размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3119

Вопрос на тему «Внутренний мир человека»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Вопрос 3119:

Как правильно вести дневник? Можете ли показать это на каком-то конкретном примере?

Ответ И.Т. Лапкина:

Можно ответить в виде народной сказки: жили-были два мужика, один был глубоко верующий, а другой был глубоко заблуждающийся вольнодумец и они не могли терпеть друг друга. Оба были весьма знамениты на всю страну Русь несвятую. И оба писали дневники, пытались выправить себя к лучшему – один через рассуждения, а другой добавлял к размышлениям о своей немощи и молитву. Оба были с бородами и у каждого было много последователей. (ТОЛСТОЙ Лев Николаевич – 9.9.1828 -20.11.1910 = 82; Иоанн Кронштадтский (Сергиев) умер на 80 году жизни 20 дек. 1908 г. Дневники Льва может читать любой в библиотеке. А вот с дневниками о.Иоанна посложнее – их стилизовали, глянцевали житийные мастера. В дневниках человек пишет далеко не всё, далеко не напоказ многое. Но всё же что-то может приоткрыться.

Выписки из дневников о.Иоанна Кронштадтского.

Оттуда были раньше стилизаторами биографий-житий извлечены только благоговейные размышления и духовные созерцания, а все же личные и интимные переживания батюшки – его непрестанная борьба с грехом, помыслами и чувствами – остались ненапечатанными. Тогда как каждая строчка всероссийского пастыря может иметь значение для того, кто по его примеру ведёт жизнь по пути духовного совершенствования. На первой странице о.Иоанн делает такой заголовок: «некоторые заметки о богослужении Православной Церкви на память мне самому и дорогой братии моей отцам-иереям и диаконам, отчасти и псаломщикам. 12 мая1907 года».

14 нояб 1906 г. Вспомнил я свою С-Петербургскую академию и жизнь мою в стенах её, которая была небезгрешная. Хотя был я весьма и весьма благочестивым студентом, преданным Богу всем своим сердцем. Был у нас студент в академии, он напился до бесчувствия и отморозил себе руки за стенами академии (ворота были заперты на ночь и он не мог попасть в академию). Мне было приказано за всенощной стоять и держать митру архимандриту Кириллу, экстраординарному профессору и помощнику инспектора академии; и я не стал и потом, когда товарищи заметили, зачем я это сделал, ответил им: «сам снимет». Как мне прошла эта грубость в его отношении, я не знаю, но только архимандрит, видимо, обиделся на меня и по адресу моему на лекции в аудитории говорил очень сильные нотации, не упоминая меня. Но вы дали мне возможность получить академическую степень кандидата Богословия и сан священника.

26 июня после литургии. Благодарю всем сердцем Господа нашего за принятие моей покаянной теплой молитвы о помиловании меня и исцелении лютой язвы сердца моего, поразившей его за имеющуюся неприязнь к рабе Божией… за то, что она становится в храме впереди всех (я её тайно уничтожил и подверг лицеприятию, ведь другим лицам я этого не сделал).

19 авг. Ивановский монастырь. Вследствие излишества в пище и сладкопитания, и сна на пароходе, я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мой Веру Ив. за то, что она возила меня по очень грязным квартирам, где я испытал сильное стеснение от народа. Это – раз; другой – за то, что она очень далеко повезла, тут я крепко рассердился на то, что она не назвала улицы, куда везёт. Но я покаялся всем сердцем в своём нетерпении и своенравии. Обвинил себя же самого, а В.И. оправдал, как кроткую и смиренную. Ловит и ловит, непрестанно ловит вселукавый и всезлобный враг. Сегодня в церкви Дома Трудолюбия в Кронштадте меня ловил и томил неприязнью к моему соборному псаломщику. Каким-то уничижением, ревностью и завистью к нему из-за того, что он очень резко выделялся свои голосом при пении литургийных песнопений. С трудом я сломил насилие врага.

26 сент. Особенно сильно было и быстро как молния искушение на великом входе со св. Дарами, когда враг приразился к сердцу моему острою неприязнью к жене за то, что она стояла за решёткой на солее, куда запрещено было всем становиться... Но с причастниками, не истово подходившими, я смутился и раздражился, и врага потешил своим гневом. Глубокое моё покаяние, однако, Господь принял и помиловал меня. О, как ловит окаянный.

31 окт. В Кронштадте в Дому Трудолюбия, когда ходил с молебнами и причащал больных приезжих, ходила за мной из квартиры в квартиру пожилая дева, домогавшаяся частицы для причащения своего. В запасе оставалось мало частиц – и я весьма даже рассердился на неё, и резко отогнал её от себя. Отогнал и её сродницу, ходатайствующую за неё, и вот прогневал я своим раздражением Господа. Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащающиеся Св. Тайн Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей, предаются озлоблению и непокорности. Господи, что мне с ними делать? Как и когда допускать к Чаше жизни? Не давать ли им епитимию? Но и меня самого, врача других, исцели, Господи, ибо я непрестанно согрешаю после причащения Святых Тайн.

24 мая. Бесплотный злодей искал ищет сделать для меня противным молодого врача, данного мне профессорами, и возбуждает жалость к внушительной сумме денег, которую он выговорил за 2 месяца. Но Ты, Господи, разрушил коварство врага!

8 мая 1907. Искусился лицеприятием и презорством, гордостью, неприязнью к нищим, не имеющим определённого занятия в Кронштадте и часто подступающим без спросу у меня к Чаше причащения. 20 мая. Я сильно искушался через нищих мальчиков лет 9-10, неотступно преследовавших мою карету и просивших подачку, – я рассердился озлобился на них за вторичное прошение (им было дано по рублю, хоть и не всем).

28 мая. На душе было уныние и неприязнь невольную ощущал ко встречающимся по дороге и в храме. В середине литургии враг усиливался поколебать мой мир пристрастием сердца к блестящему тлену (митре), пожалел я о том, чтобы не задымилась (от горящих свечей и кадила); проповедь сказал смело, сердечно и сильно. 31 мая, 12 ночи. Благодарю Господа, принявшего тайное покаяние моё в судительных и резких словах о правительстве Русском, допустившем своими неправильными действиями японскую войну. 2 июня, вечер, 6 часов. Согрешил пред Богом, разгневавшись сильно на Е.М., впавшую в большую погрешность против меня и всех плывущих на пароходе: заставила ждать себя долго и напрасно, когда надо было торопиться. Я сильно озлобился.

15-го служил в соборе благодатно, со слезами, но враг бесплотный на Литургии верных сильно отрывал сердце моё от любви Божией и от сознания своей душевной бедности пристрастием к суете – к митре, как бы не задымить её кадильным дымом; от этого безумия избавился с трудом и только тайной молитвой покаяния. Какое глупое сердце! А сколько у меня митр – до 20! А я уже старик! Кому же они достанутся по смерти? А разве износить их? Не за мишурой ли ты гонишься? За красотой ли прелестной и исчезающей. За узами или за путами, связующими твою душу. От гордости и тщеславия происходит желание пышно и красиво одеваться. Зачем истребляют леса и оголяют землю во всём мире? 18 июня. Один день я остался без службы Божией и почувствовал в себе оскудение духовной жизни, оскудение благодати, присутствие греховной силы и нужна была немалая борьба с греховными усиливающимися влечениями.

22 июля. Сказал проповедь содержательно и складно, в присутствии преосвященнейшего Владимира. Господи, даруй мне благодатно не прилепляться к вещам мира сего (потерял гребёнку). Вождь нашего воинства А.К. Куропаткин оставил все, поднесённые ему иконы в полку, в плену у японцев, лазутчиков. Между тем, как мирские слова и вещи захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной? За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. Зато мы стали в посмеянии и попрание всем врагам нашим. Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения «Начало и конец видимого мира», что он, светский человек, и более меня, академика и священника, сведущ в Богословии и составил своё это сочинение премудро, глубокомысленно, просто!

26 июля. Благодарю Господа за всю любовь населения ко мне, за всё горячее расположение, которое я видел в продолжение трёх суток. В конце обратного пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне (годов девять тому назад) епископа, а ныне и архиепископа, в миру Алексея, и я себя искренно осудил в неприязни и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные, – что и дал Господь... Цветков плохо жил, пиво пил и нечто другое творил. Враг бесплотный внутри нас, в сердце нашем гнездящийся постоянно старается высмеивать, осквернять мысленно природные, необходимые члены, созданные Творцом для естественных отправлений, а то и святые лица или предметы, достойные всякого уважения. А уж какие истории делает над нами во сне, какие строит химеры, описать невозможно. Как наяву, так и во сне враг льстит и берёт душу и мою душу бесчисленными греховными мечтаниями.

25 июня. Каким бедам и насмешкам подвергает меня враг во сне. Какие мечтания неподобные внушает, а равно и нелепые сновидения, высказать невозможно! Уж и лиходей проклятый! Но причины таких вражьих мечтаний находятся во мне, многострастном. Каждый час и минуту я должен внимать себе, чтобы не дать воли дикому ослу – моему ветхому человеку – исполнять свою ослиную пагубную волю и подвергать бесчисленным опасностям «безопасные» мои действия и блаженную волю Бога моего. Господи, расположи сердце моё к памяти бывшего митрополита Исидора, сурово и гордо всегда принимавшего меня. А впрочем и не лишавшего меня земных наград и тщетных славиц – крестов и орденов. Всякую ночь злые демоны поят меня презрением и насмешками. Согрешил – вечером лишний раз попил чаю и поел булочки рыхлой на сахаре. Не надо было. Я – раб чрева и раб многострастной плоти. 2 июня. Причастников – младенцев множество; мирян не очень много – человек 40. Под конец раздражился и озлобился минутно на неумелость матерей – крестьянок и мещанок – подносить ребят, на упорство младенцев. Благодать мира оставила меня; вошёл огонь адский, овладели мною смущение, скорбь и теснота; немедленно осудил себя.

8 июля 1906 г. Причащал народ, согрешил лицеприятием, неприязнью и привередливостью ко вновь прибывшим в Леушино женщинам. Ничего не делающим, а только рыщущим по миру с невнушающим доверия и неблагообразным видом.

14 июля, четверг. За мною гоняются из города в город какие-то странствующие девушки и худощавые женщины. Слышал я, признают меня за Христа; и я не допускал их иной раз до святой чаши Тела и крови Христовой. Надо их испытать, они ничего не делают, а только перекочёвывают из места на место: где я, там и они. Господи, вразуми их и спаси!

27 августа, 10 часов вечера. Чудно претворение совершил Господь внутри меня. В сердце моём, в душе моей, воспалённой гневом. Спасай так всех, как меня, многогрешного. Сердце у меня самолюбивое, алчное, завистливое, корыстолюбивое, ленивое на молитву и на всякое добро. 2 июня. «Если мало воды в реке Пинеге, то Ты, Господи, только скажи слово, и она наполнится водою, и моё судно, пароход «Николай» пройдёт по ней до родины, Суры и обратно. Аминь». 13 сент. Благодарю Господа, умирившего сердце моё, смущённое клеветой С-Петербургского листка. Распят ли я миру?»

Пс.48:4 – «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание».

Пс.100:2 – «Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».

2Кор.13:5 – «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».


Есть просьбы, есть наказы, пожеланья
Красивые, хорошие, святые.
Но как их выполнить, когда нас люто лают,
Да так, что кровь остаточная стынет.

Апостол Павел жил среди тревог,
Волненьями, штормами был опутан,
Ехидну стряхивал не раз то с рук, то с ног,
И забывал уют семьи и ужин.

Я говорю о радости всегдашней,
О коей он просил и умолял,
Чтоб в радости скрывались, словно в башне,
Все беды разводили по нолям.

Ни продыха, ни шага без скорбей,
Обиды от друзей и от лжебратьев.
Казалось, невозможно не сробеть,
Смерть сутками вблизи, не за оградкой.

Но «радуйтесь и радуйтесь всегда», –
Он пишет в Фессалонику, в Филиппы,
Чтоб почернелая рассыпалась беда
И горести с болячками отлипли.

Как выполнить красивый тот наказ,
И не с резиновой сектантскою ухмылкой;
Избыть и избегать на выдохе бы спазм,
Когда трясутся жилы и поджилки.

Блаженно тело и блажен тот дух,
Душою названы с телами совокупно;
Где царствует Христос и воспевает вслух
И про себя хвалу Ему не скудно.

Он наш триумф, как победивший смерть,
Исхитивший из огненного ада;
Усыновлён, искуплен – лишь поверь,
И радуйся, ликуй, владелец клада.

Той радости глубинной и всегдашней
Не знает мир, не принявший Христа.
Из вечности смотреть на беды наши,
Пасхальный гимн расцвёл тогда в устах.

08.04.06. ИгЛа


267

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: