.10.06. ИгЛа


232

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: