размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 2493

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Вопрос 2493:

Что такое, по-вашему, «каноническая территория РПЦ» и почему в последнее время РПЦ склонна отождествлять со своей паствой всех проживающих в России русских, отказывая в то же время в этом праве другим вероисповеданиям? Разве ваша Церковь отрицает, подобно мусульманам и иудеям, фундаментальный христианский принцип личного обращения в веру?

Ответ митр.Кирилла (Гундяева): Принцип канонической территории имеет очень долгую историю. Ещё Апостол Павел писал:

«Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)

За этим стояло отнюдь не обыденное желание «не отбивать чужой хлеб», тем более что сам Апостол предпочитал жить трудом собственных рук. Из пастырского опыта Павел знал, как легко в церковную среду проникают разделения на «кифиных» и «аполлосовых»; знал он также, сколь важно для успешного благовестия учитывать местные национальные и культурные особенности. Таким образом, намеренный отказ от проповеди Евангелия там, где эта проповедь уже звучала - это не только требование христианской этики, но и необходимое условие действенного благовестия. В эпоху, непосредственно следовавшую за апостольским веком, когда количество христиан увеличилось, этот принцип был закреплён в каноническом сборнике, известном под названием «Апостольских правил». В нём, в частности, говорится: «Епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без рассуждения: Епископ да не дерзнёт вне пределов своей епархии творить рукоположения во градах и в селах, ему не подчиненных» (Правила 34, 35). Каноническое предание неразделенной Церкви сформулировало очень важный принцип: в одном городе - один епископ, то есть в одном городе, или говоря шире, в одном месте - одна Церковь.

Не может быть в одном месте нескольких поместных Церквей. Последнее - это нонсенс с точки зрения традиции неразделённой Церкви. Мы не считаем, что последующее трагическое разделение Церкви и появление так называемых конфессий способно на онтологическом уровне упразднить этот принцип, восходящий к раннехристианскому времени. Вот почему Россия, где слово Божие было проповедано Православной Церковью, и где она изначально существовала как Поместная Церковь, то есть Церковь данного места, по нормам канонического права считается канонической территорией Московского Патриархата. Протестантские религиозные организации вольны принимать или не принимать эту данность настолько, насколько они признают канонические нормы Неразделенной Церкви. Но и от нас никто не в праве требовать отказа от того, что составляет важнейшую часть Церковного Предания. Со времени Крещения Руси русские православные миссионеры стали просветителями-первопроходцами, игравшими ключевую роль в христианизации страны, в развитии национальной самобытности народов, которым они несли слово Божие. Всё это привело к возникновению и развитию уникальной православной культуры, вобравшей в себя всё самое лучшее из прежних эпох и ставшей главным богатством многих народов России. Ответственность за евангельскую проповедь, пастырскую работу, духовное воспитание и просвещение живущих на этой земле людей легла именно на Русскую Православную Церковь, которая на своей канонической территории представляет всю полноту вселенской Церкви Христовой.

Наша Церковь ощущает эту великую ответственность за всех своих членов, то есть за тех, кто принял у нас Таинство Крещения, которое, как мы верим, делает человека членом Церкви. Народы России, имеющие православное культурное наследие, именно от Русской Православной Церкви ждут евангельского слова, именно в ней видят духовный ориентир. Здесь нет пресловутого «отождествления» Русской Церковью всех россиян со своей паствой. Данные статистических опросов показывают, что подавляющее большинство жителей нашей страны в той или иной степени ассоциирует себя с Православием. Это является их свободным личным выбором. Конечно, факт принадлежности к Церкви по Крещению не отменяет необходимости воцерковления, индивидуального осмысления своего места в церковной общине. Привлечение верующих к более активной церковной жизни в настоящее время составляет одну из главных задач нашей пастырской работы. Таким образом, когда Русская Православная Церковь говорит о своей канонической территории, это означает также осознание ответственности за духовную судьбу нашего народа, являющегося наследником тысячелетней христианской культуры, давшего миру сонмы мучеников и других святых. Служение, которое в нашей стране многие века несёт Русская Православная Церковь, уникально, и роль её нельзя заменить по той же причине, по которой нельзя изменить историю».

Ответ И.Т. Лапкина:

Ни слова правды по Библии, а всё туман нагонял. Да никогда ответственной за русских людей церковь в России не была. Только так мыслилось в Синоде, сами себе цену набивали. Ответственны в том смысле, чтобы случайно кто от них не выскользнул к староверам или в штунду. А у себя-то - тьма непрорубная, пьянь и голытьба – это никому и не мыслилось менять. Главное, чтобы никто никуда не ушёл, а был тёмным быдлом в храме. Так и сейчас. Кто не верит, приезжайте на Алтай. Православная церковь - самое слабое звено в человечестве. Пастыри не учат и не ревностно стараются, чтобы никто ничего не узнал. Мы издали в трёх томах «Новый Завет» с толкованием блаженного Феофилакта и комментариями на места толкования, где говорится о необходимости изучения Слова Божия и о необходимости проповеди. И что? Подаренные людям эти три тома, по 752 стр. каждый том, священники стали изымать и призывать к сожжению. Не поверите? Потому что не знаете глубину мрака, скрытую в патриархии.

Никакой канонической территории нет - это выдумки сонных и ленивых. В вопросе больше смысла, чем в ответе Кирилла. Запрет творить рукоположение подменяет запретом на проповедь – это для чего? В рассуждениях митрополита духовное интриганство и подмена понятий о сеянии на чужом. Да в России-то не сеяно две тысячи лет, люди совершенно ничего не знают. Хватились! Забегали, когда уже одни головёшки остались.

Иез.34:2,10 - «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их»

Иез.34:28 – «Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их»

1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия»


200

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: